Статья 255 коап рф об административных правонарушениях

Статья 8.10 КоАП РФ. Нарушение требований по рациональному использованию недр (действующая редакция)

1. Выборочная (внепроектная) отработка месторождений полезных ископаемых, приводящая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

2. Невыполнение требований по проведению маркшейдерских работ, проведению дегазации при добыче (переработке) угля (горючих сланцев), приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения и окружающей среды, либо требований по сохранности месторождений полезных ископаемых, горных выработок и буровых скважин на время их консервации —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 8.10 КоАП РФ

1. См. п. 1 комментария к ст. 8.9.

Согласно Положению о геологическом и маркшейдерском обеспечении промышленной безопасности и охраны недр, утвержденному Постановлением Госгортехнадзора России от 22 мая 2001 г. N 18, установлены единые требования, обязательные для всех организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих проектирование, строительство, эксплуатацию, консервацию и ликвидацию объектов по добыче и переработке полезных ископаемых, а также объектов пользования недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе строящихся тоннелей, метро и иных подземных горных выработок и сооружений на территории РФ и в пределах ее континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ.

Для реализации требований законодательства о недрах указанные организации могут образовывать в своем составе самостоятельные структурные подразделения — службы главного геолога и главного маркшейдера либо привлекать по договору сторонние организации или физических лиц, которые имеют лицензии на производство соответствующих работ. Главный геолог и главный маркшейдер подчиняются непосредственно руководителю организации.

Деятельность служб осуществляется в соответствии с условиями лицензий на производство маркшейдерских работ (служба главного маркшейдера) и на эксплуатацию горных производств и объектов (служба главного геолога), а также в соответствии с вышеназванным Положением и другими нормативными правовыми актами.

Согласно п. 16 Положения функциями служб главного геолога и главного маркшейдера указанных организаций являются:

— ведение работ по геологическому изучению и использованию недр методами и способами, исключающими экономически не обоснованные потери полезных ископаемых в недрах и снижение их качества, повышение достоверности разведанных запасов полезных ископаемых, наиболее полное и комплексное использование месторождений полезных ископаемых;

— своевременное и качественное геологическое и маркшейдерское обеспечение работ при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, консервации или ликвидации объектов по добыче полезных ископаемых, подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

— контроль за правильностью разработки месторождений полезных ископаемых, включая техногенные, охраной недр, рациональным и комплексным их использованием;

— обоснование нормативов потерь и разубоживания полезных ископаемых при их добыче;

— подготовка материалов по переоценке и списанию с учета организации запасов полезных ископаемых, исходным данным для исчисления платежей при пользовании недрами, оформлению горных и земельных отводов, лицензий на пользование недрами, геометризации месторождений полезных ископаемых.

2. Согласно ст. 26 Закона РФ «О недрах» предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами.

По смыслу ч. 2 комментируемой статьи консервация месторождений полезных ископаемых, горных выработок и буровых скважин влечет за собой временное исключение данных объектов из хозяйственного оборота. Ликвидация горных выработок и буровых скважин обусловлена бессрочным прекращением их деятельности.

При полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей природной среды, зданий и сооружений, а при консервации — также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации.

Ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации органами, предоставившими лицензию, и органом государственного горного надзора.

Консервация и ликвидация горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, осуществляются за счет средств предприятий — пользователей недр.

Консервация и ликвидация горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами в соответствии с соглашением о разделе продукции, осуществляются за счет средств создаваемого инвестором ликвидационного фонда, размер, порядок формирования и использования которого определяются таким соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Законом РФ «О недрах» при досрочном прекращении права пользования недрами ликвидация или консервация предприятия производится в порядке, предусмотренном ст. 26 указанного Закона. Расходы на консервацию и ликвидацию предприятия несет пользователь недр, если пользование недрами прекращено по причинам, изложенным в п. 1 (при наличии вины предприятия), 2 и 3 ч. 2 ст. 20 данного Закона, или по инициативе пользователя недр.

Расходы на консервацию и ликвидацию предприятия — пользователя недр несет государство, если пользование недрами прекращено по причинам, указанным в п. 1 (при отсутствии вины предприятия) и п. 4 ч. 2 ст. 20 Закона РФ «О недрах».

В случае, если обстоятельства или условия, вызвавшие приостановление или ограничение права пользования недрами, устранены, это право может быть восстановлено в полном объеме. Время, на которое оно было приостановлено, при отсутствии вины пользователя недр не включается в общий срок действия лицензии.

В соответствии со ст. 24 Закона РФ «О недрах» пользователи недр обязаны обеспечить проведение комплекса геологических, маркшейдерских и иных наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического цикла работ и прогнозирования опасных ситуаций, своевременное определение и нанесение на планы горных работ опасных зон.

Применительно к ч. 2 комментируемой статьи следует иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» производство маркшейдерских работ вправе осуществлять только лицензиаты — юридические лица и индивидуальные предприниматели. Согласно Перечню федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135, лицензирование указанного вида деятельности отнесено к ведению Госгортехнадзора России.

В соответствии с п. 2 Положения о лицензировании деятельности по производству маркшейдерских работ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 июня 2002 г. N 382, производство маркшейдерских работ включает:

а) пространственно-геометрические измерения горных разработок и подземных сооружений, определение их параметров, местоположения и соответствия проектной документации;

б) наблюдения за состоянием горных отводов и обоснование их границ;

в) ведение горной графической документации;

г) учет и обоснование объемов горных разработок;

д) определение опасных зон и мер охраны горных разработок, зданий, сооружений и природных объектов от воздействия работ, связанных с пользованием недрами.

По смыслу ч. 2 комментируемой статьи под невыполнением требований по производству маркшейдерских работ понимается неисполнение (ненадлежащее исполнение) лицензиатом требований и условий лицензирования, установленных п. 4 указанного Положения. Совершение лицензиатом административного правонарушения, определенного ч. 2 рассматриваемой статьи, влечет за собой санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования, применяемые в соответствии со ст. 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», независимо от привлечения нарушителя к мерам административной ответственности, установленным ч. 2 комментируемой статьи.

3. Рекомендации о порядке проведения документальных проверок юридических лиц независимо от видов деятельности и формы собственности (включая предприятия с особым режимом работы) по соблюдению налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в бюджет платы за пользование недрами (приложение к письму Госналогслужбы России от 29 августа 1994 г. N НП-6-02/318) следующим образом определяют понятия, используемые в ч. 1 комментируемой статьи.

Полезные ископаемые — минеральные образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства.

Минеральное сырье — полезные ископаемые, вовлеченные (учтенные или используемые) в сферу общественного производства.

Добыча полезного ископаемого — совокупность технологических процессов по извлечению полезного ископаемого из недр.

К добыче относится все количество полезного ископаемого, выданного из недр на поверхность при подземном способе разработки месторождения, вывезенного из карьера — на открытых горных работах, но без учета пород, разубоживающих полезное ископаемое, если они не были включены в подсчет балансовых запасов.

Разубоживание — изменение (снижение) содержания полезных компонентов в добытом из недр полезном ископаемом по сравнению с содержанием их в запасах в недрах вследствие примешивания к ним пород в технологическом процессе добычи полезного ископаемого.

Потери полезного ископаемого при добыче — это часть балансовых запасов полезного ископаемого, не извлеченная из недр при разработке месторождения, добытая и направленная в породные отвалы, оставленная (потерянная) в местах складирования, погрузки и на транспортных путях технологического цикла горного производства, а также потери попутного (растворенного) газа при добыче нефти.

Общешахтные (общерудничные, общекарьерные, общеприисковые) потери — запасы полезных ископаемых в охранных целиках, оставленных для безопасного ведения горных работ вблизи геологических нарушений, под водоемами, площадями застройки, в зонах отчуждения железных и автодорог, нефтегазопроводов, высоковольтных линий электропередачи и других целиках специального назначения, отработка которых проектом не предусмотрена.

Эксплуатационные потери при добыче — потери при добыче полезного ископаемого в массиве (в недрах) и потери отдельных (отбитых) от массива полезных ископаемых (руд, песков), связанные с системой разработки и применяемой технологией добычи, образующиеся непосредственно в технологическом процессе добычи.

Нормативные потери при добыче — эксплуатационные потери полезных ископаемых при добыче, уровень которых обоснован при современном состоянии горной техники и технологии для определенных горно-геологических условий разработки месторождения.

Потери при добыче фактические — потери полезного ископаемого, определенные маркшейдерской и геологической службами горного предприятия прямым методом по месту образования этих потерь или косвенным (расчетным) методом.

Сверхнормативные потери — превышение фактических потерь над нормативными потерями полезного ископаемого при добыче, определяемое по выемочной единице.

Балансовые запасы полезного ископаемого — запасы, использование которых экономически целесообразно и которые удовлетворяют кондициям, устанавливаемым для подсчета запасов в недрах.

Технологические потери полезного ископаемого — потери полезного ископаемого (полезного компонента), образующиеся при промывке (обогащении) добытой горной массы, руды, песков, — в эксплуатационные потери и в погашенные запасы не включаются и при расчете платежей за пользование недрами учитываться не должны.

Забалансовые запасы полезного ископаемого — запасы, использование которых при достигнутом техническом уровне экономически нецелесообразно вследствие их малого количества, малой мощности залежей (пласта), низкого содержания ценных компонентов, особой сложности условий эксплуатации или необходимости применения очень сложных процессов переработки, но которые в дальнейшем могут быть объектом промышленного освоения.

4. При квалификации административных проступков, предусмотренных данной статьей, важно определить их общественно опасные последствия. В этом случае необходимо установить сам факт нарушения указанных требований, т.е. их несоблюдения или уклонения от их исполнения гражданами, должностными лицами, юридическими лицами, независимо от того, причинен вред или нет. Квалификация преступления возможна только в случае, если данное противоправное деяние причинило вред. Нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горно-добывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, если это деяние повлекло причинение значительного ущерба, квалифицируется как преступление, предусмотренное ст. 255 УК.

5. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению должностных лиц Госгортехнадзора и его территориальных органов, указанных в ч. 2 ст. 23.31 КоАП.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, рассматриваются должностными лицами МПР России, Госгортехнадзора и их территориальных органов, осуществляющими государственный геологический контроль, указанными в ч. 2 ст. 23.22 КоАП (см. комментарий к указанным статьям).

Статья 7.4 КоАП РФ. Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых (действующая редакция)

Застройка площадей залегания полезных ископаемых, в том числе размещение в местах их залегания подземных сооружений без разрешения, необеспечение сохранности зданий, сооружений, а также особо охраняемых территорий и объектов окружающей среды при пользовании недрами —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 7.4 КоАП РФ

1. В качестве самовольной рассматривается застройка площадей залегания полезных ископаемых без специального разрешения, выдаваемого МПР России по согласованию с Госгортехнадзором России.

Согласно подп. 7 п. 6 Положения о Госгортехнадзоре России, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2001 г. N 841, Госгортехнадзор принимает меры по устранению нарушений правил, норм и стандартов при составлении и реализации проектов по добыче и переработке полезных ископаемых, использованию недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.

2. В соответствии со ст. 25 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешаются только после получения заключения МПР России или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.

Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускаются с разрешения МПР России, его территориальных органов и органов Госгортехнадзора России только при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки.

Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращается без возмещения произведенных затрат и затрат по рекультивации территории и демонтажу возведенных объектов.

3. Согласно Положению о порядке выдачи разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых, утвержденному Постановлением Госгортехнадзора России от 30 августа 1999 г. N 64, под площадью залегания полезных ископаемых, на застройку которой требуется разрешение, понимаются:

территория, под которой непосредственно залегают полезные ископаемые, и прилегающие к ней территории, попадающие в зону вредного влияния горных разработок и взрывных работ на объекты поверхности и подземные сооружения;

акватория внутренних морей, озер и других водоемов, рассолы, рапа, донные отложения которых являются полезными ископаемыми или источником получения минерального сырья;

территория горного отвода месторождения лечебных минеральных вод и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а при его отсутствии — территория округа горно-санитарной охраны.

4. Разрешение на застройку выдается на основе данных горно-геологического обоснования до начала проектирования строительства объекта. Горно-геологическое обоснование может разрабатываться в составе градостроительной документации. Получение разрешения на застройку не исключает необходимости получения в порядке, установленном ст. 62 Градостроительного кодекса РФ, разрешения на строительство объектов недвижимости.

5. Разрешение на застройку площадей залегания полезных ископаемых может быть отменено или приостановлено органами архитектуры и градостроительства в случаях:

несоблюдения владельцем объекта условий, на которых разрешена застройка;

если застройка оказывает более вредное, чем предусмотрено проектом, влияние на сохранность месторождения полезных ископаемых, горных выработок, буровых скважин и подземных сооружений;

если предусмотренные проектом меры охраны объекта от вредного влияния горных разработок не обеспечивают безопасность жизни и здоровья населения;

если строительство не начато в течение пяти лет со дня получения разрешения.

При отмене разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых вопросы ограничений в пользовании объектом, его сноса или перемещения решаются в судебном порядке.

6. Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, повлекшая причинение значительного ущерба, квалифицируется в качестве экологического преступления (ст. 255 УК).

7. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению органов Госгортехнадзора России (см. комментарий к ст. 23.31).

Статья 8.9 КоАП РФ. Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (действующая редакция)

Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 8.9 КоАП РФ

1. Согласно Закону РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков и простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Пользователи недр, осуществляющие первичную переработку получаемого ими из недр минерального сырья, обязаны обеспечить:

— строгое соблюдение технологических схем переработки минерального сырья, обеспечивающих рациональное, комплексное извлечение содержащихся в нем полезных компонентов; учет и контроль распределения полезных компонентов на различных стадиях переработки и степени их извлечения из минерального сырья;

— дальнейшее изучение технологических свойств и состава минерального сырья, проведение опытных технологических испытаний с целью совершенствования технологий переработки минерального сырья;

— наиболее полное использование продуктов и отходов переработки (шламов, пылей, сточных вод и др.); складирование, учет и сохранение временно не используемых продуктов и отходов производства, содержащих полезные компоненты.

2. В соответствии со ст. 23 Закона РФ «О недрах» к основным требованиям по рациональному использованию и охране недр относятся, в частности:

— охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;

— предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;

— соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Требования по охране недр определяются также и лицензией на пользование недрами. В соответствии со ст. 12 Закона РФ «О недрах» лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в частности, данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами, а также условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ.

Требования по охране недр должны учитываться при разработке градостроительной документации. Согласно п. 2 ст. 10 Градостроительного кодекса РФ разделы об охране недр включаются в градостроительную документацию всех видов.

Применительно к отношениям, регулируемым Водным кодексом РФ, под загрязнением водных объектов понимаются сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов (о статусе водных объектов см. п. 3 комментария к ст. 7.2).

Загрязнение водных объектов может быть обусловлено загрязнением находящихся в них гидроминеральных ресурсов.

К обязанностям субъектов хозяйственной и иной деятельности, допустивших загрязнение недр, относится внесение платы, формы которой должны быть установлены федеральным законом. Внесение указанной платы не освобождает субъекты хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде (см. ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

К гидроминеральным ресурсам относятся неживые ресурсы водных объектов. О различиях статуса минеральных (неживых) ресурсов, водных биологических (живых) ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны РФ см. п. 4 комментария к ст. 8.17, п. 1 комментария к ст. 8.20.

О статусе общераспространенных полезных ископаемых и об административной ответственности за их незаконную добычу на водных объектах см. п. 1 комментария к ст. 8.7.

3. Отдельные требования по охране недр и гидроминеральных ресурсов содержатся в подзаконных, в частности ведомственных, актах (см. Правила геофизических исследований и работ в нефтяных и газовых скважинах, утвержденные Приказом Министерства природных ресурсов РФ и Министерства топлива и энергетики РФ от 28 декабря 1999 г. N 445).

4. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению должностных лиц МПР России и Госгортехнадзора, указанных в ч. 2 ст. 23.22, ч. 2 ст. 23.31 КоАП (см. комментарии к указанным статьям).

5. Рассматриваемое правонарушение считается завершенным в момент неисполнения требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов либо уклонения от их исполнения (при бездействии). Указанное деяние в случае, если оно повлекло причинение значительного ущерба, квалифицируется как экологическое преступление (ст. 255 УК).

Комментарии к СТ 255 ГПК РФ

Статья 255 ГПК РФ. Решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, подлежащие оспариванию в порядке гражданского судопроизводства

Комментарий к статье 255 ГПК РФ:

1. Правила настоящей главы не распространяются на дела об оспаривании нормативных правовых актов (гл. 24 ГПК РФ), решений, действий (бездействия) избирательных комиссий, комиссий референдума (гл. 26 ГПК РФ), а также на дела об административных правонарушениях (разд. IV КоАП РФ).

Следует разграничивать подведомственность дел данной категории судам общей юрисдикции и арбитражным судам. В соответствии с ч. 3 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела, в том числе возникающие из публичных правоотношений, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов. Арбитражные суды согласно ст. 29 АПК РФ рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания; другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

2. К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К таким действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К такому бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом (п. 1 Постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. N 2).

3. Комментируемая статья по своему конституционно-правовому смыслу предоставляет объединениям граждан (юридическим лицам) право на подачу в суд заявлений об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, государственных или муниципальных служащих и предполагает обязанность суда рассмотреть такое заявление по существу (Определение Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2004 г. N 213-О).

Кодекс Украины об административных нарушениях
Статья 255. Лица, имеющие право составлять протоколы об административных правонарушениях

По делам об административных правонарушениях, которые рассматриваются органами, указанными в статьях 218 — 221 настоящего Кодекса, протоколы о правонарушениях имеют право составлять:

1) уполномоченные на то должностные лица:

органов внутренних дел (Национальной полиции) (часть первая статьи 44, статьи 44-1, 46-1, 46-2, 51, 51-2, 51-3, 88-1, 89, 92, часть первая статьи 106-1 , статья 106-2, части четвертая и седьмая статьи 121, часть четвертая статьи 122, статьи 122-2, 122-4, 122-5, части вторая и третья статьи 123, статья 124, часть третья статьи 126, часть четвертая статьи 127 , статьи 127-1, 130, часть третья статьи 133, статья 135-1, статья 136 (о нарушениях на автомобильном транспорте), статья 139, часть четвертая статьи 140, статьи 148, 151, 152, 154, 155, 155-2 — 156-2, 159, 160, 162 — 162-3, 164 — 164-11, 164-15, 164-16, 165-1, 165-2, 166-14 — 166-18, 172-4 — 172 -9,172-9-2, 173 — 173-2, 174, статья 175-1 (за исключением нарушений, совершенных в местах, запрещенных решением соответствующего сельского, поселкового, городского совета), статьи 176, 177, 178 — 181-1, 182 — 183-1, части первая — третья, седьмая статьи 184, статьи 184-1 — 185-2, 185-4 — 185-9, 186, 186-1, 186-3, 186-5 — 187, 188-28, 188-47, 189 — 195-6, статьи 204-1, 206-1, 212-6, 212-7, 212-8, 212-10, 212-12, 212-13, 212-14, 212-19, 212-20)

органов государственного надзора в сфере пожарной и техногенной безопасности (статьи 164, 183, 188-16)

органов здравоохранения (статьи 45, 46, 46-2, статья 183 — относительно заведомо ложного вызова скорой медицинской помощи);

органов охраны культурного наследия (статьи 92, 188-33)

органов государственного энергонадзора (статья 103-1);

центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере энергосбережения (статьи 98, 101-103, 188-14)

центрального органа исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики по вопросам безопасности на наземном транспорте (статьи 136, 141, 142, 164 — в части, касающейся правонарушений в области хозяйственной деятельности, связанной с перевозкой пассажиров и грузов)

центрального органа исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере безопасности на морском и речном транспорте (статья 136);

национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информатизации (статьи 144 — 148-5, 164 (в части, касающейся нарушения порядка осуществления хозяйственной деятельности в области связи), 188-7;

центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере государственного контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей (статьи 42-2, 156, 164-6, 164-7)

финансовых органов (статьи 164, 164-1)

предприятий и организаций, в ведении которых являются электрические сети (статьи 99, 103-1)

предприятий и организаций, эксплуатирующих магистральные трубопроводы (статья 138);

органов государственной санитарно-эпидемиологической службы (статьи 42-1, 42-2, 188-22)

центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере безопасности и отдельных показателей качества пищевых продуктов, центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере ветеринарной медицины, уполномоченных подразделений ветеринарной милиции (статьи 42-1, 42-2, 107, 166 -22, 188-22)

центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде (части первая — четвертая, седьмая статьи 41, статьи 41-1 — 41-3, 188-1)

лабораторий радиационного контроля министерств и ведомств Украины, организаций потребительской кооперации (статья 42-2)

государственных органов регистрации актов гражданского состояния (статья 212-1);

органов Антимонопольного комитета Украины (статьи 164-3, 166-1 — 166-4)

органов управления кинематографией (статья 164-6 — в части демонстрации и распространения фильмов без государственного удостоверения на право распространения и демонстрирования фильмов в кино- и видеосети; статья 164-7 — в части нарушения условий распространения и демонстрации фильмов, предусмотренных государственным удостоверением на право распространения и демонстрации фильмов в кино- и видеосети; статья 164-8 — в части несоблюдения квоты демонстрирования национальных фильмов при использовании национального экранного времени в кино- и видеосети; статья 186-7 — в части недоставки или нарушения срока доставки обязательного бесплатного экземпляра аудио-, визуальной, аудиовизуальной продукции);

органов Государственной пограничной службы Украины (части вторая, четвертая и пятая статьи 85, статьи 92, часть четвертая статьи 185-3, 185-10, 191, 204-1, 206-1)

Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания, его представители в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе (статья 164-6 — в части демонстрации и распространения фильмов без государственного удостоверения на право распространения и демонстрирования фильмов на каналах вещания телевидения Украины; статья 164-7 — в части нарушения условий распространения и демонстрации фильмов, предусмотренных государственным удостоверением на право распространения и демонстрирования фильмов на каналах вещания телевидения Украины, статьи я 164-8 — в части несоблюдения квоты демонстрирования национальных фильмов при использовании национального экранного времени на каналах вещания телевидения Украины; статья 212-9 — в части нарушения порядка ведения предвыборной агитации, агитации во время подготовки и проведения референдума, порядка участия в информационном обеспечении выборов с использованием электронных (аудиовизуальных) средств массовой информации; статья 212-11 — в части непредоставления возможности обнародовать ответ относительно информации, распространенной в отношении субъекта избирательного о цесса электронным (аудиовизуальным) средством массовой информации);

органов Службы безопасности Украины (статья 164 (в части, касающейся правонарушений в области хозяйственной деятельности, лицензии на проведение которой выдает эта Служба), статьи 172-4 — 172-9, 195-5, 212-2 (кроме пункта 9 части первой ), 212-5 и 212-6)

органов Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины (статья 164 (в части, касающейся правонарушений в области хозяйственной деятельности, лицензии на проведение которой выдает эта Служба), пункт 9 части первой статьи 212-2 и статья 188-31)

органов государственной налоговой службы (статьи 51-2, 155-1, 162-1, 162-2, 163-1 — 163-4, 163-12, 164, 164-5, 164-16, 166-16, 166- 17 177-2, 204-3)

органов рыбоохраны (части четвертая и пятая статьи 85, статьи 85-1, 88-1, 90, статья 164 — в части нарушения порядка осуществления хозяйственной деятельности, связанной с добычей и использованием рыбы и других водных живых ресурсов);

центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере лесного хозяйства (части вторая и пятая статьи 85, статьи 85-1, 88-1, 90);

центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов (части вторая, четвертая и пятая статьи 85, статьи 85-1, 88, 88-1, 88-2, 90, 91, 91-5, 164 — в части нарушения порядка осуществления хозяйственной деятельности, связанной с рациональным использованием, воспроизводством и охраной природных ресурсов (земля, недра, поверхностные воды, атмосферный воздух, животный и растительный мир , Природные ресурсы территориальных вод, континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны Украины, добычи и использования рыбы и других водных живых ресурсов), обращение с отходами (кроме обращения с радиоактивными отходами), опасными химическими веществами, пестицидами и агрохимикатами, нарушения требований законодательства в сфере оценки воздействия на окружающую среду;

центрального органа исполнительной власти по вопросам гражданской авиации (часть вторая статьи 112, часть третья статьи 133);

Комиссии по вопросам лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах (статья 188-51)

органов, осуществляющих контроль за добычей драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней (часть первая статьи 189-1)

Национального банка Украины (статьи 163-12, статья 166-8 (в части, касающейся правонарушений в области банковской деятельности и банковских операций);

органов государственного контроля (статьи 163-12, 164-12, 164-14)

Счетной палаты (статьи 164-12, 164-14, части пятая и шестая статьи 188-19)

органов управления архивным делом и делопроизводством (статья 92-1, статья 186-7 — в части недоставки или нарушения срока доставки обязательного бесплатного экземпляра аудио-, визуальной, аудиовизуальной продукции);

службы государственной охраны природно-заповедного фонда Украины (части вторая, четвертая и пятая статьи 85, статьи 90, 91);

органов управления Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины (о правонарушениях, совершенных военнослужащими, военнообязанными и резервистами во время прохождения сборов, а также работниками Вооруженных Сил Украины во время выполнения ими служебных обязанностей — статья 44, части вторая и третья статьи 123, статьи 172-10 — 172-20, 173, 174, 178, 182, 184-1, 185 и 1857)

центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере государственного экспортного контроля (статьи 188-17, 212-4);

органов исполнительной власти, проводят регистрацию печатного средства массовой информации (статья 186-6);

отдела контроля Аппарата Верховной Рады Украины (части первая-четвертая статьи 188-19)

предприятий и организаций, в ведении которых являются объекты электроэнергетики (статья 185-12)

центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную регуляторную политику, политику по вопросам надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, лицензирования и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности и дерегуляции хозяйственной деятельности (статьи 166-10, 166-12, 166-21, 166 -24, 188-38, 188-45)

центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере страхового фонда документации (статья 188-25)

органов и учреждений исполнения наказаний и следственных изоляторов (статья 188);

субъектов государственного финансового мониторинга (статья 166-9, часть шестая статьи 166-11, статья 188-34)

администраций историко-культурных заповедников, историко-культурных заповедных территорий (статья 92);

Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (статьи 163-7, 163-12)

центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере надзора (контроля) в агропромышленном комплексе (статья 188-27)

городских советов городов областного или республиканского Автономной Республики Крым значения (их исполнительных органов), районных и районных в городах Киеве и Севастополе государственных администраций, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций — государственные администраторы (часть вторая статьи 166-10 — в части нарушения местным разрешительным органом сроков принятия решения о выдаче документа разрешительного характера);

центрального органа исполнительной власти по обеспечению реализации государственной правовой политики и его территориальных органов (статья 188-41)

национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг (статья 166-8 (в части, касающейся правонарушений в области деятельности по предоставлению финансовых услуг, лицензии (разрешения) на проведение которой выдает этот орган)

центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере метрологического надзора (статья 171-2);

специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в сфере телевидения и радиовещания, информационной и издательской сферах (статья 186-7 — в части недоставки или нарушения срока доставки обязательного бесплатного экземпляра изданий, статья 212-9 — в части нарушения порядка ведения предвыборной агитации, агитации во время подготовки и проведения референдума, порядка участия в информационном обеспечении выборов с использованием печатных средств массовой информации и информа ийних агентств, статья 212-11 — в части непредоставления возможности обнародовать ответ относительно информации, распространенной в отношении субъекта избирательного процесса печатным средством массовой информации или информационным агентством)

органов железнодорожного транспорта (части вторая и третья статьи 123);

центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований (части первая, вторая, девятая и десятая статьи 166-6, части первая — пятая статьи 166-11) ;

Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (статьи 172-4 — 172-9, 172-9-2, 188-46, 212-15, 212-21)

Национального антикоррупционного бюро Украины (статья 185-13)

центрального органа исполнительной власти, формирует и реализует государственную политику в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений, и его территориальных органов (статья 166-23)

Национального агентства Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений (статья 188-48)

территориальных органов и территориальных подразделений центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сферах миграции (иммиграции и эмиграции), в том числе противодействия нелегальной (незаконной) миграции, гражданства, регистрации физических лиц (часть четвертая статьи 185-3)

центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере оздоровления и отдыха детей (статья 166-25)

органа центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний (статья 183-2);

органов опеки и попечительства (части пятая и шестая статьи 184, статья 188-50)

2) должностные лица, уполномоченные на то исполнительными комитетами (а в населенных пунктах, где не создано исполнительных комитетов, — исполнительными органами, исполняющими их полномочия) сельских, поселковых, городских советов (части первая — четвертая статьи 41, статьи 96-2, 103-1, 103-2, 103-3, 104, часть первая статьи 106-1, статьи 106-2, 127-2, 149 — 152, части третья — пятая статьи 152-1, статьи 154, 155, 155-2, 156, 156-1, 156-2, 159 — 160, статья 175-1 (за нарушения, совершенные в местах, запрещенных решением соответствующего сельского, поселкового, городского совета), статьи 183, 185-1, 186- 5, 197, 198);

2-2) председатель, заместитель председателя, секретарь, другие члены избирательной комиссии, комиссии по референдуму (статьи 212-7, 212-9, 212-11 — 212-20)

2-3) кандидаты, уполномоченные лица, официальные наблюдатели (статьи 212-16 — 212-18, 212-20) «;

2-4) должностные лица, уполномоченные на то областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями (статья 149-1);

2-5) должностные лица, уполномоченные на то местными государственными администрациями (статьи 96-2, 197, 198);

3) собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган (статьи 51, 179);

5) работники, которые осуществляют охрану предприятий, учреждений, организаций (статья 179);

6) частные исполнители (статья 188-13 — в части, касающейся невыполнения законных требований частного исполнителя)

7) секретарь судебного заседания, секретарь суда (статья 185-5, часть первая статьи 185-6)

7-1) судебный распорядитель (части первая, вторая, третья и пятая статьи 185-3)

8) следователь (часть четвертая статьи 184, статьи 185-4, 185-11)

8-1) уполномоченные лица секретариата Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека или представители Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека (статьи 188-39, 188-40, 212-3 (кроме нарушений права на информацию в соответствии с Законом Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности «)

9) представители общественных организаций или органов общественной самодеятельности:

член общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы (статьи 92, 148, 152, 154, 160, 175-1, 179, 185-7, 186-2, 186-4)

члены общественных организаций лиц с инвалидностью (части вторая, третья и четвертая статьи 152-1)

общественный инспектор Украинского общества охраны памятников истории и культуры (статья 92);

общественный инспектор по охране окружающей среды (часть четвертая статьи 85, статьи 88-1, 91);

9-1) председатель совета адвокатов Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя или уполномоченный советом член совета адвокатов (статья 212-3 — в части, касающейся нарушения права на информацию в соответствии с Законом Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности») ;

9-2) председатель, заместитель председателя Высшего совета правосудия (статья 188-32)

9-3) председатель, заместитель председателя Высшей квалификационной комиссии судей Украины (статья 188-35 (в части невыполнения законных требований Высшей квалификационной комиссии судей Украины или ее члена);

9-4) председатель, заместитель председателя квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров (статья 188-35 (в части невыполнения законных требований квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров или ее члена);

9-5) уполномоченные лица Секретариата Конституционного Суда Украины (статья 188-49)

10) государственные инспекторы по вопросам интеллектуальной собственности (статьи 51-2, 164-9, 164-13, 164-17, 164-18, статья 186-7 — в части недоставки или нарушения срока доставки обязательного бесплатного экземпляра патентных документов) ;

11) прокурор (статьи 172-4 — 172-20, 185-4, 185-8, 185-11)

12) государственные инспекторы сельского хозяйства (статья 51-2)

13) государственные инспекторы по племенному делу в животноводстве (статья 107-1);

14) командиры (начальники) воинских частей (учреждений, заведений), командиры подразделений, уполномоченные на то командирами (начальниками) воинских частей (учреждений, заведений) (статьи 172-10 — 172-20).

По делам об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено к ведению органов, указанных в статьях 222 — 244-21 настоящего Кодекса, протоколы о правонарушениях имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица этих органов. Кроме того, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять:

1) должностные лица органов, осуществляющих контроль за использованием нефтепродуктов в промышленности и сельском хозяйстве (статья 161);

2) член общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы (статья 202);

3) инспектор по безопасности на морском и речном транспорте (части первая, третья, четвертая и пятая статьи 116, часть вторая статьи 116-1, часть третья статьи 116-2, часть первая статьи 117, статья 118, часть третья статьи 129 , части третья и четвертая статьи 130);

4) общественный лесной инспектор (статьи 63, 64-70, 73, 76, 77);

7) общественный инспектор по охране окружающей среды (статьи 48, 63 — 70, 73, 76 — 77-1, 78, 82, части первая и третья статьи 85, статья 89 (в отношении диких животных), статьи 91-4, 153);

7-1) общественный инспектор сельского хозяйства (статьи 52 — 53-1, 53-3, 53-4)

9) должностные лица органов железнодорожного транспорта (часть первая статьи 123);

10) работники ведомственной, сельской пожарной охраны и членов добровольных пожарных дружин (команд), противопожарных объединений граждан (статьи 120, 175, 188-8)

11) должностные лица военной инспекции безопасности дорожного движения Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины (о правонарушениях, совершенных военнослужащими, военнообязанными и резервистами во время прохождения сборов, — часть четвертая статьи 122, статья 122-2, часть третья статьи 123, статья 124, части первая и вторая статьи 130, а также обо всех нарушениях правил дорожного движения, совершенных лицами (кроме военнослужащих, военнообязанных и резервистов во время прохождения сборов), которые управляют транспортными средствами С Ройне Сил Украины и других военных формирований)

16) должностные лица органов Государственной пограничной службы Украины (части первая и третья статьи 85, статьи 121-1, 195, часть первая статьи 203, статьи 204, 205, 206);

17) государственные инспекторы сельского хозяйства (статья 104-1);

18) должностные лица национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (статья 188-36)

19) лица, уполномоченные на проведение проверок при осуществлении ими архитектурно-строительного контроля (статьи 96, 96-1 (кроме частей третьей — пятой), части первая и вторая статьи 188-42)

20) егеря и должностные лица пользователей охотничьих угодий, уполномоченных на охрану государственного охотничьего фонда (статьи 65, 65-1, 66, 72, 73, 77, 77-1, части первая и третья статьи 85);

21) государственные исполнители (статьи 183-1, 188-13 — в части, касающейся невыполнения законных требований государственного исполнителя)

22) члены общественных организаций лиц с инвалидностью (часть шестая статьи 152-1)

23) должностные лица органов Службы безопасности Украины (статьи 203-1 и 204-4).

В случаях, прямо предусмотренных законом, протоколы об административных правонарушениях могут составлять также должностные лица других органов государственной власти, органов местного самоуправления и представители органов самоорганизации населения.