Обстоятельства дтп в европротоколе

Содержание:

ДТП без вызова инспекторов ГИБДД возможно — оформляем европротокол самостоятельно

Премьер-министр Медведев в 2015 году подписал постановление о внесении изменений в европротокол при ДТП. Теперь покинуть место ДТП можно даже не дождавшись работников ГИБДД, если у Вас и других участников аварии не возникло противоречий. Данный документ начал действовать с 1 июля 2015 года. И действует до сих пор в 2018 году.

Что такое европротокол?

Европротокол – форма оформления ДТП самостоятельно, чтобы в дальнейшем получить страховую компенсацию, не вызывая дорожную службу. Этот метод появился и в Российской Федерации.

  • Вы не создадите пробку и не затрудните проезд для других автомобилей.
  • Вам не придется долго ждать сотрудников инспекции.

В чем состоят нововведения европротокола?

Покинуть место аварии водитель теперь может без юридических последствий, если Вы воспользуетесь европротоколом или же вызовете инспекторов и оформите все бумаги.

Но чтобы воспользоваться европротоколом при ДТП нужно, чтобы были выполнены определенные условия – в столкновении должны участвовать два автомобиля, водители застрахованы по ОСАГО и имеют при себе полис, сумма ущерба не более 50 000 рублей, кроме того у участников не должно быть разногласий в обстоятельствах ДТП, тогда извещение об аварии можно заполнить самостоятельно (а с 1 июля 2015 года вы обязаны такие ДТП регистрировать самостоятельно).

Какую сумму ущерба может покрыть европротокол

Кроме того, если раньше сумма ущерба должна была составлять менее 25 000 рублей, то сейчас она не должна быть больше 50 000 рублей. Если же сумма превышает, то страховая компания попросту не выплатит ущерб.

А с 1 октября лимит по ущербу по ОСАГО – 400 000 рублей. Экспериментально данный лимит по ОСАГО будет составлять при составлении европротокола при эксперименте в четырех регионах Российской Федерации – Москве, Московской области, Петербурге, Ленинградской области.

Кроме того, если владельцы претендуют на максимальную сумму выплаты в 400 000, то авто должно быть оснащено спутниковым оборудованием, чтобы было возможно установить предполагаемое место происшествия.

В каких случаях европротокол не составляется

Есть случаи, когда вызова службы ГИБДД не избежать. Они прописаны законодательно. Это случаи, когда в ДТП пострадал лишь один автомобиль, например машина въехала в ограждение или дерево. Также, оформление европротокола невозможно, если автомобиль случайно задел соседа по автомобильной пробке.

В каких случаях можно покинуть место ДТП?

  • если отсутствуют пострадавшие.
  • если отсутствуют разногласия.
  • если произведена видео или же фотосъемка происшествия.
  • если авто пострадало из-за задевания мелкой преграды при парковке или похожих случаях.
  • мелкая авария, тогда стоит позвонить в ГИБДД и рассказать подробно обо всех обстоятельствах ДТП, а также выполнить все инструкции.

Данные новшества в европротоколе начали действовать с первого июля 2015 года. Сам премьер рассказал о новых правилах то, что изменения помогут значительно упростить процедуру оформления ДТП и существенно сократить ее. Теперь ДТП будут делить на несколько видов, для каждого из которых будут существовать определенные правила поведения.

Главное в данных поправках предоставление возможности водителям договориться друг с другом и не тратить лишнее время. Правда, если спор все же возник, то без участия сотрудников ГИБДД покинуть место будет нельзя. Тоже самое касается и наличия пострадавших.

Данная схема уже давным-давно оправдала себя на Западе, где водители самостоятельно и цивилизованно решают конфликтные ситуации на автодорогах.

Видео: Специалист по страхованию о том как правильно заполнять европротокол

Как оформить европротокол?

Воспользоваться необходимо шариковой ручкой, а не другим пишущим средством. Заполняют извещение оба водителя каждый в своей колонке, а обратную сторону бланка заполняет каждый из участников свой и самостоятельно. Дальше оба экземпляра разъединяем, подписываем на лицевой стороне, под информацией и еще раз под согласием. На обратной стороне подписывается водитель, который владеет данным экземпляром. При внесении изменений каждое исправление заверяет каждый водитель своей подписью.

Какие данные вносятся в европротокол?

Оформление аварии по европротоколу совсем несложное. Для этого внимательно изучите образец заполнения бланка европротокола, выданный страховой компанией, чтобы заполнить его без ошибок. Также, на бланке расписываются обстоятельства аварии, схема аварии, персональные сведения о себе, идентификационные данные автомобилей, упоминается нанесенный\полученный ущерб.

Европротокол при ДТП

Что такое «Европротокол»?

«Европротокол» (Европейский протокол) – это возможность оформления всех бумаг, связанных с дорожно-транспортным происшествием, без участия инспекторов ГИБДД. Водители сами документально засвидетельствуют факт происшествия. Такой подход позволяет быстро освободить дорогу для проезда автотранспорта и сэкономить массу времени. С оформленными документами потерпевшая сторона может претендовать на выплату от страховщика. В нашей стране протокол подобного вида применяется достаточно редко.

Разрешено ли оформление «Европротокола» на территории России?

Да, это можно сделать в любом регионе страны.

Европротокол при ДТП 2018

В каких случаях можно использовать «Европротокол»?

Самостоятельное оформление ДТП по европротоколу 2018 возможно, но с соблюдением некоторых обязательных условий:

  • Когда в аварии есть пострадавшие (водители, пассажиры, пешеходы), которые получили травмы любой тяжести, то использование «Европротокола» не допускается;
  • Если участниками аварии являются автомобиля и имело место их столкновение. При этом допускается столкновение (непосредственный контакт) только двух автомобилей и не более;
  • Если не было нанесено вреда любому другому имуществу;
  • Если оба транспортных средства застрахованы по ОСАГО (либо по иностранному аналогу «Зеленая карта»);
  • Если участники аварии не имеют разногласий по поводу произошедшего и по всем аспектам случившегося (повреждения, вина и т.п.).

При наличии разногласий или несоблюдении одного из условий требуется вызывать инспекторов.

При соблюдении всех условий можно сразу после выставления знака аварийной остановки заполнить Извещение. Если виновник аварии на руках имеет иностранных аналог ОСАГО («Зеленую карту»), то по всем вопросам можно обратиться в информационный центр, действующий в России. Связаться со специалистами можно по телефону 7 (495) 641-27-87.

Как оформить ДТП по Европротоколу?

Что необходимо сделать водителю после того, как он попал в аварию?

В ПДД сказано, что водителю требуется сразу остановить свой автомобиль (если этого не произошло ранее). Если в аварии кому-то был нанесен вред здоровью или есть жертвы, то сразу следует вызвать соответствующие службы.

Перед тем как начать оформление Европротокола, необходимо удостовериться в том, что его можно использовать. Есть несколько критериев, соблюдение которых обязательно (о них будет сказано после).

Не стоит вступать в полемику и споры с другими участниками ДТП, необходимо общаться вежливо и хладнокровно. При агрессивном поведении оппонентов и при угрозе здоровью требуется немедленно вызывать инспекторов.

Заполнение Извещения о ДТП обязательно. Такие бланки выдаются страховщиком, когда оформляется ОСАГО.

Сколько может выплатить страховая компания по «Европротоколу»?

Предельный размер выплаты по «Европротоколу» на сегодняшний день 100 000 рублей. Поправки вступили в силу с 1 июня 2018 года.

При каких условиях можно будет пользоваться «Европротоколом» с лимитом в 400 000 рублей?

Безлимитный Европротокол. В этом случае к оформлению документов предъявляются те же требования, которые были описано выше. Однако для получения максимальной выплаты необходимо, чтобы в обоих автомобилях были системы, которые смогли зафиксировать факт и место аварии с использованием современных спутниковых систем (перечень допустимых систем приведен в соответствующих регламентах и документациях). Это обусловлено тем, что современных графических программ любой видеофайл может быть изменен в пользу одного или другого участника ДТП, поэтому говорить о достоверности предоставляемых записей с видеорегистраторов не приходится. С другой стороны, подделать информацию, полученную из спутниковой системы навигации, не представляется возможным. Соответственно, случаи мошенничество будут практически невозможны.

В том случае, если факт ДТП не был подтвержден спутниковой системой, то размер максимальной выплаты при использовании «Европротокола» составит не более 100 тыс. рублей.

Нельзя не отметить, что подобные правила максимального лимита действуют только в том случае, если дорожно-транспортное происшествие случилось в следующих регионах: Москва и область, Санкт-Петербург и область. Одновременно с этим, страховка может быть оформлена в любом субъекте РФ.

Каков порядок заполнения бланка Европротокола?

Перед тем как заполнить бланк извещение, нужно убедиться, что в нём присутствуют две стороны – оборотная и лицевая. Одновременно с этим, нужно проследить, что все данные, указанные на лицевой части, были отпечатаны и в нижней части. Необходимо пользоваться обычной ручкой, потому что при использовании чернильных и гелиевых ручек чернила будут размазываться, а слова, написанные карандашом, легко стереть.

В соответствии с действующими законами, если участники ДТП решили использовать «Европротокол» для оформления дорожно-транспортного происшествия, то заполнять необходимо один бланк извещения. Нет никакого значения, чей бланк извещения будет использоваться для этого дела. Участники должны выбрать каждый по своей колонке и внести в нее все данные о своем автомобиле.

В лицевой части бланка имеются отдельные поля, в которых требуется указать всю информацию о дорожно-транспортном происшествии (место, время, дата, повреждения, обстоятельства случившегося и т.д.).

Особенно внимательно требуется отнестись к заполнению 14-го пункта бланка, в котором необходимо детально отразить характер и наличие тех или иных повреждений на автомобиле, которые были получены по результатам происшествия. Все повреждения должны быть описаны предельно подробно и лаконично. Одновременно с этим, следует посмотреть, чтобы другой участник не добавил в этот пункт других повреждений, которые не относятся к настоящему происшествию. В процессе описания повреждений автомобиля разрешено употребление различных терминов, описывающих характер полученных дефектов (трещины, вмятины, царапины и т.п.). Если в автомобиле имеются скрытые повреждения, то они должны быть подвергнуты экспертному осмотру.

16-й пункт извещения должен содержать обстоятельства дорожно-транспортного происшествия. Описывать обстоятельства требуется кратко, четко, правдиво и с перечислением всех аспектов произошедшего. Помимо этого, нужно предельно точно описывать маневры автомобиля. Следует учитывать, что:

  • Стоянка не является остановкой. Многие водители, в которых врезались во время их остановки на красный свет, отмечают в бланке то, что они стояли в позиции «На стоянке». Это не правильно, потому что требуется более точное описание, позиция 22 – «Остановка на запрещающий сигнал светофора»;
  • При обгоне одного транспортного средства другим или перестроении из полосы в полосу требуется отмечать позиции «Обгонял» или «Менял полосу».

17-й пункт должен содержать схему происшествия, которая должна состоять из разметки проезжей части с отображением улиц и названий дорог, направления движения автомобилей, конечного положения транспортных средств, указателей, светофоров, дорожных знаков и любых других предметов, имеющих непосредственное отношение к произошедшему.

Если что-то не было указано в пункте «Обстоятельства», то дополнить картину произошедшего водитель может в пункте «Замечания», где необходимо сделать некоторые пояснения и указания, если требуется.

Достоверность изложенного в бланке должна быть подтверждена участниками происшествия посредствам их подписей в соответствующей графе. При простановке подписи участник ДТП соглашается со всем, что было указано и отмечено в бланке.

Как только лицевая сторона бланка будет заполнена, водители должны отделить и подписать свои части. Требуется, чтобы водители подписали и свой, и чужой листок, а не только свои экземпляры бланка.

Далее нужно заполнить оборотную сторону бланка. На ней необходимо отразить любые дополнительные сведения о происшествии, а также сделать заметки и приписки. Если для изложения всей информации не хватает места, то заметки могут быть сделаны на любом чистом листке, который впоследствии достаточно приложить к бланку. Основной бланк при этом должен содержать приписку «С приложением». Данное приложение должно быть заверено обоими водителями с помощью подписей.

Нужно принимать во внимание тот факт, что в том случае, когда бланк не будет содержать каких-то важных и обязательных сведений или данных, то страховая компания вправе самостоятельно собрать требуемую информацию. Это оказывает серьезное влияние на сроки выплаты по страховке, а также на то, что происшествие будет признано компанией страховым случаем.

Бланк о ДТП должен заполняться разборчивым почерком, с указанием всех обстоятельств произошедшего, с заполнением всех требуемых пунктов, даже если они кажутся водителям незначительными и необязательными. Если какая-то графа не может содержать сведений из-за специфичности происшествия, то она должна быть заполнена прочерком или отметкой «Нет замечаний» или «Нет сведений».

При повреждении бланка, его порче или утрате необходимо переоформить всё на новом бланке.

Следует отметить, что если после подписания бланков водителями и их разъединения, зачастую требуется внести в некоторые графы корректировки. В этом случае любые исправления должны заверяться подписями обоих участников происшествия.

В тех случаях, когда один из участников ДТП не дает свое согласие на подпись бланка или не считает то, что изложено в нём, правдоподобным, то оформление «Европротокола» не допускается возможным. Упрощенный порядок оформления ДТП в данных ситуациях не может быть применен, поэтому водители обязаны вызывать сотрудников ГИБДД для разъяснения дальнейших действий.

С 1 июня 2018 года Европротокол можно оформить даже при наличии разногласий. Если хотя бы у одного из участников ДТП автомобиль оборудован специальными системами на основе ГЛОНАСС, которые способны передавать некорректируемую информацию в автоматизированную информационную систему ОСАГО, то можно смело оформлять Европротокол даже при наличии разногласий.

Если нет устройств ГЛОНАСС, но есть специальное мобильное приложение «ДТП. Европротокол», тоже можно не вызывать ГИБДД даже при наличии разногласий. С помощью этого приложения можно провести съемку повреждений, и оно само передаст некорректируемую информацию в АИС ОСАГО. Оно даже подскажет, что и как снимать.

Что должно быть отображено на схеме ДТП?

Схема должна содержать все данные о том месте, где случилось происшествие: названия улиц и дорог, направление движения автомобилей, окончательное положение транспортных средств, разметку, наличие светофоров, указателей, знаков и любых других предметов, относящихся ДТП.

В соответствии с новым регламентом виновник аварии при оформлении «Европротокола» должен:

Вместе с другим участником аварии заполнить все необходимые поля в извещении о ДТП. После этого бланк можно будет разделить на две части, каждая из которых передается участникам аварии. Затем каждый водитель заполнять оборотную сторону бланка.

Полученный бланк необходимо предоставить сотрудникам страховой компании лично или по почте. Лучше всего это сделать как можно быстрее.

Нельзя начинать ремонт автомобиля в течение первых 15 суток после аварии. Этот срок необходим для того, чтобы страховщики могли при необходимости лично удостовериться в полученных автомобилем повреждениях.

В ряде случаев страховщики будут требовать осмотр автомобиля. Он обязательно должен быть предоставлен в течение пяти суток после того, как водитель получить соответствующие документы.
Если требования и нормы виновником аварии будут нарушены, то к нему могут быть применены определенные санкции.

Порядок заполнения Извещения о ДТП

Извещение о ДТП – важнейший документ, состоящий из двух частей: основного и самокопирного листа. Основную часть вместе заполняют и подписывают оба участника аварии. Как только основная часть будет заполнена, бланк необходимо разъединить, чтобы каждый участник получил свой экземпляр. Основной лист и самокопир – равнозначные документы.

Ответственность всех участников аварии определяется только по той информации, которая была внесена водителями на лицевой части бланка.

В соответствии с негласными правилами, основной лист бланка должен быть передан потерпевшей стороне, в то время как самокопир – виновнику аварии. По большому счету, нет никакого значения, кому какой лист достанется. А рекомендации основаны на том, что оригинальную часть бланка проще сканировать и пересылать страховой компании виновника аварии, чтобы она быстрее возместила убытки.

Нельзя вносить корректировки в Извещение после того, как экземпляры бланка был разъединены. Участники аварии самостоятельно должны заполнять оборотную сторону бланка, но это можно сделать в домашней обстановки, чтобы не терять время на дороге. В ряде случаев не помешает обращение к автоюристу для заполнения оборотной части бланка.

Оборотная сторона Извещения содержит специальный бланк, который должен быть заполнен каждым участником аварии отдельно. Информация, которая там будет отражена, позволит быстрее и точнее разобрать страховой случай специалистам.

Извещение можно считать правильно оформленным, если все необходимые графы были заполнены, экземпляры переданы каждому водителю и была заполнена оборотная сторона бланка.

В ряде случаев данные, которые были предоставлены на оборотной стороне бланка, не используются специалистами, чтобы подтвердить страховой случай. Но оформление этого документа необходимо, потому что нельзя давать страховой компании повода для того, чтобы она отказала кому-либо в законной выплате. Если некоторые обязательные графы заполнены не будут, то по закону страховщик может отказать в выплате.

Европротокол бланк

Кто выдает бланки извещения о дорожно-транспортном происшествии?

С эти вопросом необходимо обратиться в страховую компанию, где была оформлена страховка. В том случае, когда бланки извещения заканчиваются, водитель вправе обратиться в компанию, где страховался, за новыми бланками, которые выдаются совершенно бесплатно.

Скачать файл: Скачать бланк извещения о ДТП [134,24 Kb] (cкачиваний: 7385)
Посмотреть онлайн файл: Скачать бланк извещения о ДТП

Можно ли виновнику аварии в дальнейшем оспорить Извещение, которое он подписал ранее?

Конечно, далеко не все водители знакомы с каждым пунктом ПДД и могут с точностью трактовать их в тех или иных ситуациях. Какие последствия незнания ПДД чреваты в случаях оформления «Европротокола»?

Очень часто случается так, что один из водителей после аварии под давлением оппонента или по собственному незнанию ошибочно посчитал себя виновником ДТП, с чем согласился в Извещении и подписал все документы, удостоверяющие его вину. После чего, через некоторое время, посоветовавшись с юристами или прочитав определенные пункты ПДД, он понял, что совершил ошибку, и взял на себя чужую вину. Подобных примеров в нашей стране огромное количество.

Можно ли водителю, ошибочно посчитавшему себя виновным в аварии, избежать ответственности за свое незнание? Может ли он сам получить деньги от страховщиков?

Сказать что-то определенное на этот счет сегодня нельзя, потому что в нашей стране «Европротокол» распространен слабо, поэтому каждый отдельный случай разбирается страховыми компаниями и юристами индивидуально.

Как себя вести и можно ли оформить «Европротокол», если другой водитель не считает себя виноватым, ведется себя по-хамски или находится в состоянии алкогольного опьянения?

Оформление «Европротокола» разрешено, если оба участника дорожно-транспортного происшествия не имеют разногласий по факту аварии, повреждениям и другим обстоятельствам случившегося. В связи с этим, при любых спорах и признаках агрессии нужно вызывать сотрудников ГИБДД.

Видео: РСА как оформить ДТП по Европротоколу

Часто задаваемые вопросы по Европротоколу

Бланк был заполнен, фотографии сделаны, телефон свидетелей получен. Чем заниматься дальше?

Если всё было сделано, то можно смело покидать место дорожно-транспортного происшествия.
Если предполагается обращение в страховую компанию по поводу выплаты, то страховщикам необходимо предоставить извещение с обеими заполненными сторонами. Если вы не планируете это делать, то в течение пяти рабочих суток с момента происшествия требуется отправить извещение страховой компании.

Следует принимать во внимание, что вы не можете начать ремонтировать свой автомобиль в первые 15 суток с момента дорожно-транспортного происшествия. Когда отремонтировать автомобиль необходимо раньше, требуется приехать на визуальный осмотр к специалистам страховой компании, которые могут выдать вам после всех процедур письменное разрешение на ремонт авто.

Если ремонт автомобиля был проведен в первые 15 суток после аварии, но письменного разрешения от страховщиков получено не было, то страховая компания вправе применить к вам соответствующие меры в виде невыплаты средств по страховому случаю и т.п.

Обязателен ли при оформлении «Европротокола» аварийный комиссар?

В первое время после того, как в нашей стране была введена система европейского протокола, аварийные комиссары были уверены в том, что работы у них прибавиться. И их уверенность была вполне оправдана – ведь водители теперь имеют возможность не вызывать ГИБДД при незначительных авариях, поэтому наверняка понадобиться профессиональная помощь при оформлении факта ДТП.

Но в действительности всё оказалось не так хорошо для аварийных комиссаров. Это, прежде всего, связано с тем, что вызов специалистов в этом случае является платным, поэтому лишь малая часть водителей стала прибегать к их услугам. В реальности «Европротокол», наоборот, стал убивать рынок подобных услуг, потому что участники аварий стали самостоятельно оформлять все необходимые бумаги без какой-либо посторонней помощи.

На сегодняшний день аварийные комиссары предоставляют свои услуги достаточно редко, потому что даже страховые компании стали отказываться от их профессиональной помощи, посчитав, что в ней нет никакой практической необходимости и выгоды.

Оформление Европротокола по КАСКО

Если участник дорожно-транспортного происшествия был признан виновным, но он имеет страховой полис КАСКО, то ему, конечно, будет выплачена серьезная сумма для ремонта. Стоит отметить, что Европротокол на полис КАСКО на данный момент оформлять запрещено – ни одна страховая компания не обязана делать выплаты водителям, если документы по КАСКО были оформлены без участия инспекторов.

В будущем (а точнее – с 1 октября) применение системы «Европротокола» по КАСКО и ДАГО должно выполняться на обязательной основе.

Европротокол при бесконтактных ДТП

Бесконтактные ДТП (при которых не было непосредственного контакта двух автомобилей) будут одними из ограничений использования Европротокола в будущем. Под бесконтактными авариями понимается ситуация, при которой один из водителей нарушил правила дорожного движения (например, совершил маневр вне обозначенной для этого зоны), из-за чего водитель другого автомобиля, в стремлении избежать столкновения, был вынужден совершать свой маневр, в свою очередь, ставший причиной получения повреждений его автомобилем.

На сегодняшний день практика в этом направлении развита достаточно слабо. В ПДД четко указано, что водитель, который имеет на дороге какую-либо помеху своему движению, должен принять все меры, чтобы остановить автомобиль, а не совершать какие-то маневры. Для получения обоснованного решения по подобным ситуациям необходимо проведении соответствующих экспертиз.

Европротокол при бесконтактных авариях использоваться не может, потому что для трасологической экспертизы потребуется схема, которая может быть составлена только инспекторами.

Точно такие же проблемы могут быть в тех ситуациях, когда транспортные средства соприкоснулись незначительно, что стало причиной маневра одного из водителей, приведшему к повреждениям авто. В таких случаях оформлять все документы также должны сотрудники дорожной полиции.

Допускается ли оформление «Европротокола», если одно из транспортных средств не зарегистрировано в нашей стране?

Разрешено, но только в тех случаях, когда ответственность владельца застрахована по полису «Зеленая карта», а также имеет место соблюдение всех приведенных ранее требований, необходимых для оформления «Европротокола» без участия ГИБДД. Если участники аварии решили использовать «Европротокол», а в виде потерпевшей стороны выступает гражданин РФ, то стоит воспользоваться бланком извещения о ДТП, выданный отечественной страховой компанией.

Можно ли использовать «Европротокол», если в ДТП участвует более 2-х транспортных средств?

Нет. Если в аварии участвуют 3 и более автомобилей (а также другие транспортные средства), то нужно вызывать инспекторов.

Что делать, когда людям в ДТП был нанесен ущерб здоровью?

В этом случае требуется вызвать соответствующие службы и помочь людям, насколько это возможно. Оформление «Европротокола» не допускается в том случае, когда в ДТП люди получили травмы или есть жертвы. Без полиции в этом деле не обойтись.

Можно ли сдавать в страховую компанию извещение, в котором имеют место противоречия между информацией о ДТП, предоставленной участниками?

Нет, в этом случае оформление «Европротокола» не допускается. Это обусловлено тем, что без участия ГИБДД оформить все документы по происшествию можно только тогда, когда у участников ДТП нет разногласий по обстоятельствам произошедшего, по характеру и полученным автомобилями повреждениям. Если сотрудники страховой компании обнаружат факт разногласий в бланке, то они, скорее всего, не смогут оформить страховую выплату.

Нужно ли фотографировать случившееся? Если да, то как это необходимо делать?

Конечно, если такая возможность есть, то фотографии лучше всего сделать. При возможных разбирательствах случившегося это поможет прояснить все обстоятельства, а с высокой вероятностью получить страховую выплату. При создании снимков необходимо фотографировать следующим образом:

  • Сделать общее фото, на котором будут видны оба автомобиля, а также их расположение на дороге;
  • Место торможения автомобилей, разбитые части и отломанные детали, дефекты на автомобиле;
  • Оба автомобиля по отдельности, желательно с номерами;
  • Поврежденные при происшествии места автомобилей.

Следует принять во внимание, что получить максимальную выплату в 400 тыс. по страховому случаю без вызова бригады ГИБДД, можно при наличии фотоаппарата или смартфона, на которых установлена соответствующая программа, которая идентифицирует место снимка. Приложение должно соответствовать требованиям, которые установлены регламентом и правилами ПДД, а также иметь доступ к использованию спутниковых систем навигации.

Можно ли что-то сделать еще, чтобы при последующих разбирательствах не возникало никаких затруднений?

О фотографиях было сказано выше. Конечно, рекомендуется взять номер телефона или другие контакты у свидетелей. Очень хорошо также помогают видеозаписи, сделанные с автомобилей, следующих за вами.

Зачем нужны свидетели?

Показания свидетелей очень часть помогают в случаях, когда имеют место споры со страховой компанией. При отсутствии свидетелей придется рассчитывать на собственный видеорегистратор.

Если автомобиль после аварии остановят, что предъявить полиции?

Конечно, при наличии определенных повреждений на корпусе автомобиля, сотрудник ГИБДД наверняка остановит его для выяснения обстоятельств произошедшего. В этом случае рекомендуется заранее сделать копию бланка о ДТП, которая была заверена страховой компаний. Этого документа будет вполне достаточно для того, чтобы у полиции не возникало вопросов.

Как я могу получить дополнительную информацию о «Европротоколе»?

За разъяснением всех вопросов можно обратиться в РСА, на официальный сайт Союза Автостраховщиков, а также по телефонам горячей линии 8 (800) 200-2275.

Вопросы читателей

Вопрос: ДТП я оформил в соответствии с правилами Европротокола. Я, являясь потерпевшей стороной, предоставил страховой компании бланк Извещения и необходимые документы. Сотрудники сказали, что не могут принять заявления без еще одного экземпляра Извещения, который остался у виновника аварии. Но с ним я связаться не могу. Как быть?

Вопрос: После ДТП я обнаружил, что страховщик не выдал мне бланк Извещения. Как быть в этой ситуации, когда соответствующий бланк есть только у второго водителя?

Вопрос: Страховая компания не стала делать страховую выплату потерпевшему в ДТП по той причине, что у него не было страхового полиса ОСАГО. Конечно, страховщик действовал по закону, однако ущерб был нанесен. Может ли потерпевший в судебном порядке просить возвестить причиненный ущерб?

Обстоятельства дтп в европротоколе

С 1 июля 2015 года водители могут практически все мелкие аварии оформлять без вызова инспекторов ГИБДД – если нет пострадавших, то достаточно будет позвонить по телефону 02 и сообщить об инциденте, сделать фото или видеозапись с места ДТП, заполнить бланк извещения и самостоятельно прибыть на пост ГИБДД для оформления документов.

Однако есть и более простой способ оформления аварий – так называемый «Европротокол». Его смысл заключается в том, что водители сами оформляют документы на месте ДТП и в течение пяти дней обращаются в страховые компании. При этом звонить в ГИБДД и позднее приезжать в отделение не требуется!

Внимание! При оформлении аварии без даже без сотрудников ГИБДД участники ДТП обязаны уведомить об этом страховую компанию в течение пяти дней! В противном случае страховщики могут отказать в выплате, либо даже предъявить вам регрессный иск.

Правда, в большинстве регионов России «Европротокол» можно использовать лишь при небольших ДТП, когда сумма ущерба «невиновного» автомобиля составляет менее 50 тысяч рублей (если вы являетесь виновником аварии и соглашаетесь на «Европротокол», то знайте — потерпевшая сторона может позднее потребовать с вас компенсации, если ремонт будет стоить больше 50 000 рублей).

При этом для таких регионов как Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область с 1 октября 2014 года действует особый порядок оформления аварий без вызова сотрудника ГИБДД. В этих регионах можно обойтись «без участия уполномоченных сотрудников полиции» при повреждении до 400 000 рублей. Правда, лишь при наличии съемки с видеорегистратора (в законе этот прибор называется «техническое средство контроля, обеспечивающее некорректируемую регистрацию данных»). Причем, подойдет не всякий регистратор. В настоящий момент он должен уметь фиксировать время и координаты автомобиля (то есть регистратор должен иметь датчик GPS / ГЛОНАСС). Хотя согласно закону можно обойтись и без видеорегистратора – в постановлении правительства от 1 октября 2014 г. N 1002 сказано, что страховые компании должны принимать как видео, так и фотосъемку (но при этом фотоаппарат также должен показывать время и указывать координаты). С 1 января 2016 года требования к подобным устройствам станут жестче. Они должны будут фиксировать ускорение, торможение машины и боковые удары, а также передавать экстренным службам информацию о ДТП.

Нужно помнить, что фото- или видеосъемка должна быть выполнена в течение 60 минут после дорожно-транспортного происшествия и включать изображения:

а) государственных регистрационных знаков транспортных средств участников дорожно-транспортного происшествия или идентификационных номеров (VIN) (в случае отсутствия государственных регистрационных знаков транспортных средств);

б) мест повреждения транспортного средства;

в) взаимного расположения транспортных средств участников дорожно-транспортного происшествия с привязкой к объектам транспортной инфраструктуры или иным неперемещаемым объектам;

г) государственного регистрационного знака транспортного средства свидетеля дорожно-транспортного происшествия (при наличии).

Кстати, у «Европротокола» есть и еще ограничения помимо суммы повреждений на 50 000 рублей. И воспользоваться им можно лишь в том случае, если выполнены ВСЕ без исключения указанные ниже пункты:
• не был причинен вред здоровью участников ДТП (включая пассажиров и пешеходов);
• в ДТП участвовало два транспортных средства (при этом важный нюанс — автомобиль с прицепом рассматривается как два отдельных транспортных средства, и если в аварию попала такая машина, то воспользоваться упрощенной схемой оформления нельзя);
• оба водителя имеют действующие полисы ОСАГО (проверьте, чтобы второй участник ДТП был вписан в полис);
• все обстоятельства аварии, ее характер, перечень повреждений, степень вины и так далее не вызывают разногласий у двух участников аварии (если есть хоть малейшие споры, то придется вызвать сотрудников ГИБДД). Отсутствие разногласий подтверждается подписями двух водителей — участников ДТП в извещении о ДТП;

ВАЖНО: если не соблюдается хотя бы одно условие, то вам необходимо вызвать сотрудников ГИБДД на место происшествия.

После ДТП в течение 5 рабочих дней необходимо обратиться в страховую компанию и предоставить:

а) экземпляр бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии, заполненный водителями транспортных средств, причастных к дорожно-транспортному происшествию;

б) заявление о прямом возмещении убытков;

в) электронный носитель с информацией, содержащей фото- или видеосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия, дату и время фото- или видеосъемки, а также координаты местоположения технического средства контроля;

г) заявление о том, что информация, указанная в подпункте «в» настоящего пункта, является некорректированной.

Кроме того, помните — если у вас (или у второго участника ДТП) оформлен полис каско, а правила страховой компании не предусматривают выплату компенсации без справок из ГИБДД, то вам все же придется вызвать на место аварии представителей автоинспекции.

Инструкция по оформлению Европротокола

  1. Чётко следуйте ПДД. Остановитесь, выставьте знак аварийной остановки.
  2. Сохраните следы ДТП. Примите все возможные меры к сохранению следов и предметов на месте ДТП.
  3. В случае возникновения конфликтных ситуаций с другим водителем, вызывайте ГИБДД (02, 112, 911).
  4. Заполните бланк Извещения о ДТП, который был Вам выдан в страховой компании при оформлении договора ОСАГО. Желательно, использовать шариковую ручку. Это необходимо для того, чтобы информация, вносимая Вами на лицевой стороне Извещения о ДТП, четко отпечатывалась на нижнем листке.

Оба водителя заполняют одно Извещение о ДТП. Один водитель заполняет колонку «А», другой ― колонку «В». Заполняются как оборотная, так и лицевая его стороны. При этом оборотная сторона Извещения о ДТП заполняется каждым водителем на его экземпляре после заполнения лицевой стороны и разъединения бланка Извещения о ДТП.

Лицевая сторона Извещения о ДТП

На лицевой стороне Извещения о ДТП должна содержаться информация о месте, дате, времени ДТП, сведения об участниках аварии, о свидетелях, о страховщиках, о характере и перечне видимых поврежденных деталей и элементов, обстоятельствах ДТП и т.п. (то есть необходимо заполнить все графы и поля, имеющиеся на лицевой стороне бланка Извещения о ДТП)

В п. 14 указываются характер и перечень всех видимых повреждений деталей автомобиля. Описывайте их максимально точно и кратко. Следите, чтобы другой водитель не добавил в указанный пункт не относящиеся к данному ДТП повреждения деталей и элементов. При указании поврежденного элемента (детали) обязательно укажите характер видимого повреждения: царапина, вмятина (деформация), разрыв (трещина). Невидимые (скрытые) повреждения будут выявлены и описаны при осмотре автомобиля экспертами.

В п. 15 «Замечания» при необходимости Вы можете дополнительно привести сведения о том, что не указано в пункте 16 «Обстоятельства ДТП».

В п. 16 отмечаются обстоятельства ДТП, а в крупных клетках, расположенных внизу, заполняется число отмеченных подпунктов (клеток). Важно правильно отразить маневры Вашего авто, учитывая, что:  стоянка — это не остановка. Если Вы остановились, например, на красный сигнал светофора, ошибочно отмечать позицию 1 «На стоянке». Нужно отметить позицию 22 «Остановился (стоял) на запрещающий сигнал светофора»;  если один автомобиль обгонял другой, перестраиваясь из одной полосы в другую, нужно отметить поз. 12 «Менял полосу» и поз. 13 «Обгонял».

В п. 17 составляется схема ДТП. На схеме обозначаются контуры проезжей части с указанием названий улиц (дорог и т.д.), а также направление движения, конечное

положение ТС «А» и ТС «В», дорожные знаки, указатели, светофоры, дорожная разметка, предметы, которые имеют отношение к данному ДТП.

В п. 18 оба водителя ставят свои подписи.

После заполнения лицевой стороны участники ДТП разделяют бланки Извещения о ДТП на два экземпляра. Проследите, чтобы другой водитель подписал оба листа Извещения о ДТП с лицевой стороны, а не только экземпляр, который остается у него. Обратите внимание, что на лицевой стороне Извещения о ДТП каждый из участников должен поставить две подписи — в пункте 15 и 18.

Оборотная сторона Извещения о ДТП

Оборотная сторона Извещения о ДТП заполняется каждым из водителей самостоятельно.

Если не хватает места, изложите сведения на чистом листе бумаги и приложите его к Извещению о ДТП (на котором нужно сделать пометку «С приложением»), а также укажите, к какому документу оно прилагается и кем оно составлено. На приложениях должны стоять подписи обоих водителей.

В пустых графах ставьте длинные прочерки либо большую букву Z.

Если бланк Извещения о ДТП порван, испорчен или трудно читаем, нужно заполнить новый бланк. После подписания и разъединения бланков не допускается никаких изменений, исправлений или дополнений.

Если второй водитель отказывается подписывать Извещение о ДТП или совместно его заполнить, то это означает, что Европротокол оформить невозможно, и нужно вызывать ГИБДД. Обратите внимание на то, что, если после подписания и разъединения бланков извещения о ДТП необходимо внести в документ корректировки или дополнения, они должны быть заверены подписями обоих участников ДТП.

Свидетели. Соберите контактные данные свидетелей ДТП, если это возможно. Обязательно сохраните запись системы видеорегистрации.

Страховые выплаты. После выполнения всех перечисленных выше действий, место ДТП можно покинуть. Если Вы намерены обратиться с заявлением о страховой выплате, то приложите к заявлению Ваш экземпляр Извещения о ДТП. Если Вы считаете, что оснований для возмещения нанесенного Вам вреда не имеется, то обязательно, в течение 5 рабочих дней с момента ДТП отправьте заполненное Извещение о ДТП (с дополнениями, если они есть) своему страховщику ОСАГО.

Обратите внимание на то, что нельзя приступать к ремонту ТС в течение 15 дней с момента ДТП либо без письменного согласования на то страховой компании.

Лимит выплат по Европротоколу составляет:
1) 25 тыс. руб. — если хотя бы один из договоров ОСАГО участников ДТП заключен до 02.08.2014;
2) 50 тыс. руб. — если договоры обоих участников заключены после 02.08.2014;
3) с 1 октября 2014 г. — 400 тыс. руб. для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области при наличии съемки с видеорегистратора.

Ответы на вопросы:


1. Что делать, если другой водитель не признает свою вину, агрессивен либо находится в состоянии алкогольного опьянения и т.п.?

Вызывайте сотрудников полиции. «Европротокол» можно оформить, только если оба участника ДТП имеют единую точку зрения на обстоятельства произошедшего. Необходимость вызывать полицию обусловлена и другими описанными выше обстоятельствами.

2. Можно ли оформить «Европротокол», если одна из машин, попавших в ДТП, зарегистрирована не в РФ?

Можно. Но только если ответственность его владельца застрахована в соответствии с международной системой страхования ответственности («Зеленая карта»), а также при соблюдении остальных указанных ранее требований для оформления документов о ДТП без участия полиции. Если участники пришли к согласию оформить ДТП без участия полиции, и потерпевшей стороной является гражданин России – извещение о ДТП должно быть оформлено на бланке, выданном российским страховщиком (бланк, напечатанный на русском языке).

3. Что делать, если в ДТП попало больше двух автомобилей?

К сожалению, в этом случае вы не можете воспользоваться «Европротоколом». Вам придется вызвать сотрудников ГИБДД.

4. Что будет, если в извещении о ДТП есть противоречия между данными, изложенными обоими водителями?

Наличие противоречий в данных, изложенных водителями, означает, что обстоятельства ДТП или характер и перечень видимых повреждений автомобилей вызвали разногласия у участников происшествия, а в этом случае оформлять ДТП без вызова сотрудников полиции запрещено. В случае невозможности определения на основании изложенных в извещении о ДТП обстоятельств ДТП и лица, ответственного за причинение вреда, страховщик вправе отказать в выплате.

5. Есть ли необходимость фотографировать место ДТП и как это сделать правильно?

Мы рекомендуем по возможности сделать фотоснимки места ДТП. В дальнейшем это может упростить прояснение картины происшествия при взаимодействии со страховой компанией. Постарайтесь фотографировать так, чтобы было видно:
• общий план места происшествия (так, чтобы можно было идентифицировать тип места нахождения ТС);
• следы торможения, обломки деталей, место осыпи разбитых элементов ТС (стекол, накладок бамперов и т.д.);
• оба ТС крупным планом со всех сторон, с номерами машин;
• поврежденные детали ТС.
При этом необходимо учесть, что претендовать на выплату в размере до 400 000 рублей Вы сможете только в том случае, если снимки сделаны с помощью аппаратуры (фотокамера, мобильный телефон со специальным приложением), которая соответствуют требованиям, установленным Правительством Российской Федерации для данного случая, и место ДТП зафиксировано соответствующим оборудованием, работающим с применением глобальных навигационных спутниковых систем.

6. Что предъявлять сотруднику ГИБДД, который остановит автомобиль?

Действительно, сотрудник ГИБДД, видя, что автомобиль имеет повреждения, вправе остановить вас в целях проверки факта оформления ДТП, в котором могли быть получены эти повреждения. Поэтому после передачи оригинала страховой компании обязательно следует иметь в автомобиле копию заполненного извещения о ДТП, заверенную страховщиком, для предъявления сотруднику полиции.