Сайт опекуны

Опекуны стали чаще отказываться от детей

Очередное заседание Экспертного совета при Уполномоченном по правам ребенка в Санкт-Петербурге было посвящено существенному увеличению количества отказов от опекаемых детей. По данным Комитета по образованию, за последний год количество расторгнутых договоров с приемными и опекунскими семьями возросло почти вдвое. Если за периоды 2009-2010 и 2010-2011 годов отказались от 30 и 34 опекаемых детей соответственно, то в 2011-2012 учебном году эта цифра составила 58. Все специалисты сходятся во мнении, что такая динамика крайне тревожна. Светлана Агапитова пригласила обсудить эту проблему представителей профильных комитетов, органов опеки, общественных организаций, Центров социальной помощи семье и детям, психолого-педагогических и медико-социальных центров.

Комитет по образованию анализировал причины отказов и категорию детей, возвращенных в сиротские учреждения. Ведущий специалист отдела образовательных учреждений Комитета по образованию Светлана Жукаускиене сообщила, что в основном, это подростки 14-17 лет без врожденных отклонений в развитии. Из приемных семей они возвращаются в детские дома со стойким набором выработанных негативных качеств: педагогическая запущенность, склонность к бродяжничеству, нежелание учиться, алкогольная или наркотическая зависимость и т.д. У многих имеется условная судимость. Ранняя беременность девочек-подростков, также нередко служит побуждающим мотивом для расторжения договора опекунскими или приемными семьями. Возвращенные дети, как правило, озлоблены, разочарованы и нуждаются в специальной помощи. Шансов у таких детей снова попасть в семью практически нет, да они и сами не хотят вновь становиться игрушкой в руках взрослых людей.

Среди основных причин, приведших приемных родителей к отказу, специалисты называют отсутствие системы сопровождения таких семей и плохую подготовку людей, решившихся воспитывать чужого ребенка. Большую тревогу вызывают опекуны-родственники: бабушка берет внука или внучку в возрасте 3-5 лет, после того как отца и мать лишают родительских прав, а через некоторое время, когда у ребенка начинается подростковый возраст, не может справиться с ребенком. Ведь возраст бабушек к тому времени уже ближе к семидесяти, найти общий язык с современным подростком им сложно, да и здоровье часто подводит.

Представители городского Центра помощи семье и детям, осуществляющие подготовку будущих опекунов, сообщили, что в связи с новыми изменениями в Семейный кодекс РФ, которые вступят в силу с сентября 2012 года, обучение родственников ребенка вообще отменят. Таким образом, о качестве их подготовки не будет и речи.

В то же время подготовкой других кандидатов будет заниматься не один лишь Центр помощи семье и детям, но и общественные организации, например, «Родительский мост». Договор с ними уже заключают некоторые органы опеки.

Ирина Шереметьева, начальник отдела по взаимодействию с органами местного самоуправления Комитета по социальной политике пояснила правовые аспекты этих проблем. Уже 3-й вариант проекта местного закона «О сопровождении» не пропускает Юридический комитет Смольного, как несоответствующий федеральным нормам. Пока сопровождение у нас только по желанию. Если специалист при первой же встрече не нашел контакт с приемным родителем, он может отказаться от его услуг, остаться без сопровождения, но это не значит, что помощь ему не нужна. Однако это можно предусмотреть в условиях договора с приемными родителями. Многим органам опеки методом убеждения и примером других семей удается повысить степень ответственности приемных родителей, и они осознанно и целенаправленно получают необходимую им поддержку и помощь. А без желания направить на обязательное сопровождение никто не сможет.

Отказывать же родственнику в его притязаниях на опеку, также не позволяет закон.

Однако, когда начался обмен мнениями, сотрудники органов опеки и попечительства МО «Пулковский меридиан», «Московская застава», «Большая охта» категорически не согласились с этой позицией. По их мнению, бывают ситуации, когда не только можно, но и нужно отказывать, вплоть до судебных разбирательств. В качестве примера был приведен случай, когда оформить опеку пыталась бабушка, проживавшая в одной квартире с пьющей матерью, только что лишенной родительских прав. То есть ребенок, изъятый из асоциальной среды, угрожавшей его жизни, попал бы туда снова. Специалисты считают, что орган опеки должен разъяснять бабушкам и дедушкам, что они могут не терять связи с внуками, если их воспитание им не по силам. Также нужно работать с приемными родителями, чтобы они способствовали сохранению отношений с родственниками.

В отношении системы сопровождения Павел Петрушенко, председатель РОО «Общество защиты детей» привел пример Украины. Там совместили механизм контроля и помощи приемным семьям. В течение первого года опекаемые дети посещают специальные дневные центры в обязательном порядке, а потом – по желанию. Это и родителей разгружает, и позволяет быть в курсе ситуации в семье.

Кроме того, Павел Петрушенко уточнил, что очень важно понимать первопричины возникновения проблем у опекунов. Одно дело, когда бабушка не может справляться с подростком в силу возраста и здоровья, и совсем другое, когда вполне активный и мотивированный родитель столкнулся со сложным поведением ребенка и нуждается в поддержке специалистов.

Президент ОО «Петербургские родители» Лада Уварова, приведя в пример собственный опыт, отдельно отметила нехватку профессионально подготовленных кадров, способных работать с трудными детьми.

Отсутствие специалистов сказывается и на обстановке в сиротских учреждениях, куда после вторичного отказа попадают подростки. Разочарованность, озлобленность, неуправляемость, которую они приносят с собой, дестабилизируют атмосферу в детских домах, особенно если таких ребят собирается много. В этом на собственном опыте убедились директора детских домов № 26, 27, 167, присутствовавшие на заседании.

Директора психолого-педагогических и медико-социальных районных центров предложили свою помощь. Работу с такими подростками они готовы проводить как в Центре, так и в детском доме.

Обсудили и такую важную составляющую социальной работы, как доверие. Ведь очевидно, что без него никакое сопровождение эффективно работать не сможет. Однако, большинство граждан настороженно относятся к госструктурам. Изменить это можно взаимодействуя с общественными организациями, работающими по установленным стандартам, а также повышая качество работы государственных служб.

«Ясно, что решить проблему такого уровня, собравшись один раз, невозможно, — подвела итог Светлана Агапитова. – Тем более, что вопросы опеки, сопровождения, стандартов и т.д., постоянно упираются в федеральное законодательство. Но это не значит, что нужно ждать, пока все само собой образуется. Нам всем есть о чем подумать, и это не последняя встреча.

Пока вся положительная практика держится на частном энтузиазме. Но надо стремиться, чтобы этот полезный опыт закреплялся в законодательстве и становился нормой, а не исключениями. Система должна работать вне зависимости от желания или нежелания каждого конкретного исполнителя. Но это перспективы.

Если говорить о ситуации нынешнего дня, то есть возможности многое отрегулировать отдельными договорами. И тут очень важен обмен опытом. Сегодня мы слышали много прогрессивных примеров сотрудничества органов опеки, детских домов, государственных центров помощи, общественных организаций. Это не системное решение проблем, но уже изменение ситуации. Кроме того, обобщая подобную практику, мы получим материал для совершенствования законодательства.

Особое внимание мы должны уделить тем ребятам, которые уже стали жертвами отказов. Нужно проанализировать каждый из этих случаев, попытаться найти выход. Мы должны использовать любую возможность помочь этим детям».

Информация для опекунов и попечителей

Какие денежные средства выплачиваются опекуну или попечителю?

На содержание детей, находящихся под опекой или попечительством установлена выплата денежных средств. Размер денежной выплаты устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) (питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, хозяйственного инвентаря, книг, предметов личной гигиены, проезд на городском, пригородном, в сельской местности — на внутрирайонном транспорте и другие расходы) в размере не ниже прожиточного минимума с применением районного коэффициента к заработной плате, установленного федеральным законодательством.

При установлении опеки выплачивается единовременное пособие в размере с применением районного коэффициента и индексации. В случае передачи на воспитание в семью двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка. (Статьи 12.1., 12.2. Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»). Кроме того, предусмотрена единовременная выплата детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, награжденным при окончании общеобразовательного учреждения золотой или серебряной медалями «За особые успехи в учении».

На всех ли детей, находящихся под опекой, производятся выплаты?

Нет, не на всех. Не назначаются и не выплачиваются денежные средства на тех подопечных, родители которых могут лично осуществлять воспитание и содержание своих детей, но добровольно передают их под опеку (попечительство) другим лицам (находятся в длительных служебных командировках, проживают раздельно с детьми, но имеют условия для их содержания и воспитания и т.п.).

Также не назначаются и не выплачиваются денежные средства на подопечных детей, которые находятся на полном государственном обеспечении в образовательных учреждениях всех типов и видов, независимо от их ведомственной принадлежности (п. 3 Положения Минобразования РФ от 19.08.99 г. № 199).

До достижения какого возраста подопечным выплачиваются денежные средства опекуну?

Денежные средства на подопечного выплачиваются опекуну до достижения подопечным 18-летнего возраста, включая месяц его рождения (п. 8 Положения Министерства образования РФ от 19.08.01 № 199).

Какие документы необходимо предоставить для получения денежных средств на ребенка?

Для оформления денежных пособий:

· для ребенка старше 16 лет — справку об обучении в образовательном учреждении (в дальнейшем эту справку необходимо будет предоставлять два раза в учебный год — с 1 по 15 октября и с 1 по 15 марта);

· для детей в возрасте от 16 до 18 лет, не обучающихся и не трудоустроенных по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения), отсутствия рабочих мест или иных оснований, попечитель ежеквартально представляет в орган опеки и попечительства соответствующие документы, подтверждающие наличие этих оснований.

Необходимо ли предоставлять опекуну или попечителю отчет о расходовании денежных средств, принадлежащих подопечному ребенку?

С введением в действие Федерального закона от 24 апреля 2008 года №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» предусмотрено предоставление в органы опеки и попечительства отчета опекуна (попечителя). Опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов).

Отчет опекуна или попечителя должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного. В отчете опекуна или попечителя также должны быть указаны даты получения сумм со счета подопечного и даты произведенных за счет этих сумм затрат для нужд подопечного.

Имеет ли право опекун использовать средства ребенка по своему усмотрению, на собственные нужды?

Денежные средства, выплачиваемые на подопечного ребенка, расходуются опекуном (попечителем) исключительно на нужды ребенка в соответствии с п. 1 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации. Эти средства расходуются на содержание ребенка, приобретение одежды, обуви, на получение образования. Опекун или попечитель не имеет право использовать денежные средства подопечного ребенка на собственные нужды.

В каких случаях прекращается выплата денежных средств опекуну (попечителю)?

Выплата денежных средств прекращается в случае:

· достижения подопечным совершеннолетия:

· передачи ребенка на воспитание в приемную семью;

· устройства подопечного на полное государственное обеспечение в воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в другие аналогичные учреждения;

· вступления подопечного в брак;

· объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);

· освобождения, отстранения опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей (ч. 4, п. 8 Положения Министерства образования РФ от 19.08.01 № 199).

Важная информация

ДЕТСКИЙ ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ (Помощь анонимная и бесплатная): 8-800-200-0122

Газета Ловозерская правда

Пресс-релизы межрайонной ИФНС России № 5 по Мурманской области.

Антинаркотическая комиссиия Ловозерского района

Опека и попечительство

Самой распространенной формой устройства ребенка на воспитание в семью остается опека и попечительство. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над несовершеннолетними от 14 до 18 лет.

В силу того, что опека и попечительство устанавливаются над детьми разных возрастов, опекун, в отличие от попечителя, имеет право и обязан совершать от имени подопечного сделки, за исключением тех, которые могут быть совершенны подопечным самостоятельно, и несет имущественную ответственность за вред, причиненный подопечным. Попечитель же, в отличие от опекуна, имеет право и обязан давать согласие на совершение подопечным сделок, которые подопечный не вправе совершать самостоятельно. Кроме того, есть еще несколько отличий правового характера, зафиксированных в Гражданском Кодексе РФ.

Опекунами (попечителями) детей, согласно ст. 146 Семейного кодекса РФ, Федерального закона от 24.04.2008 г. №48-ФЗ (ред. от 05.05.2014 г.) могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, лишенные родительских прав. При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя) , способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также желание самого ребенка.

Не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, страдающие заболеваниями, при наличии которых лицо не может принять ребенка под опеку (попечительство).

Поскольку опека и попечительство над несовершеннолетними детьми назначается с целью обеспечения их права на семейное воспитание, опекуны и попечители обязаны проживать с ребенком одной семьей . Исключение из этого правила предусмотрено только в отношении несовершеннолетних, достигших 16-летнего возраста,с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

Дети, находящиеся под опекой или попечительством, сохраняют право на общение со своими родителями и родственниками , и опекуны (попечители) не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими родственниками, за исключением случаев, если такое общение не отвечает интересам ребенка.

Для установления опеки или попечительства также необходимо согласие ребенка, если он достиг десятилетнего возраста.

Прекращение опеки происходит при достижении ребенком возраста 14 лет. При этом опека автоматически трансформируется в попечительство. Попечительство прекращается при достижении ребенком совершеннолетия, вступлении его в брак до 18 лет и в других случаях, например, в случае смерти опекуна или попечителя.

УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ

Интернет-проект Министерства образования и науки РФ
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

Как оформить опеку (попечительство) над несовершеннолетним

Шаг 1. Подготовка документов для получения заключение о возможности быть кандидатом в опекуны (попечители).

Заявление с просьбой дать заключение о возможности быть опекуном (попечителем) и прилагаемые к нему документы могут быть поданы гражданином в орган опеки и попечительства лично, либо с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», или регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций), или официального сайта органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», либо через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, с которыми у органа опеки и попечительства заключены соглашения о взаимодействии. По вопросам готовности субъекта Российской Федерации к предоставлению государственной услуги в электронном виде гражданам необходимо обращаться в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на которые возложены полномочия по опеке и попечительству над несовершеннолетними.

В случае личного обращения в орган опеки и попечительства по месту своего жительства граждане Российской Федерации, желающие стать опекунами (попечителями), при подаче заявления с просьбой дать заключение о возможности быть опекунами (попечителями) должны предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность, и предоставить следующие документы:

а) заявление с просьбой о назначении его опекуном;

б) справка с места работы лица, выразившего желание стать опекуном, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход указанного лица, или справка с места работы супруга (супруги) лица, выразившего желание стать опекуном, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход супруга (супруги);

в) выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства;

г) справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие имеющейся или имевшейся судимости, уголовного преследования (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, а также имеющейся неснятой или непогашенной судимости за тяжкие или особо тяжкие преступления;

д) медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

е) копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);

ж) письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на прием ребенка (детей) в семью;

и) копия свидетельства или иного документа о прохождении подготовки лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в порядке, установленном пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей, и лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено). Форма свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации утверждена приказом Минобрнауки России от 20 августа 2012 г. N 623.

л) копия пенсионного удостоверения, справка из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение (для лиц, основным источником доходов которых являются страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты).

В случае если гражданином не были представлены самостоятельно документы, предусмотренные подпунктами «в», «г» и «л», указанные документы запрашиваются органом опеки и попечительства в соответствующих уполномоченных органах посредством межведомственного информационного взаимодействия. Для направления запросов о предоставлении этих документов гражданин обязан предоставить в орган опеки и попечительства сведения, предоставление которых необходимо в соответствии с законодательством Российской Федерации для получения этих документов.

В случае если гражданином не были представлены копии документов, указанные в подпунктах «е», «и» и «л», орган опеки и попечительства изготавливает копии указанных документов самостоятельно (при наличии представленных гражданином оригиналов этих документов).

Документы, предусмотренные подпунктами «б» — «г» принимаются органом опеки и попечительства в течение года со дня их выдачи, документ, предусмотренный подпунктом «д», — в течение 6 месяцев со дня его выдачи.

В целях назначения опекуном ребенка гражданина, выразившего желание стать опекуном, или постановки его на учет орган опеки и попечительства в течение 3 дней со дня представления документов производит обследование условий его жизни, в ходе которого определяется отсутствие установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном.

При обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к воспитанию ребенка, отношения, сложившиеся между членами семьи заявителя. В случае представления документов с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций), официального сайта органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, с которыми у органа опеки и попечительства заключены соглашения о взаимодействии, гражданином представляются сотруднику органа опеки и попечительства оригиналы указанных документов. Отсутствие в органе опеки и попечительства оригиналов документов на момент вынесения решения о назначении опекуна (о возможности гражданина быть опекуном) является основанием для отказа в назначении опекуна (в выдаче заключения о возможности гражданина быть опекуном).

Результаты обследования и основанный на них вывод о возможности гражданина быть опекуном указываются в акте обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном (далее — акт обследования).

Акт обследования оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, подписывается проводившим проверку уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства и утверждается руководителем органа опеки и попечительства.

Акт обследования оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется (вручается) гражданину, выразившему желание стать опекуном, в течение 3 дней со дня утверждения акта, второй хранится в органе опеки и попечительства.

Акт обследования может быть оспорен гражданином, выразившим желание стать опекуном, в судебном порядке.

Орган опеки и попечительства в течение 10 дней со дня представления документов на основании указанных документов и акта обследования принимает решение о назначении опекуна (о возможности гражданина быть опекуном, которое является основанием для постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном) либо решение об отказе в назначении опекуна (о невозможности гражданина быть опекуном) с указанием причин отказа.

На основании заявления об осуществлении опеки на возмездной основе орган опеки и попечительства принимает решение о назначении опекуна, исполняющего свои обязанности возмездно, и заключает договор об осуществлении опеки в порядке, установленном Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423.

Решение органа опеки и попечительства о назначении опекуна или об отказе в назначении опекуна оформляется в форме акта, предусмотренного законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации, а о возможности или о невозможности гражданина быть опекуном — в форме заключения.

Акт о назначении опекуна или об отказе в назначении опекуна либо заключение о возможности или о невозможности гражданина быть опекуном направляется (вручается) органом опеки и попечительства заявителю в течение 3 дней со дня его подписания.

Вместе с актом о назначении опекуна (об отказе в назначении опекуна) или заключением о возможности (невозможности) гражданина быть опекуном заявителю возвращаются все представленные документы и разъясняется порядок обжалования соответствующего акта или заключения. Копии указанных документов хранятся в органе опеки и попечительства.

Заключение о возможности гражданина быть опекуном действительно в течение 2 лет со дня его выдачи и является основанием для обращения гражданина, выразившего желание стать опекуном, в установленном законом порядке в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Шаг 2. Подбор ребенка

Гражданин, выразивший желание стать опекуном и имеющий заключение о возможности быть усыновителем, выданное в порядке, установленном Правилами передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. N 275, в случае отсутствия у него обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, для решения вопроса о назначении его опекуном представляет в орган опеки и попечительства указанное заключение и документы, предусмотренные подпунктами «а» и «ж» пункта 4 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423.

Заключение о возможности гражданина быть опекуном (попечителем) является основанием для постановки его на учет в качестве кандидата в опекуны (попечители), после чего орган опеки и попечительства предоставляет гражданину информацию о ребенке (детях), который может быть передан под опеку (попечительство), и выдает направление для посещения ребенка (детей) по месту жительства (нахождения) ребенка (детей).

Заключение о возможности быть опекуном (попечителем) является основанием для обращения гражданина, выразившего желание стать опекуном, в установленном законом порядке в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (т.е. орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложены функции регионального оператора или Министерство образования и науки Российской Федерации). Контактная информация размещена в разделе «Куда идти усыновителю».

При этом специального направления на подбор ребенка, выданного органом опеки и попечительства по месту жительства кандидатов в опекуны (попечители), не требуется.

Основанием для получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в органе опеки и попечительства по месту жительства является заявление гражданина о своем желании принять ребенка на воспитание в свою семью.

Гражданин, выразивший желание стать опекуном и имеющий заключение о возможности быть опекуном, имеет право:

а) получить подробную информацию о ребенке и сведения о наличии у него родственников;

б) обратиться в медицинскую организацию для проведения независимого медицинского освидетельствования ребенка, передаваемого под опеку, с участием представителя учреждения, в котором находится ребенок, в порядке, утверждаемом Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

10(2). Гражданин, выразивший желание стать опекуном, обязан лично:

а) познакомиться с ребенком и установить с ним контакт;

б) ознакомиться с документами, хранящимися у органа опеки и попечительства в личном деле ребенка;

в) подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка.

Для получения документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из регионального банка данных о детях или федерального банка данных о детях гражданин предъявляет соответствующему оператору паспорт и представляет:

заявление гражданина о своем желании принять ребенка на воспитание в свою семью и с просьбой ознакомить с находящимися в государственном банке данных о детях сведениями о детях, соответствующих его пожеланиям

заполненную анкету гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью;

заключение органа опеки и попечительства о возможности гражданина быть опекуном (попечителем).

Соответствующий оператор рассматривает заявление и представленные документы в 10-дневный срок со дня их получения.

В случае несоответствия представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации соответствующий оператор возвращает гражданину документы с указанием письменно причин отказа в предоставлении запрашиваемой им информации о ребенке, оставшемся без попечения родителей.

При соответствии документов требованиям законодательства Российской Федерации соответствующий оператор предоставляет гражданину для ознакомления сведения о ребенке, информация о котором соответствует его пожеланиям.

При согласии гражданина взять под опеку (попечительство) предложенного ему ребенка, соответствующий оператор выдает ему направление на посещение этого ребенка.

Направление выдается на посещение одного ребенка и действительно в течение 10 дней с даты его выдачи. Срок действия направления может быть продлен соответствующим оператором при наличии оснований, препятствующих гражданину посетить ребенка в установленный срок (болезнь, служебная командировка и др.).

Сведения о ребенке, оставшемся без попечения родителей, на посещение которого выдано направление одному гражданину, не могут быть одновременно сообщены другому гражданину.

Гражданин обязан в установленный для посещения ребенка, оставшегося без попечения родителей, срок проинформировать в письменной форме соответствующего оператора о результатах посещения этого ребенка и принятом им решении.

Шаг 3. Установление опеки (попечительства)

Опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя.

Устройство ребенка под опеку или попечительство осуществляется с учетом его мнения. Назначение опекуна ребенку, достигшему возраста десяти лет, осуществляется с его согласия.

В том случае, если гражданин принял решение об оформлении опеки (попечительства) над ребенком, орган опеки и попечительства принимает акт о назначении опекуна (попечителя), который является основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным. В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя может быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя, определяемый периодом или указанием на наступление определенного события.

При устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства требуется принятие акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно.

При необоснованном уклонении органа опеки и попечительства, который принял акт о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно, от заключения договора об осуществлении опеки или попечительства опекун или попечитель вправе предъявить органу опеки и попечительства требования, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства права и обязанности опекуна или попечителя по представительству и защите прав и законных интересов ребенка возникают с момента принятия акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя. Право опекуна или попечителя на вознаграждение возникает с момента заключения этого договора.

Акт органа опеки и попечительства о назначении или об отказе в назначении опекуна или попечителя может быть оспорен заинтересованными лицами в судебном порядке.

Новости Минобрнауки

14.03.2018 г. Число детей-сирот в России сократилось на 15% в 2017 г. — до 50,2 тыс.

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось за 2017 г. до 50,2 тыс. человек. Об этом сообщается в материалах к заседанию коллегии Минобрнауки.

«По состоянию на 30 декабря 2017 г., в государственном банке данных находились сведения о 50,2 тыс. человек. В 2017 г. численность детей, состоящих на учете в государственном банке данных, сократилась на 15,1%», — говорится в документе.

Отмечается также, что всего в 2017 г. были устроены в семьи более 64 тыс. детей.

Кроме того, в документе говорится, что число записей в банке данных детей-сирот сократилось с 2005 г. в 3,7 раза за счет усыновления и различных форм семейного устройства детей.

21 Сентября 2018

В Москве прошел финал всероссийского конкурса «Созвездие»

17 Сентября 2018

В детских домах появятся пространства для развития творческого потенциала детей

13 Сентября 2018

Создание видеосюжетов о детях, оставшихся без попечения родителей, относящихся к категории трудноустраиваемых

13 Сентября 2018

Создание видеосюжетов детей, оставшихся без попечения родителей, в субъектах Российской Федерации, имеющих на учете в региональных банках данных сведения о более 1000 детей, оставшихся без попечения родителей

Информационно-консультационный портал Министерства образования и науки РФ.

2016 Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру . 2001 .

Смотреть что такое «Опекун» в других словарях:

Опекун — Опекун лицо, осуществляющее опеку. Почётный опекун гражданское почётное звание в Российской империи. Опекун (фильм, 1970) советский фильм. Опекун (фильм, 1990) американский фильм. Опекун (фильм, 1993) австралийский фильм… … Википедия

опекун — См … Словарь синонимов

ОПЕКУН — ОПЕКУН, опекуна, муж. (юр.). Лицо, которому вверена опека над кем нибудь. «По воле правительства став опекуном над здешним домом, я вас отпускаю.» Фонвизин. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ОПЕКУН — ОПЕКУН, а, муж. Лицо, к рому поручена опека (в 1 знач.) над кем н. | жен. опекунша, и. | прил. опекунский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

опекун — Хоккеист, который держится близко к противнику, чтобы помешать ему получить передачу или начать нападение. [Департамент лингвистических услуг Оргкомитета «Сочи 2014». Глоссарий терминов] EN cover Hockey player who stays close to an… … Справочник технического переводчика

ОПЕКУН — лицо, осуществляющее опеку. В соответствии со ст. 151 КоБС опекун может быть назначен только с его согласия. Опекун должен быть назначен не позднее месячного срока с момента, когда органам опеки и попечительства стало известно о необходимости… … Юридический словарь современного гражданского права

Опекун — см. в ст. Опека … Большая советская энциклопедия

Опекун — м. Лицо, которому поручена опека, попечение недееспособных; попечитель. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

опекун — опекун, опекуны, опекуна, опекунов, опекуну, опекунам, опекуна, опекунов, опекуном, опекунами, опекуне, опекунах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

ОПЕКУН — • Tutor, см. Tutela, Опека … Реальный словарь классических древностей

Социальная поддержка опекунов и попечителей

Содержание статьи:

Опека и попечительство в России

Не секрет, что многие потенциальные усыновители с большой осторожностью относятся к процессу усыновления, отдавая предпочтение новорождённым малышам, и с большой неохотой беря в дом детей старше 9-10 лет. В связи с возникающими в этом плане сложностями государством разработан и утвержден институт опекунства и попечительства, предусматривающий взятие ребенка на воспитание без придания ему статуса усыновленного.

Уважаемые посетители проекта «Семейный консультант»!

Сталкиваясь с проблемами по вопросам брака, развода, алиментов мы рекомендуем обратиться Вам к квалифицированным практикующим юристам по семейному праву:

  • Для Москвы и МО:

+7 499 938 42 19

+7 812 425 13 97

+7 800 350 14 83

Заявки и звонки принимаются круглосуточно и без выходных дней .

Спасибо, что посещаете наш ресурс «Семейный консультант».

Усыновители самостоятельно воспитывают ребенка, зарабатывают для этого деньги и практически не имеют льгот, поскольку ребенок считается их родным. Опекунам и попечителям на содержание ребенка выдается определенная сумма денег ежемесячно, что необходимо для покупки вещей, игрушек, школьных принадлежностей. Разница между попечителями и опекунами незначительна, но все же имеется. Так, опекунами считаются лица, взявшие обязательства заботиться о ребенке, в возрасте до 14 лет. Попечителями считаются граждане, призванные обеспечить домашний уют и приемлемые жизненные условия юридически дееспособным детям от 14 и до 18 лет.

Выдача детей сирот под опеку, либо попечительство регламентируется статьями с 1 по 32 ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве».

Требования, в отношении назначаемых попечителей и опекунов, имеются в Гражданском и Семейном кодексах РФ. Подавая заявление на опеку, заявитель должен быть готовым к тому, что органы опеки потребуют от него:

  1. Предоставить полную информацию о себе, своей семье, работе, финансовом и жилищном положении.
  2. Предоставить справку о несудимости.
  3. Пройти медицинскую комиссию.
  4. Предоставить справку об отсутствии психических, либо опасных заразных заболеваний.

В России опекун, либо попечитель, обязан не иметь связей с криминальным миром, не злоупотреблять наркотиками и спиртным, а также не иметь проблем с законом.

Лица, освобожденные от родительских обязанностей, вследствие уличения в жестокости, неправомерном поведении, растлении малолетних, брать под опеку детей права не имеют.

Оформление опеки продолжительная процедура, зависящая от скорости проверки всех, предоставленных потенциальным опекуном, либо попечителем документов. Но по ее завершении, опекунам и попечителям предоставляются следующие права:

  1. Право на защиту подопечного в любых гражданско-правовых отношениях. Опекун, так же как и родитель, несет ответственность за действия несовершеннолетнего.
  2. Опекун, либо попечитель имеет право совершать любые законные сделки от имени опекаемого, а также оказывать посильную помощь в совершении подобных сделок самим подопечным, если тот имеет на это право.
  3. Опекуны и попечители имеют право на определенного рода социальные и материальные льготы.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что наделение опекунов и попечителей вышеперечисленными правами налагает на них существенные обязанности по их исполнению, к примеру:

  • Согласно п. 4 ст. 15 ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве» органы опеки имеют право обязать лицо, являющееся опекуном, либо попечителем, не менять место жительства, вплоть до совершеннолетия опекаемого им ребенка. В данной статье также имеется указание на то, что на попечителя могут быть наложены ограничения в плане воспитания доверенного ему ребенка.
  • В п. 5 ст. 15 ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве» отмечается обязанность опекуна информировать органы опеки о положении дел у опекаемого им ребенка, в сроки, обговоренные в договоре о назначении опеки и попечительства. Также опекуны и попечители обязаны информировать сотрудников органов опеки о собственном незапланированном переезде. Подобная информация должна поступить к ответственным лицам не позже чем на следующий день после отъезда.
  • Обязанности опекунов не исчезают даже при временном отсутствии ребенка на постоянном месте проживания, что возможно в связи с его отъездом для прохождения обучения в другом городе, либо стране, а также нахождением в местах отбывания наказания.
  • Опекуны и попечители обязаны отчитываться обо всех, совершаемых ими крупных покупках, сделанных в счет средств, выделенных на ребенка.
  • Опекуны и попечители обязаны жить на одной жилплощади с опекаемыми.

Социальные льготы опекунам

Не зная о том, какие положены меры социальной поддержки опекунам и попечителям, можно попасть в неприятную ситуацию, потому рекомендуется внимательно ознакомиться с нижеизложенной информацией.

Опекуны, как лица, полностью отвечающие за ребенка, имеют право пользоваться определенными льготами в трудовой и налоговой сфере, а также льготами, положенными лицам, опекающим ребенка-инвалида.

Трудовые льготы

Граждане, оформившие опеку, либо ставшие попечителями, имеют право пользоваться следующего рода трудовыми льготами:

  • Отпуском. Отпуск предоставляется по требованию попечителя, либо опекуна на срок от 1 до 2 месяцев. В том случае, если попечительство оформлено одновременно над несколькими детьми срок отпуска может быть продлен;
  • Отпуском по болезни и уходу за ребенком. Опекун, либо попечитель вправе требовать от работодателя предоставления ему внеурочного отпуска, связанного с болезнью подопечного;
  • Декретный отпуск. Лица, взявшие опеку над малышами, имеют право уйти в обычный декретный отпуск с сохранением должности и заработной платы.

Налоговые льготы

Гражданам, оформившим опеку, либо ставшими попечителями уменьшается размер НДФЛ. Любые уплачиваемые, опекунами налоги в своей сумме значительно сокращаются.

Конкретные цифры снижения налоговой ставки зависят от региона и области проживания опекуна и опекаемого.

Льготы по уходу за ребенком-инвалидом

Лица, опекающие ребенка-инвалида вправе рассчитывать на:

  • сокращение размера коммунальных платежей (не менее 50%);
  • льготный проезд в общественном транспорте;
  • бесплатное медицинское и юридическое обслуживание;
  • получение бесплатной путевки на санаторное и курортное лечение.

Социальная поддержка опекунов и попечителей призвана стимулировать их к созданию лучших условий для развития и содержания ребенка. Она является постоянным явлением, наличие которой закреплено законом (Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ).

Пособия опекунам

Опекуны, то есть граждане, оформившие опеку над одним, или же несколькими детьми имеют право на получение следующих пособий:

  • Единовременного пособия. Данное пособие выдается сразу же после завершения процесса установления опеки. Размер пособия зависит от количества детей, а также испытываемых ими нужд. Искомая сумма не зависит от материального положения опекуна, поскольку эти деньги выдаются на ребенка, и ни в коем случае не могут рассматриваться в качестве заработной платы. Величина пособия напрямую связана со здоровьем ребенка, а также регионом его проживания. Опекуну также выдается его личное дополнительное пособие.
  • Ежемесячное пособие. Каждый ребенок в чем-либо нуждается – еде, игрушках, книгах и вещах, а поскольку опекун не является официальным родителем малыша, то и содержать его в счет собственных средств он не обязан, так как отвечает за воспитание и создание благоприятного микроклимата, способствующего развитию ума и интеллекта ребенка. Материальные же нужды опекаемого обязано удовлетворять государство. Выплата имеет фиксированный размер, который определен для каждого региона отдельно.
  • Городская денежная выплата. Опекунам помимо пособий положены также и ежемесячные выплаты из средств городского бюджета, которые они могут потратить на оплату проезда ребенка в общественном транспорте, посещение им парков развлечений.

Размер пособия опекунам несовершеннолетних детей в 2017 году колеблется между 8 и 10 тысячами рублей, причем указанная цифра зависит от здоровья ребенка, а также места его проживания.

Порядок оформления социальной помощи для опекунов

Для оформления социальной помощи опекуны обязаны обратиться в органы опеки и попечительства, выполнив следующие рекомендации:

  1. Для получения помощи, опекун обязан написать соответствующее заявление (посмотреть и скачать можно здесь: [образец заявления на предоставление мер социальной поддержки]) и передать его органам опеки;
  2. Одновременно, опекун обязан взять оригинал выписки из решения органа опеки и попечительства о назначении таковой над конкретным ребенком;
  3. К собранным документам необходимо добавить свидетельство о регистрации, а также выписку из постоянного места проживания опекуна и ребенка;
  4. По требованию органов опеки также понадобиться подтвердить факт отсутствия у ребенка законных родителей, к примеру, предоставив свидетельство о смерти последних, либо оригинал решения суда о лишении их родительских прав.

Единовременное пособие имеет срок давности, получить его в течение 6 месяцев после оформления опеки.

Положенная сумма, в размере, превышающем 8 тысяч рублей, выплачивается из средств Федерального бюджета.

Социальная помощь назначается только после заключения договора о взятии опеки над детьми. Ее размер зависит от количества детей, находящихся под опекой, а также имеются ли под опекой инвалиды 1 группы, на которых начисляются определенные дополнительные средства, либо недееспособные граждане.

Список документов

Для получения пособия необходимы:

  • заявление;
  • паспорт заявителя;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • оригинал выписки из договора об опеке, либо попечительстве;
  • справка с места постоянного проживания;
  • справка о составе семьи опекуна.

Заключение

В заключении стоит отметить, что права опекунов и попечителей, так же как и лиц ими опекаемых, находятся под охраной закона, что позволяет сделать краткие выводы по всему содержанию статьи:

  1. Опекун родителем не является, он воспитывает ребенка до 14 лет и получает деньги на его содержание.
  2. Попечитель также не является родителем, он обязан воспитывать детей от 14 до 18 лет, и помогать им встать на ноги, выбрав свой жизненный путь.
  3. Всем опекунам и попечителям положены субсидии и пособия за выполняемый ими труд, такие же субсидии и пособия начисляются на лиц, ими опекаемых.
  4. Пособия могут носить временный, либо постоянный характер.
  5. В отношении опекунов и попечителей применяются определенные ограничения по воспитанию детей.
  6. Обязанности опекунов и попечителей весьма обширны.

Список законов

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

Вас так же заинтересуют следующие статьи:

Остались вопросы?!

Задайте их практикующим юристам по семейным вопросам прямо сейчас:

  • Для Москвы и МО:

+7 499 938 42 19

+7 812 425 13 97

+7 800 350 14 83

Заявки и звонки принимаются круглосуточно и без выходных дней .