Понятие гражданского права предмет метод источники система

Гражданское право

Понятие гражданского права

С древних пор люди пытались упорядочить свою жизнь и стабилизировать устанавливавшийся в обществе порядок. Попытки издания некоторых правил поведения в обществе мы видим в Древнем Вавилоне, Египте. Междуречье (столб Хаммурапи — свод законов в казуальной форме изложения). В Древней Греции и, наконец, в Римской империи из обыденностей и обычаев возникает некая стройная теория правил поведения гражданина в государстве.

Jus gentium (юс генцум; jus право, правомочие, нормы права) — объявили римляне — Право народов (причем не только римского народа), естественно, Право свободных народов (раб — вещь, это не субъект права, а объект).

Все право делится на jus publicum и jus privatum публичное и частное право. Но jus publicum выражает властвование государства, т.е. право, имеющее обязательную силу, и оно не может быть изменено путем соглашения. В jus privatum область частного права — входят семейные отношения, собственность, обязательства, наследование.

Понятие, введенное позднее jus civile (цивильное право) — совокупность законов, действующих в государстве, — со временем приобретает именно понятие гражданского права (права граждан). Отсюда название отрасли — цивилистика — гражданское право.

Гражданское право — это совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения в целях осуществления законных интересов субъектов гражданского права и организации экономических отношений в обществе.

Гражданское право отличается от других отраслей по предмету, методу, принципам, функциям и системе.

Гражданское право яляется основной отраслью права, регулирующей частные (имущественные, неимущественные) взаимоотношения граждан, а также созданных ими юридических лиц, формирующиеся по инициативе их участников, основанные на независимости и имущественной самостоятельности, методом юридического равенства сторон и преследующие цели удовлетворения их собственных интересов.

Предмет гражданского права

Предмет гражданского права — общественные отношения двух видов:

  • имущественные отношения, складывающиеся по поводу имущества, материальных благ, имеющих экономическую форму товара;
  • личные неимущественные отношения, связанные с имущественными, а иногда и не связанные с ними (исключительные права, неотчуждаемые нематериальные блага личности).

Имущественные отношения, в свою очередь, разделяются на отношения, связанные с:

  • принадлежностью имущества каким-либо лицам;
  • управлением этим имуществом;
  • переходом имущества от одних лиц к другим.

Отношения, связанные с принадлежностью имущества (материальных благ), регулируются вещным правом, в части принадлежности нематериальных объектов субъектам — исключительными правами (правом интеллектуальной собственности). Отношения по управлению имуществом, в том числе по переходу имущества от одного лица к другому, оформляются обязательственным правом, а в соответствующей части — наследственным правом.

Имущественные отношения складываются по поводу конкретного имущества — материальных и некоторых нематериальных благ и составляют основную часть предмета гражданского права. К таким благам относятся не только физически осязаемые вещи, но и некоторые имущественные права (например, право пользования недвижимой вещью).

Имущественные отношения возникают в процессе производства материальных благ, а также их распределения, обмена и потребления. Они разнообразны.

Среди имущественных отношений, регулируемых гражданским правом, законодатель особо выделяет предпринимательские отношения (ст. 2 ГК РФ). Они характеризуются следующими признаками:

  • направленностью на систематическое получение прибыли;
  • самостоятельностью и рискованностью действий субъектов.

Самостоятельность — действия своей властью и в своем интересе. Рисковый характер предпринимательских отношений заключается в том, что прибыль может быть, а может и не быть. В некоторых случаях возможна потеря имущества, т.е. существует риск утраты вложенных материальных средств, а ответственность по обязательствам несет в себе риск убытков;

  • собственной ответственностью предпринимателя (всем своим имуществом);
  • необходимостью государственной регистрации субъектов в качестве предпринимателей (в некоторых случаях — получения лицензий и т.д.).

Серьезному правовому регулированию подлежат личные неимущественные отношения, входящие в предмет гражданского права. Их можно разделить на две группы:

  • неимущественные отношения создателей результатов интеллектуального творчества. Такие отношения обычно связаны с имущественным оборотом, хотя могут существовать и вне товарообмена. Прежде всего, это касается имущественных отношений по использованию результатов интеллектуального творчества и средств индивидуализации товаров и производителей, которые в сегодняшних экономических реалиях получают вполне конкретную стоимость и становятся товаром. Закрепление за создателями (носителями) соответствующих нематериальных объектов особых, исключительных прав, в том числе оформление и реализация этих прав, регулируются авторским и патентным правом, а также относительно новым институтом промышленной собственности;
  • другая группа личных неимущественных отношений характеризуется сугубо личным характером и полным отсутствием связи с имущественным оборотом. Речь идет об отношениях, возникающих в связи с признанием неотчуждаемых прав и свобод человека и других принадлежащих ему нематериальных благ, которые не могут стать предметом товарообмена, — жизнь и здоровье человека, достоинство, честь и доброе имя, неприкосновенность частной жизни и т.п.

В связи с развитием и усложнением современного экономического оборота появляются новые институты и подотрасли, которые, безусловно, требуют самого пристального внимания и правового регулирования.

Отношения по управлению имуществом корпораций (компаний) основаны на началах членства участников. Они складываются при управлении хозяйственными обществами, товариществами, производственными кооперативами и также являются отношениями, регулируемыми гражданским правом. Такие отношения относят к категории корпоративных отношений.

Исходя из указанного, главными подотраслями гражданского права можно назвать:

  • вещное право;
  • обязательственное право;
  • исключительные (интеллектуальные) права;
  • корпоративное право.

Метод гражданского права — способ регулирования общественных отношений, представляющий систему специфических приемов, с помощью которых устанавливаются правила поведения участников общественных отношений. Этот метод предполагает:

  • равенство участников гражданско-правовых отношений;
  • автономию воли участников гражданско-правовых отношений;
  • имущественную самостоятельность участников гражданско- правовых отношений;
  • восстановительный характер, защиту гражданских правоотношений;
  • компенсационный характер, гражданско-правовую ответственность участников общественных отношений.

Принципы гражданского права

Принципы гражданского права — основные идеи этой отрасли права. Они представлены в Гражданском кодексе РФ (ст. 1) в виде следующих основных начал:

  • равенство правового режима субъектов гражданского права;
  • неприкосновенность собственности;
  • свобода договора;
  • недопустимость произвольного вмешательства в частные дела;
  • принцип самостоятельности и инициативы в приобретении и осуществлении гражданских прав;
  • принцип запрета злоупотребления правом и иного ненадлежащего осуществления гражданских прав;
  • беспрепятственное осуществление гражданских прав и их защита.

Принцип равенства правового режима субъектов гражданского права характеризуется равными возможностями всех участников гражданских правоотношений по отношению друг к другу, одинаковым их правовым положением (статусом). На их действия, по общему правилу, распространяются одни и те же гражданско-правовые нормы.

Принцип неприкосновенности собственности означает обеспечение собственникам возможности использовать принадлежащее им имущество в своих интересах, не опасаясь его изъятия или запрета (ограничений) в использовании. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ). Изъятие имущества в публичных интересах также допускается лишь в прямо установленных законом случаях и с обязательной предварительной равноценной компенсацией.

Принцип свободы договора является одним из основополагающих принципов, влияющих на развитие гражданского имущественного оборота. Субъекты гражданского права свободны в заключении договора, т.е. в выборе контрагента и в определении условий своего соглашения. Понуждение к заключению договора, в том числе со стороны государственных органов, по общему правилу исключается.

Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела характеризует гражданское право как частное право. Прежде всего принцип обращен к публичной власти, непосредственное вмешательство которой в частные дела допустимо лишь в случаях, прямо предусмотренных законом. Неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны граждан (ст. 23 и 24 Конституции РФ) также можно отнести к действию этого принципа.

Принцип диспозитивности означает возможность участников отношений самостоятельно, по своему усмотрению и в соответствии со своими интересами выбирать варианты соответствующего поведения (вступать или не вступать в гражданские правоотношения, требовать или не требовать исполнения обязательств контрагентом, обращаться за судебной защитой своих прав или нет и т.д.).

Принцип запрета злоупотреблении правом можно считать исключением (изъятием) из общих частноправовых подходов гражданского права. Согласно ему право всегда имеет определенные границы, как по содержанию, так и по способам осуществления вариантов поведения. То есть фактически исключается безграничная свобода в использовании участниками гражданских правоотношений имеющихся у них прав (нельзя осуществлять свои права, нарушая права других лиц). Такие запреты ставят в цивилизованные рамки правовые отношения и ограничивают возможные недобросовестные действия участников. Например, собственник земли или иных природных ресурсов осуществляет свои права свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (ч. 2 ст. 36 Конституции РФ, п. 3 ст. 209 ГК РФ).

Принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав предполагает невозможность необоснованных помех в гражданских правоотношениях. Он проявляется, например, в свободе предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (сг. 34 Конституции РФ), в свободе перемещения по российской территории товаров, услуг и финансовых средств (п. 3 ст. 1 ГК РФ) и т.д. При этом законом могут устанавливаться некоторые необходимые в общественных (публичных) интересах ограничения (запрет монополизации рынка, недобросовестной конкуренции и т.п.).

Любая отрасль права является составной частью (элементом) единой правовой системы и обладает присущими ей особыми функциями (задачами), которые характеризуют ее место в системе права.

Функции гражданского права как отрасли права — задачи, которые оно выполняет в обществе. К ним относятся:

Особенностью гражданско-правового регулирования является преобладание в нем регулятивных задач (в сравнении, например, с функциями, выполняемыми уголовным правом).

Это связано с тем, что роль гражданского права состоит, прежде всего, в налаживании экономических отношений в обществе и их регулировании. Именно поэтому количество правовых запретов минимально наряду с максимальным количеством возможных дозволений. Участникам правоотношений предоставлена самая широкая возможность их самоорганизации и саморегулирования возникающих отношений.

Охранительная функция гражданского права имеет своей целью защиту имущественных и неимущественных интересов участников гражданского оборота. Она направлена на поддержание имущественного и неимущественного состояния (статуса) добросовестных субъектов существовавшего до нарушения их прав и охраняемых законом интересов. Как правило, она реализуется путем восстановления нарушенных прав либо компенсации причиненных потерпевшим убытков.

Охранительная функция имеет также предупредительно-воспитательную (превентивную) задачу, которая состоит в стимулировании такого поведения участников, которое исключало бы необоснованное нарушение чужих интересов.

Гражданское право как наука и учебная дисциплина

Понятие гражданского права как науки шире, чем понятие гражданского права как отрасли права. Оно включает отрасль права, т.е. совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и неимущественные отношения, законодательство по этой отрасли права, историю развития отрасли права, теорию по основным положениям отрасли права, закономерности и тенденции развития законодательства.

Гражданское право как наука изучает историю и совместное состояние гражданского права как отрасли права в других странах, выявляя закономерности его развития. Кроме того, оно выявляет потребности общества в новых законах, соответствующих его изменившимся потребностям, а ученые-цивилисты участвуют в разработке проектов новых законов и кодексов.

Таким образом, гражданское право как наука — это учение о гражданском праве. Оно использует такие «инструменты» исследования, как диалектический метод, системный подход, комплексный анализ, методы сравнительного правоведения и социологического исследования. Эту науку называют цивилистикой.

Гражданское право как учебная дисциплина представляет собой Систематизированную информацию о гражданском праве не только как о правовой отрасли, т.е. о догме права, но и прежде всего как о цивилистической науке, ее основных постулатах и категориях. Курс гражданского права содержит обобщенные и систематизированные сведения о гражданско-правовых явлениях, понятиях, категориях, а его изучение позволяет понимать не только содержание, но и смысл гражданско-правового регулирования.

1.Понятие гражданского права, его система, соотношение с другими отраслями права, функции.

Гражданское право — это совокупность гражданско-правовых норм, которые регулируют на принципах юридического равенства отношения собственности в ее различных формах, товарно-денежные отношения и некоторых неличные неимущественные отношения при участии граждан, организаций и других социальных образований с целью более полного удовлетворения материальных и духовных потребностей граждан.

Система современного гр права — это структура, элементами которой являются гражданско-правовые нормы и институты, размещенные в определенной последовательности.

Гражданско-правовые нормы и институты делятся на общие и особенные.

Общую часть гражданского права составляют нормы о субъектах, объектах гражданского права, договоры, представительство и доверенность, исковую давность.

Особенная часть регулирует особенные общественные отношения и состоит из таких институтов:

§ право собственности и другие вещные права;

§ право на изобретение и другие результаты творчества, которые используются в производстве;

§ правоспособность иностранных граждан и юридических лиц; применение гражданских законов иностранных государств и международных договоров.

Функции гражданского права.

Функции гр права — это определенные направления влияния гражданско-правовых норм, обусловленные содержанием общих отношений, которые включены в предмет гражданско-правовые регулирования. Различают: регулятивную, охранную, предупредительно-воспитательную и предупредительно-стимулирующую функции.

Реализация регулятивной функции обеспечивает урегулирование нормами гражданского права отношений собственности, товарно-денежных, а также личных неимущественных.

Действие охранной функции обеспечивает защиту нарушенных субъективных имущественных и личных прав.

Предупредительно-воспитательный эффект достигается посредством института гражданско-правовой ответственности. Сам факт существования гражданско-правовых норм об ответственности позитивно влияет на правосознание граждан, удерживая их от правонарушений.

Содержание предупредительно-стимулирующей функции состоит в стимулировании различными гражданско-правовыми средствами необходимой обществу и государству поведения граждан и организаций.

Соотношение гражданского права с другими отраслями права

Отрасли права, образующие систему российского пра­ва, делятся на три группы:

государственно-правовые (государственное, администра­тивное, финансовое право);

гражданско-правовые (гражданское, семейное, трудовое, земельное право, гражданский процесс);

уголовно-правовые (уголовное право, уголовный процесс, криминалистика).

Гражданское право — не единственная отрасль права, регулирующая имущест­венные отношения. Некоторые из этих отношений регулируются другими отраслями частного или публичного права. Гражданское право связано с каждой из этих отраслей пра­ва в большей или меньшей степени. Так, с государственным (конституционным) правом связаны положения, закрепленные в ст. 3, 8, 47, 51, 164 ГК РФ, касающиеся системы гражданского законодательства (ст. 3 ГК), регулирования деятельности госу­дарства, его субъектов, муниципальных образований, конкрети­зирующие права и свободы граждан.

С административным правом гражданское право сближает то, что обе эти отрасли регулируют имущественные отношения. Однако это разные отношения: в административном праве — организационные, участники которых не равны, в гражданском же праве — это стоимостные отношения равных сторон.

О соотношении гражданского и финансового, а также граж­данского и административного права указано в п. 3 ст. 2 ГК РФ. К названным отраслям не применяются положения гражданско­го права, если об этом прямо не сказано в законе. О соотношении гражданского и природно-ресурсного права следует знать, что объекты последнего частично включены в круг объектов гражданского права (ст. 130, гл. 17 ГК).

Выделившиеся из гражданского права отрасли трудового и семейного права сближает с гражданским правом то, что эти отрасли регулируют имущественные и личные неимущественные отношения.

Понятие, предмет, метод, источники Гражданского права

Описание: От гражданского права как системы правовых норм следует отличать понятие гражданского законодательства. Гражданское законодательство – это совокупность законов и иных нормативных актов содержащих нормы гражданского права. Предмет гражданского права – это те общественные отношения которые регулируются нормами гражданского права а именно имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения характеризующиеся равенством автономией воли и имущественной самостоятельностью участников этих отношений.

Дата добавления: 2015-01-12

Размер файла: 24.39 KB

Работу скачали: 55 чел.

Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

«Понятие, предмет, метод, источники Гражданского права»

Гражданское право как термин известен еще со времен Древнего Рима. И произошел от выражения «право граждан» — право римских граждан.

Гражданское право может рассматриваться:

  1. как наука о гражданско-правовых явлениях: возникновении, развитии, функционировании, выводов, суждений, категорий.

От гражданского права как системы правовых норм следует отличать понятие гражданского законодательства. Гражданское законодательство – это совокупность законов и иных нормативных актов, содержащих нормы гражданского права.

В дореволюционный период самые известные труды следующих цивилистов: Анненков, Гамбаров, Покровский, Сперанский, Шершеневич, Муромцев и т.д.

Советский период: Огарков, Братусь, Венедиктов, Лунз, Новицкий, Иоффе.

Российский период: Суханов, Калпин, Масляев, Толстой, Сергеев, Челинцева, Алексеев, Брагинский, Ветрянский, Калмыков, Хохлов.

2. как отрасль права – это нормы, которые регулируют общественные отношения определенного вида.

3. как учебная дисциплина. Это дисциплина которая представляет собой систему занятий о гражданско-правовых явлений.

Предмет гражданского права – это те общественные отношения, которые регулируются нормами гражданского права, а именно имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, характеризующиеся равенством, автономией воли и имущественной самостоятельностью участников этих отношений.

Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования ( статья 124 ).

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Гражданский кодекс закрепляет предмет гражданского права и гражданского законодательства.

Отношения, регулируемые гражданским законодательством делятся на 2 группы:

1. имущественные (имущественно-стоимостные) возникают в связи с принадлежностью, нахождением имуществу определенного лица либо от перехода имущества от одного лица к другому.

Ст.2 ГК РФ при раскрытии предмета гражданского законодательства делает ударение на имущественные отношения, связанные с имуществом.

Имущество в Гражданском праве:

— вещи: деньги, предметы материального мира

2. личные неимущественные отношения, связанные с имущественными, которые возникают по поводу авторства на объекты интеллектуальной собственности (произведения науки, искусства, литературы и др.).

Ст.2 ГК РФ называет еще группу отношений, которые Гражданским правом лишь только охраняются . Это личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными отношениями (нематериальные блага: жизнь, здоровье, честь, деловая репутация).

В гражданско-правовой литературе высказаны 2 точки зрения на место личных неимущественных отношений в гражданском праве:

1. личные неимущественные отношения охраняются только гражданским правом.

2. личные неимущественные отношения входят в предмет гражданского права, регулируются и охраняются им.

В п.1 ст. 2 ГК РФ особенно выделяется то, что в предмет гражданского законодательство включается предпринимательство.

Особенности отношений, регулируемых гражданским правом

Отношения, регулируемые гражданским правом возникают между равноправными, имущественно самостоятельными и независимыми друг от друга субъектами.

В том случае, когда имущественные отношения основаны на административном или ином властном подчинении такие отношения регулируются другими отраслями права, если иное прямо не предусмотрено гражданским правом.

Субъекты отношений, регулируемые гражданским правом :

  1. граждане (физические лица)
  2. организации (юридические лица)
  3. государство в лице его органов
  4. субъекты РФ
  5. муниципальные образования
  6. особый субъект гражданского права – предприниматели: граждане, юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность.
  7. иностранные граждане и лица без гражданства (апотриды).

Метод Гражданского права – совокупность способов, средств, приемов по средствам которых гражданское права воздействует на общественные отношения и на поведение граждан при организации этих отношений.

Методы правового регулирования делятся на императивные и диспозитивные.

Императивный метод – способ властного воздействия на участника общественных отношений, урегулированных нормами права (административное и уголовное право).

Диспозитивный метод – способ регулирования отношений между участниками, являющимися равноправными сторонами. Он предоставляет им самим решать вопрос о форме своих взаимоотношений, урегулированных нормами права.

Гражданско-правовой метод характеризуется признаками :

1. характер правового положения участников отношений. Для гражданского права характерно юридическое равенство участников гражданских правоотношений. Это равенство проявляется:

А) в равноправии всех форм собственности РФ

Б) признание за субъектами гражданского права равного положения во взаимоотношениях отсутствия между субъектами отношений власти.

В) в равенстве мер гражданско-правовой ответственности субъектов друг перед другом.

2. особенность возникновения правовых связей между субъектами гражданского права. Эти правоотношения возникают по инициативе субъектов гражданского права.

Никто не может быть принужден к заключению гражданско-правовых договоров.

Гражданский кодекс предоставляет сторонам право самим определять характер и содержание взаимоотношений полностью или в определенной степени.

3. Специфика разрешения конфликтов между субъектами гражданского права.

Ст.11 ГК предусматривает следующие: нарушенные гражданские права защищаются судом, возможна самозащита гражданских прав, но следует иметь в виду, что способы самозащиты должны быть соразмерны и не выходить за пределы действий необходимых для пресечений правонарушений.

4. особенность используемых в данной отрасли права мер принудительного воздействии на нарушителя.

Ст.12 ГК РФ устанавливает защиту прав: взыскание, неустойки, возмещение убытков и т.д.

Санкции, применяемые в Гражданском праве к нарушителям носят только имущественный характер и удерживаются в пользу потерпевшей стороны, лишь в случаях прямо предусмотренных законом, возможно изъятие в пользу государства.

Гражданско-правовой метод – дозволительный , т.е. стороны действую в рамках закона в силу своих договоренностей.

Под системой гражданского права понимается совокупность институтов имеющую определенную последовательность и связь.

Деление системы гражданского права происходит на общую и особенную части. Система Гражданского права как отрасли права образуется наличием этих двух частей.

Система Гражданского права, как и другие отрасли – это и единство отрасли и ее дифференциация, потому что система представляет собой совокупность чего-либо общего, тождественного и отличного.

Система гражданского права:

  1. Общая часть гражданского права – это вся первая часть гражданского кодекса РФ.

2. Особенная часть :

— международное частное право

Принципы гражданского права

Принципы Гражданского права – это его основные начала, руководящие положения, определяющие сущность гражданского права и имеющие общие обязательные значения в силу их правового закрепления.

Ст.1 ГК РФ закрепляет следующие принципы:

  1. неприкосновенность собственности
  2. свобода договора
  3. судебная защита нарушенных гражданских прав
  4. необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав
  5. недопустимость произвольного вмешательства в частные дела
  6. юридическое равенство в гражданских правоотношениях
  7. обеспечение восстановления нарушенных гражданских прав

Функции гражданского права делятся на :

  1. регулятивную – это функция регулирования отношений, составляющая предмет гражданского права. Гражданское право устанавливает правовое положение субъектов – лиц.

Гражданское право устанавливает основания и порядок осуществления права собственности, определяет порядок регулирования договорно-обязательственных отношений, регулирует основания, возникновения и содержания исключительных прав в сфере творческой деятельности.

  1. охранительную . Призвана восстановить нарушенное право. Способы охраны общественных отношений установлены в ст.12 ГК РФ. Основная цель гражданского права – восстановить нарушенное право, а где это невозможно, компенсировать потерю данного права.

Таким образом, Гражданское право, как отрасль – система правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения, связанные с имущественными, основанные на самостоятельности и независимости их участников, методом юридического равенства в целях закрепления и развития товарно-денежных форм организаций экономики.

Источники гражданского права

Источники гражданского права – это формы выражения гражданско-правовых норм, имеющих обязательный характер.

Гражданское законодательство представляет собой совокупность нормативных актов различной юридической силы. При этом охватываемые им нормативные акты во многих случаях имеют комплексную, межотраслевую природу, поскольку зачастую содержат не только гражданско-правовые нормы.

Входящие в гражданское законодательство нормативные акты составляют весьма значительный по объему законодательный массив. Их неизбежное обилие вызвано широтой и сложностью самого предмета гражданско-правового регулирования. Вместе с тем это обстоятельство затрудняет ознакомление с действующим гражданским правом и значительно усложняет установление необходимых взаимосвязей между составляющими его различными актами. Поэтому именно для гражданского законодательства первостепенное значение имеет решение проблемы его систематизации и упорядочения.

К основным способам систематизации (упорядочения) законодательства, применяемым государством в гражданско-правовой сфере, относятся инкорпорация, консолидация и кодификация.

Инкорпорация нормативных актов представляет собой сведение ранее изданных актов в единый источник (сборник) без изменения их содержания. Официальная инкорпорация обычно оформляется в виде утвержденного высшими государственными органами единого свода, собрания или иного сборника законов или других нормативных актов. Примерами такой инкорпорации являются Свод законов Российской империи и Собрание действующего законодательства Союза ССР (которое не было завершено). Неофициальные инкорпорации представлены различными сборниками нормативных актов, обычно тематического характера, подготовленных их авторами, в том числе и для учебных целей.

Консолидация нормативных актов представляет собой объединение ряда актов, посвященных общему кругу вопросов, в единый нормативный акт, иногда даже более высокой юридической силы. Например, действующий Закон о банках и банковской деятельности заменил собой ряд имевшихся ранее в этой сфере разрозненных актов и отдельных норм как законодательного, так и подзаконного характера. Достоинством консолидации является возможность некоторой «расчистки» законодательства при его объединении путем отмены (пропуска) или замены явно устаревших или повторяющихся норм, однако без внесения изменений в их содержание.

Высшей формой систематизации законодательства является его кодификация, при которой принимается единый новый закон (реже — подзаконный нормативный акт), отменяющий действие ряда старых нормативных актов. Особенностью кодекса является построение его по определенной системе с непременным выделением общих положений (Общей части) и охват им всех основных правил соответствующей сферы, что, в частности, предопределяет принятие других нормативных актов в данной области, включая законы, в соответствии с его нормами и тем самым — его центральное, системообразующее место в общем комплексе нормативных актов. Поэтому кодекс становится главным источником права соответствующей отрасли.

4. Международные договоры

В понятие международного договора включаются как межгосударственные, так и межправительственные и межведомственные соглашения РФ с иностранным государством либо с международной организацией *(66) . В сфере гражданского права речь идет прежде всего о различных многосторонних международных (межгосударственных) договорах (конвенциях), участницей которых является Россия (как в собственном качестве, так и в роли правопреемника Союза ССР). Международные договоры Российской Федерации имеют приоритет перед ее гражданским законодательством. В случае, когда такой международный договор предусматривает иные правила, нежели национальное гражданское законодательство, применению подлежат правила этого договора ( ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, абз. 2 п. 2 ст. 7 ГК). Сказанное относится и к двусторонним международным договорам РФ, содержащим гражданско-правовые нормы (например, к договорам о взаимной защите иностранных инвестиций).

Международные договоры РФ, не будучи актами национального законодательства, не входят и в состав гражданского законодательства РФ. Однако они могут содержать частноправовые по своей юридической природе нормы и, являясь частью правовой системы РФ ( п. 1 ст. 7 ГК), составляют особый, самостоятельный вид (группу) источников ее национального гражданского права.

При этом международные договоры применяются к гражданским правоотношениям либо непосредственно, либо путем издания для их применения внутригосударственных актов, когда такой путь прямо предусмотрен самим договором. Например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Венская конвенция) подлежит непосредственному применению в качестве российского права (однако не к взаимоотношениям российских субъектов, а к тем ситуациям, на которые она распространяется в соответствии со своей сферой действия, обозначенной в ее ст. 1 , т.е. к тем случаям, когда к договорам международной купли-продажи подлежит применению российское право).

Женевская Вексельная конвенция N 358 от 7 июня 1930 г., в которой Российская Федерация участвует в качестве правопреемника Союза ССР, предусматривает принятие ее участниками национального законодательного акта, воспроизводящего текст утвержденного этой конвенцией Единообразного закона о переводном и простом векселях. Во исполнение этого правила Союз ССР в 1937 г. принял специальное Положение о переводном и простом векселе, имеющее силу закона и действующее в настоящее время на территории РФ *(67) . Названное положение имеет уже не международно-правовую, а внутригосударственную природу, будучи актом национального гражданского законодательства, и потому лишается приоритета, свойственного международным договорам РФ.

Что касается общепризнанных принципов и норм международного права, то они, как и общие принципы гражданского права, определяют содержание и применение соответствующих гражданско-правовых норм. Примером может служить принцип запрета ухудшения правового положения (дискриминации) иностранных граждан или юридических лиц по сравнению с национальными субъектами права.

Система нормативных актов гражданского права

Гражданско-правовые нормативные акты, традиционно охватываемые понятием гражданского законодательства, составляют определенную систему, построенную по иерархическому принципу. Содержание этой системы предопределено нормами Конституции, которая имеет высшую юридическую силу в отношении любых законов и других нормативных актов (и возглавляет всю систему действующего законодательства).

Прежде всего необходимо отметить, что в состав этой системы теперь могут входить лишь акты федеральных государственных органов, поскольку в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 ГК гражданское законодательство составляет предмет исключительной федеральной компетенции. Никакие акты, содержащие нормы гражданского права, не вправе принимать ни органы субъектов Федерации, ни иные государственные органы или органы местного самоуправления.

Вместе с тем следует учитывать, что нормы гражданского права могут содержаться и в актах некоторых других отраслей законодательства, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов ( п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). К их числу относится, например, жилищное законодательство, которое состоит из комплексных нормативных актов, содержащих нормы как гражданского, так и административного права (таков, в частности, Жилищный кодекс ). Указанные акты могут, следовательно, приниматься и субъектами Федерации, но не могут противоречить нормам федеральных законов ( ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).

Нормы гражданского права содержатся не только в законах, но и в указах Президента, постановлениях Правительства РФ, в ряде случаев в актах министерств, федеральных органов исполнительной власти.

Согласно ст.3 ГК РФ нормы гражданского права содержатся в Указах Президента РФ и не должны противоречить закону. Это единственное требование к Указам президента как источникам гражданского права.

Постановления Правительства, содержащие нормы гражданского права должны соответствовать закону, Указам Президента и приниматься на основании закона.

Акты министерств содержащие нормы гражданского права должны соответствовать закону, Указам президента и приниматься на основании и по поручению Правительства РФ.

Центральным, стержневым актом гражданского законодательства России является Гражданский кодекс.

Формально ГК, как, и все другие кодексы, является обычным федеральным законом. От других законов он отличается не своей юридической силой, а своим содержанием, которое придает ему системообразующее значение для гражданского законодательства. Оно заключается в том, что,

во-первых, кодекс в систематизированном виде содержит все основополагающие правила гражданского права;

во-вторых, именно в нем предусмотрено принятие ряда конкретизирующих его правила федеральных законов (большая часть из которых уже принята, причем именно в развитие правил ГК), т.е. система гражданского законодательства.

Новый Гражданский кодекс принимался частями.

Первая часть Кодекса была принята Государственной Думой РФ 21 октября 1994 г. и введена в действие с 1 января 1995 г. (за исключением гл. 4 «Юридические лица», вступившей в силу со дня официального опубликования части первой ГК РФ — 8 декабря 1994 г., а также гл. 17 , посвященной вещным правам на земельные участки, правила которой вступили в силу одновременно с введением в действие нового Земельного кодекса ). В своих трех разделах она охватывает общие положения (Общую часть) гражданского права ( раздел I ), Вещное право ( раздел II ) и Общую часть обязательственного права ( раздел III ).

Вторая часть Кодекса принята Государственной Думой РФ 22 декабря 1995 г. и введена в действие с 1 марта 1996 г. Она включает один, но самый большой по объему раздел IV , посвященный отдельным видам обязательств (договорных и внедоговорных).

Третья часть Кодекса принята Государственной Думой РФ 1 ноября 2001 г. и введена в действие с 1 марта 2002 г. Она содержит два раздела, посвященные наследственному праву ( раздел V ) и международному частному праву ( раздел VI ). С момента введения в действие третьей части ГК РФ, т.е. с 1 марта 2002 г., полностью утратили силу сохранявшие действие отдельные разделы Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. и ГК РСФСР 1964 г.

Четвертая часть ГК РФ принята Государственной Думой 24 ноября 2006 года, и одобрена Советом Федерации 08 декабря 2006г. и введена в действие с 01 января 2008 года. Данная часть регулирует отношения авторских и патентных прав.

Гражданский кодекс РФ является третьим по счету в российской истории. Первый Гражданский кодекс был принят в 1922 г. в период нэпа и знаменовал собой признание новой властью имущественного (товарно-денежного) оборота. Он учитывал многие положения дореволюционного проекта Гражданского уложения, хотя, разумеется, прежде всего закреплял экономические основы нового строя. В 1961-1964 гг. была осуществлена вторая кодификация гражданского законодательства. Она выразилась в принятии общесоюзных Основ гражданского законодательства 1961 г. и в разработанных на их базе республиканских гражданских кодексах ( ГК РСФСР был принят одним из последних, в 1964 г.). Эта кодификация в полной мере отражала характер государствленной, плановой экономики и другие особенности тогдашнего общественного строя.

Переход к рыночной организации отечественной экономики потребовал и реформирования ее законодательного оформления. Первым глубоко проработанным актом нового, «рыночного» законодательства, в едином комплексе охватившим весь предмет гражданско-правового регулирования , стали Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. В связи с распадом Союза ССР они формально не вступили в действие, но были специально ратифицированы Российской Федерацией в 1992 г. и действовали в части, не противоречащей новым российским законам. Основную же роль в реформировании имущественных отношений в России должны были сыграть ее собственные законы и президентские указы. К сожалению, они нередко содержали взаимные (и даже внутренние) противоречия и, как правило, отличались весьма низким уровнем юридической проработки. Созданный ими беспорядок в организации имущественного оборота сделал особенно насущной задачу новой гражданско-правовой кодификации, которая и была решена принятием нового Гражданского кодекса.

Общепризнано, что содержание ГК РФ отличается достаточно высоким современным уровнем, о чем свидетельствует как сложившаяся практика его применения, так и небольшое число внесенных в него изменений.

Иные федеральные законы (гражданское законодательство)

Предмет гражданского права составляют столь многообразные и сложные отношения, что все они с необходимой мерой детализации не могут быть урегулированы даже таким крупным, объемным законом, как Гражданский кодекс. Для этого необходимы многие другие законы, развивающие и конкретизирующие его правила и институты. Новый ГК прямо предусмотрел в ряде своих норм необходимость принятия нескольких десятков таких законодательных актов, закрепив тем самым основную структуру всей отрасли гражданского законодательства. Основная часть из этих законов уже принята. Следует иметь в виду, что при наличии прямого указания в ГК иной федеральный закон может урегулировать соответствующее отношение иначе, чем предусмотрено Кодексом.

Кодекс существенно повысил роль закона в регулировании имущественных отношений, установив в своих нормах прямые отсылки к конкретным законам. Тем самым:

— исключено регулирование соответствующих отношений подзаконными актами;

— существенно расширена сфера прямой законодательной регламентации;

— предусмотрено создание системы согласованных конкретных законов, опирающихся на единую законодательную базу.

По мере реализации этих положений гражданское законодательство приобретает все более отчетливые черты единой кодифицированной системы.

Отдельные нормы гражданского права нередко содержатся также в многочисленных федеральных законах публично-правового характера, не входящих в систему актов гражданского законодательства, но в той или иной мере регулирующих имущественные отношения, входящие в сферу гражданского (частного) права. К сожалению, именно здесь противоречия с общими положениями ГК встречаются наиболее часто.

До принятия новых законов, предусмотренных нормами ГК, на российской территории продолжают действовать ранее принятые нормативные акты, имеющие силу законов в соответствии с действовавшим в момент их принятия законодательством. Прежде всего, к ним относятся соответствующие акты, принятые высшими органами государственной (законодательной) власти Российской Федерации в период с 12 июня 1990 г. (провозглашение суверенитета РФ) до 1 января 1995 г. ( вступление в силу части первой ГК РФ). Так, сохраняет силу принятый в 1992 г. Закон РФ «О залоге», но лишь в части, не противоречащей нормам ГК о залоге (в частности, действуют некоторые его положения о залоге прав). В основном же речь идет о нормативных актах (постановлениях) бывшего Верховного Совета РСФСР, а затем — Верховного Совета Российской Федерации, а также о нормативных указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, принятых в пределах полномочий, данных правительству в законе либо в президентском указе, тогда нередко имевшем силу закона.

Иные правовые акты

Входящие в эту группу нормативные акты имеют подзаконный характер. Тем не менее, при наличии прямого указания в ГК (или в ином федеральном законе) соответствующее отношение может быть урегулировано ими иначе, чем это предусмотрено в правилах Кодекса или другого закона.

Наибольшей юридической силой среди подзаконных нормативных актов обладают указы Президента РФ. В сфере, прямо не урегулированной нормами закона, правила указов у нас по сути имеют такое же значение, что и закон, разумеется, если они не содержат прямых противоречий ему (ср. п. 3 ст. 3 ГК).

Многие указы Президента РФ по вопросам экономического развития содержат гражданско-правовые нормы. Президентские указы гражданско-правового характера входят в общую систему нормативных актов гражданского права.

Те из них, которые были изданы до принятия ГК или предусмотренных им законов и содержат противоречащие им правила, теперь могут применяться лишь в части, соответствующей предписаниям Кодекса. Президентские указы, изданные по вопросам, которые согласно ГК могут теперь регулироваться только законами, сохраняют действие до принятия соответствующих законов.

Постановления Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права, должны не только соответствовать ГК, другим федеральным законам и президентским указам, но и могут теперь приниматься лишь «на основании и во исполнение» перечисленных актов более высокой силы ( п. 4 ст. 3 ГК). При несоблюдении этого ограничения они не подлежат применению ( п. 5 ст. 3 ГК). Речь при этом идет лишь о тех правительственных постановлениях, которые имеют гражданско-правовое значение.

Нормативные правовые акты
федеральных органов исполнительной власти

Нормативные акты федеральных министерств и ведомств в сфере гражданского права формально обладают наименьшей юридической силой. Более того, само их принятие здесь обусловлено наличием прямого указания на такую возможность в акте более высокого уровня — законе либо президентском указе или правительственном постановлении ( п. 7 ст. 3 ГК), одновременно определяющем и пределы ведомственного нормотворчества. Это связано с постоянными, не прекращающимися попытками отдельных министерств и ведомств исказить в принимаемых ими правилах содержание закона в угоду ведомственным интересам.

Поэтому все ведомственные нормативные акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, устанавливающие правовой статус организаций, а также акты межведомственного характера подлежат обязательной государственной регистрации в Федеральной регистрационной службе Министерства юстиции РФ и последующему официальному опубликованию в «Российской газете» и «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». Акты, не прошедшие государственную регистрацию либо не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут регулировать соответствующие отношения; на них также нельзя ссылаться при разрешении споров. Неслучайными были попытки отдельных ведомств, например, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (в настоящее время — Федеральная служба по финансовым рынкам), вывести свои нормативные акты, нередко противоречившие закону, из-под действия названных правил.

Кроме того, ведомственные нормативные акты могут теперь издаваться только в форме постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений, но не в виде писем и телеграмм.

Наконец, законом предусмотрена обязанность возмещения убытков, причиненных гражданам или юридическим лицам в результате издания ведомственного акта, не соответствующего закону или иному правовому акту ( ст. 16 ГК). Все эти меры призваны содействовать установлению должного порядка в ведомственном нормотворчестве.