Начальная военная подготовка в школах

Как избежать военных сборов, если вы старшеклассник

В старших классах советских школ существовал предмет НВП — начальная военная подготовка. Школьники и школьницы собирали и разбирали автоматы, учились перевязывать раненых, маршировать и надевать противогаз. А мальчиков еще и отправляли на сборы.

В 1990-х годах фрагменты НВП перекочевали в состав ОБЖ, причем в наследство ОБЖ достались и преподаватели НВП — вышедшие в отставку военные. Шло время, издавались и дополнялись приказы об организации школьного образования, но пункт о военных сборах для старшеклассников так или иначе сохранился. Необходимость и обязательность их, впрочем, не раз ставилась под сомнение. Поводом для дискуссий, как правило, становились несчастные случаи на сборах.

Сейчас многим десятиклассникам и их ровесникам, которые учатся в колледжах, приходится участвовать в военных сборах. Правозащитники говорят, что первые задокументированные случаи отказа от сборов по убеждениям появились более двух лет назад, но вопрос о том, как на законных основаниях избежать этого мероприятия, волновал граждан РФ и раньше. «Афиша Daily» решила узнать, как проходят военные сборы в школе, можно ли от них отказаться и какие у такого решения бывают последствия.

Планировалось, что мы будем проходить военные сборы в конце мая 2016 года вместо последней учебной недели десятого класса. Нас информировали о сборах за пару недель. К тому времени у меня уже сложились четкие антимилитаристские убеждения, поэтому я знал, что на сборы не пойду. Если бы мне не удалось решить этот вопрос законным путем, я бы нашел способ избежать их (заболеть, например, или не пойти и получить два по ОБЖ). А не пошел я, потому что считаю ужасным, что уже в школе происходит милитаризация, по сути, еще детей. Также я убежден в высшей ценности человеческой жизни, следовательно, я никогда не смогу убить. Помимо прочего, я противник вертикальной системы: считаю неприемлемым то, что я должен беспрекословно выполнять чьи-то приказы, служить кому-то. Мне это кажется унизительным. Сборы призваны не столько научить основам обороны и физически подготовить юношей к службе в армии, сколько воспитать их «военно-патриотически», показать военную службу в положительном ключе. Что-то похожее и написано в Инструкции, в соответствии с которой проводятся сборы.

Когда я стал искать информацию о том, как не идти на сборы, я наткнулся на статью правозащитницы Елены Поповой в ЖЖ, где был образец заявления об отказе. Заявление я подал в конце апреля. В этот же день у меня состоялась беседа с завучем: я ей рассказал, что в будущем буду подавать заявление на альтернативную гражданскую службу. Завуч убеждала меня, что мне нужно будет доказать свои убеждения, рассказывала, как долго будет проходить альтернативная служба. Поддержала мое решение только одна учительница, за что я ей очень благодарен, и моя, так сказать, дама сердца. Мама считала, что я зря отказываюсь, потому что там я бы научился стрелять — мало ли что пригодится в жизни. Однако она уважает мой выбор.

Спустя несколько дней меня попросили прийти к директору с законным представителем. Она провела небольшую беседу со мной и моей мамой: оказалось, что позиция директора такая же, как и у остальных. Главное, что в итоге от сборов меня все-таки освободили.

Сборы я должен был проходить в мае 2014 года, когда учился в десятом классе школы в Каменске-Уральском. В феврале нас всем классом водили на первоначальную постановку на воинский учет. Когда я узнал о предстоящих сборах, я был в шоке: что, это серьезно есть? Советский Союз какой-то. Первая мысль: наверное, заболею, с чего я вам что-то должен? Я думал, что можно не ехать, только заболев. То, что отказаться от сборов можно по убеждениям, я узнал позже.

Мама отнеслась к моему нежеланию идти на сборы спокойно: ну не хочешь и ладно, в армию ты все равно не пойдешь. Врач выписал мне справку на основании ВСД, я отдал ее классному руководителю. Подумал, что лучше буду в это время готовиться к ЕГЭ.

Одноклассники говорили, что на сборах было весело. Я отвечал: «Окей, вам весело, мне не весело, я не хочу этой фигней страдать». У меня уже тогда было внутреннее неприятие: это какие-то армейский штучки, ограничение моей свободы. Спасибо, не надо.

Мои одноклассники каждый день ездили на автобусе в воинскую часть в Травянке, притом сами платили за дорогу. Из положительного на сборах — никто их не бил. Из отрицательного — за ними там почти никто не следил. Все-таки десятый класс, несовершеннолетние, за них же должны нести ответственность.

Осенью в школе проходит День здоровья — вроде бы причем здесь милитаризм, а там постоянно стреляли из винтовки.

Весной, когда я учился на первом курсе направления юриспруденция СПбГУ, я пошел на встречу проекта «Движение сознательных отказчиков от военной службы» и с тех пор работаю в этой организации, консультирую призывников. Если говорить именно об отказах от военных сборов в школе по убеждениям совести, то этот способ используют единицы. Все считают, что проще заболеть, чем ругаться с директором. Да, все воспринимают это как ругань. Боятся последствий. Боятся, что им испортят аттестат.

Военные сборы проходили в мае 2014 года, когда я был в десятом классе, и нас предупредили о них за месяц. Я не очень хотел ехать, так как считал военную подготовку тупостью и пропагандой призывного рабства. Нам говорили, что призыв — это хорошо и что каждый мужчина обязан пройти армию. Использовались классические уловки вроде необходимости отдать долг родине, сопоставления родины и матери и так далее. На ОБЖ я отказывался разбирать оружие и маршировать. Учитель был адекватным человеком и не заставлял меня делать то, что я не хотел. Но я решил, что прогулять уроки и побегать на природе — это приемлемо, и поехал на сборы.

Они длились пять дней. Первые три дня сборы проходили на школьной спортивной площадке и спортивной площадке в лесу, на четвертый день было занятие на военной кафедре КХТИ (Казанский национальный исследовательский технологический университет. — Прим. ред.). В пятый день должны были пройти стрельбы из автоматов Калашникова на полигоне танкового училища в пригороде. Руководил сборами учитель ОБЖ, а на военной кафедре командовали их преподаватели.

В первые три дня не было ничего особенного: просто играли в футбол, волейбол, бегали по стадиону, подтягивались и отжимались. Мы ночевали дома и приходили в школу как на обычные уроки. На кафедре КХТИ нас усадили в класс, прочитали лекцию по военной истории и истории университета. Потом вывели на плац, который был на закрытой территории, и объявили начало занятия по строевой подготовке. Я ушел с построения, потому что меня взбесил тот факт, что я еще гражданский, а меня уже изолировали и мною уже командуют. Участвовать в стрельбах на следующий день я тоже отказался. Учитель и директор были, мягко говоря, недовольны моим решением, но учитель в итоге заступился за меня.

Вообще, я интересуюсь военной историей. Когда я стал в ней нормально разбираться, у меня сформировались пацифистские убеждения, ибо я понял, что война — это зло, а для нашей страны наша жизнь (жизни мужчин, что защищали страну) не стоит ничего.

Я учусь в коммерческом колледже и должен был пройти сборы в апреле 2016 года. В отличие от школы нам приходится платить за сборы — около 2250 рублей. Мне не хотелось на сборы. Я готовлюсь проходить альтернативную гражданскую службу, и у меня не было желания платить за то, что мне совершенно не нужно.

В одно время с тем, как начали раздавать договоры, я написал заявление об отказе на имя директора колледжа, в отделы образования по городу, субъекту, в отдел военного комиссариата, губернатору и уполномоченному по правам человека по области. Из военного комиссариата, колледжа и уполномоченного пришли ответы — о том, что от сборов отказаться нельзя. В учебной части мне сказали, что если я пропускаю сборы, то не смогу получить диплом об окончании учреждения. После долгого разговора они подключили еще и психолога колледжа, но мы в итоге ни к чему не пришли. Даже то, что я во время сборов официально был на больничном, мне не помогло.

В конце учебного года преподаватель по ОБЖ отказался выставлять мне оценку, сославшись на то, что я пропустил сборы, и сказал самому разбираться в учебной части. Там сказали что-то вроде: «Мы тебя предупреждали». Вместе с правозащитницей Еленой Поповой я составил жалобу на преподавателя и отправил ее в местные органы по образованию. Пришел ответ, что в действиях колледжа ничего противозаконного нет. На этом я решил закончить. В колледже сошлись на варианте, более-менее устраивающем обе стороны: я перевожусь на заочную форму обучения, что позволит мне избежать сборов.

За это время у меня сложилось убеждение, что законным путем сейчас от сборов никак не отказаться. Мне кажется, все успешные истории об отказах школьников участвовать в сборах объясняются тем, что их просто прикрывали руководители.

Об обязательности сборов

Есть совместный приказ Министерства обороны и Министерства образования от 2010 года, в соответствии с которым все молодые люди — десятиклассники и учащиеся колледжей — обязаны посетить пятидневные учебные сборы. Степень рьяности выполнения приказа, однако, не везде одинаковая, потому что вывезти детей куда-то — это очень хлопотно. Где-то военные сборы обязательны, где-то их может вовсе не быть.

Об отказе от военных сборов

Отказ от военных сборов в школе не массовое явление. Количество таких случаев за год я могу пересчитать по пальцам одной руки, но это не значит, что это не играет никакой роли. Здесь уместна параллель с прохождением альтернативной гражданской службы: мало людей пользуются правом на АГС, но закон об АГС имеет колоссальное моральное и правовое значение — он расширяет правовое пространство защищенности и свободы человека. Поэтому мне кажется очень важным то, что делают сегодня немногие молодые люди, которые подают заявления об отказе от сборов. Это пример того, что так делать можно.

О форме и сроках подачи заявления

Может быть несколько типов заявлений: заявление от самого человека, заявление от родителей и, как мне кажется, самый удачный вариант — коллективное заявление, например, от нескольких мальчиков или от нескольких семей. Мы заметили, что они оказывают более сильное давление. Заявление можно подать в любой момент, но лучше не делать этого слишком рано, скажем, за полгода до сборов, чтобы не было психологического давления со стороны учителя ОБЖ и администрации школы.

О том, куда писать заявление об отказе

Мне кажется логичным отправить заявление от отказе от сборов во все органы, которые принимают участие в их организации, и их начальству и указать всех адресатов в шапке письма. Если мы отправляем какому-то одному должностному лицу, начинается перекладывание ответственности. Когда вы пишете целому ряду должностных лиц, вы таким образом ставите в известность всю систему — и они должны будут найти кого-то, кто будет давать ответ по существу.

Я бы писала начальнику отдела военного комиссариата по тому району, где молодой человек состоит на первоначальном воинском учете или где он, скорее всего, будет стоять по достижении 18 лет. Дальше — начальству этого отдела — военному комиссару субъекта РФ.

Это же совместный приказ Министерства обороны и Министерства образования, так что я бы писала и директору школы, и — обязательно — начальству директора — в органы исполнительной власти по району и по субъекту, которые занимаются образованием.

Еще можно отправить заявление уполномоченному по правам человека в вашем регионе или — вместо него — уполномоченному по правам ребенка.

О содержании заявления

Читаем в Инструкции, зачем проводятся эти сборы. Это не спортивное соревнование, не олимпиада, там очень четко написано, что это подготовка к военной службе. Да, это в рамках предмета ОБЖ. Если человек говорит, что не может проходить военную службу в силу своих убеждений, то подготовка к военной службе тоже же им противоречит. Это логично. Чего я прошу? Освободить меня от сборов. Читаем, какие могут применяться меры, если человек не участвовал в сборах без уважительных причин. Ему выставляют оценку «неудовлетворительно». Мы просим не выставлять такую отметку, потому что полагаем, что неучастие в сборах по идейным убеждениям — это уважительная причина.

В Инструкции написано, что к сборам привлекаются «все граждане, обучающиеся в образовательных учреждениях и в учебных пунктах, за исключением имеющих освобождение от занятий по состоянию здоровья», то есть там ничего не говорится про освобождение от занятий по идеологическим причинам. Единственное — «по религиозным мотивам» можно отказаться от участия в стрельбе.

Но Инструкция не может ограничивать жизнь человека — она может ограничить только деятельность должностного лица. И конечно же, человек может отказываться от службы не только из-за соображений религии. Во второй главе Конституции РФ, которая является пересказом Всеобщей декларации прав человека, в Пакте о гражданских политических правах, предусмотрено право человека на свободу совести и право на убеждения.

Можно ссылаться на статью 18 Всеобщей декларации прав человека, статью 18 Международного пакта о гражданских и политических правах и статью 9 Европейской конвенции о правах человека — это о праве на свободу совести. Также можно сослаться на Конвенцию о правах ребенка, где отмечено, что ребенок имеет право иметь убеждения. Они могут быть даже отличными от убеждений родителей. Необязательно ссылаться на международное законодательство. Я это советую скорее, чтобы человек понимал, что за ним есть некая правовая позиция. Право на отказ от обязательной военной службы по убеждениям совести стало общепризнанным правом человека, которое напрямую связывается с правом на свободу совести и убеждений (образец заявления об отказе от сборов можно найти здесь.— Прим. ред.)

О действиях после подачи заявления

Что еще делать в сложной ситуации? Когда учителя угрожают, что наставят двоек, можно официально запросить выписку текущих оценок по определенным предметам. Это нужно на тот случай, если ученику потом вместо пятерок пририсуют двойки и колы и скажут, что, вообще-то, он был неуспевающим и сборы тут ни при чем. Понятно, что это гипертрофированная ситуация, но можно сделать это, чтобы исключить возможность фальсификации.

Ответ на заявление, по всей вероятности, не будет решением всего. Не надо отчаиваться, если он будет ни о чем, если там перечисление строчек из федерального законодательства или Инструкции. Бывает ответ в том духе, что вы должны пройти сборы. Бывают ответы с явно неправовыми вещами. Среди этих ответов рано или поздно встретится тот, где будет рациональное зерно, за которое мы можем зацепиться и двигаться дальше.

В Инструкции написано, что при уважительной причине пропуска сборов «организуются теоретическое изучение материалов учебных сборов и сдача зачетов». Я сталкивалась с ситуацией, когда молодому человеку предложили сдать реферат по теме, связанной со сборами. Ну он благополучно нашел материал в интернете, скомпоновал и сдал его, на этом его теоретическое обучение закончилось. Был и такой случай, что старшеклассник просто посещал занятия в школе во время сборов.

Законопроект о начальной военной подготовке в школах внесен в Госдуму

В Госдуму внесен законопроект о введении в школах специального предмета по подготовке учеников к военной службе.

«В законе о воинской обязанности и воинской службе у нас идет один час в неделю последние два года, порядка 70 часов. Мы считаем, что это необходимо увеличить хотя бы в два раза с обязательными занятиями 2-5-дневными с проживанием в воинских частях», — сказал автор законопроекта, член фракции «Единая Россия» Алексей Журавлев Русской Службе Новостей.

По его словам необходимо сократить раздел ОБЖ, «который на сегодняшний день не настолько актуален. Как показывает практика, эффективность подготовки допризывной молодежи крайне низкая».

Пресс-служба Общественной палаты РФ

«Основы безопасности жизнедеятельности очень важный предмет, который обязательно должен преподаваться в школах.

Он нужен каждому из нас, в первую очередь, для того, чтобы избежать неприятных и опасных ситуаций, а уж если что-то случилось, то для того, чтобы знать как себя вести, куда звонить и прочее. Как показывает статистика по чрезвычайным происшествиям, россияне, увы, не всегда обладают достаточными навыками первой медицинской помощи, не знают как себя вести при пожаре или наводнении.

О кризисе преподавания ОБЖ, будучи членом Общественной палаты, я уже заявлял. Но это говорит в первую очередь о необходимости развития, о подготовке профильных специалистов-преподавателей. А не о том, что нужно в принципе отказаться от ОБЖ!

Начальная военная подготовка — это другая тема. К ее введению я отношусь позитивно. Школа готовит людей к жизни, в самом широком смысле. Такой предмет поможет ребятам на практике подготовиться к службе в вооруженных силах. Можно подумать также о летних сборах для школьников. Вообще считаю, что служить в армии — это почетная обязанность каждого мужчины».

«Сегодня государство призывает граждан на военную службу в обязательном порядке. Соответственно, оно обязано и готовить их качественно. При нынешней продолжительности срочной службы это просто невозможно. Наша комиссия говорит об этом уже более 5 лет.

На наш взгляд, начальная военная подготовка в школе – это, в первую очередь, правовые знания для будущих призывников, изучение истории Вооруженных Сил, воинских традиций, армейского распорядка.

В данном случае даже не будет проблем с кадрами. Мы давно предлагаем ввести в школы офицеров запаса, которые привнесли бы элемент мужского воспитания подростков и разбавили бы преимущественно женские коллективы».

Оставьте свой комментарий

Комментарии

У меня опять возник вопрос о безопасности детей. Запретить им не запретишь, всё равно будут лезть куда попало и делать что попало. Тотальный контроль за ними установить невозможно да и не нужно хотя бы с психологической точки зрения. Один из лучших путей всё-таки остаётся разъяснение в школе и дома. Пытался посмотреть планы уроков ОБЖ, а там всё смешано в кучу — и ОБЖ и военное дело (военная подготовка. У нас в школе (в моём детстве) не было уроков ОБЖ зато в 3-4 классе уже объясняли что такое компас, где север, а где юг, как по стрелкам часов при наличии солнца на небе можно определить где юг. Объясняли какие ягоды и грибы полезные, а какие вредные. Говорили почему нельзя сидеть на подоконнике. как правильно прыгать и падать в экстремальных ситуациях (на левый бок поджав локоть к боку). и вообще быть осторожным и не лезть куда попало предварительно не узнав об этом. (но детское любопытство ни куда не денешь)
Военную подготовку ввели только в 10 классе, да и то на собственный риск директора школы (может я в этом и не совсем прав).
Главное что хотелось бы высказать; начинать ОБЖ с начальных классов давая в первую очередь самое необходимое для жизни. А решение вопроса о военной подготовке в школе — это дело более подготовленных специалистов и учителей.

Специализированная подготовка к воинской службе в учебных заведениях,которую предлагается ввести в российских школах,-это один из явных и неотъемлемых признаков авторитарности государства,государства военизированного,государства,целью которого является создание общества,смысом жизни которого,станет беззаветное служение интересам своей страны,не взирая на интересы личные.Особено,это становиться очевидным,если взглянуть на последние тенденции во внутренней политике России и на шаги её руководства.Замете сами:активное субсидированние,популяризация и подъём пристижа армии и служения в ней,проводимое в последние время в российских СМИ и Правительством России,резкое увеличение довольствия офицерского и контрактного кадрового состава военнослужащих,открытие новых высших армейских учебных заведений и специализированных курсов для военнослужащих,и повальный набор в них,полномасштабное освещение военных учений Вооружённых Сил Российской Федерации,усиленное реформирование армии,а теперь и предложение(которое скорее всего будет принято) о подготовке к службе в армии в школах,одним пунтком из которого,будет возможность летних сборов учеников и их проживание во время обучения в действующих армейских частях,всё это ведёт к военизации общества и государства в целом,к возможной милитаризации его экономики.Причём такой расклад,ввиду империалистической политики российских властей,не искючает угрозу для соседних с Россией стран,возобновление «Гонки вооружение»,инициатором которой станет именно РФ..А этом факт влечёт за собой нечто больше,чем простое усиление России на международной арене и выводы эти не беспочвенны,постольку,поскольку сама история России даёт почву для их существования.

Война и ВПК

Все за сегодня

Мультимедиа

В российских школах возобновляют военную подготовку

Попытки возродить всеобщее военное обучение советской эпохи в школах отражает общенациональную ностальгию по тем временам, когда военный патриотизм был главной составляющей российской идентичности

Москва — Обычные российские школьники — они подначивают друг друга, хихикают, смотрят в экраны своих смартфонов, и в то же время бросают взволнованные взгляды в сторону ветеранов в военной форме, которые будут ставить им оценки, сидя неподалеку на сцене. Затем, по команде сержанта-инструктора по строевой подготовке (их одноклассника), они выстраиваются, производят расчет и энергично маршируют аккуратными шеренгами, распевая советские строевые песни.

Такие состязания по военной строевой подготовке, когда-то являвшиеся неотъемлемой частью советской школьной программы, вновь проводятся в российских школах, таких, как московская школа номер 1465. В прошлом месяце она впервые устроила смотр строя и песни с участием 10-ти школьных отрядов, одетых в одинаковую форму на манер военной, которые состязались за награды, врученные победителям улыбающимися ветеранами войны.

Хотя все это выглядело весьма благонравно, такие состязания стали неотъемлемой частью неоднозначных усилий по возрождению в российских школах всеобщей кадетской подготовки, которая существовала в советские времена. Данные усилия всецело поддерживает Русская православная церковь, которая после многолетнего упадка сегодня вновь играет очень заметную и важную роль в России.

Такое возрождение военной подготовки активно осуществляется по всей стране. Ее сторонники, такие как директор школы 1465 Артур Луцишин, утверждают, что российскому обществу надо устранить разрыв с армией, возникший после распада Советского Союза. По его словам, цель не в том, чтобы готовить детей к войне, а в создании здоровой связи между российским населением и его вооруженными силами, а также в восстановлении престижа воинской службы.

«Мы пытаемся сделать из этих детей не солдат, а просто хороших граждан, любящих свою страну, — говорит Луцишин. — Последние 15 лет или около того мы постепенно возвращаем себе понимание того, что у нас великая страна. Не страна, проигравшая в холодной войне, а страна, равная всем остальным. Это очень хорошо, что наше государство уделяет больше внимания патриотическому воспитанию».

Военно-патриотическое воспитание

Эта мысль вторична для судьи соревнований капитана первого ранга в отставке Александра Косева (так в тексте, фамилия судьи Косов — прим. пер.), который много лет прослужил в советском военно-морском флоте. По его словам, он в своем преклонном возрасте с гордостью наблюдает за тем, как российская армия ставит в тупик Запад своими грамотными и умелыми действиями в Крыму и в Сирии. И он с удовольствием судит этот первый для него строевой смотр.

«Это помогает готовить детей к жизни, — говорит ветеран. — Это физическая подготовка, она делает их сильнее, увереннее в себе».

Критики утверждают, что эмоциональным мерилом, лежащим в основе кадетского движения, является ностальгия по СССР, ставшая результатом напряженности в отношениях с Западом и экономических неурядиц внутри страны. Но такая тоска по прошлому это не самое лучшее, говорит независимый военный эксперт Александр Гольц.

«СССР был особой страной, в которой идея патриотизма была прочно связана с военной подготовкой. Нельзя стать патриотом, если не знаешь, как стрелять из автомата Калашникова, — рассказывает он. — В путинскую эпоху мы увидели полное возрождение такого военно-патриотического воспитания».

«Цель состоит в том, чтобы сделать его всеобщим, для всех», — добавляет Гольц.

Жизнь российского солдата

Капитан первого ранга Косев и другие говорят, что российские вооруженные силы прошли через суровые испытания после распада Советского Союза, и что их невзгоды стали отражением краха общества и утраты национальной гордости.

Поражение хваленой Советской Армии в Афганистане, которое она потерпела от пользовавшихся американской поддержкой моджахедов, стало первым из многих ударов, пришедшихся на 1980-е и 1990-е годы. Они ускорили утрату веры в спотыкавшееся советское государство и в возникшую впоследствии российскую армию. Что еще хуже, новая армия оказалась втянутой в политические конфликты на закате СССР. Она участвовала в провальной попытке ГКЧП захватить власть в 1991 году, а затем в 1993-м в обстреле мятежного российского парламента по приказу тогдашнего президента Бориса Ельцина.

«Это полностью подорвало репутацию новой российской армии в обществе, когда ее первой военной победой стала победа над собственным парламентом», — говорит военный ветеран Виктор Баранец, 33 года прослуживший в рядах вооруженных сил, а в 1990-е годы занимавший должность официального представителя Министерства обороны.

«Рейтинг армии в те дни был как никогда низок, — отмечает Баранец, ныне работающий военным обозревателем в „Комсомольской правде“. — Когда мы выходили на улицы Москвы в форме, над нами насмехались, нас высмеивали, даже забрасывали яйцами и помидорами. Ситуация настолько ухудшилась, что мы получили приказ приходить на службу в гражданской одежде. А денежное довольствие у офицера было как у уборщицы».

Жизнь у сотен тысяч молодых людей, которых призывали в российскую армию обычно на три года, была намного хуже. В этой обветшавшей, слабо финансируемой развалине, слабо напоминавшей былую Советскую Армию, солдаты часто недоедали, постоянно подвергались физическим издевательствам, которые называли дедовщиной, а коррумпированные генералы использовали их как дешевую рабочую силу. Еще несколько лет назад дезертирство было настоящей эпидемией в российской армии, а уклонение от призыва превратилось практически в норму.

Военная гордость

Ситуация начала меняться после войны России с соседней Чечней в 2008 году, которая хоть и принесла Москве победу, но выявила серьезнейшие недостатки и изъяны в армии. Были проведены масштабные реформы, оптимизировавшие вооруженные силы и сделавшие их профессиональными. Призыв был сокращен до одного года, офицерам подняли денежное довольствие, стали давать квартиры, и по мнению многих, дисциплина в армии намного улучшилась.

«Все больше и больше молодых людей начинают понимать, что военная карьера является хорошим выбором», — говорит президент Академии военных наук Махмут Гареев. Но несмотря на рост патриотических настроений, добавляет он, «200 тысяч молодых людей по-прежнему уклоняются от военной службы».

Что самое важное, российские военные начали одерживать победы — сначала в Чечне, затем в Грузии, после этого в Крыму, а теперь и в Сирии. Согласно опросам общественного мнения, на которые ссылается военный эксперт Баранец, доверие общества к российским вооруженным силам выросло с 12% в начале 1990-х до 86% сегодня.

Расистские мотивы резни в Тролльхеттане

Школа: три темы, о которых спорят больше всего

Вы говорите по-немецки?

Der Spiegel 31.08.2015
Трудно судить о реакции общества на возрождение программ всеобщей кадетской подготовки в школах, но предложение губернатора центральной Тульской области о введении данной системы нашло поддержку у 90% респондентов, участвовавших в организованных местными СМИ опросах. Об этом сообщило государственное информационное агентство «РИА Новости».

Критик Гольц утверждает, что возвращение военно-патриотического воспитания в школы имеет целью не только физическую подготовку молодежи и возрождение гордости за страну. По его словам, она должна стать основой российского общества.

«Есть старый анекдот. Почему солдаты поднимаются по карьерной лестнице? Потому что никому не разрешают уйти с нее. Это своего рода насаждение единства для всей страны, означающее, что несогласные автоматически превращаются во врагов, — говорит Гольц. — Это также означает, что в оправдание всего этого у нас постоянно должны быть внешние враги. И вот так, шаг за шагом, маршируя в ногу, мы возвращаемся в осажденную крепость».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Уроки Начальной Военной Подготовки (НВП) в советских школах

В 1968 году во всех советских школах был введен новый предмет — Начальная Военная Подготовка. Как правило, в школах выделялся отдельный кабинет НВП, оборудование которого обычно составляли тематические плакаты, противогазы, муляжи автомата и гранат.

(см. СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 29 апреля 1968 г. N 289 О СРОКАХ И ПОРЯДКЕ ВВЕДЕНИЯ НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ)
[ Нажмите, чтобы прочитать ]

В соответствии с Законом СССР «О всеобщей воинской обязанности» Совет Министров Союза ССР постановляет:
1. Ввести начальную военную подготовку молодежи в общеобразовательных школах, средних специальных учебных заведениях и в учебных заведениях системы профессионально-технического образования, а также на учебных пунктах, создаваемых на предприятиях (в том числе в совхозах), в организациях, учреждениях и колхозах, постепенно в течение 1968 — 1972 годов согласно приложению (не приводится).
Советам Министров союзных республик, Министерству просвещения СССР, Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Начальнику гражданской обороны СССР, Государственному комитету Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию, ЦК ДОСААФ СССР и другим министерствам и ведомствам, в ведении которых находятся школы и средние специальные учебные заведения, по согласованию с Министерством обороны СССР определить порядок и сроки введения начальной военной подготовки в школах, учебных заведениях, на предприятиях, в организациях, учреждениях и колхозах, исходя из заданий, установленных настоящим Постановлением.
Министерству обороны СССР, Министерству просвещения СССР, Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Государственному комитету Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию, ЦК ДОСААФ СССР и Начальнику гражданской обороны СССР изучить, обобщить и широко использовать опыт организации начальной военной подготовки в 1968 — 1970 годах для развертывания военного обучения молодежи во всех школах, учебных заведениях и на учебных пунктах в 1971 — 1972 годах.
2. Министерству обороны СССР, Начальнику гражданской обороны СССР, Министерству просвещения СССР, Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Государственному комитету Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию и ЦК ДОСААФ СССР обеспечить высокий уровень начальной военной подготовки с тем, чтобы молодежь в процессе обучения приобрела практические навыки в объеме одиночной подготовки солдата, необходимые знания и навыки по одной из военно-технических специальностей, освоила основы гражданской обороны и, будучи призванной в Вооруженные Силы СССР, смогла в короткие сроки овладеть современным оружием и боевой техникой.
Обязать Министерство обороны СССР выделять школам, средним специальным учебным заведениям, учебным заведениям системы профессионально-технического образования и учебным пунктам необходимое количество учебных автоматов, карабинов, ручных противотанковых гранатометов, учебной техники, малокалиберных винтовок и патронов к ним, а также совместно с ЦК ДОСААФ СССР осуществлять организацию и проведение с юношами стрельб из автоматов боевыми патронами.
Обучение юношей стрельбе боевыми патронами из автоматов производить только при наличии возможностей использовать для этой цели стрельбища и тиры войсковых частей и организаций ДОСААФ, имеющих необходимое оборудование для обеспечения безопасности стрельбы.
3. Госплану СССР и Министерству финансов СССР предусматривать выделение ежегодно, начиная с 1971 года, ассигнований ЦК ДОСААФ СССР для строительства в городах и сельской местности тиров, обеспечивающих безопасное обучение молодежи стрельбе из автоматов боевыми патронами.
Советам Министров союзных республик оказывать необходимую помощь комитетам ДОСААФ в строительстве этих тиров.
4. Занятия по начальной военной подготовке, включая подготовку по гражданской обороне, проводить в общеобразовательных школах — в IX и X (XI) классах, в средних специальных учебных заведениях — на старших курсах и в профессионально-технических училищах — в течение первого — третьего годов обучения (в период теоретических занятий).
С девушками — учащимися общеобразовательных школ, средних специальных учебных заведений и учебных заведений системы профессионально-технического образования занятия по основам военного дела и гражданской обороны проводить в учебные часы, отводимые на начальную военную подготовку, совместно с юношами, а по программе подготовки санитарных дружинниц — отдельно. В этих целях предусматривать деление классов на группы юношей и девушек.
С юношами, достигшими 16-летнего возраста, работающими на предприятиях, в организациях, учреждениях и колхозах, занятия по начальной военной подготовке проводить на учебных пунктах в течение одного года — полутора лет.
5. Установить, что на начальную военную подготовку молодежи отводится 140 часов, включая 35 часов, которые отведены в настоящее время на изучение курса гражданской обороны в школах, средних специальных учебных заведениях и учебных заведениях системы профессионально-технического образования.
В целях закрепления знаний и навыков, приобретенных юношами на занятиях по начальной военной подготовке, широко практиковать проведение с молодежью тактических занятий, военизированных походов и игр в военно-спортивных и оздоровительных лагерях.
В связи с введением начальной военной подготовки увеличить максимальное количество обязательных часов, предусмотренных в учебных планах, в IX и X (XI) классах общеобразовательных школ на два часа в неделю, а в учебных заведениях системы профессионально-технического образования и на старших курсах средних специальных учебных заведений — на один час в неделю.
6. Ввести в штаты средних общеобразовательных школ, средних специальных учебных заведений и учебных заведений системы профессионально-технического образования должность военного руководителя. На указанную должность назначать, как правило, офицеров запаса, имеющих высшее или среднее военное образование.
Для проведения занятий по начальной военной подготовке с юношами привлекаются нештатные специалисты, учителя (преподаватели). Для проведения занятий с девушками, обучающимися по программе подготовки санитарных дружинниц, привлекаются медицинские работники, а также учителя (преподаватели), прошедшие обучение по программе медицинских сестер запаса.
7. Установить военным руководителям должностные оклады: в школах — в размерах должностных окладов заместителей директоров школ по учебной работе, в средних специальных учебных заведениях и учебных заведениях системы профессионально-технического образования — в размерах должностных окладов руководителей физического воспитания. В должностные оклады военных руководителей включается оплата в школах за 12 часов педагогической работы в неделю, а в средних специальных учебных заведениях и в учебных заведениях системы профессионально-технического образования — за 480 часов педагогической работы в год.
В школах, средних специальных учебных заведениях и в учебных заведениях системы профессионально-технического образования, имеющих три и менее классов (групп), в которых проводится начальная военная подготовка учащихся, оплата труда военного руководителя производится в размере 0,5 должностного оклада.
Размеры должностных окладов военным руководителям устанавливаются в школах в зависимости от количества учащихся в V — X (XI) классах, а в средних специальных учебных заведениях и в учебных заведениях системы профессионально-технического образования — в зависимости от количества учащихся в группах, где проводится начальная военная подготовка. При этом в обязанности военных руководителей включается проведение учебных (в том числе факультативных) и внеклассных занятий по начальной военной подготовке и гражданской обороне, организационная и военно-патриотическая работа с учащимися, а также выполнение обязанностей по руководству кружками по основам военного дела и заведованию военным кабинетом (без дополнительной оплаты).
8. Распространить на военных руководителей школ, средних специальных учебных заведений и учебных заведений системы профессионально-технического образования порядок пенсионного обеспечения, а также льготы, преимущества и продолжительность очередных отпусков, установленные соответственно для учителей и преподавателей школ, средних специальных учебных заведений и учебных заведений системы профессионально-технического образования.
9. Засчитывать в педагогический стаж военных руководителей, учителей (преподавателей) начальной военной подготовки школ, средних специальных учебных заведений и учебных заведений системы профессионально-технического образования и инспекторов начальной военной подготовки время службы в Вооруженных Силах СССР на должностях офицерского, сержантского и старшинского состава.
10. Оплату труда нештатных специалистов, привлекаемых для ведения в школах и учебных заведениях преподавательской работы по начальной военной подготовке, производить за фактическое количество часов преподавательской работы из расчета соответствующей ставки учителя (преподавателя).
11. Установить, что учебные пункты для начальной военной подготовки работающих юношей создаются по решениям исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся на основе заданий, устанавливаемых Советами Министров союзных республик по согласованию с Министерством обороны СССР в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления. Руководители предприятий (в том числе совхозов), организаций, учреждений и колхозов в соответствии с этими решениями организуют учебные пункты для прохождения военной подготовки, обеспечивают их учебной техникой, помещениями для проведения занятий и размещения военных кабинетов, мебелью, выделяют необходимые средства для приобретения учебного имущества и пособий.
Учебно-методическое руководство начальной военной подготовкой на учебных пунктах осуществляется ЦК ДОСААФ СССР совместно с Министерством обороны СССР.
Организация и проведение учебных занятий по начальной военной подготовке на учебных пунктах осуществляются нештатными начальниками учебных пунктов, их заместителями и инструкторами начальной военной подготовки из числа офицеров и сержантов запаса, работающих на данном предприятии (в том числе в совхозе), в организации, учреждении, колхозе, назначаемыми руководителями предприятий (в том числе совхозов), организаций, учреждений и колхозов по согласованию с военными комиссариатами и комитетами ДОСААФ.
Из числа юношей — учащихся вечерних (заочных) школ и других учебных заведений на учебных пунктах должны комплектоваться отдельные группы с тем, чтобы занятия с ними проводились в дни, не совпадающие с днями занятий в этих школах и учебных заведениях.
12. Установить, что в период занятий по начальной военной подготовке на учебном пункте с числом обучающихся не менее 100 человек нештатному начальнику этого пункта выплачивается 20 рублей ежемесячно.
Для инструкторов начальной военной подготовки учебных пунктов устанавливается почасовая оплата в размере одного рубля за час занятий (включая оплату за время отпуска).
13. Министерству обороны СССР совместно с Министерством просвещения СССР, Начальником гражданской обороны СССР и ЦК ДОСААФ СССР ежегодно до начала учебного года проводить с военными руководителями школ, средних специальных учебных заведений и учебных заведений системы профессионально-технического образования и с начальниками учебных пунктов учебно-методические сборы при военных комиссариатах. Кроме того, ежегодно для лиц, вновь назначенных на должности военных руководителей, проводятся сборы по повышению специальной квалификации.
14. Установить, что оплата труда штатных военных руководителей и расходы по их командированию на сборы, а также почасовая оплата труда нештатных специалистов, привлекаемых для ведения в школах и учебных заведениях преподавательской работы по начальной военной подготовке, производятся за счет ассигнований по сметам соответственно министерств просвещения (народного образования) союзных республик, республиканских органов по профессионально-техническому образованию, министерств и ведомств, в ведении которых находятся школы и средние специальные учебные заведения.
Министерству финансов СССР предусматривать ежегодно в сметах ЦК ДОСААФ СССР необходимые ассигнования на оплату труда нештатных начальников учебных пунктов и на расходы по их командированию на учебно-методические сборы, а также на оплату труда инструкторов начальной военной подготовки.
15. Обязать министерства и ведомства, в ведении которых находятся школы, средние специальные учебные заведения и учебные заведения системы профессионально-технического образования, совместно с Министерством обороны СССР, Начальником гражданской обороны СССР и ЦК ДОСААФ СССР создать необходимую учебно-материальную базу для проведения начальной военной подготовки.
Установить, что для проведения занятий по начальной военной подготовке в каждой школе, учебном заведении, где она вводится, а также на учебных пунктах должны быть оборудованы военный кабинет (класс) и кладовая (комната), специально оснащенная для хранения учебного оружия и малокалиберных винтовок.
Обязать Госстрой СССР при разработке новых типовых проектов общеобразовательных школ, школ-интернатов, средних специальных учебных заведений и учебных заведений системы профессионально-технического образования предусматривать в них военные кабинеты, тиры и кладовые для хранения оружия.
16. Министерствам и ведомствам СССР, в ведении которых находятся средние общеобразовательные школы и средние специальные учебные заведения, предусмотреть в штатах центральных аппаратов должности инспекторов по организации начальной военной подготовки молодежи и контроля за этой подготовкой.
Советам Министров союзных республик предусмотреть в штатах министерств и ведомств республики, в ведении которых находятся средние общеобразовательные школы, средние специальные учебные заведения и учебные заведения системы профессионально-технического образования, а также в штатах республиканских (АССР), краевых, областных и городских (г. г. Москвы и Ленинграда) органов просвещения и профессионально-технического образования должности инспекторов по начальной военной подготовке.
Установить, что указанные должности вводятся в штаты центрального аппарата министерств и ведомств СССР в пределах численности работников и расходов, предусмотренных на содержание этого аппарата, а в союзных республиках — в пределах численности работников и ассигнований, предусмотренных на содержание органов государственного управления, финансируемых по бюджету.
17. Министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик расходы на начальную военную подготовку в 1968 году осуществлять в пределах ассигнований, выделенных им на 1968 год.
18. Поручить Министру обороны СССР по согласованию с Начальником гражданской обороны СССР, Министерством просвещения СССР, Министерством высшего и среднего специального образования СССР, Министерством здравоохранения СССР, Государственным комитетом Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию и ЦК ДОСААФ СССР в месячный срок утвердить Положение о начальной военной подготовке молодежи.

Председатель
Совета Министров Союза ССР
А.КОСЫГИН

Управляющий Делами
Совета Министров СССР
М.СМИРТЮКОВ

Предполагалось, что предмет НВП станет доминантой патриотического воспитания школьников. Оное патриотическое воспитание сводилось, кроме ознакомления с плакатами по начальной военной подготовке, также к готовности к глобальной войне с «вероятным противником». Вероятный противник, по сути, один — США. Война все еще холодная, занавес железный, но кто знает, что будет завтра? Противник известен своим вероломством.

НВП давала школьникам такие полезные умения как: собирать-разбирать автомат, перевязывать раненых, пользоваться противогазом, маршировать, а при случае метнуть гранату. И, конечно, уверенность в том, что Советский Союз, это навсегда.