Материнский семейный капитал курсовая

Содержание:

Материнский семейный капитал курсовая

Актуальность данной темы заключается в том, что дополнительная мера государственной поддержки семей, имеющих детей — материнский (семейный) капитал, введенный с 1 января 2007 года, стимулирует повышения рождаемости в стране. Низкая рождаемость и отсутствие материальной поддержки семей с детьми, а так же высокий уровень бедности, плохой уровень медицинского обслуживания, и низкие заработные платы стали рассматриваться как основные причины кризисной демографической ситуации. Многие молодые семьи не могут решиться на рождение детей не только вследствие серьезности данного шага, но и отсутствия возможностей их обеспечить, дать им достойное образование и жилье. Поэтому важно, чтобы каждая женщина, принимая решение о рождении ребенка, ощущала поддержку государства и была спокойна за будущее своей семьи. В числе основных причин стимулирования рождаемости и укрепления семьи концепцией демографического развития РФ были выделены следующие, наиболее важные и актуальные: — формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более; — повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи; — создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия для самореализации молодежи. Сюда входит также получение общего и профессионального образования, работа с достойной заработной платой, а также возможность обеспечить семью соответствующими жилищными условиями.

Анализ содержания и условий возникновения права на материнский капитал свидетельствует, что нормы Закона N 256-ФЗ о материнском капитале нуждаются в доработке. Подводя итог, следует отметить, что необходимо определить субъекта, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки. Таковыми должны являться женщины, родившие (усыновившие)двоих и более детей. Требуют изменения нормы о разрешенных направлениях использования материнского (семейного) капитала как в части уточнения порядка использования, так и направлениях использования средств материнского (семейного) капитала. По моему мнению, такие изменения необходимо принять в ближайшее время, так как в первом полугодии 2013 г. использование средств материнского капитал получит практическую реализацию. Семьям, решившим вложить материнский капитал в жилище, предоставлена масса способов осуществления данной цели. Средства или часть средств материнского капитала могут пойти на строительство жилья или на его приобретение, причем допускается участие граждан в строительных или жилищно-строительных кооперативах. Однако жилое помещение, приобретаемое (строящееся) с использованием средств (части средств) материнского капитала, должно находиться исключительно на территории РФ и должно быть согласовано с компанией-подрядчиком или представителем частного или индивидуального строительства. Кроме того, средства материнского капитала могут пойти на приобретение жилья с помощью кредита или займа. В частности, указанные средства могут быть направлены на уплату первоначального взноса, погашение основного долга и уплату процентов. При этом в счет средств материнского капитала можно погасить кредит, который был взят семьей и до возникновения права на материнский капитал. Исключение составляют только штрафы, комиссии и пени за просрочку исполнения обязательств по кредиту. Погашать их за счет средств материнского капитала нельзя. Правилами предусмотрен порядок подачи заявлений о распоряжении средствами материнского капитала, перечень необходимых документов, прилагаемых к заявлению, а также порядок и срок перечисления денег. Для перечисления средств материнского капитала владельцам сертификатов необходимо будет обращаться с соответствующими заявлениями в территориальные органы Пенсионного фонда РФ. Если семья планирует распорядиться материнским капиталом в том году, когда они решили произвести покупку жилья, они должны подать заявление не позднее 1 мая соответствующего года, а если оплата жилья планируется на следующий год — то не позднее 1 октября.

Материнский семейный капитал курсовая

Актуальность темы исследования. Исследование форм социальной поддержки семей с детьми является актуальным как в общетеоретическом, так и в практическом (прикладном) плане. Понятие государственной помощи семьям с детьми, которая фиксирует необходимость государственной поддержки семей, находящихся в социально уязвимом положении, и принадлежит к числу широко применяемых в социально-правовой и обществоведческой литературе. Поэтому теоретический анализ содержания этого понятия, безусловно, важен. Кроме того, рядом с общетеоретическим фактором актуальности такого исследования является современная ситуация социально-политического развития России, которая провозгласила себя социальным правовым государством. Поскольку высшей ценностью такого государства выступает личность и ее права, проблематика полноценной реализации государственных пособий семьям с детьми имеет непосредственное отношение к формированию условий достойной человека жизни, его социальной поддержки. Учет социально-политических и экономических факторов развития государственных пособий семьям с детьми становится одним из элементов повышения демографической ситуации в стране, которая в настоящий момент является одной из самых острых социальных проблем современной России. Демографическая проблема, для решения которой была предложена программа стимулирования рождаемости, включающая в себя комплекс мер административной, финансовой, социальной поддержки молодой семьи. Одной из мер материальной поддержки женщины, принявшей решение родить второго ребенка, стало предоставление в ее распоряжение первичного, базового материнского капитала. При этом можно сказать, что эта мера является абсолютно новым видом обеспечения как по содержанию, так и по условиям предоставления. В частности, до настоящего времени социальное обеспечение предоставлялось в виде денежных выплат (пенсии, пособия) либо услуг натурального характера (протезирование), а материнский капитал нельзя получить в деньгах, хотя он выражен в рублях. Рассматривая материнский капитал через призму отрасли права социального обеспечения, необходимо определить его место в системе видов социального обеспечения, то, насколько он вписывается в сложившуюся систему социального обеспечения. Вышеупомянутые обстоятельства обуславливают актуальность исследования социально-правовой поддержки путем предоставления государственных пособий семьям с детьми и обуславливают актуальность нашего исследования дипломной работы «Материнский (семейный) капитал. Проблемы реализации материнского (семейного) капитала и пути их решения». Целью исследования заключается в том, чтобы на основании комплексного анализа литературы по вопросам социального обеспечения защиты семей с детьми, а также соответствующего федеративного законодательства и правоприменительной практики, выяснить основные проблемы правового регулирования и фактической реализации материнского капитала как формы социальной поддержки семей с детьми. Объект исследования – формы социальной поддержки семей с детьми в России. Предмет исследования – материнский капитал как форма социальной поддержки семей с детьми. Для реализации цели поставлены следующие задачи: 1. Раскрыть актуальность социальной поддержки семьи с детьми в современной России. 2. Проанализировать правовую сущность материнского (семейного) капитала. 3. Теоретически обосновать направление средств материнского капитала на улучшение жилищных условий семей с детьми в г. Сургут. 4. Раскрыть и проанализировать направление средств материнского капитала на получение образования ребенком (детьми) в г. Сургут. 5. Проанализировать особенности формирования накопительной части трудовой пенсии для женщин в г. Сургут. 6. Раскрыть проблему мошенничества с материнским капиталом. 7. Разработать направления совершенствования программы материнского (семейного) капитала в г. Сургут. Научно-теоретическую базу исследования составляют труды российских ученых в области права социального обеспечения, теории социальной работы, демографии, истории: Волокитиной О.В., Бороздиной Е., Здравомысловой Е., Темкиной А., Гусевой Т.С., Крылова И. А., Павлова Б.С., Огородникова С.С., Вакулич Д.О., Фирсова М.В., Холостовой Е.И. и многих других авторов. В исследовании используются положения институционального и структурно-функционального подходов при анализе понятия материнского (семейного) капитала как формы социальной поддержки семей с детьми. Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания форм социальной поддержки семей с детьми. В исследовании также использовались следующие методы: формально-логический, системно-структурный (средства формальной логики в сочетании с использованием системно-структурного метода исследования, предоставили возможность проанализировать правовую сущность материнского капитала как формы социальной поддержки семей с детьми), сравнительный (при анализе форм социальной поддержки семей с детьми), исторический (современный состояние нормативного регулирования социально-правовой защиты граждан рассматривается как результат развития законодательства, позволяющего исследовать перспективы развития института государственной помощи семьям с детьми). Комплексный подход к использованию вышеупомянутых методов позволил всесторонне рассмотреть состояние и механизм предоставления материнского капитала как формы социальной поддержки семей с детьми, а также дальнейшего развития теоретической мысли в этом направлении. Теоретические выводы основываются на требованиях логики в определенности, последовательности и непротиворечивости суждений. Научная новизна исследования заключается в решении важного научного задания – комплексного теоретического обоснования такой формы социальной поддержки семей с детьми как материнский капитал. Теоретическая значимость исследования заключается в разработке концептуальных основ права социального обеспечения семей с детьми, а также социальной политики в целом. Материалы дипломной работы могут быть использованы также для теоретического осмысления ряда дискуссионных вопросов понятия материнского капитал как формы социальной поддержки семей с детьми. Практическая значимость полученных результатов. В дипломной работе предложены рекомендации для органов управления социальной сферой и социальных служб, предоставляющих семьям и детьми помощь, для повышения эффективности их деятельности. Структура дипломной работы обусловлена спецификой объекта анализа и логикой исследования, следует из поставленной цели и соответствующих задач, необходимых для достижения цели. Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Таким образом, нами сделан вывод, что материнский капитал является новым видом социального обеспечения, который не входит в сложившуюся систему социального обеспечения как на основе принципов права социального обеспечения, так и по условиям предоставления этого вида социального обеспечения. С 2007 года по настоящее время федеральная программа «Материнский (семейный) капитал» продолжает оставаться дополнительной поддержкой семей с детьми. Сертификат на получение материнского капитала многими родителями воспринимается как дорогая подарочная карта, которая позволяет обустроить жизнь семьи. Право на федеральный материнский капитал имеет любая женщина-россиянка, родившая или усыновившая второго или последующего ребенка (тоже гражданина России) в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года. Распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала. На сегодняшний день материнский (семейный) капитал можно потратить только на ранее утвержденные законом направлениям: Улучшение жилищных условий. При этом важно, чтобы жилое помещение находилось в пределах территории Российской Федерации, — в таком случае распоряжаться средствами по сертификату на маткапитал могут также его владельцы, выехавшие из России в другую страну на постоянное место жительства. Оплата образования ребенка. В этом случае денежные средства могут быть направлены на оплату образовательных услуг: в детском саду; в музыкальной школе; в художественной школе; в высших учебных заведениях; в техникумах. Формирование накопительной пенсии матери. С момента начала действия государственной программы в 2007 году материнский капитал можно было потратить на улучшение жилищных условий семьи, на формирование накопительной пенсии мамы и на оплату обучения ребенка. Затем было принято решение об использовании семейной субсидии на погашение выданных ранее ипотечных кредитов. В 2011 году закон разрешил использовать средства маткапитала для перечисления на лицевой счет владельца сертификата, чтобы семья могла построить или реконструировать дом самостоятельно. В 2015 году может быть снято ограничение на распоряжение средствами семейного капитала до достижения ребенком трех лет на оплату первоначального взноса по ипотеке, а также обсуждается возможность приобретения нового автомобиля, произведенного на территории России. В дополнение к этому в 2009 и 2010 годах предусматривалась единовременная выплата из средств мат. капитала в размере 12 тыс. рублей. Аналогичная антикризисная мера в сумме 20 тыс. рублей прорабатывается Правительством в 2015 году. Таким образом, за восемь лет с момента принятия Закона о материнском капитале правила его использования неоднократно менялись. Жизнь корректировала положение дел на финансовых и жилищных рынках страны, в социальной и демографической политике. Кроме того, росла сумма материнского капитала и увеличивалось число направлений для распоряжения семейной субсидией. Анализ содержания и условий возникновения права на материнский капитал свидетельствует, что нормы Закона о маткапитале нуждаются в доработке. Подводя итог, следует отметить, что необходимо определить субъекта, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки. Таковыми должны являться женщины, родившие (усыновившие) детей. Требуют изменения нормы о разрешенных направлениях использования материнского (семейного) капитала как в части уточнения порядка использования, так и направлениях использования. По нашему мнению, такие изменения необходимо принять в ближайшее время, так как в первом полугодии 2015 г. использование средств материнского капитал получит практическую реализацию. Таким образом, несмотря на попытки государства материально поддержать семьи, имеющие детей, в Законе о материнском капитале имеется достаточно много спорных моментов, которые соответственно нуждаются в доработке.

1. Материнский (семейный) капитал: понятие и его значение

1.1 Понятие материнского (семейного) капитала и его правовое регулирование

Регулирование отношений по социальному обеспечению осуществляется на основе принципов всеобщности социального обеспечения; дифференциации видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин, нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств; гарантированности социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми. Здесь названы только те принципы, проявление которых в нормах о материнском капитале вызывает наибольший интерес.

Материнский (семейный) капитал – средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Предоставление мер дополнительной государственной поддержки семьям, имеющим детей, в виде права на материнский (семейный) капитал основано на двух обстоятельствах: рождение (усыновление) второго и последующего ребенка и период времени, в течение которого это произошло, с 1 января 2007 г. до 31 декабря 2016 г.

Правом на получение материнского капитала можно воспользоваться один раз определенным категориям граждан, предусмотренных в Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Подтверждением права на дополнительные меры государственной поддержки является именной документ – государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

В систему законодательства, обеспечивающего реализацию дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей входят различные по своей юридической направленности законодательные акты:

– Налоговый кодекс РФ, часть вторая, от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ, содержащий дефиницию, включающую средства материнского (семейного) капитала, направляемые для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в число доходов, не подлежащих налогообложению (п. 34 ст. 217 НК РФ);

– Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», который устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства;

– Федеральный закон от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

К числу подзаконных нормативных актов, формирующих систему законодательства о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, относятся:

– постановление Правительства РФ от 12 декабря 2007 г. №862 «О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий» устанавливает виды расходов, на которые могут быть направлены средства (часть средств) материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий, порядок подачи заявления о распоряжении этими средствами и перечень документов, необходимых для рассмотрения заявления, а также порядок и сроки перечисления указанных средств;

– постановление Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. №926 «Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов» устанавливает порядок направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) в любом образовательном учреждении на территории Российской Федерации, имеющем право на оказание соответствующих образовательных услуг, а также на иные связанные с получением образования ребенком (детьми) расходы, и определяет порядок представления документов, необходимых для направления средств на указанные цели;

– постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. №873 «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» – определяет порядок подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, обеспечивают единый порядок приема и рассмотрения заявлений о его выдаче и регулируют порядок ведения федерального регистра лиц, имеющих право на получение дополнительных мер государственной поддержки, включая сроки и формы представления сведений в него.

капитал материнский поддержка государственный

Материнский (семейный) капитал в Российской Федерации

Понятие материнского (семейного) капитала, его значение и правовое регулирование. Лица, имеющие право на получение материнского (семейного) капитала, его размер. Правила подачи заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала.

Подобные документы

Понятие и социально-экономическое значение материнского капитала. Юридические условия получения и распоряжения фондами семейного капитала. Изучение системы гражданско-правового регулирования получения материнского капитала в РФ, расходование его средств.

курсовая работа, добавлен 01.02.2014

Понятие материнского (семейного) капитала и его правовое регулирование, лица, имеющие право на его оформление, условия и возможности получения. Основания для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата. Распоряжение данными средствами.

курсовая работа, добавлен 02.03.2015

Материнский (семейный) капитал как дополнительная мера государственной поддержки семей, имеющих детей. Правила подачи заявления о распоряжении средствами материнского капитала. Сроки, сумма выдачи материнского капитала, направления использования средств.

курсовая работа, добавлен 31.05.2016

Социальная политика в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства. Развитие семьи как социального института в РФ. Реформирование системы социальной поддержки семей с детьми. Понятие, лица, порядок и условия получения материнского капитала.

дипломная работа, добавлен 20.07.2013

Понятие материнского капитала. Проблемы, связанные с применением Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Законность сделок с использованием материнского капитала.

курсовая работа, добавлен 26.05.2015

Понятие материнского капитала и его особенности по сравнению с другими видами государственной поддержки. Историко-правовые предпосылки формирования государственной финансовой поддержки. Проблемы и перспективы совершенствования материнского капитала.

дипломная работа, добавлен 08.09.2016

Понятие семейного капитала, направления и особенности его нормативного регулирования, а также правовое значение в Самарской области. Основания для его назначения, порядок и правила выплаты, принципы и контроль над распоряжением данным капиталом.

контрольная работа, добавлен 12.04.2014

Понятие материнского капитала как одной из разновидностей социальных гарантий. Программа стимулирования рождаемости, комплекс мер административной, финансовой и социальной поддержки молодой семьи. Право на дополнительные меры государственной поддержки.

контрольная работа, добавлен 15.10.2010

Общая характеристика дополнительной меры государственной поддержки семей, имеющих детей – материнский (семейный) капитал. Правила подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) данного капитала, направления и пути использования средств.

курсовая работа, добавлен 24.02.2012

Государственная поддержка семей путем предоставления материнского капитала. Законодательство Российской Федерации в отношении финансовой поддержки семьи. Распоряжение средствами и мошенничество с материнским капиталом. Анализ судебной практики этой сферы.

Курсовая работа «Материнский капитал»

1.Материнский (семейный) капитал: понятие и его значение

1.1 Понятие материнского (семейного) капитала и его правовое регулирование

1.2 Лица, имеющие право на получение материнского (семейного) капитала.

1.3 Размер материнского (семейного) капитала.

2.Правила подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала

2.1 Документы, необходимые для подачи заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала

3.Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала

3.1 Направление средств материнского (семейного) капитала на решение жилищной проблемы

3.2 Направление средств материнского (семейного) капитала на получение образования ребёнком (детьми)

3.3 Направление средств материнского (семейного) капитала на реабилитацию детей-инвалидов

3.4 Направление средств материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность проблемы дополнительной меры государственной поддержки семей, которые имеют детей — материнский (семейный) капитал, введенный с 1.01.2007, обоснована — стимулированием повышения рождаемости в Российской Федерации. Низкая рождаемость и отсутствие материальной поддержки семей с детьми – вот две основные причины кризисной демографической ситуации в нашей стране. Большинство молодых семей не решаются на рождение детей не только из-за серьезности данного решения, но и отсутствия материальной возможности их обеспечить, дать им достойное образование и жилье.

В связи с вышесказанным, важно, чтобы родители, принимая решение о рождении ребенка, ощущали поддержку государства и были спокойны за будущее своей семьи.

Рассмотрим приоритеты стимулирования рождаемости и укрепления семьи концепцией демографического развития Российской Федерации:

-формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более;

-повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи;

-создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия для самореализации молодежи, в том числе получение общего и профессионального образования, работа с достойной заработной платой и возможность обеспечить семью соответствующими жилищными условиями.

Объектом исследования работы стало правовое регулирование дополнительных мер государственной поддержки семей с детьми.

Предметом исследования работы является механизм реализации правового обеспечения семей с детьми на материальную поддержку.

Цель исследования курсовой работы — анализ и обобщение нормативных актов, которые регулируют социальную поддержку семей с детьми.

Задачи курсовой работы:

— охарактеризовать дополнительную меру государственной поддержки семей, с детьми — материнский (семейный) капитал;

— изучить правила подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала;

— рассмотреть направления использования средств материнского (семейного) капитала.

База источников: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, Приказы Минздравсоцразвития Российской Федерации, дополнительная литература и периодические издания.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. 1 глава раскрывает понятие и значение материнского (семейного) капитала. 2 глава посвящена правилам подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала. В 3 главе описаны направления, в которых могут использоваться средства материнского (семейного) капитала.

1. Материнский (семейный) капитал: понятие и его значение

1.1 Понятие материнского (семейного) капитала и его правовое регулирование

Регулирование отношений по социальному обеспечению происходит на основе принципов всеобщности социального обеспечения; дифференциации видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин, нуждаемости и других социально значимых обстоятельств; гарантированности социальной помощи, когда человеку она необходима в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми. Здесь перечислены лишь те принципы, проявление которых в нормах о материнском капитале вызывает наибольший интерес.

Материнский (семейный) капитал — средства федерального бюджета, которые передаются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом (ФЗ) от 29 декабря 2006 г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Предоставление мер дополнительной государственной поддержки семьям с детьми, в виде права на материнский (семейный) капитал основано на 2 обстоятельствах: рождение (усыновление) второго и последующего ребенка и период времени, в течение которого это произошло, с 1 января 2007 г. до 31 декабря 2018 г. В конце 2015 г. был подписан федеральный закон № 433-ФЗ от 30.12.2015 г. «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Он продлил программу материнского капитала до 31.12.2018 г.

Правом на получение материнского капитала можно воспользоваться один раз определенным категориям граждан, предусмотренных в федеральном законе №256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (в редакции Федерального закона от 30.12.2015 №433-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 6.04.2015 года №68-ФЗ (ред. 14.12.2015)).

Подтверждением права на дополнительные меры государственной поддержки является именной документ — государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

В систему законодательства, обеспечивающего реализацию дополнительных мер государственной поддержки семей с детьми, входят различные по своей юридической направленности нормативные документы (см. Таблица №1 «Нормативные документы, обеспечивающие реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей»):

Таблица №1 «Нормативные документы, обеспечивающие реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей»

К числу подзаконных нормативных актов, которые формируют систему законодательства о дополнительных мерах государственной поддержки семей с детьми, относятся:

— Постановление Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 года №862 «О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий» определяет виды расходов, на которые могут быть направлены средства (часть средств) материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий, порядок подачи заявления о распоряжении этими средствами и перечень документов, необходимых для рассмотрения заявления, а также порядок и сроки перечисления указанных средств;

— Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 года №926 «Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов» (с изменением от 14.07.2014 года) определяет порядок направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) в любом образовательном учреждении на территории России, которые имеют право на оказание соответствующих образовательных услуг, а также на иные связанные с получением образования ребенком (детьми) расходы, и определяет порядок представления документов, необходимых для направления средств на указанные цели;

— Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 года №873 «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» (с изменениями от 22.09.2008 года) — определяет порядок подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, обеспечивают единый порядок приема и рассмотрения заявлений о его выдаче и нормализуют порядок ведения федерального регистра лиц, которые имеют право на получение дополнительных мер государственной поддержки, включая сроки и формы представления сведений в него.

капитал материнский поддержка государственный

1.2 Лица, имеющие право на получение материнского (семейного) капитала

Федеральным законом от 29.12.2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (с изменениями от 28.12.2016 года) уточнен круг лиц, которые имеют право на получение материнского капитала (см. Таблица №2 «Круг лиц, которые имеют право на получение материнского капитала»).

Таблица №2 «Круг лиц, которые имеют право на получение материнского капитала»:

Мужчина должен иметь российское гражданство (место их жительства не имеет значения), а родившийся или усыновленный ребенок также должен являться гражданином России (или иметь двойное гражданство). Но в этих случаях не учитываются дети, в отношении которых: данные лица были лишены родительских прав; было отменено усыновление; а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц;

Мужчина, — отец (усыновитель) ребенка (независимо от наличия у него российского гражданства или статуса лица без гражданства) при наступлении следующих неблагополучных случаев, исключающих объективную возможность получения женщиной-матерью (усыновительницей) ребенка материнского капитала:

— смерти женщины (за исключением случаев, когда ребенок, в связи с которым возникло право на материнский капитал, признан в установленном Семейным кодексом РФ порядке, оставшимся без попечения родителей);

— объявления женщины умершей;

— лишения женщины родительских прав в отношении того ребенка, в связи с рождением которого возникло право на материнский капитал;

— совершения женщиной в отношении своего ребенка умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности;

— отмены усыновления ребенка, в связи с рождением которого у нее возникло право на материнский капитал.

Однако, если мужчина является отчимом, в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при получении материнского капитала, в этих случаях право на материнский (семейный) капитал у него не возникает;

— ребенок (дети в равных долях), не достигший совершеннолетия, и (или) совершеннолетний ребенок (дети в равных долях), обучающийся по очной форме в образовательных учреждениях любого типа и вида независимо от их организационно-правовой формы (за исключением образовательных учреждений дополнительного образования), до окончания такого обучения, но не более чем до достижения им возраста 23 лет, в случаях, если:

— мужчина — единственный усыновитель ребенка или отец (усыновитель ребенка) не имеет право на материнский капитал в связи с наступлением вышеприведенных неблагоприятных случаев;

— женщина — единственный родитель (усыновитель) ребенка — по тем же основаниям и при условии, что у отца (усыновителя) ребенка (детей) при этом не возникло право на материнский капитал;

— у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на материнский капитал в связи с тем, что он является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при получении материнского капитала.

При этом возникшее у ребенка (детей в равных долях) право на материнский капитал прекращается в случае его смерти или объявления его умершим.

Правом на получение материнского капитала могут обладать и женщины, родившие, например, двух детей, в случае смерти первого ребенка.

1.3 Размер материнского (семейного) капитала

Первоначально, с момента принятия закона «О дополнительных мерах государственной поддержке семей, имеющих детей» от 29.12.2007 году, согласно Статье 6, размер материнского (семейного) был установлен в 250 000 рублей. Федеральным законом о федеральном бюджете на следующий плановый период сумма материнского капитала пересматривается (индексируется), согласно темпу роста инфляции, это же касается и оставшийся суммы средств материнского капитал. Это происходит ежегодно.

Экономический кризис заставил Правительство отказаться от индексации материнского (семейного) капитала с 1.01.2016 года сумма его выплаты остановилась на 453 026 рублях. Как показывает статистика за период с 1.01.2007 года по 1.01.2017 года размер сертификата увеличился в двое: с 250 000 рублей до 453 026 рублей. (см. Таблица №3)

Таблица №3 «Изменение суммы материнского (семейного) капитала в период с 1.01.2007 по 1.01.2017 годов»

В связи с кризисным положением в стране с 5 мая 2015 г. по 31 марта 2016 г. можно получить 20 000 рублей из средств мат.капитала на любые нужды семьи. Получить могут все, кто получил или получит сертификат до 2016 года. При этом не важно сколько лет детям и как давно получен сертификат. Сумма остатка по сертификату должна быть не менее 20 000 рублей. До 31.12.2016 года можно было получить 25 000 на любые цели, заявление необходимо было подавать до 30 ноября 2016 года. Если правительство вновь примет порядок индексационных выплат, относительно материнского (семейного) капитала, то в 2018 году сумма выплат, должна составлять 505 тысяч рублей.

2. Правила подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала

Получение материнского (семейного) капитала осуществляется в заявительном порядке. Владелец сертификата на материнский (семейный) капитал подаёт заявление и определенные документы (набор документов носит индивидуальный характер и зависит от целей использования):

1) либо в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (пребывания), либо фактического проживания;

2) либо через Многофункциональный центр (подать заявления может, как сам владелец сертификата, а также доверенное лицо обладателя сертификата);

3) либо дистанционная подача заявления через почту или интернет.

Отдельными нормативными документами в кризисные годы государство давало возможность получения части средств материнского (семейного) капитала в виде единовременной выплаты. (см. раздел 1.3). Исключения, относительно распоряжения материнского капитала. Используется субсидия после исполнения 3 лет ребенку, с рождением (усыновлением) которого возникло право на государственную поддержку. Но есть ряд исключений. Например, единовременные выплаты, право на которые устанавливали по очередному закону ( в разные годы, разные выплаты были) (см. раздел 1.3). Погашение жилищного кредита и внесение первоначального взноса по кредиту можно сделать не дожидаясь, пока ребенку станет 3 года. А также покупка товаров для детей – инвалидов ( закон был принят с 1.01.2016 года), при этом деньги могут быть направлены на любого ребенка в семье, родного или усыновленного и не только на того, с рождением которого, появилось право на получение материнского капитала. Дожидаться трехлетнего возраста не нужно. Но один нюанс, государство в этом случае, предоставляет форму компенсации только тогда, когда расходы уже понесены, то есть изначально определенная сумма на ребенку уже потрачена за свой счет. При этом родителям необходимо предоставить акт проверки органами социального обслуживания по месту жительства, он подтвердит получение услуги или же факт покупки товара из установленного Правительством перечня. (Постановление Правительства от 30.04.2016 года №380 «Правила направления средств материнского капитала на детей-инвалидов»).

2.1 Документы, необходимые для подачи заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала

Для распоряжения средствами материнского (семейного) капитала в органы Пенсионного Фонда России предоставляют документы, которые можно разделить на общий пакет документов (справедливый для всех вариантов использования сертификата) и специальный (в зависимости от варианта направления средств государственной поддержки). (Таблица №4 «Пакет документов, для распоряжения материнского (семейного) капитала).

Таблица №4 «Пакет документов, для распоряжения материнского (семейного) капитала

В случае необходимости территориальный орган Пенсионного фонда России вправе запросить дополнительные сведения в соответствующих органах, и уточняет достоверность представленной в документах информации.

Заявление о распоряжении может быть аннулировано путём подачи соответствующего обращения в Пенсионный Фонд России с заявлением о распоряжении, но до перечисления средств (части средств) материнского (семейного) капитала.

Уведомление об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении направляется территориальным органом Пенсионного фонда России в адрес лица, подавшего такое заявление, не позднее чем через пять дней с даты вынесения соответствующего решения.

Уведомление заявителей производится территориальным органом Пенсионного фонда России в форме, обеспечивающей возможность подтверждения факта уведомления (например, заказным почтовым отправлением с уведомлением).

Заметим, что решение об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионный фонд России или в установленном порядке в суд.

В случае удовлетворения заявления о распоряжении территориальный орган Пенсионного фонда России обеспечивает перевод средств материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении в порядке и сроки, которые устанавливаются Правительством РФ.

3. Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала

Согласно действующему законодательству, с 1.01.2016 актуальным 4 целевых направления, в рамках которого можно потратить деньги:

1)Улучшение жилищных условий семьи. Это наиболее популярное направление. (под ним понимают, как покупку нового жилья посредством любой сделки (в кредит, или без него), так и реконструкцию частного дома.

2)Обучение и содержание любого ребенка в образовательном или воспитательном учреждении.

3)Адаптация и социальная интеграция детей – инвалидов. Это новое направление, оно начало действовать с 1.01.2016 года, но правительство долгое время не утверждало необходимый перечень товаров и услуг, на которые можно направить деньги.

4)Накопительная пенсия матери. Самое популярное направление.

3.1 Направление средств материнского (семейного) капитала на решение жилищной проблемы

Рождение или усыновление второго или последующего ребенка (детей) позволяет родителям рассчитывать на государственную поддержку в виде сертификата на материнский капитал. Существует несколько направлений его использования, но наиболее распространенным является улучшение жилищных условий — на приобретение, строительство или реконструкцию жилья, предполагающие улучшение условий проживания путем:

— расширения существующей жилплощади;

— покупки нового жилья.

Привлечение кредитных организаций к совершаемой сделке с недвижимостью позволяет воспользоваться материнским капиталом на улучшение жилищных условий сразу, не дожидаясь исполнения ребенком 3 лет.

В этом случае средствами МСК можно:

— оплатить первоначальный взнос при оформлении кредитных договоров и договоров займа, включая ипотечные;

— погасить основной долг и проценты по уже имеющимся долговым обязательствам.

Важно оформить приобретаемую недвижимость в общую собственность, выделив доли владельцу сертификата, его супругу и каждому ребенку. И следует помнить, что материнский капитал нельзя обналичить. Все предложения по осуществлению таких сделок являются мошенническими!

Законодательство четко предусмотрело конкретные случаи направления материнского капитала для улучшения жилищных условий. Данная информация подробно раскрыта в постановлении Правительства № 862 от 12.12.2007 г. «О правилах направления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий», где рассмотрены все виды расходов на улучшение условий проживания, а также порядок и сроки его перечисления.

Улучшением жилищных условий по программе МСК является:

— приобретение жилого помещения по договору купли-продажи;

-строительство (реконструкция) объекта индивидуального жилищного строительства (ИЖС) (с привлечением подрядчика по договору строительного подряда и без участия строительной организации);

— приобретение или строительство жилья по договору кредита или займа, в том числе с ипотекой (уплата первоначального платежа при получении кредита или займа; оплата основного долга и процентов по договорным обязательствам;)

-уплата платежей по договору участия в долевом строительстве (ДДУ);

-уплата вступительного и паевого взносов по договору участия в кооперативном строительстве.

3.2 Направление средств материнского (семейного) капитала на получение образования ребёнком (детьми)

Вторым по популярности основным направлением использования материнского капитала среди владельцев сертификата является оплата образовательных услуг для детей. При этом важно, что средства МСК можно потратить на учебу любого ребенка в семье независимо от очередности его рождения, рожденного (или усыновленного) до или после того, как семья получила право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с федеральным законом № 256-ФЗ от 29.12.2006 г.

Еще одним важным моментом является то, что мат. капитал можно направить на обучение детей в любой образовательной организации на территории нашей страны (дошкольное образовательное учреждение, школа, колледж или вуз), имеющей право оказывать соответствующие услуги, а также на иные расходы, связанные с образованием.

— Использовать можно все средства по сертификату или только их часть на обучение одного или нескольких детей;

— Все расчеты, связанные с использованием МСК на любые виды платных образовательных услуг в рамках аккредитованных государством программ, осуществляются только безналичным путем.

Материнским капиталом на обучение можно воспользоваться только после исполнения 3 лет ребенку, с рождением которого возникло право на сертификат.

Одним словом, материнским капиталом можно оплатить услуги любого образовательного учреждения (высшего учебного заведения, школы, детского сада, музыкальной или художественной школы и прочее), но при обязательном условии, что учреждение имеет лицензию и реализуемые в нем платные образовательные программы аккредитованы.

Перечислять материнский капитал не только на обучение, но и на оплату содержания, присмотр и уход за детьми в детском саду, стало возможным не так давно с вступлением в силу постановления Правительства № 931 от 14.11.2011 г. о внесении изменений в существующие Правила.

Главным условием направления материнского (семейного) капитала на оплату детского сада является наличие лицензии, при этом само учреждение должно функционировать в форме юридического лица и может быть: ( муниципальным, ведомственным или частным).

Для направления материнского (семейного) капитала на оплату детского сада необходимо представить в Пенсионный фонд договор об оказании услуг, соответствующий ряду требований:

— действующими сторонами договора должны быть именно владелец сертификата и учреждение;

— в тексте договора должны содержаться обязательства по содержанию и (или) присмотру, уходу за ребенком;

— должна быть указана конкретная сумма за определенный период, например, месяц, а не стоимость пребывания в день без указания фактического объема оказываемых услуг;

-должны быть указаны банковские реквизиты учреждения в полном объеме.

Семья, направляющая материнский капитал в счет оплаты детского сада, сама выбирает необходимую периодичность перевода:

-единовременной суммой за весь год.

Первый платеж перечисляется Пенсионным Фондом РФ в течение двух месяцев со дня подачи заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, остальные будут произведены в соответствии со сроками, указанными в договоре. Все платежи будут осуществляться безналичным путем.

Одним из условий направления материнского капитала на платные образовательные услуги является получение государственной аккредитации образовательными организациями по тем программам, на которые планируется перечислить средства сертификата.

На данный факт родителям при выборе учреждения, в котором их дети будут учиться, стоит обратить особое внимание, так как наличие аккредитации самой организации не дает гарантии о наличии таковой по всем реализуемым ею программам. Согласно ст. 92 ФЗ № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ» решение о государственной аккредитации принимается:

-по основным общеобразовательным программам начального, основного, среднего образования — в отношении каждого уровня в отдельности;

-по основным профессиональным образовательным программам высшего и среднего образования — по каждой группе профессий, специальностей и направлений.

Поскольку считается, что образование в России бесплатное, в общем случае к платным услугам в образовании можно отнести:

-обучение по основным образовательным программам сверх выделенных бюджетных мест;

-обучение по дополнительным программам;

-преподавание специальных курсов;

-углубленное изучение предметов;

-подготовка и переподготовка рабочих и специалистов среднего и высшего образования, осуществляемые помимо заданий по приему обучающихся, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно действующим Правилам направления материнского капитала на образование детей эти средства могут быть перечислены в любую образовательную организацию, имеющую право на оказание таких услуг.

Таким образом, обучение в автошколе, художественной школе, секциях и кружках тоже формально может быть оплачено из средств МСК, но только при наличии нескольких условий:

-у организации должна быть соответствующая лицензия на ведение образовательной деятельности;

-предоставляемые платные услуги должны осуществляться по программам, имеющим государственную аккредитацию;

— необходимо заключить договор об оказании платных услуг с владельцем сертификата.

3.3 Направление средств материнского (семейного) капитала на реабилитацию детей-инвалидов

Конец 2015 года ознаменовался двумя новостями и изменениями, важными для семей, имеющих детей:

— до конца 2018 г. была продлена государственная программа материнского капитала;

— с 1 января 2016 года в рамках нее также введено четвертое направление расходования средств — теперь деньги разрешается тратить на социальную адаптацию и интеграцию в общество детей-инвалидов.

Предварительно заявленный объем средств, который уже предусмотрен бюджетом на реабилитационное направление для детей-инвалидов, составляет только в 2016 году около 6,4 млрд. рублей.

Федеральный закон № 348-ФЗ от 28.11.2015 г. внес поправки и изменения в действующий Закон № 256-ФЗ от 29.12.2006 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Из текста документа следует, что:

С 1 января 2016 года средства по материнскому сертификату можно использовать «на покупку товаров и услуг, направленных на социальную адаптацию и интеграцию в общество детей-инвалидов».

Эти товары и услуги, возможные для приобретения по сертификату в отношении конкретного ребенка-инвалида, должны быть предусмотрены индивидуальной программой реабилитации или адаптации (ИПРА).

Нельзя потратить материнский капитал на медицинские услуги, а также реабилитационные меры и товары, перечисленные в «Федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг» (в соответствии со ст. 10 закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Деньги можно направлять на любого ребенка в семье, родного или усыновленного (а не только на того, в связи с рождением которого семья получила сертификат), не дожидаясь 3 лет с момента рождения или усыновления.

ПФР переводит средства материнского капитала на оплату товаров и услуг для ребенка-инвалида только в форме компенсации за уже понесенные расходы — то есть изначально семье придется оплатить их за свой счет!

При подаче родителями заявления о распоряжении по данному направлению расходования материнского капитала необходимо предоставить акт проверки органами социального обслуживания по месту жительства, подтверждающий получение услуги или факт покупки товара из установленного Правительством перечня.

Постановление Правительства от 30 апреля 2016 г. № 380 «Правила направления средств материнского капитала на детей-инвалидов»;

Перечень товаров для интеграции в общество детей – инвалидов озвучен в Распоряжении от 30 апреля 2016 г. № 831-р «Перечень товаров и услуг для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов». Общий перечень реабилитационных мероприятий утвержден Распоряжением Правительство №2347-р от 30.12.2015 года «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду». он содержит список мер, которые должны предоставляться бесплатно- следовательно, на них нельзя направить средства материнского капитала.

Процедуру использования средств материнского капитала для детей-инвалидов также регулирует специальный документ, утвержденный Постановлением Правительства от 30 апреля 2016 г. № 380 «Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, путем компенсации затрат на их приобретение».

При должной доработке нормативных документов о распоряжении средствами материнского капитала по данному направлению, эта норма может принести пользу тысячам детей-инвалидов по всей России, нуждающихся в реабилитации и социальной адаптации. Особенно актуально это в распространенных условиях, когда семья не может применить государственный сертификат по другим направлениям.

3.4 Направление средств материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии

Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала по представленному женщинами, имеющими право на дополнительные меры государственной поддержки, заявлению о распоряжении средствами могут направляться на формирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 24 июля 2002 г. №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и Федеральным законом от 7 мая 1998 г. №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Накопительная часть — одна из частей трудовой пенсии, которая формируется за счет поступивших за застрахованное лицо страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ.

Право на накопительную часть пенсии в первую очередь будут иметь граждане 1967 года рождения и моложе, за которых уплачиваются страховые взносы на ее финансирование, а также мужчины с 1953 по 1966 и женщины с 1957 по 1966 года рождения, за которых до 2005 г. в обязательном порядке уплачивались страховые взносы на финансирование данной части пенсии. После 1 января 2005 г. все страховые взносы, перечисляемые работодателем за данных граждан, идут только на страховую часть пенсии. Это означает, что женщины 1957-1966 годов рождения, родившие после 1 января 2007 г. второго ребенка (в 41-50 лет), смогут перевести средства капитала на свою накопительную часть пенсии. Выплата накопительной части пенсии начнется с 1 января 2013 года, поскольку только с этого года появятся женщины, достигшие пенсионного возраста, чьи пенсии, хотя и в небольшом размере, будут включать накопительную часть.

Женщины, выбравшие направление средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии, до дня назначения накопительной части трудовой пенсии вправе отказаться от использования средств материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части, при этом женщине необходимо написать заявление о том, что она отказывается от использования средств материнского капитала по данному направлению и указать, какое иное предусмотренное Федеральным законом от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» направление вложения средств материнского капитала она выбирает. Такое заявление может быть подано не позднее 1 мая текущего года для отказа от средств (части средств) материнского (семейного) капитала во втором полугодии текущего года или не позднее 1 октября текущего года для отказа от средств (части средств) материнского (семейного) капитала в первом полугодии года, следующего за годом подачи заявления об отказе.

Необходимо отметить, что ст. 12 Федерального закона от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» предусмотрен также частичный отказ от использования средств материнского капитала по данному направлению, т.е. по желанию женщины часть материнского капитала так и останется включенной в накопительную часть ее будущей пенсии, а другая часть может быть использована на улучшение жилищных условий или получение образования ребенком (детьми).

Важно, что при управлении средствами материнского капитала его обладатель имеет право менять страховщика без потери инвестиционного дохода в отличие от управления пенсионными накоплениями в виде страховых взносов, перечисленных работодателем, и собственных вложений в случае досрочного перехода в другой Негосударственный Пенсионный Фонд (НПФ).

Такая возможность появилась, после введенных поправок от 12 февраля 2016 г. № 3959-У «О порядке расчета размера средств пенсионных накоплений негосударственным пенсионным фондом», где содержится информация, что в случае отказа от формирования накоплений за счет средств материнского капитала и выбора другого направления их использования, эти средства будут выведены с учетом дохода, полученного от инвестирования.

Для НПФ данный факт имеет как плюсы, так и минусы:

-с одной стороны, это привлечет новых клиентов и улучшит финансовое положение фонда;

-с другой, фонд может потерпеть убытки при изымании средств из длительных проектов.

С 17 мая 2016 года вступил в силу приказ Министерства труда и социальной защиты № 100н от 11.03.2016 г. «Об утверждении Правил отказа от направления средств (части средств) материнского капитала на формирование накопительной пенсии», регулирующий сроки и порядок рассмотрения такого заявления. Владелец сертификата может обратиться в ПФР лично или через законного представителя.

Материнский (семейный) капитал основан на Конституции Российской Федерации, определяющий основные направления государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства и установлен Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Ведение материнского (семейного) капитала в пенсионное обеспечение ввел значительные изменения в демографической ситуации Российской Федерации.

В процессе исследования мы выяснили, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

1) женщин, родивших (усыновивших) второго, третьего ребенка или последующих детей ребенка начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

2) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.

Размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, но в связи кризисом правительство приняло решение об отмене индексирования суммы материнского капитал с 1.01. 2016 года.

Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:

1) улучшение жилищных условий;

2) получение образования ребенком (детьми);

3) приобретение товаров и услуг для детей-инвалидов

4) формирование накопительной части трудовой пенсии для матерей.

Благодаря этим условиям семья имеет определенную поддержку от государства, и могут решиться на рождение (усыновления) второго ребенка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации [Текст] // Сборник законов РФ. — М.: Эксмо, 2010;
  2. Федеральный закон от 29.12.2006 №256-ФЗ (ред. от 25.12.2008,) [Текст] «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // «Российская газета» от 31.12.2006 г. №297;
  3. Федеральный закон от 25.12.2008 №288-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // «Парламентская газета» от 31.12.2008 г. №90, «Российская газета» от 30.12.2008 г. №266;
  4. Федеральный закон от 01.04.1996 №27-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // «Российская газета» от 10.04.1996 г. №68;
  5. Федеральный закон от 24.07.2002 №111-ФЗ (ред. от 18.07.2009) «Об инвестировании средств, для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» // «Российская газета» от 30.07.2002 г. №138-139, «Парламентская газета» от 30.07.2002 г. №142-143;
  6. Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ (ред. от 30.06.2009) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // «Парламентская газета» от 20.12.2001 г. №238-239, «Российская газета» от 20.12.2001 г. №247;
  7. Федеральный закон [Текст] от 28.12.2013 № 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах»;
  8. Федеральный закон [Текст] «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 18.11.2015 года;
  9. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая, вторая) [Текст] от 31.07.1998 №146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 28.12.2010);
  10. Семейный кодекс Российской Федерации [Текст] // — М.: Проспект, 2010
  11. Гражданский кодекс Российской Федерации Гражданский [Текст]: Часть первая. — М.: Издательство «Омега — Л», 2009 — 476 с. ISBN 978-5-370-01206-8 (в ред. от 30 декабря 2008 года).
  12. Приказ Министерства Труда и социальной защиты РФ от 11.03.2016 года №100н «Об утверждении Правил отказа от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии»;
  13. Постановление Правительства от 30 апреля 2016 г. № 380 [Текст] «Правила направления средств материнского капитала на детей-инвалидов»
  14. Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 №873 (ред. от 22.09.2008) [Текст] «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский капитал»;
  15. Постановление Правительства РФ от 20.07.2007 №457 (ред. от 22.06.2008) [Текст] «Об утверждении правил перевода средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ»;
  16. Постановление Правительства РФ от 12.12.2007 №862 (ред. от 04.12.2009) [Текст] «О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий»;
  17. Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 №926 [Текст] «Об утверждении правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществлении иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов»;
  18. Постановление Правительства РФ от 10.03.2009 №209 [Текст] «О предоставлении межбюджетных трансфертов бюджету Пенсионного фонда РФ на погашение за счет средств материнского (семейного) капитала основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, в том числе ипотечным, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа)»;
  19. Право социального обеспечения России [Текст]: учеб./ М.О. Буянова, П68 К.Н. Гусов [и др.]; отв. ред. К.Н. Гусов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2008.
  20. А.Н. Ахмедшина Право на материнский (семейный) капитал в системе мер социального обеспечения [Текст] // «Журнал российского права», 2009, №1;
  21. М. Мошкович, Н. Завойкина, Ю. Терешко Материнский капитал на жилище [Текст] // «ЭЖ-Юрист», 2008, №1;
  22. Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала [Текст] // Журнал «Пенсия», 2009, №6.

3,913 просмотров всего, 14 просмотров сегодня