Консультант плюс федеральный закон о полиции

На действия сотрудников полиции предлагается распространить принцип «презумпции доверия»

Депутатами Госдумы подготовлен законопроект, направленный на усиление гарантий защиты прав граждан и уточнение прав и обязанностей сотрудников органов полиции.

В частности, в обязанности сотрудников полиции законопроектом вменяется: разъяснение гражданину причин и оснований применения к нему мер, ограничивающих права и свободы; сообщение родственнику или близкому лицу пострадавшего о принятых мерах помощи и о направлении его в медицинскую организацию; осуществление розыска лиц, утративших связь с родственниками; предоставление сведений о наличии (отсутствии) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования и о нахождении лица в розыске.

Законопроектом предусматривается и расширение прав сотрудников полиции, в том числе на вскрытие транспортного средства в целях спасения граждан или в случае, если в нем забаррикадировалось лицо, совершившее (совершающее) преступление; на осуществление в границах территорий, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, осмотра граждан, находящихся при них вещей, транспортных средств и грузов с участием водителей или сопровождающих груз граждан для предупреждения проноса (провоза) предметов, свободный оборот которых ограничен или запрещен; на проникновение на земельные участки и территории для задержания лиц, застигнутых на месте преступления.

Кроме того, законопроектом уточняются полномочия сотрудников полиции по применению оружия в целях предотвращения теракта, освобождения заложников, отражения вооруженного группового нападения на критически важные и потенциально опасные объекты, административные здания.

Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ
«О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»

С изменениями и дополнениями от:

21 июля 1998 г., 9 марта 2001 г., 31 декабря 2002 г., 30 июня, 8 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 7 марта 2005 г., 15 апреля 2006 г., 5 февраля, 21, 24 июля, 30 октября 2007 г., 27 сентября 2009 г., 1 июля, 29 декабря 2010 г., 7 февраля, 5, 21 апреля, 3 декабря 2011 г., 2, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 3 февраля, 28 июня, 22 декабря 2014 г., 3 июля, 28 декабря 2016 г., 19 июля 2018 г.

Принят Государственной Думой 21 июня 1995 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Регулируется порядок и определяются условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей.

Устанавливаются права подозреваемых и обвиняемых и порядок их обеспечения, основные требования, предъявляемые к обеспечению изоляции. Определяется материальная ответственность подозреваемых и обвиняемых в случаях причинения ущерба государственному имуществу. Указываются основания освобождения из-под стражи.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением: ч. 2 ст.5, которая вступает в силу после приведения уголовно-процессуального законодательства в соответствие с положениями Конституции Российской Федерации;

пунктов 5, 11 и 16 ч. 1 ст. 17 — в отношении подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в изоляторах временного содержания; частей первой (в части требований гигиены и санитарии), частей 2 и 5 ст. 23 — в отношении подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах, которые вступают в силу с момента создания соответствующих условий, но не позднее 1 января 1998 года.

Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением норм, перечисленных в статье 52 настоящего Закона

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 20 июля 1995 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 17 июля 1995 г., N 29, ст. 2759

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 203-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 503-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 299-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 193-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 435-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 294-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. N 78-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2011 г. N 49-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 434-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2010 г. N 132-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 сентября 2009 г. N 224-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 октября 2007 г. N 241-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дняофициального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 10-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 9-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 15 апреля 2006 г. N 50-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 марта 2005 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 187-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 марта 2001 г. N 25-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Новости от Главной книги (01.11.2017)

Пониженные тарифы по взносам не всегда зависят от кода по ОКВЭД2
Упрощенцы, ведущие деятельность в социальной и/или производственных сферах и применявшие «льготные» тарифы страховых взносов до 2017 года, могут продолжать пользоваться льготой и дальше (естественно, при условии соблюдения требований о доле и размере доходов).
Источник: Письмо Минфина от 13.10.2017 № 03-15-07/66964 (направлено письмом ФНС от 25.10.2017 № ГД-4-11/[email protected])
По НК отнесение той или иной деятельности к льготной категории, дающей право на применение пониженных тарифов страховых взносов, производится на основании классификатора видов экономической деятельности.
В связи с переходом с 01.01.2017 года с ОКВЭД1 на ОКВЭД2 были разработаны переходные ключи соответствия кодов старого и нового классификаторов.
Читать далее

Появится перечень услуг, оказываемых в аэропортах и освобожденных от НДС
С 01.01.2018 вступит в силу поправка в НК, согласно которой перечень освобожденных от НДС услуг по обслуживанию самолетов будет утверждаться правительством РФ.
Источник: Федеральный закон от 30.10.2017 № 305-ФЗ
По действующему законодательству, не подлежат обложению НДС услуги по обслуживанию воздушных судов (в т.ч. аэронавигационное обслуживание), оказываемые непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ (пп.22, п.2, ст. 149 НК).
Однако из-за расплывчатости формулировки, на практике нередко возникают вопросы, с каких именно услуг нужно начислять НДС, а с каких нет, что приводит к спорам между налогоплательщиками и инспекциями. Утверждение четкого перечня услуг, в отношении которых применяется НДС-освобождение, должно свести к минимуму возможность разного толкования этой нормы.
Новости для бухгалтера на сайте

Судебным приставам разрешили задерживать неплательщиков алиментов
Подписан закон, дающий право сотрудникам ФССП самостоятельно задерживать и доставлять должников по алиментам на детей и/или нетрудоспособных родителей в суд или отделение полиции.
Источник: Федеральный закон от 30.10.2017 № 309-ФЗ
До сих пор приставам приходилось обращаться для этого за помощью к сотрудникам МВД.
Естественно, речь идет о злостных неплательщиках алиментов, в отношении которых ведется исполнительное производство.
Напомним, что за неуплату алиментов на детей без уважительных причин в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, предусмотрено наказание в виде:
— либо обязательных работ на срок до 150 часов;
— либо административный арест на срок от 10 до 15 суток;
— либо штраф до 20 тыс.рублей (ст. 5.35.1 КоАП).
Новости для бухгалтера на сайте

Трудинспекторы вправе проверять соблюдение требований времен СССР
До 01.07.2022 года при трудовых проверках инспекторам разрешено проверять выполнение работодателями отдельных требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти РСФСР и СССР.
Источник: Федеральный закон от 30.10.2017 № 308-ФЗ
Соответствующие поправки внесены в закон о защите прав юрлиц и ИП при проведении государственного и муниципального контроля.
Проверяться может исполнение организациями и ИП советской нормативки, устанавливающей требования в области единого тарифно-квалификационного справочка работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, списков работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение. А также в области установления районных коэффициентов и «северных» надбавок.
Новости для бухгалтера на сайте

Еще можно попросить ФСС о скидке к тарифу взносов на травматизм на 2018 год
Заявление на установление скидки нужно сдать не позднее 1 ноября, составив его по специальной форме.
Условия, необходимые для того, чтобы фонд рассмотрел ваше заявление:
– на дату подачи заявления у вас нет задолженности по взносам;
– вы своевременно уплачивали текущие (в 2017 году) взносы;
– с момента вашей госрегистрации прошло три года.
Решение о предоставлении скидки или об отказе в ней ФСС должен будет принять не позднее 1 декабря. Значения показателей, на которые опирается ФСС при принятии решения о скидке, вы найдете в Постановлении ФСС от 31.05.2017 № 67.

Семинар-практикум для бухгалтера,Москва
В 2017 г. кардинально меняется порядок использования ККТ, получения наличной выручки и расходования ее без сдачи в банк. Лучше узнать все новшества и привести в соответствие с ними кассовые аппараты сейчас, потом штрафы будут стоить вам дороже.
Приглашаем на семинар — практикум «Кассовая дисциплина. Первые итоги реформы. Кардинальные изменения работы компании – онлайн-кассы 2018»
Спикеры: Сорокин Александр Александрович, начальник отдела методологии автоматизированного контроля учета выручки Управления оперативного контроля ФНС России
Зудин Василий Юрьевич, заместитель директора компании «Такском», к.э.н.
Организаторы семинара: Институт налогового менеджмента и экономики недвижимости совместно с компанией «Такском» при поддержке Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, а так же, информационной поддержке издательства «Главная книга».
Место проведения: Институт налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ «Высшая школа экономики» (м. Лубянка, ул. Мясницкая, д. 11, ауд.518)
Дата проведения: 15 ноября 2017 г.
Время проведения: с 10:00 до 13:00
Задайте свой вопрос при регистрации и получите ответ на семинаре. Ваше мнение будет услышано инициаторами реформы.
Участие бесплатное по предварительной регистрации

Отчетность в ПФР

Полиция — Взносы: Предлагается предусмотреть участие органов внутренних дел в проводимых органами контроля за уплатой страховых взносов выездных проверках

Изменениями, которые вносятся в Федеральный закон «О полиции», на полицию возлагается обязанность направлять материалы в налоговый орган либо в орган контроля за уплатой страховых взносов для принятия по ним решения при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов либо органов контроля за уплатой страховых взносов.

Законопроектом также предлагается внесение изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», направленных на создание механизма взаимодействия между органами контроля за уплатой страховых взносов и правоохранительными органами.

Проект Федерального закона N 927406-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды»

Консультант плюс федеральный закон о полиции

АНАЛИЗ

ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

О внесении изменений в Федеральный закон «О полиции»
и отдельные законодательные акты Российской Федерации

Данный анализ подготовлен по результатам общественного обсуждения законопроекта, проведенного 2 сентября 2015 года Общественным советом при ГУ МВД и Уполномоченным по правам человека в Воронежской области. Материалы

I . Общая оценка законопроекта

1. Большая часть предложенных в законопроекте поправок носит «косметический» (редакционный, лингвистический) характер и не меняет по существу положений Закона.

2. Среди поправок, расширяющих отдельные полномочия полиции, есть как вполне обоснованные (например, о проникновении в транспортные средства), так и усиливающие правовую неопределенность (например, по дополнению оснований применения оружия при задержании).

3. В целом предложенный набор расширений полномочий полиции возвращает к функционалу, определенному Законом «О милиции». Ряд этих полномочий при общественном обсуждении ФЗ «О полиции» в 2010 году были признаны чрезмерными и не вошли в него. Возвращение этих полномочий вызывает вопросы о качестве реформы органов МВД.

4. Большая часть нарушений прав граждан со стороны полиции вызваны не недостатками ФЗ «О полиции», а пробелами смежного законодательства, например, уголовно-процессуального, допускающими возможность необоснованного возбуждения, прекращения, затягивания ведения уголовных дел.

Общий предварительный вывод обсуждения: для достижения заявленных целей законопроект требует детальной доработки и, в том числе, поправок в другие нормативные правовые акты, регулирующие сферу деятельности полиции.

II . Постатейный анализ

Статья 1

(Изменения в Федеральный закон «О полиции»)

1. Поправки, вносимые пунктами а), б), в), г) части 2)

Анализ: Данные поправки заменяют в тексте закона понятие «обязан» на «должен». В русском языке слова «обязан» и «должен» являются синонимами, таковыми их рассматривает и справочная правовая система «КонсультантПлюс» при осуществлении контекстного поиска. С точки зрения юридической техники понятие «должен» применяется в небольшом количестве федеральных законов (не более 100) в конструкциях «должен применяться», а к субъектам правоотношений применяется понятие «обязан». Кроме того, статья 12 данного ФЗ называется «Обязанности полиции».

Вывод: внесение указанных поправок нецелесообразно.

2. Поправки, вносимые частью 1), пунктом е) части 2, частью 4), частью 5), частью 6), частью 10), пункты а), б), г) части 11)

Анализ: Данные поправки носят стилистический характер и не меняют смысла текста предыдущей редакции.

Вывод: внесение указанных поправок нецелесообразно.

3. Поправка, вносимая пунктом д) части 2),

Анализ: Данная поправка уточняет реализацию обязанности сотрудника полиции представиться и пояснить причину обращения сразу после:

-устранения угрозы жизни и здоровью сотруднику или другим лицам;

-пресечения преступления или административного правонарушения в незамедлительных случаях;

-окончания преследования лиц, совершивших преступление или правонарушение,

Сомнение в правомерности данной поправки вызывает отнесение к экстренным обстоятельствам административных правонарушений без уточнения их характера, что дает возможность произвольного расширительного толкования.

Вывод: внесение данной поправки целесообразно после указанного уточнения либо исключения из формулировки административных правонарушений как оснований.

4. Поправка, вносимая частью 3),

Анализ: Данная поправка, исключающая из формулировки части 4 статьи 6 слова «или какие-либо иные обстоятельства» устраняет правовую неопределенность.

Вывод: внесение данной поправки целесообразно.

5. Поправки, вносимые частью 7),

-Пункты а)-г), е)-о) обоснованно дополняют и уточняют обязанности полиции с учетом формулировок, введенных другими действующими нормативными правовыми актами.

-Пунктом д) вводится обязанность осуществлять розыск лиц, утративших связь с родственниками, однако, ни данный статус, ни порядок его признания в законодательстве не определены.

-внесение поправок (кроме пункта д)) целесообразно в предложенной формулировке;

-внесение поправки, предложенной в пункте д) возможно только после законодательного закрепления понятия «лицо, утратившее связь с родственниками» и порядка его определения.

5. Поправки, вносимые частью 8),

-Вводимое пунктом а) право «требовать от граждан, в случае их обращения, назвать свои фамилию, имя и отчество» обоснованно с учетом обязанности сотрудника полиции представляться гражданам. Однако после этих слов должна стоять точка с запятой, а не запятая, т.к. обратившиеся граждане должны быть отделены от подозреваемых и других перечисленных категорий лиц. Тогда вводимое там же право «осуществлять меры по идентификации указанных лиц» не будет касаться обратившихся граждан.

-Поправки, вводимые пунктами б)-е), з), и) обоснованно дополняют и уточняют права полиции с учетом формулировок, введенных другими действующими нормативными правовыми актами.

-Пункт ж) изменяет формулировку основания проведения досмотров с «при наличии данных о том» на «, если имеются основания полагать». Предлагаемая формулировка снижает уровень правовой определенности относительно применимости действий, ограничивающих права граждан, и не применяется в аналогичном контексте в других федеральных законах.

Вывод: внесение поправок целесообразно, кроме пункта ж).

6. Поправка, вносимая частью 9),

Анализ: Предлагаемая редакция части 2 статьи 13 распространяет ее действие на все перечисленные в части 1 права, уточняет границы их применения компетенцией полиции и определяет перечень категорий нормативных правовых актов, устанавливающих компетенцию (по аналогии со статьей 3 данного Закона).

Вывод: внесение данной поправки целесообразно.

7. Поправки, вносимые частью 11),

-По пунктам а), б), г) замечания аналогичны разделу 2 данного анализа.

-Пункт в) дополняет цели проникновения сотрудников полиции в помещения и на земельные участки — для задержания лиц, застигнутых на месте совершения ими деяния, содержащего признаки преступления, и (или) скрывающихся с места совершения ими такого деяния.

-Пункт д) уточняет порядок информирования о проникновении сотрудников полиции в помещения.

-Пункт е) устанавливает необходимость и порядок информирования граждан о проникновении сотрудников полиции на земельный участок.

-Пункт ж) обязывает уведомлять о проникновении сотрудников полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан не только прокурора, но и суд. В то же время данная обязанность не вменяется полиции при аналогичном проникновении на земельный участок.

-внесение поправок по пунктам в), д), е) целесообразно в предложенной редакции;

-пункт ж) требуют уточнения;

-внесение поправок по пунктам а), б), г) нецелесообразно.

7. Поправка, вносимая частью 12),

Анализ: Введение статьи о вскрытии транспортных средств, а также предложенные цели и порядок осуществления полицией данного действия представляются обоснованными и юридически корректными.

Вывод: внесение данной поправки целесообразно.

8. Поправка, вносимая частью 13).

Анализ: Выделение предупреждения в качестве самостоятельного основания для оцепления (блокирование) участков местности при угрозе массовых беспорядков вполне обоснованно, т.к. может позволить избежать человеческих жертв и крупного ущерба. Для всех остальных перечисленных действий — это явно избыточно и позволяет произвольное толкование.

Вывод: внесение данной поправки целесообразно, но требуется ее уточнение.

9. Поправки, вносимые частью 14).

Анализ: Введение данных поправок представляется в целом обоснованным с учетом рисков, связанных с террористической и диверсионной деятельностью, но только при неукоснительном соблюдении статьи 18 данного Закона, которая обязывает сотрудников полиции проходить специальную подготовку и периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, а также устанавливает ответственность за его неправомерное использование.

Вывод: внесение данных поправок целесообразно.

10. Поправка, вносимая частью 15).

Анализ: Предлагаемая поправка необоснованно и неопределенно расширяет основания применения огнестрельного оружия при задержании, что дает возможность их произвольного трактования.

Вывод: внесение данной поправки нецелесообразно.

11. Поправка, вносимая частью 16).

Анализ: Предлагаемая поправка дает право сотрудникам полиции останавливать любые транспортные средства без какого-либо основания.

Вывод: внесение данной поправки целесообразно после уточнения.

12. Поправки, вносимые частью 17).

-Дополнение в пункте а) о том, что сотрудник полиции находится под защитой не только государства, но и закона правомочно.

-Пункт б) носит декларативный характер, не уточняются формы гарантий презумпции доверия и поддержки.

-Пункт в) необоснованно расширяет правовые основания для признания действий сотрудников полиции, не подлежащими преследованию, путем включения ведомственных нормативных актов в дополнение к законам.

Вывод: внесение данных поправок нецелесообразно.

13. Поправка, вносимая частью 18).

Анализ: В поправке предложена более корректная юридически формулировка.

Вывод: внесение данной поправки целесообразно.

14. Поправки, вносимые частью 19).

Анализ: поправки дополняют социальные гарантии сотрудникам полиции.

Вывод: внесение данных поправок целесообразно.

Статья 2

(Изменения в Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации»)

1. Части 1) — 4) вносят поправки уточняющего характера по различным аспектам организационно-кадровой работы органов МВД

Вывод: внесение данных поправок целесообразно.

2. Поправки, вносимые частями 5) и 7) позволяют увольнять сотрудников полиции в период их временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске или в командировке в отдельных случаях. Среди оснований такого увольнения: признание негодным к службе по болезни, признание недееспособным, смена гражданства, осуждение, призыв на военную службу, совершение порочащего проступка, что вполне обоснованно.

Вывод: внесение данной поправки целесообразно.

3. Поправка, вносимая частью 6), об увеличении предельного возраста пребывания на службе для докторов наук обоснованна, т.к. позволяет сохранять ценные научные кадры в системе МВД.

Вывод: внесение данной поправки целесообразно

Консультант плюс федеральный закон о полиции

Выпуск от 12.02.2014

ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

Если перечень объектов недвижимости, в отношении которых налог на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости, официально размещен субъектом РФ после 1 января 2014 г., для расчета налога используется среднегодовая стоимость

Письмо Минфина России от 29.11.2013 N 03-05-04-01/51779

С 1 января 2014 г. вступили в силу изменения в Налоговый кодекс РФ, касающиеся особенностей определения базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости отдельных объектов недвижимости. Согласно п. 1 ст. 378.2 НК РФ к таким объектам, в частности, относятся:

— административно-деловые и торговые центры, а также помещения в них;

— нежилые помещения, которые предназначены или фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Особенности определения базы по налогу на имущество организаций должны устанавливаться законом субъекта РФ. Для применения новых правил с 1 января 2014 г. такой закон (с учетом положений ст. 5 НК РФ) должен был быть опубликован до 1 декабря 2013 г. При этом принятие закона возможно лишь в том случае, если утверждены результаты оценки кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (п. 2 ст. 378.2 НК РФ). Законами, соответствующими указанным требованиям, являются например, Закон г. Москвы от 20.11.2013 N 63, Закон Московской области от 15.11.2013 N 137/2013-ОЗ, Закон Амурской области от 29.11.2013 N 294-ОЗ и Закон Кемеровской области от 26.11.2013 N 115-ОЗ.

Кроме того, в силу п. 7 ст. 378.2 НК РФ, чтобы начать применять новые правила с 1 января 2014 г., уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ должен был установить перечень объектов, база в отношении которых определяется исходя из кадастровой стоимости, направить его в налоговые органы по месту нахождения данных объектов и разместить на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта РФ. Сделать это необходимо было не позднее 1 января 2014 г.

В рассматриваемом Письме Минфин России разъяснил, что если соответствующий закон субъекта РФ принят и опубликован в установленном порядке, а перечень объектов в указанный срок официально не размещен, то на налогоплательщика не может быть возложена обязанность по уплате налога на имущество в отношении таких объектов исходя из их кадастровой стоимости. В этом случае база по налогу на имущество за 2014 г. будет определяться в общеустановленном порядке в соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ как среднегодовая стоимость имущества.

Отметим, что в Письме от 18.12.2013 N 03-05-05-01/55962 финансовое ведомство сообщило следующее: объекты недвижимого имущества, которые не включены в перечень, размещенный на официальном сайте субъекта РФ или его уполномоченного органа исполнительной власти не позднее 1 января 2014 г., облагаются налогом на имущество по правилам п. 1 ст. 375 НК РФ исходя из их среднегодовой стоимости.

Когда учитываются отпускные, если отпуск приходится на два отчетных или налоговых периода

Письмо Минфина России от 09.01.2014 N 03-03-06/1/42

В рассматриваемом Письме Минфин России разъяснил, что отпускные, начисленные за ежегодный оплачиваемый отпуск, включаются в расходы пропорционально дням отпуска, приходящимся на каждый отчетный период. В обоснование данного вывода ведомство ссылается на нормы:

— п. 7 ст. 255 НК РФ, согласно которому учитываются расходы на оплату труда, сохраняемую на время отпуска, предусмотренного законодательством РФ;

— п. 1 ст. 272 НК РФ, устанавливающего, что при методе начисления расходы признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты;

— п. 4 ст. 272 НК РФ, в котором указано, что расходы на оплату труда признаются в качестве расхода ежемесячно исходя из суммы начисленных в соответствии со ст. 255 НК РФ расходов на оплату труда.

Минфин России неоднократно высказывал данную точку зрения (см., например, Письма от 23.07.2012 N 03-03-06/1/356, от 14.06.2011 N 07-02-06/107, от 23.12.2010 N 03-03-06/1/804). ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 16.11.2007 N А56-39310/2006 поддержал такой подход.

Однако по рассматриваемому вопросу возможна иная точка зрения. Отпускные можно учесть в расходах единовременно в месяце их начисления и выплаты. Дело в том, что согласно ч. 9 ст. 136 ТК РФ оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала. То есть отпускные выплачиваются единовременно независимо от того, на сколько отчетных периодов приходится отпуск. Налоговый кодекс РФ не содержит правил, предписывающих учитывать отпускные пропорционально дням отпуска, приходящимся на каждый отчетный период. Этот подход подтверждается судебной практикой (см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 26.12.2011 N А27-6004/2011, ФАС Уральского округа от 08.12.2008 N Ф09-9111/08-С3, ФАС Московского округа от 24.06.2009 N А40-48457/08-129-168). Дополнительные материалы по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль и Практическом пособии по налогу на прибыль.

Таким образом, расходы на оплату отпуска, который приходится на два отчетных или налоговых периода, организация может учесть в периоде начисления и выплаты отпускных. Однако в этом случае нельзя исключить возможность возникновения споров с контролирующими органами. Правомерность своих действий придется доказывать в суде.

Полную версию обзора «Новые документы для бухгалтера. Выпуск от 12.02.2014» см. в системе КонсультантПлюс и на сайте www.consultant.ru

Требование: О пересмотре в порядке надзора акта по делу о признании недействительными договора безвозмездного хранения имущества и дополнительного соглашения к нему.

Решение: Дело передано в Президиум ВАС РФ, поскольку установлено, что сделки заключены в нарушение требований статей 17.1, 19 и 20 Закона «О защите конкуренции» без проведения торгов и без получения согласия антимонопольного органа, суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали их недействительными.

Определение ВАС РФ от 31.01.2014 N ВАС-16034/13 по делу N А53-17625/2012

Требование: О взыскании убытков в размере полученной подрядчиком предоплаты и пеней.

Обстоятельства: Для заказчика в результате существенной просрочки исполнения обязательств по договору со стороны подрядчика разработанный проект потерял потребительскую ценность.

Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судами доводы заказчика не рассмотрены, не дали правовую оценку обстоятельствам, имеющим значение для дела, при этом не применили закон, подлежащий применению, а именно п. 2 ст. 405 ГК РФ.

Постановление Президиума ВАС РФ от 17.12.2013 N 9223/13 по делу N А40-91790/11-100-778

Требование: О взыскании задолженности по лизинговым платежам, расторжении договора лизинга, изъятии предмета лизинга.

Обстоятельства: Истцу выданы исполнительные листы и возбуждены исполнительные производства, по результатам которых установлено, что спорное имущество зарегистрировано за третьим лицом.

Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку из материалов исполнительного производства следует, что третье лицо должно было узнать о неправомерности отчуждения спорного имущества после получения запрета совершать регистрационные действия.

Постановление Президиума ВАС РФ от 15.10.2013 N 1426/13 по делу N А09-1562/2012

Требование: О пересмотре в порядке надзора судебных актов по делу о взыскании убытков.

Решение: В передаче дела в Президиум ВАС РФ отказано, поскольку суд сделал правильный вывод о том, что отсутствие правовой определенности в отношениях, связанных с уплатой НДС при реализации залогового имущества в процедуре конкурсного производства, не может свидетельствовать о наличии в действиях арбитражного управляющего вины, как одного из необходимых элементов состава правонарушения.

Определение ВАС РФ от 31.01.2014 N ВАС-988/14 по делу N А55-30272/2011

НОВОЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Федеральный закон от 03.02.2014 N 1-ФЗ

«О приостановлении действия абзаца четвертого пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации»

Срок приведения государственных (муниципальных) программ в соответствие с законом (решением) о бюджете продлен до 1 января 2015 года

До этой даты приостановлено действие абзаца четвертого пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса РФ, согласно которому государственные (муниципальные) программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете не позднее двух месяцев со дня вступления его в силу, то есть до 1 марта 2014 года.

Кроме того, установлено, что в 2014 году государственные (муниципальные) программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете в срок до 1 мая 2014 года.

ФНС России от 29.01.2014 N ГД-4-3/[email protected]

«О налоге на добычу полезных ископаемых»

ФНС России разъяснен новый порядок определения величины начальных извлекаемых запасов нефти и накопленной добычи нефти для целей исчисления НДПИ

Федеральным законом от 23.07.2013 N 213-ФЗ внесены изменения в статью 342 НК РФ, касающиеся порядка определения с 1 сентября 2013 года начальных извлекаемых запасов нефти. С указанной даты начальные извлекаемые запасы нефти рассчитываются как сумма извлекаемых запасов категорий А, В, С1 и С2 и накопленной добычи с начала разработки конкретного участка в соответствии с данными госбаланса полезных ископаемых на определенную дату.

Сообщается, что с учетом положений названной статьи в ее прежней и новой редакциях начальные извлекаемые запасы нефти следует определять следующим образом:

— для участков недр, указанных в подпунктах 10 — 12 пункта 1 статьи 342 НК РФ, как результат сложения величины извлекаемых запасов нефти категорий А, В, С1 и С2 по конкретному участку недр по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых (нефть) на 01.01.2008 и величины накопленной добычи нефти на 01.01.2008;

— для участков недр, указанных в подпунктах 14 — 16 пункта 1 статьи 342 НК РФ, как результат сложения величины извлекаемых запасов нефти категорий А, В, С1 и С2 по конкретному участку недр по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых (нефть) на 01.01.2011 и величины накопленной добычи нефти на 01.01.2011.

Накопленная добыча нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) для налоговых периодов 2012 года определяется на основании данных государственного баланса полезных ископаемых, утвержденного в 2011 году, для налоговых периодов 2013 года — на основании данных государственного баланса, утвержденного в 2012 году.

Письмо ФНС России от 30.01.2014 N БС-4-11/[email protected]

«О порядке предоставления имущественного налогового вычета в связи с приобретением жилья участником накопительно-ипотечной системы»

Участник накопительно-ипотечной системы вправе применить имущественный налоговый вычет к общей сумме расходов на приобретение квартиры, уменьшенной на сумму денежных средств, полученных из федерального бюджета

Если налогоплательщиком был получен имущественный налоговый вычет по расходам на приобретение квартиры, произведенным за счет собственных средств, а также произведенных за счет сумм накоплений для погашения полученного целевого жилищного займа, сформированных за счет доходов от инвестирования накоплений, то считается, что налогоплательщик реализовал свое право на получение имущественного налогового вычета.

ФНС России указывает также, что в случае возврата выплаченных из федерального бюджета сумм в связи с досрочным увольнением участника накопительно-ипотечной системы с военной службы возможность корректировки размера ранее полученного имущественного налогового вычета Налоговым кодексом РФ не предусмотрена.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ

«О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»

В Конституцию РФ внесена поправка о вновь образованном Верховном Суде РФ

Установлено, что Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Верховный Суд РФ формируется в составе 170 судей.

Предусмотрено, что Президент РФ:

представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, назначает судей других федеральных судов;

представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора РФ и его заместителей, вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора и его заместителей, назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов РФ, иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров.

Предусмотрено, что Генеральный прокурор и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Президентом РФ по представлению Генерального прокурора, согласованному с субъектами РФ. Прокуроры субъектов РФ освобождаются от должности Президентом РФ. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования после одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

Со дня вступления в силу Закона установлен переходный период сроком на 6 месяцев, в течение которого Высший Арбитражный Суд РФ упраздняется, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, передаются в юрисдикцию Верховного Суда РФ. Судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, назначенные до вступления в силу Закона, продолжат осуществлять свои полномочия до начала работы образованного Верховного Суда РФ.

В целях формирования первоначального состава образованного Верховного Суда РФ создается Специальная квалификационная коллегия по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда РФ.

Федеральный закон от 03.02.2014 N 14-ФЗ

«О внесении изменений в статьи 33 и 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

Уточнен порядок подтверждения кандидатами на выборные должности федерального, регионального и местного уровня отсутствия у них иностранных банковских счетов и финансовых инструментов

Уточнено, что при проведении выборов в федеральные и региональные органы власти, а также проведении выборов глав муниципальных образований кандидат обязан закрыть счета и прекратить хранение денежных средств и ценностей в иностранных банках за пределами РФ и осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата или списка кандидатов, а не к моменту своей регистрации, как это было установлено ранее.

Кандидат представляет вышеуказанные документы и письменное уведомление о том, что он не имеет счетов, не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках за пределами РФ, не владеет и не пользуется иностранными финансовыми инструментами, не в организующую выборы избирательную комиссию, а в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов или списков кандидатов.

Установлено, что схема одномандатных и многомандатных избирательных округов утверждается региональным законодательным органом или представительным органом муниципального образования не позднее чем за шесть месяцев (ранее — четыре месяца) до ближайшего дня голосования на соответствующих выборах.

Если соответствующий региональный законодательный орган, местный представительный орган не утвердят в указанный срок схему одномандатных и многомандатных избирательных округов, то такая схема утверждается организующей соответствующие выборы избирательной комиссией не позднее чем за десять дней до истечения срока назначения соответствующих выборов.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Федеральный закон от 03.02.2014 N 6-ФЗ

«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

За неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с его целевым назначением будут налагаться административные штрафы в процентах от кадастровой стоимости земельного участка

Изменениями, внесенными в КоАП РФ, установлено, что неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, влечет наложение административного штрафа:

на граждан — в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей;

на должностных лиц — от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей;

на юридических лиц — от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.

При этом предусматривается, что максимальный размер административного штрафа за указанное правонарушение не может превышать пятьсот тысяч рублей.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Федеральный закон от 03.02.2014 N 12-ФЗ

«О внесении изменений в статью 22 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и статью 1 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»

Представительства иностранных кредитных организаций на территории РФ должны быть аккредитованы Банком России

Дополнениями, внесенными в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» закреплены процедуры, связанные с регистрацией (аккредитацией) представительств иностранных банков на территории Российской Федерации.

Помимо установления порядка такой аккредитации Банку России предоставлено право осуществлять действия по обработке персональных данных руководителя и заместителя руководителя представительства иностранной кредитной организации, открытого на территории РФ, и кандидатов на эти должности.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Федеральный закон от 03.02.2014 N 9-ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон «О связи»

Обязанность по оказанию универсальных услуг связи на всей территории России возлагается на оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования на территориях не менее чем две трети субъектов РФ

Федеральный закон «О связи» дополнен двумя новыми понятиями:

средство коллективного доступа — оконечное оборудование, предназначенное для предоставления неограниченному кругу лиц возможности пользования услугами связи с использованием пользовательского оборудования абонента или без него;

точка доступа — средство коллективного доступа, предназначенное для предоставления неограниченному кругу лиц возможности пользования услугами связи по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пользовательского оборудования абонента.

Соответственно, к универсальным услугам связи отнесены:

услуги телефонной связи с использованием таксофонов, многофункциональных устройств, информационных киосков (инфоматов) и аналогичных устройств;

услуги по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием средств коллективного доступа и с использованием точек доступа.

Также предусмотрено, что:

в населенных пунктах с населением от 250 до 500 человек, в которых установлено средство коллективного доступа для оказания услуг телефонной связи, должна быть установлена не менее чем одна точка доступа;

точка доступа должна подключаться с использованием волоконно-оптической линии связи и обеспечивать возможность передачи данных на пользовательское оборудование со скоростью не менее чем 10 мегабит в секунду.

Установлено, что обязанность по оказанию универсальных услуг связи на всей территории России возлагается Правительством РФ на оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования на территориях не менее чем две трети субъектов РФ.

Федеральный закон вступит в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

Федеральный закон от 03.02.2014 N 11-ФЗ

«О внесении изменений в статью 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Обучение по программам магистратуры лиц, получивших высшее профессиональное образование уровня «специалитет», не рассматривается как получение ими второго высшего образования

Установлено также, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, до 1 января 2017 года имеют право быть принятыми на обучение по программам бакалавриата и специалитета в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения ими вступительных испытаний.

ОБОРОНА

Федеральный закон от 03.02.2014 N 7-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации»

В России создана военная полиция

Поправками в Федеральный закон «Об обороне» установлено, что в задачи военной полиции входит защита жизни и здоровья, прав и свобод военнослужащих, гражданского персонала, обеспечение воинской дисциплины, безопасности дорожного движения, а также охрана военных объектов.

Военная полиция войдет в состав Вооруженных Сил РФ и будет действовать на основании Устава военной полиции, который должен быть утвержден Президентом России.

Руководство военной полицией возложено на министра обороны России.

Военным полицейским предоставлено право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, специальные средства, огнестрельное оружие и специальную технику в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, общевоинскими уставами и Уставом военной полиции.

Изменениями в ряд других федеральных законов определены полномочия военной полиции, в частности, в области исполнения наказаний в отношении военнослужащих, проведения дознания по уголовным делам, а также участия военной полиции в судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках военнослужащих.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Федеральный закон от 03.02.2014 N 8-ФЗ

«О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О полиции» и статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

На полицию возложены обязанности по осуществлению контрольно-надзорных функций за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса

За нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса должностное лицо органов внутренних дел (полиции) будет вправе составить протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.30 КоАП РФ.

Федеральный закон вступает в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования

Федеральный закон от 03.02.2014 N 15-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности»

Усилены санкции за нарушение правил безопасности на транспорте

Закон направлен на защиту транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов.

В частности, изменениями усилена уголовная ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности, установленная статьей 263.1 УК РФ. Теперь за совершение данного преступления будет грозить до 8 лет лишения свободы.

Одновременно усилена административная ответственность за нарушение аналогичных требований при условии, что совершенные действия (бездействия) не содержат признаков преступления. В соответствии с поправками в статью 11.15.1 КоАП РФ гражданам, совершившим данное правонарушение, может быть назначен штраф в размере до 30 тысяч рублей либо арест на срок до 10 суток.

При этом требования по соблюдению транспортной безопасности для граждан, следующих или находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта будут установлены Правительством РФ.

Кроме того, законом предусматривается создание зон транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры с особым режимом прохода (проезда) граждан (транспортных средств) и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных.

Законом подробно регламентируется порядок проведения досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности. Организация досмотра возложена на субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков.

Граждане, отказавшиеся от досмотра, не будут допускаться в зоны транспортной безопасности.

Помимо этого, определяются требования к подразделениям транспортной безопасности, созданным для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств первой и второй категорий от актов незаконного вмешательства.

Законом допускается проверка субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков на соблюдение требований транспортной безопасности с использованием тест-предметов, имитирующих оружие и взрывчатые вещества.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

Федеральный закон от 03.02.2014 N 3-ФЗ

«О внесении изменения в статью 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

Начальники пунктов полиции отнесены к органам дознания

На органы дознания возлагаются, в частности:

— дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно;

— выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Федеральный закон от 03.02.2014 N 5-ФЗ

«О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

Ужесточена ответственность за преступления экстремистского характера, предусмотренные статьями 280, 282, 282.1 и 282.2 Уголовного кодекса РФ

Согласно Федеральному закону увеличиваются сроки лишения свободы:

за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности;

за публичное или с использованием средств массовой информации возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства по половым, расовым, национальным, языковым, религиозным признакам, социальной принадлежности;

за организацию и участие в экстремистском сообществе, в том числе с использованием своего служебного положения, а также за организацию и участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

Также увеличивается продолжительность срока принудительных работ, назначаемых судом за публичное или с использованием средств массовой информации возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства по половым, расовым, национальным, языковым, религиозным признакам, социальной принадлежности, участие в деятельности экстремистских сообществ и организаций и за организацию деятельности экстремистской организации.

ПРАВОСУДИЕ

Федеральный конституционный закон от 03.02.2014 N 1-ФКЗ

«О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и признании утратившей силу статьи 41 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»

Нормы о народных заседателях окончательно исключены из законодательства

Данные изменения внесены в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» в целях их приведения в соответствие с процессуальным законодательством.

Напомним, что ранее вопросы, касающиеся статуса народных заседателей, регулировались Федеральным законом «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

В настоящее время указанный закон утратил силу в части, касающейся гражданского и уголовного процесса, в связи с введением в действие ГПК РФ и УПК РФ, которыми не предусматривается осуществление правосудия с участием народных заседателей.

Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ

«О Верховном Суде Российской Федерации»

Президент подписал закон об объединении высших судов

Верховный Суд РФ признан высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами.

В его состав войдет 170 судей, которые будут назначаться на должность Советом Федерации ФС РФ по представлению Президента РФ.

В высшей судебной инстанции будет создана Судебная коллегия по экономическим спорам и Дисциплинарная коллегия, на которую возложены функции Дисциплинарного судебного присутствия.

Верховный Суд РФ будет размещен в Санкт-Петербурге. В целях взаимодействия с органами государственной власти, расположенными в Москве, в столице будет создано представительство Верховного Суда РФ.

Законом определена компетенция Пленума и Президиума Верховного Суда РФ, а также полномочия Председателя Верховного Суда РФ и его заместителей.

Большая часть положений закона вступит в силу спустя 180 дней со дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации».

Одновременно Президентом РФ подписан Федеральный закон от 05.02.2014 N 16-ФЗ, определяющий порядок отбора кандидатов в первоначальный состав Верховного Суда РФ.

Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 4-ФКЗ

«О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»

Дисциплинарное судебное присутствие исключено из перечня федеральных судов

Установлено, что к федеральным судам относятся:

Конституционный Суд РФ;

Верховный Суд РФ;

верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Предусмотрено, что Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда РФ устанавливаются Федеральным конституционным законом о Верховном Суде РФ.

В Верховный Суд РФ также может быть обжаловано решение квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков (ранее было закреплено за Дисциплинарным судебным присутствием).

Федеральный конституционный закон вступит в силу по истечении 180 дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ «О Верховном Суде и прокуратуре Российской Федерации».

Федеральный закон от 03.02.2014 N 4-ФЗ

«О внесении изменения в статью 443 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

В случае совершения уголовного деяния небольшой тяжести в состоянии невменяемости лицу, его совершившему, могут быть назначены принудительные меры медицинского характера

Норма Уголовно-процессуального кодекса РФ приведена в соответствие с постановлением Конституционного Суда РФ.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 21.05.2013 N 10-П взаимосвязанные положения частей 2 и 4 статьи 443 УПК РФ признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования они исключают для суда возможность назначить принудительные меры медицинского характера лицу, совершившему в состоянии невменяемости запрещенное уголовным законом деяние, отнесенное к преступлениям небольшой тяжести, и при этом по своему психическому состоянию представляющему опасность для себя или окружающих.

В целях приведения УПК РФ в соответствие с данным постановлением из части 2 указанной статьи исключено требование, обязывающее суд выносить постановление о прекращении уголовного дела и об отказе в применении принудительных мер медицинского характера, если лицо совершило деяние небольшой тяжести.

Федеральный закон от 05.02.2014 N 16-ФЗ

«О порядке отбора кандидатов в первоначальный состав Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»

Кандидаты в первоначальный состав объединенного Верховного Суда будут отобраны по конкурсу

Отбор кандидатов на каждую из 170 должностей судей обновленного Верховного Суда РФ будет осуществляться Специальной квалификационной коллегией.

В состав Специальной квалификационной коллегии войдет 27 членов, в том числе по одному представителю Президента РФ, Общественной палаты РФ и общероссийских общественных объединений юристов. Кроме того, по 3 судьи в качестве членов коллегии изберут из своего состава советы судей субъектов РФ, действующие в каждом федеральном округе.

К участию в конкурсе будут допущены как судьи, так и граждане РФ, не являющиеся судьями, если они:

достигли возраста 35 лет;

имеют стаж работы в области юриспруденции не менее 10 лет;

соответствуют требованиям, предусмотренным Законом о статусе судей.

После прохождения отбора граждане, не являющиеся судьями, должны будут сдать квалификационный экзамен. При этом граждане, имеющие ученую степень и почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», сдавать экзамен не будут.

Законом установлено, что экзамен будет принимать Специальная экзаменационная комиссия из 3 представителей общероссийских общественных объединений юристов и 8 судей, избираемых в том же порядке, что и судьи в составе Специальной квалификационной коллегии.

Кандидаты, прошедшие всю процедуру, будут назначаться на должности судей Верховного Суда РФ Советом Федерации ФС РФ по представлению Президента РФ.

Закон вступает в силу со дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации».