Ст 264 кодекса

Содержание:

Статья 264. Временный ввоз транспортных средств для личного пользования

1. Допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года.

Допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами, указанными в пункте 2 статьи 259 настоящего Кодекса, транспортных средств для личного пользования, не зарегистрированных в государствах-членах и в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года.

Допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза физическими лицами государств-членов транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года.

2. Положения пунктов 1 и 4 настоящей статьи не применяются в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, и не зарегистрированных в государствах-членах и в государстве, не являющемся членом Союза, временно ввозимых на таможенную территорию Союза физическими лицами, которые в соответствии со статьями 298 и 299 настоящего Кодекса вправе ввозить на таможенную территорию Союза транспортные средства для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Временный ввоз на таможенную территорию Союза указанных транспортных средств для личного пользования допускается на срок предоставления указанным физическим лицам привилегий в государстве пребывания, подтверждаемый в соответствии с законодательством этого государства.

В случае продления указанного срока срок временного ввоза на таможенную территорию Союза транспортных средств для личного пользования продлевается таможенным органом по обращению лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта, на период такого продления.

3. Временный ввоз на таможенную территорию Союза транспортных средств для личного пользования, указанных в абзацах втором и третьем пункта 1 настоящей статьи, за исключением транспортных средств для личного пользования, временно ввозимых физическими лицами государств-членов, являющимися сотрудниками дипломатических представительств государств-членов, работниками консульских учреждений государств-членов, сотрудниками представительств государств-членов при международных организациях, расположенных за пределами таможенной территории Союза, допускается при условии предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 271 настоящего Кодекса.

4. Временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами второго и последующих транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах, не являющихся членами Союза, при наличии не вывезенных с таможенной территории Союза ранее временно ввезенных такими лицами транспортных средств для личного пользования допускается при условии обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 271 настоящего Кодекса.

Для целей применения настоящего пункта под вторым и последующими транспортными средствами для личного пользования понимаются транспортные средства для личного пользования того же типа (авто- и мототранспортное средство, прицеп к авто- и мототранспортному средству, водное судно или воздушное судно), что и транспортное средство для личного пользования, ранее временно ввезенное на таможенную территорию Союза и не вывезенное с таможенной территории Союза.

5. Временно ввезенные транспортные средства для личного пользования до истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза, подлежат таможенному декларированию в целях вывоза с таможенной территории Союза, выпуска в свободное обращение или в иных целях в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев, когда указанные транспортные средства для личного пользования конфискованы или обращены в собственность (доход) государства-члена по решению суда, либо приобрели статус товаров Союза в соответствии с пунктом 2 статьи 16 или пунктом 6 статьи 382 настоящего Кодекса, либо в отношении указанных транспортных средств для личного пользования наступили обстоятельства, предусмотренные подпунктом 8 пункта 7 статьи 14 настоящего Кодекса.

До истечения срока, в течение которого временно ввезенные транспортные средства для личного пользования могут временно находиться на таможенной территории Союза, декларант вправе поместить такие транспортные средства под таможенные процедуры в порядке, установленном настоящим Кодексом.

По истечении срока, в течение которого временно ввезенные транспортные средства для личного пользования могут временно находиться на таможенной территории Союза, такие транспортные средства помещаются под таможенные процедуры в порядке, установленном настоящим Кодексом, либо в отношении таких транспортных средств осуществляется таможенное декларирование в целях вывоза, выпуска в свободное обращение или в иных целях в соответствии с настоящей статьей.

В случае изъятия временно ввезенных транспортных средств для личного пользования либо наложения на них ареста в соответствии с законодательством государств-членов течение срока временного ввоза в отношении таких транспортных средств для личного пользования приостанавливается.

В случае принятия решения об отмене изъятия временно ввезенных транспортных средств для личного пользования либо наложения на них ареста течение срока временного ввоза в отношении таких транспортных средств для личного пользования возобновляется с даты вступления такого решения в законную силу, за исключением случаев, когда изъятие либо наложение ареста на такие транспортные средства для личного пользования было связано с нарушением условия передачи декларантом на таможенной территории Союза временно ввезенных транспортных средств для личного пользования, предусмотренного пунктом 9 настоящей статьи.

Временно ввезенные транспортные средства для личного пользования, в отношении которых до истечения срока, указанного в пункте 1 или пункте 2 настоящей статьи, не совершены действия, предусмотренные настоящим пунктом, задерживаются таможенным органом государства-члена, на территории которого находятся такие транспортные средства, в соответствии с главой 51 настоящего Кодекса, за исключением случая, когда до такого задержания наступили обстоятельства, указанные в подпункте 5 пункта 2 статьи 268 настоящего Кодекса.

6. Временно ввезенные транспортные средства для личного пользования должны находиться на таможенной территории Союза в фактическом владении и пользовании декларанта, если иное не установлено настоящей статьей.

Временно ввезенные транспортные средства для личного пользования могут быть переданы декларантом иному лицу, в том числе лицу, которому такое транспортное средство принадлежит на праве собственности, в случаях и на условиях, которые установлены настоящей статьей.

7. Допускается передача временно ввезенных транспортных средств для личного пользования, указанных в пункте 2 настоящей статьи, если такие транспортные средства для личного пользования передаются:

1) физическим лицам, которые в соответствии со статьями 298 и 299 настоящего Кодекса вправе ввозить на таможенную территорию Союза транспортные средства для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, – после осуществления таможенного декларирования в целях временного ввоза на таможенную территорию Союза таких транспортных средств для личного пользования физическими лицами, которым осуществляется такая передача;

2) лицам, не указанным в подпункте 1 настоящего пункта, – после осуществления таможенного декларирования в целях свободного обращения таких транспортных средств для личного пользования физическими лицами, которым осуществляется такая передача.

8. Без разрешения таможенного органа и без таможенного декларирования допускается передача декларантом следующих транспортных средств для личного пользования:

1) временно ввезенное транспортное средство для личного пользования – во владение иному лицу для проведения технического обслуживания, ремонта (за исключением капитального ремонта, модернизации) и (или) для хранения;

2) транспортное средство для личного пользования, временно ввезенное физическим лицом государства-члена, – его родителям, детям, супругу (супруге), состоящему (состоящей) в зарегистрированном браке;

3) транспортное средство для личного пользования, временно ввезенное иностранным физическим лицом, – иным иностранным физическим лицам;

4) временно ввезенное водное или воздушное судно для личного пользования – капитану водного судна, командиру воздушного судна, членам экипажа для управления в целях эксплуатации данного транспортного средства в случаях, когда техническое устройство судна не предполагает его эксплуатацию без участия указанных лиц;

5) транспортное средство для личного пользования, зарегистрированное на дипломатическое представительство и (или) консульское учреждение государства-члена, представительство государства-члена при международной организации, расположенное за пределами таможенной территории Союза, временно ввезенное физическим лицом государства-члена, работающим в таких дипломатическом представительстве и (или) консульском учреждении, представительстве государства-члена при международной организации, – иному сотруднику таких дипломатического представительства и (или) консульского учреждения государства-члена, представительства государства-члена при международной организации, расположенного за пределами таможенной территории Союза.

9. С разрешения таможенного органа и без таможенного декларирования допускается передача декларантом следующих транспортных средств:

1) транспортное средство для личного пользования, временно ввезенное иностранным физическим лицом, – физическому лицу государства-члена при условии обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 271 настоящего Кодекса;

2) временно ввезенное транспортное средство для личного пользования – иному лицу для вывоза такого транспортного средства для личного пользования с таможенной территории Союза, если такой вывоз не может быть осуществлен декларантом по причине его смерти, тяжелой болезни или иной объективной причине.

10. Форма разрешения таможенного органа, указанного в абзаце первом пункта 9 настоящей статьи, и порядок его выдачи таможенным органом определяются Комиссией.

11. Физические лица, которым временно ввезенное транспортное средство для личного пользования было передано на условиях, установленных пунктами 8 и 9 настоящей статьи, не вправе передавать такое транспортное средство на таможенной территории Союза иным лицам, за исключением декларанта.

12. Передача декларантом на таможенной территории Союза временно ввезенных транспортных средств для личного пользования в иных случаях, чем установленные пунктами 7 – 9 настоящей статьи, допускается после осуществления их таможенного декларирования в целях свободного обращения.

В случае выявления фактов передачи временно ввезенных транспортных средств для личного пользования в иных случаях, чем установленные пунктами 7 – 9 настоящей статьи, до осуществления их таможенного декларирования в целях свободного обращения такие транспортные средства задерживаются таможенными органами государства-члена, на территории которого выявлены указанные нарушения и находятся такие транспортные средства, в соответствии с главой 51 настоящего Кодекса.

13. Передача декларантом на таможенной территории Союза временно ввезенных транспортных средств для личного пользования иному лицу в случаях, установленных пунктами 8 и 9 настоящей статьи, не освобождает декларанта от обязанности соблюдать требования, установленные настоящей статьей, а также не приостанавливает и не продлевает срок временного ввоза таких транспортных средств для личного пользования.

Ст. 264 НК РФ (2017): вопросы и ответы

Ст. 264 НК РФ: официальный текст

Ст. 264 НК РФ: вопросы и ответы

Ст. 264 НК РФ содержит перечень прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией. Наша статья поможет вам разобраться с нюансами учета данного вида расходов.

Статья 264 НК РФ: кто ее применяет?

Любая коммерческая деятельность сопряжена с расходами. Невозможно получить прибыль, не затратив при этом какие-либо ресурсы (финансовые, трудовые, материальные). Объем затрат у всех компаний разный. К примеру, крупное производственное предприятие для изготовления продукции вынуждено закупать сырье, платить зарплату работникам и выполнять по отношению к ним свои социальные обязательства, оплачивать расходы на все виды энергии, используемой в производстве, осуществлять огромный объем разнообразных затрат общего и вспомогательного назначения. Иначе произведенная продукция не будет отвечать установленным требованиям, и покупатели ею не заинтересуются.

А небольшая компания, например, по оказанию риелторских услуг, ограничивается всего несколькими статьями затрат: на аренду офиса, коммунальные услуги, зарплату персонала и канцелярские расходы.

Но и в том и другом случае без затрат не обойтись. Если бухучет требует зафиксировать их в полном объеме, то налоговое законодательство накладывает ограничения и оговаривает условия, при которых тот или иной расход может уменьшить полученные компанией доходы.

Статья 264 НКРФ в совокупности с другими статьями главы 25 НК РФ посвящена вопросам формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Она устанавливает перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией продукции.

Ее применяют самые разные компании — не только российские, но и зарубежные, работающие в нашей стране через свои постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ (п. 1 ст. 264 НК РФ).

Когда нужна ст. 264 НК РФ?

Она применяется в том случае, когда у компании появляются прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Что это за расходы?

К примеру, организация занимается транспортными перевозками грузов. Ее основные расходы — зарплата водителей и материальные затраты (на бензин, ремонт и техобслуживание автотранспорта). Помимо этого, она платит арендную плату за офис, закупает канцелярские принадлежности, осуществляет иные аналогичные платежи — это прочие расходы, которые связаны с основным видом ее деятельности. Прочим расходом будут и уплачиваемые налоги (например, налог на прибыль или транспортный налог), различные сборы и иные обязательные платежи.

Периодически у компании возникает потребность в услугах нотариуса, юриста или аудитора. Нередко приходится расходовать средства на оплату информационных и консультационных услуг. Такие расходы тоже предусмотрены в составе прочих по ст. 264 НК РФ.

Следует отметить, что отдельные виды прочих расходов могут учитываться только при соблюдении определенных условий. К примеру, специальные условия для признания расходов в ст. 264 НК РФ предусмотрены по образовательным и представительским услугам, рекламе и стандартизации. Если их не учесть, штрафов и доначислений не избежать.

Перечень прочих расходов настолько велик, что законодатель не стал его ограничивать, а оставил открытым. Это значит, что, если у компании возникли затраты, связанные с основной деятельностью, не указанные в данной статье, но экономически обоснованные и документально подтвержденные, есть возможность учесть такие расходы при расчете налога на прибыль. Поможет это сделать п. 49 ст. 264 НК РФ.

Объем прочих расходов может быть очень значительным, а их перечень — разнообразным. И от того, насколько грамотно компания будет пользоваться этой статьей, зависит ее финансовое благополучие в будущем. Если при налоговой проверке все прочие расходы удастся обосновать, можно избежать крупных трат, связанных с погашением доначисленного налога на прибыль, пеней и штрафов.

Нюансы учета расходов по ст. 264 НК РФ, а также позицию Минфина России, налоговиков и судей вы узнаете дальше.

Какие налоги и сборы позволено включить в расходы на основании подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ?

Пример

ООО «Автомобилист» оказывает транспортные услуги и применяет ОСНО. Организация уплачивает все требуемые законом налоги и сборы (ст. 23 НК РФ) и включает их суммы в расчет по налогу на прибыль (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Через 3 года деятельности компанию посетили налоговики и доначислили налог на прибыль, а также наложили штраф и потребовали уплатить пени. Инспекторы сняли расходы, связанные с оплатой выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, превышающих норматив. Весь период своей деятельности компания включала в расходы всю сумму платежей, несмотря на то что их значительная часть в норматив не укладывалась.

ВАЖНО! Не все налоги и сборы можно учесть при расчете налога на прибыль (ст. 270 ГК РФ). Так, не получится отнести в затраты НДС, акцизы, предъявленные налогоплательщиком покупателю, а также налог на прибыль и платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (письмо Минфина России от 06.12.2006 № 03-03-04/2/255).

Кроме того, инспекторы доначислили транспортный налог, так как в расчетах компании были допущены ошибки. Доначисления оказались значительными, однако ООО «Автомобилист» снизило эту финансовую нагрузку, последовав разъяснениям чиновников. Так, Минфин России в письме от 06.04.2015 № 03-03-06/1/19158 указал, что по подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ можно учесть не только налоги и сборы, исчисленные компанией, но и налоги, доначисленные при проверке.

О том, кто должен включить доначисленный налог в расчет уточняемой в результате проверки базы по прибыли, читайте в материале «Инспекция должна сама учесть в расходах налоги, доначисленные при проверке».

Как правильно учесть расходы на кулеры и питьевую воду?

Продолжим пример

Директор ООО «Автомобилист» распорядился приобрести и поставить в офисе и автомастерских кулеры. В результате он не только обеспечил работников питьевой водой, но и исполнил свои обязанности по созданию соответствующих условий труда (ст. 22, 163, 223–224, 226 ТК РФ, п. 18 приказа Минздравсоцразвития РФ от 01.03.2012 № 181н).

Бухгалтер фирмы учел содержание подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, мнение чиновников (письма Минфина России от 21.11.2013 № 03-03-06/1/5213, от 03.10.2012 № 03-03-06/2/112, от 25.05.2012 № 03-03-06/1/274) и налоговиков (письма УФНС по г. Москве от 31.07.2012 № 16-15/[email protected], от 17.10.2012 № 16-15/[email protected]) по данному вопросу и смело включил эти затраты в прочие расходы.

ВАЖНО! Если кулер стоит больше 40 000 руб., то в целях налогового учета он будет признан амортизируемым имуществом, а расходы на его приобретение и установку необходимо учитывать равномерно в течение срока полезного использования (п. 1 ст. 256 НК РФ).

Какие нюансы возникают с арендными и лизинговыми расходами?

Арендные платежи — наиболее распространенный вид расходов многих плательщиков налога на прибыль. При отсутствии финансовых ресурсов для приобретения или содержания собственного имущества аренда недвижимости и оборудования позволяет осуществлять коммерческую деятельность.

О том, принимаются ли в затраты расходы по аренде жилья под офис, читайте в материале «Можно ли признать в налоговом учете расходы на аренду жилого помещения под офис?».

Арендные расходы уменьшают налоговую базу по прибыли на основании подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ. Для документального подтверждения потребуются следующие документы:

  • договор аренды;
  • документы, подтверждающие оплату арендных платежей;
  • акт приемки-передачи арендованного имущества.

Продолжим пример

ООО «Автомобилист» арендовало легковые автомобили и оформило в лизинг несколько грузовиков со спецоборудованием. Бухгалтер компании отражал расходы по оплате аренды на основании актов оказанных услуг, а когда таких актов от арендодателей не поступало, расходы не учитывал. Тем самым он увеличивал налоговую нагрузку на компанию: в договорах аренды транспорта не было предусмотрено ежемесячное оформление актов оказанных услуг, поэтому расходы можно было признать и без этих документов (письма Минфина России от 15.06.2015 № 03-07-11/34410, от 24.03.2014 № 03-03-06/1/12764).

В отношении лизинговых платежей бухгалтер тоже перестраховался. В связи с тем, что в лизинг были оформлено несколько единиц спецтранспорта, который нельзя использовать при низких температурах, зимой он простаивал, и лизинговые платежи в расходах не учитывались. А могли бы — чиновники не против таких расходов (письма Минфина России от 13.08.2012 № 03-03-06/1/409, от 21.01.2010 № 03-03-06/1/14).

Компаниям в этом случае лучше подтвердить факт простоя документально: составить акт ОС-3, если объект передан в ремонт или модернизируется, или акт ОС-15 — при его монтаже. Если же имущество не эксплуатируется по причине сезонного характера работ, можно оформить приказ руководителя о приостановке эксплуатации объекта с указанием причины простоя.

В каком порядке учитывается компенсация за использование личного транспорта?

Случаи, когда специалисту компании приходится выполнять трудовые обязанности, используя личный автомобиль, не так уж редки. Работодатели не всегда могут в полном объеме обеспечить своих работников транспортом, а специфика их работы может этого требовать.

Работникам приходится нести затраты (на поддержание технического состояния автомобиля, ГСМ и др.), которые подлежат компенсации работодателем (ст. 188 ТК РФ). Налогоплательщику предоставлено право учесть эту компенсацию при расчете налога на прибыль (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

ВАЖНО! Размеры компенсации за использование личного транспорта для служебных поездок определены постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92: для легковых автомобилей — 1 200 руб./мес. (при рабочем объеме двигателя не более 2 000 куб. см) и 1 500 руб./мес. — при превышении этого объема.

Продолжим пример

Несмотря на то что ООО «Автомобилист» специализировалось на транспортных перевозках, для финансового директора служебный транспорт предусмотрен не был. Он использовал для служебных целей собственный автомобиль, а расходы, связанные с его эксплуатацией, ремонтом и оплатой топлива, бухгалтерия компании учитывала в составе прочих.

При этом компания выплачивала все затраты на основании подтверждающих документов. При налоговой проверке инспекторы сняли все расходы, превышающие нормативный размер компенсации. Попытка компании отстоять их в суде не увенчалась успехом. По мнению инспекторов, величина компенсации, указанная в постановлении № 92, — это максимум, который можно учесть в расходах (письмо УФНС России по г. Москве от 04.03.2011 № 16-15/[email protected]), и суммы превышения принять нельзя.

С такой позицией не спорят ни чиновники (письмо Минфина России от 23.09.2013 № 03-03-06/1/39239), ни судьи (п. 4 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с применением главы 25 НК РФ, одобренного президиумом ФАС Уральского округа 29.05.2009).

Но и компенсацию выплатить можно только при наличии целого пакета документов, в который должны входить (письмо Минфина России от 27.06.2013 № 03-04-05/24421):

  • паспорт транспортного средства и свидетельство о регистрации;
  • документы, подтверждающие суммы расходов (чеки на бензин, техобслуживание и др.);
  • путевые листы, подтверждающие фактическое использование транспорта в интересах работодателя.

На необходимости заполнения путевых листов настаивает Минфин России (письмо от 23.09.2013 № 03-03-06/1/39406), а суды считают их составление в данном случае необязательным (постановления ФАС Поволжского округа от 30.05.2012 № А12-15477/2011, ФАС Центрального округа от 25.05.2009 № А62-5333/2008).

О том, возможен ли учет в расходах помимо компенсации работнику затрат на содержание транспорта, читайте в материале «Можно ли учесть расходы на эксплуатацию транспортных средств работника, если ему выплачивается компенсация за автомобиль?».

Как учесть расходы на оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров и приглашений?

Многим налогоплательщикам приходится время от времени направлять своих сотрудников в различные загранкомандировки (для налаживания контактов с зарубежными партнерами, расширения сферы деятельности и др.). Заграничная командировка всегда сопряжена с такими расходами, как оформление виз, загранпаспортов и иных аналогичных документов.

Такие затраты компания вправе учесть в полном объеме (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). Чиновники против этого не возражают (письмо Минфина России от 03.06.2014 № 03-03-Р3/1/26511).

Публикуем отчетность и проводим аудит: можно ли признать расходы?

Расходы на аудиторские услуги предусмотрены подп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ. Не имеет значения, потратил налогоплательщик средства на обязательную проверку отчетности или оплатил инициативный аудит. Главное, чтобы эти расходы соответствовали критериям ст. 252 НК РФ (были экономически обоснованы и документально подтверждены).

Для обоснования расходов понадобится договор на проведение аудита, акт выполненных работ (оказанных услуг) и отчет (письменная информация) по результатам аудита. Если аудит обязательный, к ним добавляется аудиторское заключение.

Если компания по закону обязана публиковать свою отчетность, то израсходованные на эту процедуру средства тоже можно учесть в расходах (подп. 20 п. 1 ст. 264 НК РФ).

ВАЖНО! Размещать свою отчетность в СМИ компания обязана в случаях, установленных законодательством (п. 9 ст. 13 ФЗ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Например, публичные АО обязаны размещать в открытых источниках годовую бухотчетность (п. 1 ст. 66.3, п. 6 ст. 97 ГК РФ, п. 1.1 ст. 1 и ст. 92 закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ). На ООО эта обязанность распространяется, только если оно размещает облигации или другие эмиссионные ценные бумаги (п. 2 ст. 49 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

В остальных случаях компании придется отстаивать свою позицию в суде. Есть судебные решения, в которых удавалось отстоять расходы на добровольную публикацию отчетности в составе рекламных расходов (п. 4 ст. 264 НК РФ). Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 20.05.2004 по делу № А56-22319/02 судьи пришли к выводу, что если в опубликованном материале, помимо самой бухотчетности, содержится также информация о налогоплательщике, призванная формировать или поддерживать интерес к нему, его товарам (работам, услугам), то эта публикация может быть признана рекламой.

Какие нестандартные расходы позволяет учесть подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ?

Порой налогоплательщикам приходится оплачивать самые разнообразные услуги и товары, чтобы их коммерческая деятельность могла продолжаться непрерывно.

Для ООО «Автомобилист» было важно открыть офис в центре города, чтобы привлечь больше клиентов для расширения бизнеса. Но свободных офисов не было, даже в строящемся офисном центре места быстро раскупались.

Чтобы не лишиться заветного места, было решено пойти на дополнительные затраты — ежемесячно платить по договору опциона, согласно которому ООО «Автомобилист» стало обладателем права на заключение договора аренды в строящемся здании после его постройки. Если эти расходы производятся в целях осуществления налогоплательщиком коммерческой деятельности, против их признания чиновники не возражают (письмо Минфина России от 26.01.2011 № 03-03-06/2/16).

Например, хлебозаводу можно учесть затраты на выкуп своей просроченной продукции из розничной сети (при наличии договора с продавцом на такой выкуп). Если утилизация караваев и батонов повлекла дополнительные издержки, они тоже учитываются (письмо Минфина России от 22.05.2014 № 03-03-Р3/24238) на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Нередко попытки компаний обосновать свои расходы с помощью подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ заканчиваются судебными разбирательствами.

Продолжим пример

ООО «Автомобилист» установило на используемые для оказания транспортных услуг автомобили сигнализацию и автомагнитолы. Налоговики с этим не согласились, доказать право на такие расходы удалось только в суде (аналогичное судебное решение — постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.10.2006 № Ф04-3191/2005(27129-А27-26) по делу № А27-2885/05-2).

Иногда только в судебном порядке можно отстоять отдельные виды прочих расходов. К примеру, налогоплательщикам удавалось убедить судей в обоснованности расходов на живые цветы (постановление ФАС Московского округа от 23.05.2011 № КА-А40/4531-11 по делу № А40-51743/10-90-293) или оплату услуг зала повышенной комфортности аэропорта для руководителя компании (постановления ФАС Московского округа от 28.05.2009 № КА-А40/4428-09 по делу № А40-62816/08-117-268, ФАС Западно-Сибирского округа от 23.10.2006 № Ф04-7102/2006(27676-А67-40) по делу № А67-4841/05).

При решении вопроса о правомерности учета нестандартных расходов по подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ необходимо учитывать позицию чиновников. Так, Минфин России не возражает против расходов:

  • на оплату за досрочное расторжение договора аренды (письмо от 14.05.2012 № 03-03-06/2/61);
  • на выплату вознаграждений по договорам на выполнение конкретного задания (письмо от 21.09.2012 № 03-03-06/1/495);
  • на технологическое присоединение устройств к сетям (письмо от 08.06.2011 № 03-03-06/1/335);
  • на оплату суточных при однодневных командировках (письмо от 27.05.2013 № 03-03-06/1/18953).

Фуршет с алкоголем — это представительские расходы?

О представительских расходах сказано в подп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ, а признавать их необходимо с учетом п. 2 ст. 264 НК РФ.

Их отличие от остальных прочих расходов по ст. 264 НК РФ заключается в ограничении суммы, которую можно учесть при расчете налога на прибыль (4% от «зарплатных» затрат).

Состав представительских расходов разнообразен: расходы на завтраки и обеды во время официального приема, доставку участников переговоров к месту проведения мероприятия и др. Кроме того, к представительским также могут быть отнесены расходы на переговоры с физлицами — как фактическими, так и потенциальными клиентами фирмы (письмо Минфина России от 05.06.2015 № 03-03-06/2/32859).

Но трактовать этот перечень расширенно небезопасно. Так, если учесть в составе представительских расходов затраты, связанные с корпоративной вечеринкой, отстаивать их придется в суде (письмо Минфина России от 11.09.2006 № 03-03-04/2/206). Также рискованно признавать в их составе оплату услуг приглашенных артистов, аренду дорожек в боулинге и фуршет после официальной части переговоров (письмо Минфина России от 01.12.2011 № 03-03-06/1/796, постановление 13-го арбитражного апелляционного суда от 18.04.2013 № А56-55481/2012).

Трудно будет обосновать и затраты на украшение помещений (письмо Минфина России от 25.03.2010 № 03-03-06/1/176), хотя положительные судебные решения имеются (постановление ФАС Московского округа от 03.09.2010 № КА-А40/10128-10).

А вот «алкогольные» расходы можно смело отразить в составе представительских — чиновники и судьи против этого не возражают (письмо Минфина России от 25.03.2010 № 03-03-06/1/176, постановление ФАС Поволжского округа от 15.01.2013 № А55-14189/2012).

Следует отметить, что признание представительских расходов не зависит от результата переговоров, то есть не важно, достигнута ли их цель (заключены сделки, подписаны соглашения и т.д.). Значение имеет только направленность затрат на получение прибыли (письмо Минфина России от 18.04.2013 № 03-07-11/13330).

О том, что расходы фирмы на организацию развлечений и отдыха учитывать в составе представительских нельзя, говорится в п. 2 ст. 264 НК РФ, и чиновники это подтверждают (письмо Минфина России от 03.06.2013 № 03-03-06/2/20149).

Не стоит забывать об обосновании представительских расходов. Придется оформить отчет о переговорах, в котором перечислить всех присутствовавших, а также авансовый отчет. Иные подтверждения (приказ о проведении мероприятия, смета и др.) не понадобятся (письмо Минфина России от 10.04.2014 № 03-03-Р3/16288).

Как учитывать расходы на обучение?

Редкая компания обходится без обучения своих сотрудников. Чтобы работа фирмы была стабильной и отвечала современным требованиям, ее сотрудники должны не только обладать определенной квалификацией, но и регулярно ее повышать.

Налогоплательщики тратят средства на оплату учебы сотрудников по различным образовательным программам — от регулярного повышения квалификации до овладения новыми профессиями в университетах (подп. 23 п. 1, п. 3 ст. 264 НК РФ). Но чтобы обоснованно учесть все образовательные расходы при расчете налога на прибыль, требуется выполнить следующие условия п. 3 ст. 264 НК РФ (письмо Минфина России от 23.09.2013 № 03-03-06/1/39249):

  • сотрудник учится в интересах компании;
  • между фирмой и образовательным учреждением заключен договор;
  • у образовательного учреждения есть лицензия или соответствующий статус (если оно иностранное);
  • между сотрудником и компанией заключен трудовой договор либо соглашение, предусматривающее обязанность физлица не позднее 3 месяцев после окончания учебы оформить с этой фирмой трудовой договор и отработать в ней не менее 1 года.

Понадобятся и иные документы: приказ о направлении на учебу, учебная программа, акт выполненных услуг, а также документ о прохождении обучения (письмо Минфина России от 28.02.2007 № 03-03-06/1/137).

Продолжим пример

ООО «Автомобилист» оплатило своему сотруднику учебу в аспирантуре, а бухгалтеру — подготовку и аттестацию по программе для профессиональных бухгалтеров. Фирма учла расходы в полном объеме в составе прочих, но налоговики попытались снять их. Доказывать свою правоту компании пришлось в суде, а в качестве аргументов были использованы положительные судебные решения по похожим делам (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 02.07.2008 № Ф04-3910/2008(7317-А81-14) по делу № А81-1660/ 2007), ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.01.2007 № А33-32437/05-Ф02-7147/06-С1 по делу № А33-32437/05).

Все ли рекламные расходы можно учесть по п. 4 ст. 264 НК РФ?

Реклама, как известно, двигатель торговли. Продать выгодно — значит получить хороший доход, а получение прибыли — основная цель любой коммерческой деятельности. Чем больше на рынке продавцов одного и того же товара, тем более сложный выбор стоит перед потребителями. И если в этом мучительном процессе им немножко помочь (к примеру, выгодно подчеркнуть какие-то свойства товара), то можно привлечь больше покупателей.

Налогоплательщики выбирают различные способы расхваливания своего товара — от рекламы в СМИ до проведения дегустаций. Порой рекламные расходы составляют одну из серьезных статей их затрат. НК РФ позволяет уменьшать доходы на сумму таких расходов.

В перечне расходов по п. 1 ст. 264 НК РФ расходам на рекламу посвящен подп. 28, который применяется с учетом п. 4 ст. 264 НК РФ.

В основном расходы на рекламу можно учесть при расчете налога на прибыль не в полном объеме, а только в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Случаев, когда рекламные затраты налогоплательщика можно признать полностью, немного, и все они перечислены в абз. 2–4 п. 4 ст. 264 НК РФ:

  • на рекламные мероприятия через СМИ (абз. 2 п. 4 ст. 264 НК РФ);
  • на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и щитов (абз. 3 п. 4 ст. 264 НК РФ);
  • на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, уценку товаров, потерявших свои исходные свойства при экспонировании (абз. 4 п. 4 ст. 264 НК РФ).

Чтобы не ошибиться и правильно включить в расходы рекламные затраты, следует учесть позицию налоговиков и чиновников Минфина России:

  • Расходы на материалы, необходимые для оформления точек продаж (POSM) в нормируемых расходах по п. 4 ст. 264 НК РФ не перечислены, но способствуют повышению интереса покупателей и учитываются в пределах норматива (письмо УФНС России по г. Москве от 23.12.2009 № 16-15/136079.1).
  • Расходы на лифлеты и флаеры. Таких наименований в п. 4 ст. 264 НК РФ также не найти, однако, поскольку речь идет о разновидностях брошюр с рекламной информацией, расходы на их оформление и печать можно учесть полностью (письмо Минфина России от 06.12.2006 № 03-03-04/2/254).
  • Расходы на рекламу, размещенную на транспортном средстве. Исходя из положений п. 1 ст. 19 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ, такой вид рекламы не является наружным, и расходы на него подлежат нормированию (письмо Минфина России от 03.02.2006 № 03-03-04/1/83, УФНС России по г. Москве от 17.06.2005 № 20-12/43630).
  • Расходы на проведение дегустации в целях привлечения внимания покупателей к продукции — это нормируемые расходы (письмо Минфина России от 04.08.2010 № 03-03-06/1/520).
  • Стоимость приобретения, доставки и передачи фасованной родниковой воды, содержащей символику фирмы. Такие расходы также должны нормироваться (письмо Минфина России от 09.07.2009 № 03-03-06/1/452).
  • Затраты на поддержание и наполнение веб-сайта компании, регистрацию доменного имени не нормируются (постановление ФАС Московского округа от 04.04.2011 № КА-А40/2332-11-П), так же как и расходы по размещению в сети интернет продукции, содержащей рекламную информацию о компании и ее услугах (письмо Минфина России от 29.01.2007 № 03-03-06/1/41).

Как учитывать расходы на добровольную сертификацию продукции?

Расходы на сертификацию относятся к прочим (подп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ). Порядок их признания установлен п. 5 ст. 264 НК РФ.

Чтобы у недобросовестного производителя не было соблазна сэкономить на качестве товара (к примеру, использовать дешевые, но опасные для жизни человека материалы или технологии), отдельные виды продукции (их перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1013) требуется обязательно сертифицировать.

Например, нечистый на руку делец, производя продукты питания из просроченного сырья, экономит кругленькую сумму, но при этом потребители такого товара рискуют своей жизнью. Вопрос о качестве товаров и продукции является важным, а на сумму возникающих при этом дополнительных материальных затрат налогоплательщику позволено уменьшить «прибыльные» доходы.

Компания вправе подтвердить качество товаров или продукции, не входящих в указанный список. Такая процедура носит название добровольной сертификации (ст. 20 ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ).

Затраты фирмы на сертификацию, в том числе добровольную (осуществляемую в порядке, установленном законом № 184-ФЗ), являются прочими расходами по ст. 264 НК РФ (письма Минфина России от 25.05.2006 № 03-03-04/4/96, от 18.03.2013 № 03-03-06/1/8186, от 08.06.2017 № 03-03-06/1/35781).

В недавнем прошлом если сертификат был выдан на 1 год, то в учете расходы на сертификацию учитывались ежемесячно в размере 1/12 от общей суммы, то есть списание расходов происходило равномерно (п. 1 ст. 272 НК РФ). Такой позиции придерживался Минфин России (письма от 18.03.2013 № 03-03-06/1/8186, от 06.10.2011 № 03-03-06/1/635). Затем чиновники изменили свое мнение и признали правомерным их единовременное списание на дату предъявления организацией документов, служащих основанием для расчетов (письма Минфина России от 20.03.2017 № 03-03-06/1/15663, от 28.03.2014 № 03-03-РЗ/13719).

Судебная практика по этому вопросу неоднородна. Ранее суды склонялись в сторону равномерного признания расходов на сертификацию (постановления ФАС Северо-Западного округа от 22.03.2006 № А56-14268/2005, Поволжского округа от 26.07.2005 № А72-6739/04-7/50).

Позднее налогоплательщикам удавалось доказать правомерность их одномоментного списания (определение ВАС РФ от 19.02.2009 № ВАС-15494/08, постановления ФАС Центрального округа от 15.02.2012 № А35-1939/2010, Поволжского округа от 18.07.2011 № А65-20361/2010, Уральского округа от 04.08.2008 № Ф09-3096/08-С3).