Содержание и структура соглашений

6. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА СОГЛАШЕНИЙ

6. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА СОГЛАШЕНИЙ

Ядром социального партнерства можно считать систему и механизмы договорного регулирования социально-трудовых отношений на всех уровнях власти и общества. Объективная необходимость заинтересованности работодателей и работников в установлении и развитии коллективно-договорной системы обусловлена ее функциями, важнейшими из которых являются:

защита интересов обеих сторон и обеспечение их сбалансированности;

налаживание трудовых отношений и их развитие в тесной связи с результатами экономической деятельности;

оперативное и своевременное разрешение возникающих противоречий.

Формами реализации социального партнерства являются соглашения на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ, городов и районов, а также заключенные в организациях коллективные договоры.

Согласно Трудовому кодексу РФ соглашение представляет собой правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенций.

В зависимости от сферы регулирования социально-трудовых отношений могут заключаться следующие соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров в рамках генерального соглашения создан постоянно действующий орган – Российская трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений. В промежутках между заседаниями работу комиссии обеспечивает координационный совет, которым руководит координатор трехсторонней комиссии, назначенный Указом Президента РФ. Аналогичные комиссии созданы во всех субъектах РФ.

На заседаниях комиссии регулярно рассматривается широкий круг вопросов регулирования социально-трудовой сферы. Предметом переговоров являются основные направления социально-экономической политики государства.

На федеральном уровне уже в течение ряда лет подписывается генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ. Так, Генеральное соглашение на 2005–2007 гг. является девятым за все годы становления системы социального партнерства в РФ результатом коллективных переговоров в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Генеральное соглашение является важным этапом в развитии социального диалога, который позволяет представителям трудящихся, работодателей и Правительства выработать согласованные позиции по основным принципам регулирования социальных отношений на федеральном уровне в соответствии с Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях».

В числе приоритетных целей стороны определили проведение социально-экономической политики, обеспечивающей право работников на достойный труд, повышение качества жизни работников и их семей, резкое сокращение масштабов бедности на основе повышения эффективности отечественной экономики, увеличения валового внутреннего продукта.

Большинство положений генерального соглашения отражает стоящие перед обществом проблемы, очерчивает пути их решения и направлено на достижение социального мира в обществе. Достигнуто согласие о принципах формирования эффективной бюджетной системы, тарифной политики, реформирования налоговой системы, снижения масштабов бедности, повышения качества рабочих мест, обеспечения защиты трудовых прав и охраны труда. В соглашении отражены намерения сторон по дальнейшему разделению социальной ответственности государства, работодателей и работников, по передаче в ходе административной реформы ряда государственных функций организациям, объединениям работодателей и профсоюзов.

Соглашение определяет согласованные позиции сторон по вопросам проведения социально-экономической политики, устанавливает совместные действия по реализации социально-трудовых отношений на отраслевом и региональном уровнях.

Рассмотрим более подробно содержание основных разделов генерального соглашения.

1. Экономическая политика. В данном разделе обозначено, что в предстоящий период политика государства должна быть ориентирована на инновационное обновление структуры российской экономики, создание условий, обеспечивающих повышение ее конкурентоспособности и динамичное развитие.

2. Заработная плата, доходы и уровень жизни населения. Предусмотрено объединить усилия в решении задач разработки и реализации комплекса мер, обеспечивающих повышение уровня реальной заработной платы работников в соответствии с количеством и качеством труда, ежегодное увеличение доли фонда оплаты труда в валовом внутреннем продукте, уменьшение масштабов бедности.

3. Развитие рынка труда и содействие занятости населения. Обозначено согласие на реализацию комплекса мер по повышению эффективности рынка труда, предотвращению негативных последствий реструктуризации отраслей экономики, повышению качества и созданию новых рабочих мест, сохранению и развитию кадрового потенциала организаций. Предусмотрены мероприятия по участию работодателей в организации профессиональной подготовки кадров, по совершенствованию механизма временной занятости подростков и молодежи, в том числе в структурах малого и среднего бизнеса.

4. Социальное страхование, социальная защита, отрасли социальной сферы. В целях создания условий для социальной защиты работающих граждан, реализации их права на достойную и обеспеченную жизнь предусмотрена реализация комплекса мер. Особое внимание уделено разработке концепции реформирования системы пенсионного страхования, повышению уровня пенсионного обеспечения граждан, реализации права работников на пенсионное обеспечение, охране материнства и детства, формированию системы государственных минимальных социальных стандартов. Предусмотрены также меры, обеспечивающие повышение доступности для граждан кредитных ресурсов в форме ипотечных, образовательных, потребительских кредитов и качества финансовых услуг.

5. Защита трудовых прав, охрана труда, промышленная и экологическая безопасность. Предусмотрены совместные мероприятия по разработке и принятию нормативных правовых актов с целью совершенствования механизма реализации норм Трудового кодекса РФ по вопросам безопасных условий и охраны труда, совершенствованию налоговой политики, повышению экономической заинтересованности работодателей в проведении мероприятий по охране труда и здоровья работников. Запланированы также меры по совершенствованию системы аттестации рабочих мест по условиям труда, формированию национального регистра профессиональных заболеваний, разработке основных направлений экологической политики на основе Экологической доктрины РФ.

6. Социально-экономические проблемы северных районов РФ. Генеральное соглашение предусматривает комплекс мер, направленных на сохранение производственного потенциала северных районов, развитие производительных сил районов Крайнего Севера, стимулирование инвестиционной деятельности и обеспечение социальных гарантий граждан.

7. Социальное партнерство и координация действий сторон соглашения. В данном разделе стороны согласились обеспечить дальнейшее развитие социального партнерства, повышение его эффективности, совершенствование нормативной и правовой базы, обеспечивающей функционирование и развитие социального партнерства. Предусмотрены меры по совершенствованию механизма распространения соглашений всех уровней на работодателей и работников, повышению ответственности работодателей за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, коллективных договоров и соглашений, решений комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

Исходя из необходимости более четкого разделения своей ответственности за формирование и проведение эффективной социально-экономической политики стороны обязались провести консультации и после заключения соглашения подписать дополнительный протокол о сферах социальной ответственности за реализацию соглашения каждой из сторон. Кроме того, каждая из сторон разрабатывает и представляет в Российскую трехстороннюю комиссию план мероприятий по реализации принятых обязательств с указанием конкретных сроков и ответственных за исполнение членов Российской трехсторонней комиссии.

Рабочие группы комиссии на основе представленной сторонами информации и анализа реализации соглашения регулярно два раза в год готовят информацию о ходе выполнения соглашения, вносят предложения о рассмотрении информации на заседаниях комиссии.

На федеральном уровне утверждаются не только основные направления социально-экономической политики, но и показатели (индикаторы) социального благополучия нации, системы социальных гарантий для всех слоев населения, меры по защите интересов субъектов трудовых отношений.

Генеральное соглашение и отраслевые тарифные соглашения по отраслям, организации которых финансируются из федерального бюджета, должны заключаться до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.

Генеральное соглашение служит основой для переговоров социальных партнеров на уровне субъектов РФ и отраслей. Важно обеспечение единой концептуальной направленности генерального соглашения, соглашений регионального и отраслевого уровней, коллективных договоров, заключаемых в организациях, в которых положения генерального соглашения конкретизируются и уточняются.

На уровне регионов необходимо заключать межрегиональные, отраслевые (межотраслевые), региональные и территориальные соглашения с участием органов местного самоуправления. Содержание этих соглашений во многом связано с генеральным соглашением, особенно в вопросах занятости, безработицы, профессионального обучения и переподготовки кадров.

В соответствии с заключенными в субъектах РФ соглашениями разрабатываются прогнозы основных направлений социально-экономического развития регионов, территорий и муниципальных образований, совершенствуется законодательная база для развития трудовых отношений, осуществляются мероприятия по привлечению внебюджетных источников финансирования инвестиционных проектов и социальных программ.

В последние годы большое внимание уделяется межрегиональным соглашениям, к которым все активнее подключаются социальные партнеры. В специальной литературе высказываются различные точки зрения на роль социальных партнеров в межрегиональном сотрудничестве. Наиболее рациональным представляется подход М. П. Бурова: «В процессе экономического взаимодействия регионов участие как государственных органов управления, так и общественных структур должно быть согласованным, с четким разграничением задач и функций, которые на них возлагаются» [10].

Содержание и структура региональных, межрегиональных, территориальных и отраслевых соглашений определяется по договоренности между представителями сторон, а порядок и сроки разработки проекта соглашения и его заключения определяются специальной комиссией. При этом срок действия соглашений не может превышать трех лет. Действие соглашений распространяется на всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, которые заключили соглашение. Соглашения открыты для присоединения к ним других участников. В тех случаях, когда на работников одновременно распространяются действия нескольких соглашений, приоритетом пользуются те соглашения, которые создают наиболее благоприятные условия для работников.

В отношении работодателей Трудовой кодекс РФ предусматривает более жесткие условия распространения на них соглашений, подписанных сторонами социального партнерства. В этом случае Федеральная служба по труду и занятости вправе предложить работодателям, которые не участвовали в заключении соглашения, присоединиться к нему. Работодатели в течение 30 дней после официального опубликования предложения о присоединении к соглашению (порядок опубликования соглашения определяется сторонами соглашения) должны представить в Федеральную службу согласие на присоединение к соглашению или мотивированный отказ.

Можно рекомендовать следующую структуру таких соглашений:

режим труда и отдыха;

условия и охрана труда;

развитие социального партнерства;

другие вопросы, определяемые сторонами.

Проект соглашения следует разрабатывать в ходе коллективных переговоров.

Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

Региональные и территориальные соглашения должны заключаться до внесения проектов соответствующих бюджетов в представительные органы субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Территориальные трехсторонние соглашения между объединениями работодателей, профсоюзов и администрациями районов определяют общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на территориальном уровне, способствуют развитию процесса заключения отраслевых территориальных соглашений, а также коллективных договоров в организациях всех форм собственности.

В регионах РФ складывается положительный опыт заключения территориальных соглашений. На схеме рис. 3 в качестве примера показана принципиальная структура трехстороннего соглашения между администрацией Истринского района Московской области, координационным советом профсоюзов района и объединением работодателей.

Рис. 3. Структура трехстороннего соглашения между администрацией района, координационным советом профсоюзов и объединением работодателей

Положительным примером регионального соглашения является опыт разработки и реализации трехстороннего соглашения между Правительством Москвы, объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей. Соглашением предусмотрен комплекс мер:

по созданию рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

расширению общественных работ, ярмарок вакансий и ученических мест;

обучению высвобождаемых работников;

квотированию рабочих мест для молодежи и инвалидов;

развитию системы профессионального образования и переподготовки кадров.

Зафиксированные в соглашении суммы бюджетных средств, направляемых на реализацию намеченных мероприятий, включаются в бюджет города, что является большим подспорьем для реализации активных программ содействия занятости населения.

В регионах РФ система социального партнерства предусматривает заключение соглашений (договоров) различного уровня. Например, в 2005–2006 гг. в Москве в целях координации совместных действий по организации общественных работ реализовывались договоры между городской службой занятости, управлением автомобильных дорог и Московским региональным отделением общероссийской общественной организации российского Красного Креста.

Управлением Федеральной государственной службы занятости по г. Москве реализуются соглашения:

с военным комиссариатом Москвы – о сотрудничестве по вопросам организации альтернативной гражданской службы и содействия занятости военнослужащих, уволенных с военной службы;

с отделом по делам миграции Управления внутренних дел г. Москвы – о сотрудничестве по обмену информацией по вопросам привлечения и использования иностранной рабочей силы;

с департаментом образования – о совместной деятельности по организации профессионального обучения и переподготовки безработных граждан;

с управлением федеральной службы занятости по Московской области – о координации совместных действий, направленных на содействие трудоустройству граждан.

Задача защиты интересов трудящихся, повышения качества рабочих мест и рабочей силы может быть успешно решена лишь при долгосрочном взаимодействии социальных партнеров. Важнейшим механизмом такого взаимодействия наряду с региональными и межрегиональными соглашениями являются межотраслевые и отраслевые соглашения. В РФ формируется опыт разработки и реализации таких соглашений, также, главным образом, положительный.

В качестве примера можно привести отраслевое тарифное соглашение между Центральным Советом горнометаллургического профсоюза и Ассоциацией промышленников горнометаллургического комплекса России на 2003–2005 гг.

Работодатели горнометаллургического комплекса с участием профсоюзного органа ежегодно разрабатывают программы содействия занятости, которые являются частью коллективного договора, согласовывают все мероприятия, влекущие сокращение рабочих мест, с профсоюзным органом, содействуют занятости работников в случае осуществления мероприятий по ликвидации, реорганизации, реструктуризации организаций.

В соглашении предусмотрены меры по совершенствованию оплаты и стимулирования труда, улучшению условий и безопасности труда, льготы и компенсации высвобождаемым работникам, повышение квалификации и переподготовка работников, в том числе женщин, приступивших к работе после декретного отпуска.

Во многих отраслевых соглашениях (как и в региональных) имеются разделы, в которых определены мероприятия не только по поддержке персонала организаций, но и по социальной защите высвобождаемых работников предприятий.

Так, отраслевым соглашением работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства предусмотрено, что работники предпенсионного возраста (за три года до установленного срока пенсии), лица, в семье которых один из супругов имеет статус безработного, и матери-одиночки не могут быть уволены по сокращению штатов или численности работников в действующих организациях и при ликвидации организации без трудоустройства.

В соглашении работников лесных отраслей РФ установлены следующие меры:

оказание материальной помощи семье безработного в размере 25 % минимальной месячной тарифной ставки, установленной отраслевым соглашением, на каждого иждивенца в течение 6 месяцев со дня получения статуса безработного;

выплата ежемесячной денежной помощи работникам организации, получившим статус безработного, в размере 25 % заработной платы, установленной отраслевым соглашением.

На базовом уровне в системе социального партнерства наибольшее значение имеют коллективные договоры, заключаемые в организациях.

§ 8. Структура и содержание соглашений

В ст. 45, 46 ТК РФ дан примерный перечень вопросов, по которым стороны соглашений могут включать взаимные обязательства в содержание соглашений. К их числу отнесены:

2) условия и охрана труда;

3) режимы труда и отдыха;

4) развитие социального партнерства.

Данный перечень не является исчерпывающим. В содержании названных статей прямо указано на то, что предметом соглашений могут стать взаимные обязательства сторон соглашений и по иным вопросам. Как уже отмечалось, предметом регулирования соглашениями могут стать не только социально-трудовые, но и экономические отношения, которые непосредственно связаны с реализацией содержащихся в соглашениях льгот.

В ч. 2 ст. 9 ТК РФ закреплено правило о том, что соглашения не могут иметь в своем содержании условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством. Если такие условия включены в соглашения они не должны применяться.

Из ст. 45, 46 ТК РФ следует, что содержанием соглашений являются взаимные права и обязанности сторон. Такие права и обязанности также имеют корреспондирующий характер. Праву работников на предоставление дополнительных в сравнении с действующим законодательством льгот корреспондируют обязанности работодателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления по их реализации. В соответствии с ч. 2 ст. 9 ТК РФ включение в соглашения условий, улучшающих права работников по сравнению с трудовым

законодательством, с корреспондирующими им обязанностями сторон соглашений по их реализации допускается. Возложение на работников дополнительных в сравнении с трудовым законодательством обязанностей без предоставления соответствующих льгот и компенсаций в ч. 2 ст. 9 ТК РФ запрещено.

В связи с этим возложение на работников дополнительных по сравнению с трудовым законодательством обязанностей на уровне соглашений влечет не только возникновение у другой стороны соглашений права требовать исполнения данных обязанностей. В соглашении должны быть предусмотрены соответствующие возложенным на работников обязанностям допол­нительные в сравнении с трудовым законодательством компенсации. Правом давать оценку, насколько такие компенсации соответствуют возложенным на работников дополнительным обязанностям, наделены работники, их представители, на которых распространяются положения соглашений, а также органы государственной власти, в которые поступили обращения от лиц, выступающих стороной в соглашении, а также работников, к которым применено положение соглашения.

Следовательно, возложенным на работников соглашением обязанностям должны соответствовать имеющиеся в нем компенсации. В силу чего у работников возникает право на компенсации, соответствующие возложенным на них соглашениями обязанностям, с корреспондирующей ему обязанностью другой стороны соглашения предоставить данные ком­пенсации. После предоставления таких компенсаций стороной у нее возникает право требовать исполнения возложенных на работников дополнительных обязанностей, которые обеспечены соответствующими им компенсациями. Однако работник может отказаться от получения соот­ветствующих компенсаций. В этом случае на него не могут быть возложены дополнительные в сравнении с трудовым законодательством обязанности. Предоставление работникам дополнительных компенсаций за возложенные на них соглашениями обязанности не позволяет сделать вывод о явном умалении прав работников, предусмотренных трудовым законода­тельством. Соразмерность дополнительных обязанностей и предоставленных в связи с их возложением компенсаций оценивается непосредственными участниками соглашений, лицами, к которым применены положения соглашений о компенсациях и соответствующих им обязанностях, а также государственными органами, получившими обращения от перечисленных лиц. В свою очередь возложение дополнительных обязанностей на работодателей, органы государственной власти, органы местного самоуправления не противоречит трудовому законодательству. Возложение таких обязанностей влечет возникновение у работников прав на дополнительные по сравнению с трудовым законодательством льготы и компенсации.

Если дополнительные льготы работникам, предусмотренные коллективным договором, финансируются за счет средств работодателя, то в соглашениях могут появиться условия, которые требуют дополнительного бюджетного финансирования. В соответствии с ч. 6 ст. 35 ТК РФ соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из бюджетов всех уровней, заключаются при обязательном участии полномочных представителей органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения. В ч. 2 ст. 47 ТК РФ сказано о том, что заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, приходящийся на срок действия соглашения. Однако отсутствие в законе о бюджете указания на финансирование условий соглашения не освобождает органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, являющиеся стороной соглашения, от обязанности выполнить возложенные на них обязанности по финансированию. В данном случае также применяется закрепленный в ст. 24 ГК РФ принцип обязательности исполнения условий соглашений. Односторонний отказ от исполнения условий соглашений не допускается.

Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо с даты, установленной соглашением. С этого же времени возникают взаимные права и обязанности сторон соглашения. Стороны соглашения определяют порядок его опубликования. Очевидно, работодатели, работники, их представители могут приступить к выполнению условий соглашения только после ознакомления с ним. В связи с чем датой вступления соглашения в силу стороны могут указать и день его опубликования.

Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. В соответствии с ч. 2 ст. 48 ТК РФ стороны могут продлить действие соглашения на срок не более трех лет. Однако следует иметь в виду, что истечение срока действия соглашения не освобождает от обязанности выполнить условия соглашения, которые не были реализованы в течение срока его действия. Соглашение является не только правовым актом, но и договором о труде. В связи с чем истечение срока действия соглашения позволяет требовать исполнения содержащихся в нем условий. В данном случае действует общее правило о том, что обязательства по договору погашаются не истечением срока его действия, а исполнением. В связи с чем условия соглашений, которые не были реализованы в течение срока их действия, должны быть исполнены и после

окончания срока действия соглашения. В одностороннем порядке отказаться от выполнения обя­зательств по соглашению и по истечении срока его действия нельзя. Отказ от выполнения условий соглашения может быть признан законным в том случае, если он стал результатом волеизъявления полномочных представителей его сторон. В связи с этим решение об отказе от выполнения условий соглашений может быть принято комиссией, имеющей полномочия по заключению соглашения соответствующего вида и уровня.

В соответствии со ст. 46 ТК РФ структуру соглашений определяют стороны, которые свободны в выборе условий, включаемых в содержание соглашений. Соглашение, например, может состоять из разделов об обязанностях работодателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения, о корреспондирующих этим обязанностям правах работников, о дополнительных по сравнению с законодательством льготах и компенсациях работникам, о возложенных на работников дополнительных обязанностях соответствующих предоставленным им компенсациям. Структура соглашения должна обеспечивать удобства при его применении. Поскольку в применении соглашений принимают участие работодатели, работники, органы государственной власти, органы местного самоуправления, их полномочные представители, выступающие в качестве стороны при заключении соглашения, их представители определяют его структуру. Если условия соглашения могут быть проверены полномочными органами на предмет определения их законности и обоснованности, то определение структуры соглашений относится к исключительной компетенции комиссии, имеющей в своем составе представителей работодателей, работников, органов государственной власти, органов местного самоуправления, полномочных заключать соглашения.

Соглашение: понятие и виды

Правовое понятие и значение соглашения раскрываются в статье 45 Трудового кодекса РФ. Закрепленное в указанной статье определение подчеркивает регулятивное значение соглашений, которые содержат нормы трудового права. Соглашения, в зависимости от уровня заключения, устанавливают либо конкретные условия труда соответствующих категорий работников, либо общие обязательства сторон соглашения по обеспечению определенных трудовых прав и гарантий.

Понятие и стороны соглашения

Соглашение – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений.

Такая характеристика роли соглашения отражает объективно существующие взаимовлияние экономики и права, а также существенное воздействие материальных условий жизни общества на содержание норм трудового права.

Сторонами соглашения являются представители работников – профессиональные союзы или объединения профсоюзов и работодателей. Соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними в зависимости от уровня социального партнерства, компетенции сторон, участвующих в их заключении, а также порядка их финансирования. Трехсторонние соглашения заключаются с участием органов исполнительной власти или органов местного самоуправления.

Виды соглашений

В соответствии со статьями 26 и 45 Трудового кодекса РФ с учетом сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться следующие виды соглашений:

  1. Генеральное соглашение
  2. Межрегиональное соглашение
  3. Региональное соглашение
  4. Отраслевое (межотраслевое) соглашение
  5. Территориальное соглашение
  6. Иные соглашения
  • Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.
  • Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.
  • Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.
  • Отраслевое (межотраслевое) соглашение определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
  • Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.
  • Иные соглашения – соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Важно обратить внимание на различие формулировок их целевого назначения. Их различие определяется не только сферой их действия, но и целевым назначением. Так если генеральное, межрегиональное и региональное соглашение направлены на установление общих принципов регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на указанном уровне их заключения, то целевое назначение отраслевого (межотраслевого) соглашения направлено на определение общих условий труда, его оплаты, гарантий, компенсаций, льгот и др. условия труда на соответствующем уровне социального партнерства.

Такое целевое назначение отраслевых соглашений позволяет, на наш взгляд, расширить круг нормативных условий соответствующих соглашений и определять в них соответствующие условия труда на более высоком уровне по сравнению с общими нормами трудового законодательства.

Согласно последней части ст. 45 ТК РФ предусматривается возможность заключения иных соглашений, заключаемых сторонами на любом уровне социального партнерства. В них получают отражение отдельные направления (вопросы) регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, круг которых определен в ст. 1 Трудового кодекса РФ. Это обеспечивает широкие возможности для решения многих вопросов, затрагивающих не только условия труда работников, но и другие жизненно важные для них вопросы.

По количеству сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть:

  1. Двухсторонними
  2. Трехсторонними
  • Двусторонние соглашения заключаются работодателями и профессиональными союзами или объединениями профсоюзов.
  • Трехсторонние соглашения заключаются с участием органов исполнительной власти или органов местного самоуправления.

Вид соглашения определяется по согласованию между представителями работников и работодателей.

Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

Содержание и структура соглашений

Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. Конкретное содержание и структура соглашений зависят от уровня и сферы действия соглашения, от его вида – трех- или двусторонние, а также и других обстоятельств.

Генеральные соглашения в качестве приоритетных целей определяют проведение широкого круга мероприятий социально-экономического характера, содействующих обеспечению права граждан на достойный труд, повышение качества жизни работников и их семей, сокращению масштабов бедности на основе устойчивого развития экономики и повышения ее конкурентоспособности, увеличению доходов организации.

В Генеральном соглашении могут быть предусмотрены обязательства, способствующие росту производительности труда, стабильной занятости населения, безопасности рабочих мест, расширению возможностей профессионального и карьерного роста работников.

В Генеральное соглашение, как правило, включаются несколько разделов, наименование которых отражает целевую направленность содержащихся в нем взаимных обязательств сторон:

  • Экономическая политика
  • Заработная плата, доходы и уровень жизни населения
  • Развитие рынка труда и содействие занятости населения
  • Социальное страхование, социальная защита, отрасли социальной сферы
  • Условия и охрана труда, промышленная и экологическая безопасность
  • Социально-экономические развитие северных регионов России
  • Развитие социального партнерства и координация действия сторон соглашения

В каждом из разделов Генерального соглашения формулируются конкретные обязательства сторон, способствующие практическому выполнению поставленных целей.

В соглашения других видов могут включаться взаимные обязательства сторон по вопросам оплаты труда, условиям и охраны труда, режима труда и отдыха, развития социального партнерства, а также иные вопросы, определенные сторонами. как уже отмечалось, с одержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение.

Порядок разработки проекта соглашения и заключения соглашения

Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров. Согласно ч. 5 ст. 47 ТК РФ сроки разработки проекта соглашения и заключения соглашения определяются комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Виды комиссий и их функции определены ст. 35 Трудового кодекса РФ. В настоящее время их функции дополнены также организацией контроля за выполнением коллективных договоров и соглашений.

Все основные организационные вопросы, связанные с разработкой проекта соглашения и его заключения, включаются в положение о соответствующей комиссии, которое подготавливается сторонами и участниками комиссии вскоре после ее создания. Комиссия определяет срок разработки проекта, необходимость участия в обсуждении проекта представителей органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, порядок его подписания представителями сторон.

Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров. В отношении соглашений, требующих бюджетного финансирования, в целях обеспечения реального выполнения включаемых в них обязательств, а также согласования государственных интересов с интересами социальных партнеров, ст. 47 ТК РФ установила, что заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения. Такие соглашения заключаются между работниками и работодателями в сфере здравоохранения, образования, культуры, науки, транспорта, связи, энергетики и других отраслей.

В настоящее время расширены полномочия комиссии в сфере ведения коллективных переговоров по заключению соглашения. Согласно ч. 5 ст. 47 ТК РФ комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущих коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключения соглашения, о начале коллективных переговоров, а также предложить им формы возможного участия в коллективных переговорах. Работодатели, получившие указанное уведомление, обязаны проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющий работников данного работодателя.

Практическое значение указанного положения заключается в том, что она позволяет своевременно включить работодателей, не являющихся членами объединения, в коллективные переговоры по разработке проекта и заключению соглашения на предложенных им формах участия. Работодатели, получившие такое уведомление, обязаны ознакомить выборный орган первичной профсоюзной организации, а через них и работников данного работодателя. Такой порядок содействует расширению сферы коллективно-договорного регулирования условий труда, более единообразному их регулированию в организациях со сходными условиями труда и повышению уровня правовой защищенности наемных работников, состоящих в трудовых правоотношениях.

Срок и сфера действия соглашения

В ст. 48 Трудового кодекса РФ четко урегулированы некоторые процедурные вопросы, определяющие законность соответствующего соглашения: это день вступления соглашения в силу и срок его действия (ч. 1 и 2 ТК РФ). Кроме того, в ней определен круг объектов коллективно-договорного правоотношения, на которых распространяется действие соглашения (ч. 3 и 4 ТК РФ), а также определены условия присоединения к заключенному на федеральном уровне отраслевому соглашению работодателей, не участвовавших в заключении данного соглашения.

Срок действия соглашения определяется сторонами, но не должен превышать 3 (трех) лет . При этом стороны могут один раз продлить его действие на срок не более 3 (трех) лет . Соглашение вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного соглашением.

В ч. 3 и 4 ТК РФ определены работодатели и указаны условия распространения на них соглашения. Так, по общему правилу оно распространяется на всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Если работодатель выйдет из указанного объединения до истечения срока действия соглашения, заключенного в период членства в объединении, он не освобождается от выполнения соглашения в период срока его действия.

Действие соглашения распространяется также на работодателей, которые не являются членами объединения работодателей, которое заключило соглашение, в следующих случаях:

  • Если работодатель (не являясь членом указанного объединения) уполномочил его от своего имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение.
  • Если работодатель присоединился к соглашению после его заключения
  • Если органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств выступают в качестве работодателей (ст. 25 ТК РФ).
  • Если от имени работодателей – федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, заключено соглашение соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления (ст. 34 ТК РФ).

Соглашение распространяется на всех работников, состоящих в трудовых правоотношениях с вышеперечисленными работодателями. При этом в тех случаях, когда на них одновременно распространяются несколько соглашений (например, заключенных на разных уровнях), к ним применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

Порядок присоединения работодателей к опубликованному соглашению

Руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения вправе после опубликования соглашения в официальном издании предложить работодателям, которые не участвовали в его заключении, присоединиться к этому соглашению.

Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению регулируются приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2007 № 260 «Об утверждении Порядка опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению», согласно которому Федеральная служба по труду и занятости в течение трех календарных дней со дня регистрации соглашения (изменений и дополнений к нему) направляет текст соглашения и сведения о его регистрации для опубликования в официальном издании, например, «Российской газете» и в Минтруд России для размещения на официальном сайте министерства (www.rosmintrud.ru).

Основная цель установленного порядка присоединения работодателей к соглашению заключается в том, чтобы в интересах дальнейшего развития социального партнерства в сфере труда можно было бы охватить значительно большее количество работодателей и первичных профсоюзных организаций коллективно-договорным регулированием социально-трудовых отношений и добиваться установления достойного уровня условий труда, обеспечивая работников равной оплатой труда за равный труд, расширения практики установления дополнительных льгот и гарантий с учетом отраслевых особенностей труда при государственной поддержке соответствующего правового регулирования отношений в сфере труда.

Порядок изменения и дополнения соглашения

В процессе действия соглашений может возникать необходимость внесения в них изменений и дополнений, которые производятся в порядке, установленном для их заключения. Это значит, что должны быть проведены коллективные переговоры и достигнуто соглашение о возможности соответствующих изменений и дополнений.

В статье 49 Трудового кодекса РФ предусматривается также, что указанное изменение и дополнение может производиться в порядке, установленном соглашением. Очевидно, применение конкретного порядка зависит от характера возникших изменений, дополнений, а также срочности их внесения и других обстоятельств, которые возникают в период действия соглашения. Поэтому законодатель предусмотрел возможность их внесения также и в порядке, установленном соглашением.

В случае если стороны не заключили соглашение на последующий период, они принимают решение о продлении действующего соглашения. Его текст публикуется в «Российской газете» в двухнедельный срок.

Регистрация соглашений и контроль за их выполнением

Правила регистрации соглашений, контроля за их выполнением и ответственности за виновные нарушения установленных правил взаимоотношений между их сторонами являются аналогичными правилам, регулирующим соответствующие вопросы применительно к коллективному договору, поскольку коллективные договоры и соглашения – это лишь разновидности органически единых по существу социально-партнерских взаимоотношений, существующих в сфере труда.

Соглашения в течение 7 (семи) дней со дня их подписания должны быть направлены работодателем, представителем работодателя на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду (ст. 50 ТК РФ). Вступление соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.

При осуществлении регистрации соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.

Контроль за выполнением соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду. При проведении указанного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса.

Ответственность сторон за нарушение или невыполнение соглашения

Лица, представляющие работодателя, либо представляющие работников, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных соглашением, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.

В Кодексе РФ об административных правонарушениях установлено наказание за правонарушения, связанные с заключением соглашений, а также с нарушением или невыполнением их обязательств:

  • Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки – влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей (ст. 5.28. КоАП РФ).
  • Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей (ст. 5.29. КоАП РФ).
  • Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения – влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей (ст. 5.30. КоАП РФ).
  • Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению – влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей (ст. 5.31. КоАП РФ).

Представители работодателя за виновное невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности по нормам трудового законодательства на основании ст. 419 ТК РФ, согласно которой лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами.

В поддержку своих требований, выдвигаемых в процессе коллективных переговоров по заключению коллективного договора или соглашения, профсоюзы имеют право на организацию и проведение забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий. Забастовка как крайняя мера воздействия на работодателя применяется в тех случаях, когда были использованы все предусмотренные процедуры переговоров и примирительные меры урегулирования разногласий.

Коллективный договор: понятие, стороны, срок действия и порядок заключения

Понятие, стороны и значение коллективного договора, как одной из важнейших форм социального партнерства и как самостоятельного правового института в сфере трудового права раскрываются в статье 40 Трудового кодекса РФ. В ней обращено внимание и на другие важные вопросы в частности, на порядок разрешения неурегулированных разногласий, возникающих на стадии ведения коллективных переговоров о заключении коллективного договора.