Система и устройство арбитражных судов

Содержание:

Арбитражный суд Амурской области

Арбитражный суд Амурской области вновь продлил срок конкурсного производства по делу о банкротстве ООО «Горизонт»

Приглашаем к участию в VI ежегодном мероприятии, посвящённому Европейскому дню гражданского правосудия

В рамках VI ежегодного мероприятия, посвящённого Европейскому дню гражданского правосудия, в Арбитражном суде Амурской области пройдет День открытых дверей

Структура арбитражной системы Российской Федерации

Организационно-структурная система арбитражных судов строится на четырех уровнях.

Первый уровень арбитражных судов

Второй уровень образуют арбитражные апелляционные суды. Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов определяется статьей 33.1 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Третий уровень образуют 10 арбитражных судов округов, каждый из которых работает в качестве кассационной инстанции по отношению к группе арбитражных судов, составляющих один судебный округ. Их состав определяется в статье 24 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации». В кассационной инстанции решения арбитражных судов проверяются с позиций правильности применения норм материального и процессуального права. Например, Арбитражный суд Московского округа осуществляет проверку вступивших в законную силу решений, вынесенных Арбитражным судом города Москвы и Арбитражным судом Московской области.

Четвертый уровень представляет Верховный Суд Российской Федерации.

В соответствии со статьей 126 Конституции Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Арбитражные суды округов
(арбитражные кассационные суды)

Арбитражные апелляционные суды

Волго-вятский судебный округ

Восточно-сибирский судебный округ

Дальневосточный судебный округ

Западно-сибирский судебный округ

Московский судебный округ

Поволжский судебный округ

Северо-западный судебный округ

Северо-кавказский судебный округ

Уральский судебный округ

Центральный судебный округ

Арбитражные суды субъектов РФ

Арбитражные суды республик РФ

Арбитражные суды краев и областей

Арбитражные суды городов федерального значения

Арбитражные суды автономной области и автономных округов

Система, устройство арбитражных судов в России. Статус судей арбитражных судов

Система арбитражных судов. Арбитражные суды в Российской Федерации составляют единую систему федеральных судов, определяемую ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (абз. 4 ч. 3 ст. 4) и ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Согласно этому Закону в России действует Высший Арбитражный Суд РФ, 10 федеральных арбитражных судов округов (суды кассационной инстанции), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Высший Арбитражный Суд РФ является судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 9 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»).

Он выступает в качестве вышестоящей судебной инстанции по отношению к федеральным арбитражным судам округов (арбитражных кассационных судов), арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов Российской Федерации.

Федеральный арбитражный суд округа (арбитражный кассационный суд) в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Он является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов Российской Федерации.

Арбитражный апелляционный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Арбитражный суд субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Под устройством любого арбитражного суда понимается его внутренняя структура. Так, Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе:

Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ;

Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ;

судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений (ст. 11 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»).

В составе Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.

Для подготовки и прохождения материалов судебных дел, изучения практики применения законодательства, разработки предложений по совершенствованию законодательства, выполнению иных функций арбитражных судов создается аппарат арбитражного суда, включающий отделы и другие подразделения.

Аппарат арбитражного суда организует прием лиц, участвующих в деле, принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов арбитражного суда, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату государственной пошлины, судебных расходов и арбитражных штрафов, подлежащих внесению на депозитный счет суда; содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях (ст. 45 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»).

Вопросы внутренней деятельности арбитражных судов Российской Федерации и взаимодействия между ними, а также их взаимоотношения с Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации, органами судейского сообщества регулируются Регламентом арбитражных судов Российской Федерации. Он в новой редакции принят Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 12 от 30 декабря 2002 г. и введен в действие с 1 января 2003 г. .

Вестник ВАС РФ. 2003. N 3. С. 5 — 30; 2006. N 8. С. 86.

Статус судей. Судьи — члены арбитражного суда являются носителями судебной власти. Их статус, как и статус судей других судов, определяется Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» . Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией (ст. 2 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, внесенными ФЗ от 28 ноября 2001 г. , ст. 12 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»).

ВВС РСФСР. 1992. N 30. Ст. 1792.

Вестник ВАС РФ. 2002. N 2. С. 47 — 60.

Судья организует разрешение дел, способствуя достижению мирового соглашения между спорящими сторонами; участвует в рассмотрении жалоб (представлений) на решения арбитражных судов; изучает и обобщает практику применения законодательства арбитражными судами; подготавливает предложения по ее совершенствованию; разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства; осуществляет другие функции, возложенные на него законом.

При разрешении дел судья вправе требовать от государственных и иных органов, организаций, должностных лиц, граждан исполнения распоряжений, связанных с осуществлением возложенных на него законом обязанностей; запрашивать необходимую информацию от государственных и иных органов, организаций, в том числе научных учреждений и информационных центров, и от граждан.

Судьи при разрешении любых вопросов в заседаниях арбитражного суда пользуются равными правами и возможностями. Полномочия судьи не ограничены определенным сроком. Судью нельзя сменить или перевести на другую должность без его согласия. Он не имеет права высказывать публично где-либо свое мнение о рассматриваемом в суде деле до принятия судом решения по этому делу.

Судья арбитражного суда обязан точно исполнять требования законодательства и быть справедливым.

Работа судьи в иных организациях на условиях совместительства не допускается, за исключением педагогической и научно-исследовательской деятельности.

Судья не вправе заниматься предпринимательской деятельностью и иметь частную практику.

Все судьи Высшего Арбитражного Суда РФ независимы, подчиняются только закону, неприкосновенны. Их правовое положение определяется Законом «О статусе судей в РФ».

Состав арбитражных судов Российской Федерации.
Так, Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе: Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ; Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ; Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из.

Статус Судей арбитражных судов законодательно закреплен в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации», а сама система арбитражных судов финансируется из федерального бюджета.

Задачи и полномочия арбитражных судов осуществляют судьи арбитражных судов, назначенные на должность в установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционном законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» порядке.

Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные материалы

Система арбитражных судов в РФ. Полномочия каждого ее звена и их структурных подразделений

Являясь судебными органами хозяйственной юрисдикции, арбитражные суды наряду с КС и общими судами входят в судебную систему РФ и составляют ее федеральный уровень. В то же время арбитражные суды образуют самостоятельную и во многом самобытную, систему федеральных судов (ч. 3 ст. 4 ФКЗ «О судебной системе РФ»). Система федеральных арбитражных судов организационно и функционально независима от других федеральных судов (КС и общих судов).

По Закону 1991 г. существовала двухзвенная система арбитражных судов: ВАС; арбитражные суды субъектов РФ (областные, краевые, республик, входящих в состав РФ, автономных республик и областей). В 1995 г. система арбитражных судов была дополнена еще одним звеном, занимающим промежуточное положение между ВАС и арбитражными судами субъектов РФ — федеральные арбитражные суды округов.

С учетом изменений, внесенных ФКЗ от 4 июля 2003 г., система федеральных арбитражных судов пополнилась звеном апелляционных судов и в настоящее время представляет собой внутренне единую и определенным образом организованную совокупность арбитражных судов, состоящую из четырех звеньев: ВАС; федеральных арбитражных судов округов (кассационных арбитражных судов); апелляционных арбитражных судов; арбитражных судов субъектов РФ. Функционально такая система обеспечивает не только разрешение дела по существу, но и пересмотр состоявшихся судебных актов в апелляционном, кассационном и надзорном порядках.

Согласно «К» РФ и ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» от 28.04.1995 №1-ФКЗ арбитражные суды — это федеральные суды, образование и регулирование деятельности которых относится к ведению РФ (федеральному законодательству) и в компетенцию которых входит рассмотрение экономических споров, возникающих в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием юридических лиц, граждан — индивидуальных предпринимателей, а также РФ, субъекта РФ, государственных органов, органов МСУ и граждан в случаях, предусмотренных законом.

Соответственно, субъекты РФ не вправе создавать какие-либо судебные органы, рассматривающие экономические споры, отнесенные к подведомственности арбитражных судов.

Система арбитражных судов, их организационное построение, общая структура определяются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами «О судебной системе в РФ» и «Об арбитражных судах в РФ», в соответствии с которыми в настоящее время действует четырехуровневая система арбитражных судов :

1) арбитражные суды субъектов РФ (областей, республик, городов федерального значения — Москвы и С. -Петербурга), являющиеся судами первой инстанции;

2) 20 судов апелляционной инстанции , которые территориально расположены в рамках существующих 10 федеральных арбитражных (кассационных) округов — по 2 суда апелляционной инстанции на 1 федеральный арбитражный (кассационный) округ. Кроме того, при судах первой и апелляционной инстанций в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества рассматриваемых дел могут создаваться судебные присутствия, являющиеся обособленными подразделениями соответствующих судов;

3) 10 федеральных арбитражных судов округов , являющиеся судами кассационной инстанции;

4) Высший Арбитражный Суд РФ , являющийся судом первой инстанции по делам, определенным АПК и иными федеральными законами, и надзорной инстанции по отношению ко всем нижестоящим арбитражным судам (судам первой, апелляционной и кассационной инстанций) при проверке их судебных актов в порядке надзора.

Все арбитражные суды образуют единую систему, возглавляемую Высшим Арбитражным Судом РФ

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом в системе арбитражных судов по разрешению экономических споров и иных дел, подведомственным арбитражным судам, и высшей судебной инстанцией по отношению к арбитражным судам первой, апелляционной и кассационной инстанций, поскольку осуществляет в установленной АПК форме надзор за их деятельностью. Кроме того, Высший Арбитражный Суд РФ дает арбитражным судам разъяснения по вопросам судебной практики и единообразного применения законодательства на всей территории РФ

Федеральные арбитражные суды округов как суды кассационной инстанции предназначены для проверки законности вступивших в законную силу судебных актов судов апелляционной и первой инстанций. Всего образовано 10 федеральных округов, в состав которых входит несколько субъектов РФ. Суд округа осуществляет проверку в кассационном порядке судебных актов арбитражных судов субъектов РФ — судов первой инстанции и двух судов апелляционной инстанции, расположенных на территории данного федерального округа. Название федеральных арбитражных судов округов производится по наименованию округа, закрепленного законодательно (например, Федеральный арбитражный суд Московского округа, Федеральный арбитражный суд Центрального округа).

Арбитражные суды апелляционной инстанции являются судами по проверки законности и повторному рассмотрению не вступивших в законную силу судебных актов судов первой инстанции. Они осуществляют проверку и пересматривают в апелляционном порядке судебные акты арбитражных судов субъектов РФ — судов первой инстанции, перечень которых законодательно закреплен за каждым судом апелляционной инстанции. Территориально суды апелляционной инстанции расположены следующим образом: два апелляционных суда на один федеральный арбитражный (кассационный) округ. Каждый суд апелляционной инстанции имеет свой номер (например, 19-й суд апелляционной инстанции), наименований суды апелляционной инстанции не имеют.

Арбитражные суды субъектов РФ рассматривают по существу экономические споры, подведомственные арбитражным судам по первой инстанции, количество которых соответствует количеству субъектов РФ в соответствии с существующим государственным административно-территориальным устройством России.

Под составом любого арбитражного суда понимается его внутреннее устройство — структура.

Так, Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе:

  • Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
  • Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Для подготовки и прохождения материалов судебных дел, изучения практики применения законодательства, выполнения иных функций арбитражных судов создается аппарат арбитражного суда, включающий отделы и другие подразделения.

Федеральный арбитражный суд округа действует в составе:

  • Президиума;
  • Судебных коллегий по спорам, возникающим из гражданских и административных правоотношений.

Президиум окружного суда утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда, решает другие наиболее важные вопросы организации работы и судебной практики.

Примерно таким же образом определяется и внутренняя структура арбитражных судов субъектов РФ, с той лишь разницей, что в некоторых судах с небольшим количеством судей могут быть образованы только судебные составы из числа судей этого суда, т.е. без образования коллегий.

Каждый арбитражный суд состоит из председателя, его заместителей или заместителя, судей и работников аппарата суда.

Вопросы внутренней деятельности арбитражных судов и их взаимоотношений друг с другом, в том числе вопросы, связанные с образованием судебных коллегий и судебных составов, урегулированы в Регламенте арбитражных судов, утверждаемом постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ (последняя редакция Регламента утверждена постановлением Пленума ВАС РФ от 30 декабря 2002 г. N 12).

Согласно ст. 128 «К» РФ все судьи Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, а судьи других арбитражных судов — Президентом РФ в порядке, установленном Федеральным законом «О статусе судей в РФ».

Задачи арбитражных судов определяются целями судебной деятельности, в целом их можно разделить на две группы:

а) свойственные всем арбитражным судам;

б) возложенные только на Высший Арбитражный Суд РФ.

Общие задачи всех арбитражных судов закреплены в ст. 2 АПК:

1) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов МСУ, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;

2) обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

3) справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;

4) укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

5) формирование уважительного отношения к закону и суду;

6) содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

Кроме того, как вытекает из практики осуществления экономического правосудия, задачей арбитражных судов является также защита в равной степени как частных, так и публичных прав и интересов.

На Высший Арбитражный Суд РФ также возложены задачи:

  • изучать и обобщать практику применения законодательства арбитражными судами;
  • давать разъяснения по вопросам судебной практики;
  • подготавливать предложения по совершенствованию законодательства при реализации права законодательной инициативы;
  • вести судебную статистику и контролировать ее ведение в нижестоящих судах, осуществлять меры по обеспечению деятельности арбитражных судов в целом (в том числе, в вопросах материально-технического, кадрового обеспечения и др.).

Основная задача судопроизводства в арбитражных судах — это защита нарушенных или оспариваемых прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, которая реализуется в судебном решении.

Функции арбитражных судов следующие:

а) разрешение споров, возникающих в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, т.е. осуществление экономического правосудия;

б) предупреждение нарушений законодательства в экономической сфере;

в) сохранение правопорядка и обеспечение правовой стабильности.

Кроме общих функций Высший Арбитражный Суд РФ в лице своего высшего судебного органа — Пленума дает разъяснения арбитражным судам по вопросам применения законодательства в экономической сфере в целях его единообразного и правильного применения.

Устройство арбитражных судов

Система арбитражных судов состоит из четырех звеньев, по арбитражные суды нижнего звена создаются не в районах и городах, а только в субъектах федерации. То есть, например, иски ко всем организациям и предпринимателям, находящимся пли проживающим в Ярославле, должны предъявляться в Арбитражный суд Ярославской области.

Решения, принятые арбитражными судами субъектов федерации, пересматриваются создающимися в настоящее время тринадцатью апелляционными судами, каждый из которых курирует один или несколько

Следующим звеном арбитражных судов являются арбитражные суды округов.

Их всего десять. Каждый из них обслуживает несколько субъектов федерации. Например, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа проверяет законность решении, принятых арбитражными судами Владимирской, Ивановской, Кировской области, Республики Коми, Костромской области. Республики Марий Эл, Республики Мордовия, Нижегородской области. Чувашской Республики, Ярославской области, а Федеральный арбитражный суд Московского округа проверяет решения арбитражных судов Москвы и Московской области.

Систему арбитражных судов возглавляет Высший Арбитражиый Суд РФ, который состоит из Пленума, Президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений и судебной коллегии но рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношении.

Судебный и несудебный способы защиты прав

Мы вкратце познакомились с устройством административной и судебной систем России. Осталось только выяснить: какой путь зашиты права дает наилучший результат, а именно судебный пли иесудсбпый, т.е. административный? Куда обращаться, чтобы быстрее добиться результата: в суд или в административные органы?

Оба способа имеют своп недостатки и своп достоинства, но сразу же нужно сказать, что часто у пас вообще нет никакого выбора, так как суды рассматривают почти все дела, касающиеся прав граждан, а административные органы могут делать это только в случаях, которые прямо указаны в законодательстве.

Поэтому многие дела могут рассматриваться только судами. Например, никакой другой орган не решит спор между наследниками о том, кому из них перейдет имущество их умершего родственника. Никто. кроме суда, в том числе и Президент России, не может принять решение о взыскании с орпишзащш заработном платы, которую она не выплатила работнику.

Другие органы в этом случае могут советовать, рекомендовать или даже требовать это сделать, Рострудписпекппя может наложить штраф за нарушение трудового законодательства, но спять деньги со

счета организации или продать ее имущество и выплатить зарплату может только судебный исполнитель на основании решения суда.

Арбитражный процессуальный кодекс РФ
Бюджетный кодекс РФ
Водный кодекс РФ
Воздушный кодекс РФ
Градостроительный кодекс РФ
Гражданский кодекс РФ
Гражданский процессуальный кодекс РФ
Жилищный кодекс РФ
Земельный кодекс РФ
Кодекс внутреннего водного транспорта РФ
Кодекс врачебной этики
Кодекс об административных нарушениях
Кодекс профессиональной этики адвоката РФ
Кодекс этики аудиторов РФ
Конституция РФ
Лесной кодекс РФ
Налоговый кодекс РФ
Семейный кодекс РФ
Таможенный кодекс
Трудовой кодекс РФ
Уголовно-исполнительный кодекс РФ
Уголовно-процессуальный кодекс РФ
Уголовный кодекс РФ

Закон РФ «О защите прав потребителей»
Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах»
Закон РФ «Об образовании»
Закон РФ «Об обжаловании в суд»
Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей»
Закон РФ «О медицинском страховании граждан»
Закон РФ «О милиции»
Закон РФ «О потребительской кооперации»
Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ»
Закон РФ «О налогах на имущество физических лиц»
Закон РФ «О плате за землю»
ФЗ «О банках и банковской деятельности»
ФЗ «О бухгалтерском учете»
ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»
ФЗ «О ветеранах»
ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»
ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»
ФЗ «О землеустройстве»
ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
ФЗ «О некоммерческих организациях»
ФЗ «Об акционерных обществах» (АО)
Закон РФ «О беженцах»
Закон РФ «О безопасном обращении с пестицидами»
Закон РФ «О безопасности дорожного движения»
Закон РФ «О бюджете фонда социального страхования»
Закон РФ «О ведомственной охране»
Закон РФ «О ветеринарии»
Все законы РФ

Арбитражные суды в Российской Федерации: система, полномочия

Согласно Конституции РФ и Федеральному конституционному закону «Об арбитражных судах в Российской Федерации» арбитражные суды — это федеральные суды, образование и регулирование деятельности которых относится к ведению Российской Федерации (федеральному законодательству) и в компетенцию которых входит рассмотрение экономических споров, возникающих в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием юридических лиц, граждан — индивидуальных предпринимателей, а также Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления и граждан в случаях, предусмотренных законом.

Система арбитражных судов, их организационное построение, общая структура определяются Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами «О судебной системе в Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации», в соответствии с которыми в настоящее время действует четырехуровневая система арбитражных судов:

  1. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации (областей, республик, городов федерального значения — Москвы и С.-Петербурга), являющиеся судами первой инстанции.
  2. 20 судов апелляционной инстанции, которые территориально расположены в рамках существующих 10 федеральных арбитражных (кассационных) округов — по 2 суда апелляционной инстанции на 1 федеральный арбитражный (кассационный) округ. Кроме того, при судах первой и апелляционной инстанций в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества рассматриваемых дел могут создаваться судебные присутствия, являющиеся обособленными подразделениями соответствующих судов.
  3. 10 федеральных арбитражных судов округов, являющиеся судами кассационной инстанции.
  4. Высший Арбитражный Суд РФ, являющийся судом первой инстанции по делам, определенным АПК и иными федеральными законами, и надзорной инстанции по отношению ко всем нижестоящим арбитражным судам (судам первой, апелляционной и кассационной инстанций) при проверке их судебных актов в порядке надзора.

Все арбитражные суды образуют единую систему, возглавляемую Высшим Арбитражным Судом РФ.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом в системе арбитражных судов по разрешению экономических споров и иных дел, подведомственных арбитражным судам, и высшей судебной инстанцией по отношению к арбитражным судам первой, апелляционной и кассационной инстанций, поскольку осуществляет в установленной АПК форме надзор за их деятельностью. Кроме того, Высший Арбитражный Суд РФ дает арбитражным судам разъяснения по вопросам судебной практики и единообразного применения законодательства на всей территории Российской Федерации.

Федеральные арбитражные суды округов как суды кассационной инстанции предназначены для проверки законности вступивших в законную силу судебных актов судов апелляционной и первой инстанций. Всего образовано 10 федеральных округов, в состав которых входит несколько субъектов Российской Федерации. Суд округа осуществляет проверку в кассационном порядке судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации — судов первой инстанции и двух судов апелляционной инстанции, расположенных на территории данного федерального округа. Название федеральных арбитражных судов округов производится по наименованию округа, закрепленного законодательно (например, Федеральный арбитражный суд Московского округа, Федеральный арбитражный суд Центрального округа).

Арбитражные суды апелляционной инстанции являются судами по проверке законности и повторному рассмотрению не вступивших в законную силу судебных актов судов первой инстанции. Они осуществляют проверку и пересматривают в апелляционном порядке судебные акты арбитражных судов субъектов Российской Федерации — судов первой инстанции, перечень которых законодательно закреплен за каждым судом апелляционной инстанции. Территориально суды апелляционной инстанции расположены следующим образом: два апелляционных суда на один федеральный арбитражный (кассационный) округ. Каждый суд апелляционной инстанции имеет свой номер (например, 19-й суд апелляционной инстанции), наименований суды апелляционной инстанции не имеют.

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации рассматривают по существу экономические споры, подведомственные арбитражным судам по первой инстанции, количество которых соответствует количеству субъектов Российской Федерации в соответствии с существующим государственным административно-территориальным устройством России.

Под составом любого арбитражного суда понимается его внутреннее устройство — структура.

Так, Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ; Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ; Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Для подготовки и прохождения материалов судебных дел, изучения практики применения законодательства, выполнения иных функций арбитражных судов создается аппарат арбитражного суда, включающий отделы и другие подразделения.

Федеральный арбитражный суд округа действует в составе Президиума, судебных коллегий по спорам, возникающим из гражданских и административных правоотношений. Президиум окружного суда утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда, решает другие наиболее важные вопросы организации работы и судебной практики.

Примерно таким же образом определяется и внутренняя структура арбитражных судов субъектов Российской Федерации, с той лишь разницей, что в некоторых судах с небольшим количеством судей могут быть образованы только судебные составы из числа судей этого суда, то есть без образования коллегий.

Каждый арбитражный суд состоит из председателя, его заместителей или заместителя, судей и работников аппарата суда.

Вопросы внутренней деятельности арбитражных судов и их взаимоотношений друг с другом, в том числе вопросы, связанные с образованием судебных коллегий и судебных составов, урегулированы в Регламенте арбитражных судов, утверждаемом постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.

Согласно статье 128 Конституции РФ все судьи Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, а судьи других арбитражных судов — Президентом РФ в порядке, установленном Федеральным законом «О статусе судей в Российской Федерации».

Арбитражный суд. Судебная практика: Видео

Система и структура арбитражных судов в России

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ТЕКУЩЕМУ ЭКЗАМЕНУ ПО АРБИТРАЖНОМУ ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ ПРАВУ

для студентов всех институтов и факультетов УрГЮА

1. Система арбитражных судов в РФ: уровни (звенья) и их полномочия. Основные задачи арбитражных судов.

Система и структура арбитражных судов в России.

Арбитражные суды в РФ составляют единую систему федеральных судов, определяемую ФКЗ «О судебной системе РФ». Согласно этому Закону в РФ действует Высший Арбитражный Суд РФ, 10 федеральных арбитражных судов округов (суды кассационной инстанции), 20 арбитражных апелляционных судов, арбитражные суды субъектов РФ.

1) Высший Арбитражный Суд РФ является судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Он выступает в качестве вышестоящей судебной инстанции по отношению к федеральным арбитражным судам округов (арбитражных кассационных судов), арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектом РФ.

2) Федеральный арбитражный суд округа (арбитражный кассационный суд) в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Он является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов РФ.

3) Арбитражный апелляционный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

4) Арбитражный суд субъекта РФ в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Под устройством любого арбитражного суда понимается его внутренняя структура. Так, ВАС РФ действует в составе:

· Президиума ВАС РФ;

· судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

· судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

В составе ВАС РФ по решению Пленума ВАС РФ могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.

Для подготовки и прохождения материалов судебных дел, изучения практики применения законодательства, разработки предложений по совершенствованию законодательства, выполнению иных функций арбитражных судов создается аппарат арбитражного суда, включающий отделы и другие подразделения.

Аппарат арбитражного суда организует прием лиц, участвующих в деле, принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов арбитражного суда, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату государственной пошлины, судебных расходов и арбитражных штрафов, подлежащих внесению на депозитный счет суда; содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях.

Вопросы внутренней деятельности арбитражных судов РФ и взаимодействия между ними, а также их взаимоотношения с Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Министерством юстиции РФ, органами судейского сообщества регулируются Регламентом арбитражных судов РФ.