Наказание согласно ук рф заключается в

Статья 43. Понятие и цели наказания

1. Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

2. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Комментарий к Ст. 43 УК РФ

1. В ч. 1 комментируемой статьи уголовное наказание определяется как мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда, и заключается в лишении или ограничении прав и свобод виновного лица. Оно назначается только судом, от имени государства, носит индивидуальный характер, и его исполнение является исключительной прерогативой уполномоченных на то государственных органов. Содержание наказания заключается в лишении либо ограничении виновного лица предусмотренных уголовным законом каких-либо материальных или нематериальных благ (прав, свобод, интересов и т.д.). По своей сути уголовное наказание является карой, т.е. причиняет страдание лицу, совершившему преступление. Прежний уголовный закон прямо определял наказание как кару за совершенное преступление и как меру исправления, перевоспитания осужденного и предупреждения новых преступлений.

2. В ч. 2 комментируемой статьи подчеркивается, что наказание применяется в первую очередь в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. Восстановление социальной справедливости как цели наказания связано с принципом справедливости, содержащимся в ст. 6 УК, в соответствии с которой наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливы, т.е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. В этой связи при назначении наказания судам необходимо исполнять требования закона о строго индивидуальном подходе к назначению наказания, поскольку только справедливое наказание способствует решению задач и осуществлению целей, указанных в УК. Цель наказания — исправление осужденного — достигается, если после отбытия либо после освобождения от наказания осужденный больше не совершает преступлений. Между тем в УИК понятие исправления носит более широкий характер, предполагая нейтрализацию антиобщественных взглядов и установок осужденного, формирование у него уважительного отношения к человеку, обществу, труду, к правилам человеческого общежития, стимулирование правопослушного поведения (ч. 1 ст. 9 УИК). Исправление осужденного в уголовно-исполнительном смысле достигается путем применения к нему как наказания, так и средств исправления, содержащихся в ч. 2 ст. 9 УИК, таких как труд, обучение, профессиональная подготовка, воспитательная работа и общественное воздействие. Цель наказания — предупреждение совершения новых преступлений — носит как общий характер, т.е. влияет на граждан в целом, путем установления уголовно-правового запрета, так и частный характер, т.е. воздействует на поведение лиц, осужденных за совершение преступлений, путем создания для них специальных условий, исключающих либо снижающих возможность совершать в будущем новые преступления.

Статья 43 УК РФ. Понятие и цели наказания

Новая редакция Ст. 43 УК РФ

1. Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

2. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Комментарий к Статье 43 УК РФ

1. Наказание по уголовному праву является основной формой реализации УО. Отличие уголовного наказания от других видов государственного принуждения состоит в том, что оно, во-первых, назначается только по приговору суда, вынесенному при разрешении дела по существу в судебном заседании, и, во-вторых, применяется только к лицу, признанному виновным в совершении преступления.

2. Содержание наказания образуют лишение и (или) ограничение прав и свобод осужденного лица на определенный срок или пожизненно. В этом аспекте содержанием наказания является кара за совершенное преступление.

3. Цель наказания — это результат, к которому должен стремиться судья, назначая эту меру государственного принуждения по конкретному УД.

4. В ч. 2 коммент. статьи впервые в российском законодательстве в качестве цели наказания названо восстановление социальной справедливости. Ни в одном из предшествующих российских законов, в том числе и в Уставе уголовного судопроизводства Российской империи (1864 г.), подобной формулировки не содержалось.

4.1. Думается, что прилагательное «социальной» в данном контексте выражает не позицию законодателя, а является следствием редакционной небрежности. Социальный — значит не индивидуальный. Появление этого термина исключает из формулировки цели наказания восстановление индивидуальной справедливости. Между тем наказание виновного по конкретному УД носит сугубо индивидуальный характер. Полагая термин «социальной» в данном случае избыточным, далее мы будем говорить о восстановлении справедливости без появляющихся в случае его употребления ограничений.

5. Восстановление справедливости заключается прежде всего в приведении общественных отношений, искаженных совершением преступления, в одобряемое действующим законом состояние судом, рассматривающим дело, и общественным мнением. Среди составляющих восстановление справедливости — назначение наказания, адекватного совершенному преступлению и личности виновного. Восстановление справедливости включает в себя также возмещение морального и материального вреда, причиненного преступлением потерпевшему. Назначение адекватного наказания виновному является важной составной частью возмещения морального вреда.

5.1. Из сказанного явствует, что учет действительной (она — по разным причинам — может быть не высказана потерпевшим или его представителем) позиции потерпевшего в отношении наказания является необходимым компонентом восстановления справедливости, нарушенной преступлением.

5.2. Критерием восстановления справедливости, который надлежит учитывать при назначении наказания, является также раскаяние обвиняемого.

6. Употребленная в коммент. статье формулировка «а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений» указывает на то, что по отношению к восстановлению справедливости исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений рассматриваются законодателем в качестве целей иного уровня (иначе зачем законодателю понадобилась связка «а также», разбивающая формулировки целей на две подгруппы?). Разбиение целей на уровни надобно для того, чтобы в случае, если при назначении наказания между названными целями возникнут столь обычные в реальном уголовном судопроизводстве противоречия, дать ориентиры для их разрешения.

7. Формулировка ч. 2 ст. 43 представляет собой положение высокой степени обобщенности, что порождает сложности и специфику ее применения при назначении наказания. Лучшим способом применения общей формулировки является проведение ее в более частных нормах. Таковыми в данном случае являются нормы, регламентирующие виды наказаний. К сожалению, содержащийся в УК РФ круг видов наказаний, сформированный, когда цели наказания конструировались в УПК иначе, не обеспечивает полностью достижения такой цели наказания, как восстановление справедливости. Именно поэтому субъекту, желающему найти наказание, отвечающее интересам достижения ныне сформулированных целей наказания, надлежит выстраивать цепь умозаключений от формулировки ст. 43 до определения наказания в конкретном случае.

8. Восстановление справедливости достигается не только назначением наказания, но и его исполнением, изменением в ходе исполнения и прекращением.

9. См. также ст. 60 «Общие начала назначения наказания» и коммент. к ней.

Другой комментарий к Ст. 43 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Наказание, наряду с принудительными мерами воспитательного воздействия, применяемыми в порядке освобождения от наказания, является одной из форм реализации уголовной ответственности. В сущности это кара; лицо, признанное виновным в совершении преступления, лишается своих прав и свобод или ограничивается в них. Данное воздействие направлено на причинение страдания преступнику, исходит от государства, носит принудительный характер и применяется по приговору суда.

2. Законодатель ставит перед наказанием цели восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. Восстановление социальной справедливости заключается в удовлетворении чувства, требующего, чтобы каждое деяние получало адекватный ответ со стороны оценивающей инстанции. Исправление осужденного предполагает изменение его системы ценностей, представлений о позволительном и недопустимом. Цель предупреждения совершения новых преступлений принято делить на две: частное и общее предупреждение. Первое адресовано преступнику и заключается в том, чтобы удержать его от новых противоправных деяний, продемонстрировав последствия их совершения. Второе — обществу (той его части, которая признает преступление возможным вариантом поведения и удерживается от него угрозой наказания).

Виды уголовных наказаний

Понятие и виды уголовных наказаний

Наказание — мера государственного принуждения, предусмотренного УК РФ, применяемая по приговору суда от имени государства к лицу, признанному виновным в совершении преступления.

Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Уголовный кодекс РФ насчитывает 13 видов наказания, которые подразделяется на две группы: основные (применяемые самостоятельно) и дополнительные (применяемые только в сочетании с основными), а также и меры, применяемые в качестве как основных, так и дополнительных.

Обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь применяются только в качестве основных видов наказаний.

Штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяются в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний.

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград применяются только в качестве дополнительных видов наказаний. Конфискация имущества исключена из перечня видов наказания и на сегодняшний день применяется как иная мера уголовно-правового характера.

Штраф есть денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК РФ.

Сущность штрафа состоит в ущемлении имущественных интересов лица, виновного в совершении преступления. Определение размера штрафа предусмотрено двумя способами:

  • в виде определенной денежной суммы (от 2,5 тыс. руб. до 1 млн руб.);
  • в виде заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период (от двух недель до пяти лег).

Это имеет важное практическое значение, так как наказание одинаково репрессивно по отношению к различным слоям населения.

В случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, он заменяется в пределах санкции, предусмотренной статьей Особенной части УК РФ (ч. 5 ст. 46).

Понятие злостного уклонения от уплаты штрафа определено уголовно-исполнительным законом: злостно уклоняющимся от уплаты штрафа признается осужденный, не уплативший штраф либо часть штрафа в срок, установленный ч. 1, 3 ст. 32 УИК РФ.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

При осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отрабатываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными.

Особенностями рассматриваемого вида наказания являются:

  • обязательность работ;
  • выполнение работ только в свободное от основной работы или учебы время;
  • бесплатность работ для осужденного;
  • определение вида работ и объектов, где они отбываются, органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с ч. 3 ст. 49 УК РФ.

Исправительные работы назначаются осужденному, не имеющему основного места работы, и отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказания в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного.

В случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным к исправительным работам, суд может заменить неотбытую часть наказания ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета один день ограничения свободы за один день исправительных работ, один день ареста за два дня исправительных работ, один день лишения свободы за три дня исправительных работ (ч. 4 ст. 50 УК РФ).

Ограничение по военной службе состоит в лишении возможности повышения в должности и воинском звании осужденных военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, с одновременным удержанием в доход государства установленной приговором суда части их денежного довольствия (ст. 51 УК РФ).

Во время отбывания ограничения по военной службе осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания (ч. 2 ст. 51 УК РФ). Ограничение по военной службе назначается на срок от трех месяцев до двух лет, а при замене военнослужащему исправительных работ, назначенных за совершение преступлений, не связанных с военной службой, ограничением по военной службе, — на срок от двух месяцев до двух лет. Если с учетом характера совершенного преступления и иных обстоятельств осужденный военнослужащий не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными, он по решению соответствующего командира воинской части перемещается на другую должность как в пределах воинской части, гак и в связи с переводом в другую часть или местность (ст. 145 УИК РФ).

Ограничение свободы заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения приговора 18-летнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора (ч. 1 ст. 53 УК РФ).

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы оно заменяется лишением свободы на срок ограничения свободы, назначаемого приговором суда. При этом время отбытия ограничения свободы засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день лишения свободы за один день ограничения свободы (ч. 4 ст. 53 УК РФ).

Арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от одного до шести месяцев. В случае замены обязательных работ или исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее одного месяца.

Арест не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора 16-летнего возраста, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет.

Содержание в дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Это наказание устанавливается на срок от трех месяцев до двух лет.

При содержании в дисциплинарной воинской части вместо лишения свободы срок содержания в дисциплинарной воинской части определяется из расчета один день лишения свободы за один день содержания в дисциплинарной воинской части.

Лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму.

Лишение свободы устанавливается на срок от двух месяцев до 20 лет.

В случае частичного или полного сложения сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы не может быть более 25 лет, а по совокупности приговоров — более 30 лег.

Пожизненное лишение свободы устанавливается только за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, а также за совершение особо тяжких преступлений против общественной безопасности.

Пожизненное лишение свободы не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора 65-летнего возраста.

Смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь. В настоящее время в России существует мораторий на смертную казнь до 2010 г. Конституционный Суд РФ своим постановлением от 2 февраля 1999 г. № 3-П установил, что до создания судов присяжных заседателей во всех субъектах Российской Федерации смертная казнь не может назначаться ни одним судом Российской Федерации.

Понятие, признаки и значение системы уголовных наказаний

Разнообразие охраняемых уголовным правом общественных отношений, посягающих на них общественно опасных деяний, а также свойств личности преступников обусловливают необходимость строгой индивидуализации наказаний. Непременным условием этого является установление в законе широкого перечня разных по карательным, воспитательным и предупредительным возможностям видов уголовных наказаний. Не случайно поэтому в уголовном законодательстве РФ (ст. 44 УК) предусматривается перечень, включающий 12 видов наказаний: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чипа и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь. Все эти виды наказаний различны по своему характеру, строгости и возможностям воздействия на осужденных, что позволяет суду в каждом конкретном случае назначать справедливую и наиболее целесообразную меру наказания лицу, виновному в совершении преступления. Закрепление разнообразных видов наказаний в законе — один из важнейших признаков перечня уголовных наказаний.

Другим его важнейшим признаком является исчерпывающая определенность в уголовном законе. В соответствии с классическим принципом «nullum crimen, nulla poena sine lege» («нет преступления и нет наказания без указания о том в законе»), воплощенном в принципе законности (ст. 3 УК), суд может назначить осужденному лишь тот вид наказания, который указан в данном перечне, определенном уголовным законом. Никакую другую меру государственного воздействия в качестве уголовного наказания суд применить к виновному не может, сколь бы эффективной эта мера не представлялась суду. В этом заключается важная законодательная гарантия прав осужденных от произвола.

Еще одним признаком предусмотренного законом перечня наказаний является его упорядоченность: все виды наказаний расположены в нем в соответствии с принципом «от менее строгого к более строгому», образуя «лестницу наказаний». Этот признак имеет важное практическое значение. Во-первых, он показывает, как оценивает законодатель соотносительную степень строгости отдельных видов наказаний, что важно для назначения судом справедливого наказания осужденному, например, при избрании более мягкого наказания, чем предусмотрено законом (ст. 64 УК), при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК) и в других случаях. Во-вторых, психологически ориентирует суды на экономик) мер уголовно-правовой репрессии, «работая» на выраженную в ч. 1 ст. 60 УК гуманную идею, согласно которой «более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случаях, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания». Эта же идея и указанный принцип лежат в основе построения альтернативных санкций статей Особенной части УК.

Важный признак перечня наказаний — его обязательность для суда. Обязательным для суда является как сам установленный законом исчерпывающий перечень видов наказаний, так и установленное законом соотношение степени строгости отдельных видов наказаний, а также их пределы, условия и порядок назначения и т.д.

В теории уголовного права перечень уголовных наказаний, обладающий отмеченными признаками, стало привычным именовать «системой наказаний», а последнюю определять как «установленный уголовным законом и обязательный для суда исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенных в определенном порядке с учетом их характера и сравнительной тяжести».

Но подобные определения, сводящие понятие системы наказаний к простому перечислению их в законе, являются поверхностными и в принципе неправильными. Система — это не любое, а только особое состояние определенного множества: чтобы некое множество могло быть наделено статусом системы, недостаточно, чтобы составляющие его элементы были просто перечислены, необходима достаточная совокупность системообразующих признаков. Понятие «система наказаний» богаче по содержанию, чем понятие «перечень наказаний». Наряду с отмеченными выше признаками перечня наказаний, свойственными и системе наказаний, последняя обладает еще таким отличительным признаком, как функциональность: система — это не «мертвый», статичный перечень, а «живое» динамичное явление; перечень — это лишь «технологический» метод изложения се в законе (A.JT. Цвстипович). Имеется и другое — формальное отличие системы наказаний от перечня наказаний: если последнему посвящена единственная ст. 44 УК, то вопросам построения и функционирования системы наказаний — весь комплекс уголовно-правовых норм, регулирующих институт наказания и его назначения, включая и систему санкций статей Особенной части УК.

Система уголовных наказаний создается государством, т.е. волей людей. Однако она не является чем-то надуманным, искусственным: своим возникновением и существованием она обязана породившей ее необходимости, она социально обусловлена. Появление и функционирование системы наказаний предопределяется рядом объективных и субъективных факторов: системы наказаний требует системность общественных отношений; система наказаний призвана содействовать работе законодателя и правоприменительных органов, облегчить изучение и определение эффективности составляющих ее элементов. Исходя из всего изложенного, представляется более точным и правильным определить систему наказаний как социально обусловленную целостную совокупность взаимодействующих видов уголовных наказаний, установленную законом в форме исчерпывающего перечня с учетом их сравнительной тяжести.

Классификация уголовных наказаний

Разнообразие свойств уголовных наказаний позволяет классифицировать их по различным основаниям. Наиболее значимыми в уго- ловно-правовом отношении являются критерии, содержащиеся в УК, где прямо предусмотрены три основания для деления наказаний на виды:

  • по степени их строгости (ст. 44);
  • по их потенциальным возможностям (ст. 45);
  • по выполняемой ими нагрузке и роли в реализации целей наказания (ст. 45).

По степени строгости содержащихся в них лишений и ограничений различаются все 12 видов наказаний: в соответствии сданным критерием каждый из них занимает определенное ему законом место в системе, что имеет значение при применении целого ряда институтов уголовного права.

В зависимости от их потенциальных возможностей все виды наказаний, предусмотренные законом (ст. 44 УК), делятся натри группы: одни могут применяться только в качестве основных (ч. 1 ст. 45 УК), другие — только в качестве дополнительных (ч. 3 ст. 45 УК), третьи могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных — наказания так называемого смешанного типа или универсальные (ч. 2 ст. 45 УК).

В зависимости от выполняемой конкретными видами наказаний нагрузки и их роли в реализации целей наказания (ч. 2 ст. 43 УК) различаются наказания основные — выполняющие главную (основную) роль в реализации стоящих перед наказанием целей, и дополнительные — выполняющие вспомогательную (дополнительную) роль в реализации этих целей. Классификации наказаний поданному основанию законодатель придаст наиболее важное значение, посвящая ему специальную статью уголовного закона (ст. 45 УК), отражая его в правилах применения отдельных видов наказаний (например, ст. 46, 47, 64 УК) и санкциях статей Особенной части УК.

Основные и дополнительные наказания

Основные и дополнительные наказания имеют единое социальное назначение, единую сущность, общие цели и функции. Вместе с тем они несут разную нагрузку в реализации целей наказания, что обусловливает целый ряд их отличительных особенностей.

Основные наказания — это такие предусмотренные уголовным законом виды наказаний, которые призваны нести основную нагрузку (выполнять главную роль) в реализации стоящих перед наказанием целей. К основным относятся восемь видов наказаний, перечисленных в ч. 1 ст. 45 УК (обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь), а также штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и ограничение свободы, указанные в ч. 2 ст. 45 УК.

К иным отличительным особенностям основных наказаний относится, в частности,то,что они:

  • указываются в санкциях за все преступления, перечисленные в статьях Особенной части УК;
  • назначаются судом всегда, когда суд придет к убеждению о необходимости назначить виновному уголовное наказание;
  • применяются лишь как самостоятельные, их нельзя присоединять ни к какому другому наказанию и др.

Основные наказания назначаются судом только при наличии их в санкциях и лишь в исключительных случаях, прямо предусмотренных законом, могут применяться при отсутствии указаний о них в санкциях в порядке замены другого наказания (ст. 64, 65, 80-82, 84, 85 УК).

Дополнительными наказаниями признаются такие виды наказаний, которые призваны нести дополнительную нагрузку и выполнять вспомогательную роль в реализации целей наказания. К их числу относятся наказания так называемого смешанного типа — штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничение свободы, а также лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ч. 2 и 3 ст. 45 УК). В отличие от основных наказаний дополнительные указываются в санкциях не за все, а лишь за некоторые преступления, в одних случаях как обязательные для назначения, в других — как факультативные (необязательные). Назначаются они судом только в дополнение к основным наказаниям — в случаях, когда по обстоятельствам дела и с учетом особенностей личности виновного необходимо усилить карательные и (или) воспитательно-предупредительные возможности общей меры наказания, индивидуализировать ее для более успешного осуществления целей наказания. Дополнительное наказание не может быть более строгим, чем мера основного наказания, к которой оно присоединяются, и не должно быть одного вида с ним, иначе теряется смысл в их совместном применении и логика соотношения их ролей в реализации целей наказания.

Роль основных наказаний очевидна, смысл же признака дополнительности наказаний нуждается в объяснении. Этот признак состоит в наличии у дополнительных наказаний специфических функциональных возможностей, которые они реализуют, участвуя в осуществлении общих целей и функций уголовного наказания. Эти функциональные возможности заключаются в том, что дополнительные наказания могут (и, по нашему мнению, должны) применяться в тех случаях, когда это необходимо:

  • для обеспечения индивидуализации наказания посредством дополнения меры основного наказания необходимыми карательными и воспитательно-предупредительными возможностями, имеющимися у дополнительного наказания;
  • для усиления строгости назначаемой виновному меры наказания;
  • для смягчения меры основного наказания (например, когда дополнительное наказание назначить необходимо, но так, чтобы это не привело к отягчению обшей меры наказания, либо если возникает необходимость отказаться от нецелесообразного основного наказания путем замены его менее строгим основным наказанием в сочетании с наказанием дополнительным);
  • для реадаптации к условиям к свободной жизни (например, в период отбывания дополнительного наказания в виде ограничения свободы) лиц, освобожденных из мест лишения свободы, которые утратили социально полезные связи, если существует опасность новых преступлений с их стороны.

Подразделение наказаний на основные и дополнительные виды позволяете большей полнотой учитывать при назначении наказания специфику преступления и особенности личности виновных, эффективнее осуществлять стоящие перед наказанием цели.

В теории уголовного права предлагаются и иные классификации наказаний, многие из которых имеют существенное научно-познавательное значение:

  • по характеру оказываемого ими воздействия (морально-психологическое воздействие на осужденного; воздействие на корыстную мотивацию осужденного; ограничивающие профессиональные права осужденного; ограничивающие личную свободу осужденного; лишающие осужденного за особо тяжкое преступление права на жизнь — смертная казнь);
  • в зависимости от связи наказания с исправительным воздействием на осужденных (наказания, связанные и не связанные с таким воздействием);
  • в зависимости от степени «универсальности» видов наказаний (наказания общие и специальные — применимые только к некоторым видам осужденных);
  • в зависимости от продолжительности оказываемого на осужденного исправительного воздействия (срочные и наказания, не связанные с установлением какого-либо срока);
  • дополнительные наказания, применяемые лишь при упоминании о них в санкциях статей Особенной части УК и такие их виды, которые могут быть назначены судом и при отсутствии упоминаний о них в санкциях).

По сути, любой существенно значимый признак может послужить основанием классификации наказаний, при этом важно лишь, чтобы в соответствующей классификации существовала необходимость и соблюдались логические правила классификации явлений. При соблюдении этих условий каждый вид классификации способен привнести новые знания о предмете классификации, его многообразных свойствах и возможностях.

Статья 43. УК РФ

Понятие и цели наказания

1. Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

2. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Комментарии к статье 43 УК РФ

Наказание есть не просто негативная санкция уголовно-правовой нормы, а важнейший правовой институт комплексного (межотраслевого) характера. Институт наказания — смежный для уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права. Функции наказания весьма многообразны, и поэтому в теории уголовное наказание рассматривается в разных аспектах — как правовой институт, как форма реализации уголовной ответственности, как фактор предупреждения преступлений и т.д.

В ч. 1 ст. 43 УК РФ наказание определяется как мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных УК РФ лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

Поскольку в определении отражаются свойства определяемого явления, то из него можно уяснить основные признаки уголовного наказания.

1. Наказание есть мера государственного принуждения. Прежде всего наказание есть принуждение, его назначение и исполнение осуществляются вопреки воле осужденного. Наказание всегда назначается от имени государства, Российской Федерации, т.е. носит публичный характер и выражает официальное порицание преступника и его деяния. Назначение и исполнение уголовного наказания является исключительной прерогативой уполномоченных на то государственных органов. Все участники правоотношений обязаны подчиняться вступившим в законную силу решениям о наказании. Принудительный характер наказания означает и обязанность осужденного претерпеть лишения и ограничения, связанные с отбыванием назначенного наказания.

От иных мер принуждения, применяемых, например, за административные правонарушения, уголовное наказание отличается количественно (включает больше ограничений) и качественно (назначается только за совершение преступлений, и его назначение влечет правовое последствие в виде судимости).

2. Уголовное наказание — это особая мера государственного принуждения, назначаемая только судом. В соответствии с ч. 1 ст. 49 Конституции РФ никто не может быть признан виновным в совершении преступления, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Согласно ч. 1 ст. 118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Суд является единственным государственным органом, который постановляет обвинительный приговор и назначает уголовное наказание. Освобождение от наказания также осуществляется только судом. Внесудебный порядок освобождения от наказания возможен только в силу актов амнистии или помилования.

3. Наказание имеет личный (индивидуальный) характер. В соответствии с принципом вины (ст. 5 УК РФ) ответственность наступает только за виновно совершенное деяние. Наказание может применяться только к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и ни к кому другому. Коллективной ответственности и наказания современное уголовное право не знает.

Это верно и для случаев прикосновенности к преступлению — заранее не обещанное приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175 УК РФ), и заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений (ст. 316 УК РФ). Эти деяния причинно не связаны с совершенным преступлением, не являются видом пособничества, т.е. не образуют соучастия, а ответственность за них наступает потому, что они сами по себе содержат признаки самостоятельного состава преступления. Их общественная опасность состоит в том, что они затрудняют деятельность правоохранительных органов по поиску, изобличению и наказанию лиц, виновных в совершении преступления. Например, если Иванов прячет в подвале своего друга Петрова, совершившего убийство, то он несет ответственность не за убийство, совершенное Петровым, а за свои (именно свои!) действия по укрывательству преступника.

Но личный характер наказания не означает, что оно не может причинять страдания (наносить вред) и не касаться непричастных к преступлению лиц, например членов семьи осужденного.

4. Наказание заключается в лишении или ограничении прав и свобод виновного лица. Содержание наказания заключается в лишении субъекта предусмотренных уголовным законом каких-либо материальных или духовных благ или их ограничении, что причиняет ему страдания. Это могут быть свобода, имущество, честь и т.д. Разные виды наказания различаются именно своим содержанием. Вследствие осуждения преступник может лишиться и многих других благ (семьи, уважения окружающих и т.д.), но они не входят в содержание наказания, поскольку необходимость их лишения не указана в законе. На это обращал внимание известный русский юрист Н.С. Таганцев: «Необходимо отделить от наказания и нравственные муки, угрызения совести, испытываемые преступником, хотя бы они были столь сильны, что для их прекращения он спешил отдаться в руки правосудия, выстрадать свою вину. Необходимо выделить далее вызванные преступлением изменения в отношениях к виновному его семьи, знакомых, общества, потерю любви, уважения, доверия и притом даже и тогда, когда такая потеря выражается во внешней, осязаемой форме: не будет наказанием в юридическом смысле отцовское проклятье, хотя оно сопровождалось составлением рассерженным отцом духовного завещания, лишающего виновного сына наследства; не будет наказанием отказ от дома, неподача руки, проигрыш при выборах и т.п., как скоро во всех этих лишениях не заключается юридического ограничения личности и ее прав» .

Таганцев Н.С. Русское уголовное право: Лекции. Часть общая. М., 1994. Т. 2. С. 6.

Также не входят в содержание наказания, например лишения свободы, средства исправительного воздействия (общественно-полезный труд, обучение, воспитательная работа и т.д.). Ведь труд, образование, занятия спортом сами по себе являются благом.

Содержание наказания выступает в юридической форме правоограничений — лишении или ограничении прав и свобод человека и гражданина. Эти ограничения могут устанавливаться только федеральным законом. В ч. 3 ст. 55 Конституции РФ исчерпывающе определены основания установления таких ограничений: защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Иногда к признакам наказания относят и судимость. Если судимость есть признак наказания, то, когда нет наказания, не должно быть и судимости. Но судимыми являются и лица, к которым наказание не применялось (условно осужденные в период испытательного срока), и лица, которые освобождены от отбывания наказания (досрочно или по отбытии срока наказания). Кроме того, судимость характеризует не наказание как таковое, а лицо, которому оно назначено. Поэтому судимость более правильным было бы признать не признаком наказания, а правовым последствием его назначения, выражающимся в особом правовом состоянии лица.

Цели наказания относятся к числу системообразующих характеристик, они влияют на построение и направленность многих правовых институтов (например, назначение наказания, освобождение от отбывания наказания) и характер санкций уголовно-правовых норм. Так, в ч. 1 ст. 60 УК РФ предписывается: «Более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершение преступлений назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания». Цели наказания определяются уголовной политикой государства: формулируя цели, законодатель показывает, какого желаемого конечного результата стремится достичь государство, применяя уголовное наказание за совершаемые преступления. Вопрос о целях тесно связан с проблемой эффективности уголовного наказания, да и уголовного права в целом.

Из принципа гуманизма (ч. 2 ст. 7 УК РФ) следует, что наказание не имеет целью причинение физических или нравственных страданий. Государство не мстит преступникам, наказание не преследует цель просто покарать преступника, действие наказания обращено в будущее. Ч. Беккариа писал: «Цель наказания заключается не в истязании и мучении человека и не в том, чтобы сделать несуществующим уже совершенное преступление. Цель наказания заключается только в том, чтобы воспрепятствовать виновному вновь нанести вред обществу и удержать других от совершения того же» .

Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1939. С. 373.

Кара не цель наказания, а его сущность, т.е. неотъемлемое (атрибутивное) свойство. То, что не обладает свойством кары, что неспособно причинять страдания, не может являться наказанием. В данном случае речь идет не об индивидуальном восприятии кары (разные люди могут по-разному переживать лишение одного и того же блага), а об общепринятом представлении о ней. Как писал Н.С. Таганцев, «лишение или ограничение благ и прав является страданием с точки зрения общих условий человеческой жизни, известной средней ощущаемости страданий, безотносительно к тому, как смотрит на него и ощущает его наказываемый» . И только потому, что наказание объективно обладает свойством причинять страдания, перед ним может ставиться цель предупреждения преступлений. А поскольку наказание само по себе есть кара, нет смысла ставить перед ним цель кары.

Таганцев Н.С. Указ. соч. С. 92.

В ч. 2 ст. 43 УК РФ законодательно закреплены цели наказания: «Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений». Таким образом, наказание преследует три основные цели:

— восстановление социальной справедливости;

— предупреждение совершения новых преступлений.

Нарушение закона есть одновременно отрицание идеи социальной справедливости. В этом смысле преступление есть деяние, отрицающее справедливое устройство общественной жизни, дезорганизующее ее. Назначая наказание виновному лицу, суд от имени государства принимает меры к восстановлению социальной справедливости. Восстановление социальной справедливости означает и возмещение ущерба применительно как к отдельному потерпевшему, так и к обществу в целом. Реализуя свое право наказать преступника и тем самым восстановить нарушенную им социальную справедливость, государство одновременно поддерживает авторитет уголовного закона и воспитывает уважение к нему.

Восстановление социальной справедливости как цели наказания не следует сводить к принципу справедливости (ст. 6 УК РФ), хотя они, конечно, взаимосвязаны: только справедливое наказание может способствовать восстановлению социальной справедливости. В п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. N 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» говорится: «Обратить внимание судов на необходимость исполнения требований закона о строго индивидуальном подходе к назначению наказания, имея в виду, что справедливое наказание способствует решению задач и осуществлению целей, указанных в статьях 2 и 43 Уголовного кодекса Российской Федерации» . Принцип справедливости наказания не характеризует социально-превентивную функцию института наказания, а предъявляет определенные требования к конкретно назначаемому наказанию — оно должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Здесь идет речь о справедливости по отношению к преступнику. Несправедливым будет как слишком строгое, так и слишком мягкое наказание.

Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. N 4.

Цель исправления осужденного предполагает нейтрализацию антиобщественных взглядов и установок осужденного, формирование у него уважительного отношения к человеку, обществу, труду, правилам человеческого общежития. Эта цель достигается путем применения к осужденному как наказания, так и других средств исправления, перечисленных в ч. 2 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (УИК РФ) (труд, обучение, профессиональная подготовка, воспитательная работа и общественное воздействие). Поскольку уголовно-правовые нормы составляют низший, элементарный уровень правил человеческого общежития, цель исправления можно считать достигнутой, если после отбытия наказания осужденный больше не совершает преступлений независимо от мотивов правопослушного поведения — осознал ли он упречность своего поведения, раскаялся ли в содеянном или же боится вновь подвергнуться наказанию.

Цель предупреждения (превенции) совершения новых преступлений, как правило, подразделяют на две — специальное (частное) предупреждение (предупреждение преступлений со стороны осужденных) и общее предупреждение (со стороны иных лиц).

Адресатом цели специального предупреждения являются лица, отбывающие наказание (осужденные). Эта цель достигается путем создания условий, лишающих преступника физической возможности совершать новые преступления или затрудняющих их совершение (помещение в исправительное учреждение; запрет занимать определенные должности), и установления за ним контроля со стороны специализированного государственного органа. Совершение преступления осужденным во время отбывания наказания свидетельствует о том, что в отношении него цель частного предупреждения не была достигнута.

Адресатом цели общего предупреждения являются просто иные лица, т.е. неосужденные. Но вообще говоря, действительным адресатом этой цели являются не все граждане, а только неустойчивые, т.е. те, кто не совершает преступлений только из-за страха перед наказанием. Большинство же людей не совершают преступлений в силу внутренних убеждений, для них устрашение не имеет мотивирующего значения. И есть лица, для которых угроза наказания также не имеет мотивирующего значения, но в силу других причин (например, террористы-смертники). Общепредупредительная цель достигается, во-первых, посредством издания уголовного закона, устанавливающего ответственность за совершение преступлений (угроза наказания), во-вторых, путем применения наказания к конкретным лицам (как подтверждение реальности угрозы). Неотвратимость ответственности имеет больший предупредительный эффект, чем строгость наказания. Совершение преступления не осужденным, а иным лицом свидетельствует о том, что в отношении данного лица общепревентивная цель не была достигнута.

Цели наказания, закрепленные в законе, должны быть независимыми и самостоятельными. Это значит, что ни одна из них не является средством достижения другой и что они могут достигаться независимо одна от другой, т.е. при реальном применении наказания какие-то цели могут быть достигнуты, а какие-то — нет. Например, гражданин совершил преступление, но ни во время отбывания наказания, ни после его отбытия он больше преступлений не совершал. Следовательно, одна цель наказания (общее предупреждение) в отношении него не была достигнута, но частнопредупредительная и исправительная цели были достигнуты.

Кроме того, цели применения наказания должны быть реальными (практически достижимыми), т.е. достигаться с помощью уголовно-правовых средств, и иметь объективные (доступные проверке) показатели эффективности. Под эффективностью понимается способность некоторого средства достигать поставленной цели. Степень совпадения цели и результата является показателем эффективности выбранного средства. Проблема средств достижения целей наказания и их эффективности является весьма сложной и недостаточно разработанной в теории.

Цели наказания характеризуются разными механизмами воздействия: общее предупреждение — это психическое воздействие угрозы наказания; частное предупреждение — физическое и психическое воздействие условий отбывания наказания; исправление — психическое воздействие отбытого наказания. У них разные показатели эффективности: для общего предупреждения — уровень первичной преступности; для частного предупреждения — уровень преступности среди лиц, отбывающих наказание; для исправления — уровень рецидивной преступности.

Но, как уже говорилось, не для всех граждан угроза наказания имеет мотивирующее значение. Поэтому уровень первичной преступности как показатель эффективности цели общего предупреждения является достаточно условным. Столь же условным показателем для цели исправления является и уровень рецидивной преступности. Как свидетельствуют данные криминологических исследований, основными причинами рецидива являются недостатки в трудовом и бытовом устройстве освобожденных от наказания, а неудовлетворительная работа учреждений и органов, исполняющих наказания, по исправлению осужденных не относится к числу основных.

Следует отметить, что возможность реализации целей зависит и от характера наказания. Например, перед смертной казнью не ставится цель исправления. А перед пожизненным лишением свободы, поскольку законом предусмотрена возможность условно-досрочного освобождения осужденного от отбывания наказания (ч. 5 ст. 79 УК РФ), цель исправления ставится.