Статья 35 об акционерных обществах

Содержание:

Статья 35. Фонды и чистые активы общества

Статья 35. Фонды и чистые активы общества

О проверке конституционности отдельных положений статьи 35 настоящего Федерального закона см. Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 120-ФЗ в пункт 1 статьи 35 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2002 г.

1. В обществе создается резервный фонд в размере, предусмотренном уставом общества, но не менее 5 процентов от его уставного капитала.

Резервный фонд общества формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им размера, установленного уставом общества. Размер ежегодных отчислений предусматривается уставом общества, но не может быть менее 5 процентов от чистой прибыли до достижения размера, установленного уставом общества.

Резервный фонд общества предназначен для покрытия его убытков, а также для погашения облигаций общества и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств.

Резервный фонд не может быть использован для иных целей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 120-ФЗ в пункт 2 статьи 35 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2002 г.

2. Уставом общества может быть предусмотрено формирование из чистой прибыли специального фонда акционирования работников общества. Его средства расходуются исключительно на приобретение акций общества, продаваемых акционерами этого общества, для последующего размещения его работникам.

При возмездной реализации работникам общества акций, приобретенных за счет средств фонда акционирования работников общества, вырученные средства направляются на формирование указанного фонда.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 120-ФЗ в пункт 3 статьи 35 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2002 г.

3. Стоимость чистых активов общества оценивается по данным бухгалтерского учета в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

См. Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденный приказом Минфина РФ и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 29 января 2003 г. NN 10н, 03-6/пз

См. Порядок оценки стоимости чистых активов страховых организаций, созданных в форме акционерных обществ, утвержденный приказом Минфина РФ и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 12 сентября 2003 г. NN 83н, 03-158/пз

4. Если по окончании второго и каждого последующего финансового года в соответствии с годовым бухгалтерским балансом, предложенным для утверждения акционерам общества, или результатами аудиторской проверки стоимость чистых активов общества оказывается меньше его уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала до величины, не превышающей стоимости его чистых активов.

5. Если по окончании второго и каждого последующего финансового года в соответствии с годовым бухгалтерским балансом, предложенным для утверждения акционерам общества, или результатами аудиторской проверки стоимость чистых активов общества оказывается меньше величины минимального уставного капитала, указанной в статье 26 настоящего Федерального закона, общество обязано принять решение о своей ликвидации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 120-ФЗ пункт 6 статьи 35 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2002 г.

6. Если в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящей статьи, общество в разумный срок не примет решение об уменьшении своего уставного капитала или о ликвидации, кредиторы вправе потребовать от общества досрочного прекращения или исполнения обязательств и возмещения им убытков. В этих случаях орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, либо иные государственные органы или органы местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом, вправе предъявить в суд требование о ликвидации общества.

Статья 35. Внеочередное общее собрание членов кооператива

1. Внеочередное общее собрание членов кооператива созывается по инициативе правления кооператива, по требованию ревизионной комиссии (ревизора) кооператива, исполнительных органов кооператива или по требованию членов кооператива, составляющих не менее десяти процентов от общего числа членов кооператива на день предъявления требования о созыве внеочередного общего собрания членов кооператива. Уставом кооператива может быть предусмотрено меньшее число членов кооператива, имеющих право на созыв внеочередного общего собрания членов кооператива.

2. В случае выявления убытков кооператива, которые превышают сумму, равную двадцати пяти процентам паевого фонда кооператива, ревизионная комиссия (ревизор) кооператива или исполнительные органы кооператива обязаны потребовать созыва внеочередного общего собрания членов кооператива и правление кооператива обязано созвать внеочередное общее собрание членов кооператива.

3. Внеочередное общее собрание членов кооператива должно быть проведено в течение сорока пяти дней со дня предъявления требования о проведении такого собрания.

4. В требовании о проведении внеочередного общего собрания членов кооператива должны быть сформулированы вопросы, подлежащие включению в повестку дня такого собрания, а также могут содержаться формулировки решений по каждому из этих вопросов и предложение о форме проведения внеочередного общего собрания членов кооператива.

5. Правление кооператива не вправе вносить изменения в формулировки вопросов, подлежащих включению в повестку дня внеочередного общего собрания членов кооператива, формулировки решений по каждому из этих вопросов и изменять предложенную форму проведения внеочередного общего собрания членов кооператива, созываемого по требованию ревизионной комиссии (ревизора) кооператива, исполнительных органов кооператива либо по требованию членов кооператива, составляющих не менее десяти процентов от общего числа членов кооператива, или в соответствии с уставом кооператива меньшего числа членов кооператива, имеющих право на созыв внеочередного общего собрания членов кооператива.

6. Если требование о созыве внеочередного общего собрания членов кооператива исходит от членов кооператива, оно должно содержать имена членов кооператива, требующих созыва такого собрания, а также должно быть ими подписано.

7. В течение пяти дней со дня предъявления требования о созыве внеочередного общего собрания членов кооператива ревизионной комиссией (ревизором) кооператива, исполнительными органами кооператива либо по требованию членов кооператива, составляющих не менее десяти процентов от общего числа членов кооператива, или в соответствии с уставом кооператива меньшего числа членов кооператива, имеющих право на созыв внеочередного общего собрания членов кооператива, правление кооператива должно принять решение о созыве внеочередного общего собрания членов кооператива или об отказе в его созыве.

8. Решение об отказе в созыве внеочередного общего собрания членов кооператива может быть принято правлением кооператива в случае, если:

1) не соблюден установленный настоящей статьей порядок предъявления требования о созыве внеочередного общего собрания членов кооператива;

2) требование о созыве внеочередного общего собрания членов кооператива предъявлено членами кооператива, составляющими менее десяти процентов от общего числа членов кооператива, или в соответствии с уставом кооператива меньшим числом членов кооператива, имеющих право на созыв внеочередного общего собрания членов кооператива.

9. Решение правления кооператива о созыве внеочередного общего собрания членов кооператива или об отказе в его созыве направляется в органы или лицам, которые требуют созыва такого собрания, не позднее чем через три дня со дня принятия соответствующего решения. Решение правления кооператива об отказе в созыве внеочередного общего собрания членов кооператива может быть обжаловано органами или лицами, которые требуют созыва такого собрания, в суд в течение трех месяцев со дня принятия указанного решения.

10. В случае, если в течение установленного настоящим Федеральным законом срока правлением кооператива не принято решение о созыве внеочередного общего собрания членов кооператива, внеочередное общее собрание членов кооператива может быть созвано органами или лицами, которые требуют созыва такого собрания. При этом органы или лица, созывающие внеочередное общее собрание членов кооператива, обладают предусмотренными настоящим Федеральным законом полномочиями, необходимыми для созыва и проведения внеочередного общего собрания членов кооператива. Исполнительные органы кооператива обязаны предоставить органам или лицам, созывающим внеочередное общее собрание членов кооператива, реестр членов кооператива в течение одного рабочего дня со дня соответствующего обращения таких органов или лиц.

11. В случае непредоставления органам или лицам, созывающим внеочередное общее собрание членов кооператива, реестра членов кооператива федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственной регистрации юридических лиц, обязан предоставить указанным органам или лицам сведения о членах кооператива.

Статья 35. Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания

1. Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

2. Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

3. Пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги, осуществляется в порядке, установленном организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Консультации юриста по ст. 35 Закона Об образовании в Российской Федерации

  • Ответ юриста:

  • Ответ юриста:

  • Ответ юриста:

  • Ответ юриста:

  • Ответ юриста:

Педагогические работники общеобразовательного учреждения имеют право:
а) на самостоятельный выбор и использование методики обучения и воспитания, учебников, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний обучающихся;
б) на повышение квалификации. В этих целях администрация создает условия, необходимые для успешного обучения работников в учреждениях высшего профессионального образования, а также в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации;
в) на аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получение ее в случае успешного прохождения аттестации;
г) на сокращенную рабочую неделю, на удлиненный оплачиваемый отпуск, на получение пенсии за выслугу лет, иные меры социальной поддержки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
д) на длительный (до 1 года) отпуск не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы. Порядок и условия предоставления отпуска определяются учредителем и (или) уставом общеобразовательного учреждения;
е) на дополнительные меры социальной поддержки, предоставляемые в регионе педагогическим работникам общеобразовательного учреждения.
Работники общеобразовательного учреждения должны соответствовать требованиям квалификационных характеристик и обязаны выполнять устав общеобразовательного учреждения.

Более подробную информацию вы можете узнать из Устава того учреждения, в котором работаете и из Постановления Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» (п. 64 — 67).

Статья 35. Управление имуществом в общественных учреждениях

Общественные учреждения, созданные и финансируемые собственником (собственниками), в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют право оперативного управления указанным имуществом.

Общественные учреждения, являющиеся юридическими лицами и владеющие имуществом на праве оперативного управления, могут быть собственниками созданного и (или) приобретенного ими иными законными способами имущества.

Общественные учреждения получают имущество на праве оперативного управления от учредителя (учредителей). В отношении указанного имущества общественные учреждения осуществляют права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законом, в соответствии с их уставными целями.

Учредитель (учредители) — собственник (собственники) имущества, переданного общественным учреждениям, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

При переходе права собственности на имущество, закрепленное за общественными учреждениями, к другому лицу данные учреждения сохраняют право оперативного управления указанным имуществом. Общественные учреждения не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ними имуществом и имуществом, приобретенным за счет денежных средств, выделенных им по смете, без письменного разрешения собственника.

Если в соответствии с учредительными документами общественным учреждениям предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение общественных учреждений и учитываются на отдельном балансе.

Общественные учреждения отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидированную ответственность по обязательствам общественного учреждения несет собственник соответствующего имущества.

Консультации юриста по ст. 35 Закона Об общественных объединениях

  • Ответ юриста:

  • Ответ юриста:

  • Ответ юриста:

  • Ответ юриста:

  • Ответ юриста:

ст. 117 ГК.
п. 2 Участники (члены) общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущества, в том числе на членские взносы.

Стало быть имущество у общественной организации может быть, и она им может распоряжаться.
В этой же статье, п. 1 говорится, что общественная организация может даже осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых они созданы.
В качестве примера — общество красного креста и красного полумесяца, добровольное общество содействии армии и флоту (ДОССАФ) , у которых есть имущество в виде зданий, спортзалов, машин, на которых учат ездить, учебных пособий и т. д.

Распоряжение имуществом общественных организаций осуществляется в соответствии с уставами этих организаций (например, советом организации) .
Кстати, в соответствии со ст. 48 п. 3 общественные организации являются юр. лицами. (Андрей, Вы не правы) . Учредители общественных организаций не имеют имущественных прав, а сами общественные организации такие права как раз имеют.

Статья 35. Внеочередное общее собрание участников общества

1. Внеочередное общее собрание участников общества проводится в случаях, определенных уставом общества, а также в любых иных случаях, если проведения такого общего собрания требуют интересы общества и его участников.

2. Внеочередное общее собрание участников общества созывается исполнительным органом общества по его инициативе, по требованию совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора, а также участников общества, обладающих в совокупности не менее чем одной десятой от общего числа голосов участников общества.

Исполнительный орган общества обязан в течение пяти дней с даты получения требования о проведении внеочередного общего собрания участников общества рассмотреть данное требование и принять решение о проведении внеочередного общего собрания участников общества или об отказе в его проведении. Решение об отказе в проведении внеочередного общего собрания участников общества может быть принято исполнительным органом общества только в случае:

если не соблюден установленный настоящим Федеральным законом порядок предъявления требования о проведении внеочередного общего собрания участников общества;

если ни один из вопросов, предложенных для включения в повестку дня внеочередного общего собрания участников общества, не относится к его компетенции или не соответствует требованиям федеральных законов.

Если один или несколько вопросов, предложенных для включения в повестку дня внеочередного общего собрания участников общества, не относятся к компетенции общего собрания участников общества или не соответствуют требованиям федеральных законов, данные вопросы не включаются в повестку дня.

Исполнительный орган общества не вправе вносить изменения в формулировки вопросов, предложенных для включения в повестку дня внеочередного общего собрания участников общества, а также изменять предложенную форму проведения внеочередного общего собрания участников общества.

Наряду с вопросами, предложенными для включения в повестку дня внеочередного общего собрания участников общества, исполнительный орган общества по собственной инициативе вправе включать в нее дополнительные вопросы.

3. В случае принятия решения о проведении внеочередного общего собрания участников общества указанное общее собрание должно быть проведено не позднее сорока пяти дней со дня получения требования о его проведении.

4. В случае, если в течение установленного настоящим Федеральным законом срока не принято решение о проведении внеочередного общего собрания участников общества или принято решение об отказе в его проведении, внеочередное общее собрание участников общества может быть созвано органами или лицами, требующими его проведения.

В данном случае исполнительный орган общества обязан предоставить указанным органам или лицам список участников общества с их адресами.

Расходы на подготовку, созыв и проведение такого общего собрания могут быть возмещены по решению общего собрания участников общества за счет средств общества.

Консультации юриста по ст. 35 Закона Об обществах с ограниченной ответственностью

  • Ответ юриста:

  • Ответ юриста:

  • Ответ юриста:

  • Ответ юриста:

  • Ответ юриста:

  • Ответ юриста:

С соответствии со статьей 36 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА от 08.02.1998 N 14-ФЗ «ОБ ОБЩЕСТВАХ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ» , орган или лица, созывающие общее собрание участников общества, обязаны не позднее чем за тридцать дней до его проведения уведомить об этом каждого участника общества заказным письмом по адресу, указанному в списке участников общества, или иным способом, предусмотренным уставом общества. В уведомлении должны быть указаны время и место проведения общего собрания участников общества, а также предлагаемая повестка дня.
Таким образом, закон требует, чтобы все участники общества были уведомлены о проведении собрания участников общества заказным письмом. Если цель такого письма — собрать кворум, необходимый для проведения внеочередного общего собрания, от его формы и содержания в значительной степени зависит, сочтет ли участник общества нужным потратить свое время и присутствовать на таком собрании. Поэтому желательно в письме указать причину проведения собрания, а также сослаться на статьи закона, позволяющие участникам общества обладающим в совокупности не менее чем одной десятой от общего числа голосов участников общества требовать проведения внеочередного собрания участников (пункт 2 статьи 35), и самостоятельно созывать его в случае, если в течение установленного срока не принято решение о проведении внеочередного общего собрания участников общества или принято решение об отказе в его проведении (пункт 4 статьи 35). Если цель Вашего письма — обеспечить доказательства уведомления всех участников общества о проведении внеочередного собрания и провести собрание при неполном кворуме, то достаточно указать в сообщении только сведения, перечисленные в упомянутой статье 36 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА от 08.02.1998 N 14-ФЗ «ОБ ОБЩЕСТВАХ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ». Удачи.

  • Ответ юриста:

Увольнение директора по собственному желанию без согласия учредителей
Руководитель организации (ООО, ЗАО или любой другой) , как и обычный работник, вправе уволиться по собственному желанию. Данное право закреплено в статье 280 Трудового кодекса РФ: «Руководитель организации имеет право досрочно расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя (собственника имущества организации, его представителя) в письменной форме не позднее чем за один месяц».

Если увольняющийся директор находится в нормальных отношениях с учредителями (участниками, собственниками) фирмы, проблем с увольнением не возникает: уполномоченный орган (в случае ООО — внеочередное собрание участников либо единственный участник) рассматривает заявление действующего директора об увольнении и принимает решение об избрании нового директора, после чего происходит передача дел от старого руководителя вновь избранному, а также в трехдневный срок о смене руководства компании уведомляется налоговый орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, для внесения сведений о данном факте в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц) .

Но все значительно осложняется в случае конфликта увольняющегося директора с учредителями, а также если учредители уклоняются от участия в собрании, не хотят назначать нового руководителя и т. п. Бывает и так, что связь с учредителями вообще утрачена (например, из-за смены места жительства) , и они «забыли» про некогда учрежденную ими фирму.

Если имеет место одна из подобных ситуаций, руководитель предприятия не может просто «хлопнуть дверью» и уйти — хотя формально закон позволяет ему это сделать, впоследствии он столкнется с множеством проблем. Вот некоторые из них:

— в ЕГРЮЛ он по-прежнему будет числиться руководителем юридического лица. Соответственно, налоговая инспекция и внебюджетные социальные фонды по-прежнему будут считать, что на уволившемся директоре лежит обязанность по обеспечению сдачи организацией отчетности, уплаты налогов и страховых взносов;

— руководитель является единоличным исполнительным органом организации и отвечает за всю ее текущую деятельность — таким образом, недобросовестные учредители могут злоупотребить своим положением и совершить от имени организации действия, ответственным за которые будет не надлежащим образом уволившийся руководитель;

— руководитель несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации, а в ряде случаев и за убытки.

Таким образом, руководителю, желающему расторгнуть трудовой договор по собственному желанию без согласия работодателя, следует чрезвычайно скрупулезно соблюсти все формальности, чтобы увольнение не повлекло за собой неприятных последствий.

Работодателем директора является сама возглавляемая им организация, а органом, осуществляющим от имени организации прием и увольнение директора — собрание участников (собственников) либо единственный участник (собственник) . Именно этот орган директор и должен уведомить за один месяц до увольнения.

Юристы нашей компании предлагают следующий алгоритм действий (на примере увольнения из общества с ограниченной ответственностью с несколькими участниками) :

1. Созыв по инициативе директора общего собрания участников с повесткой дня «Уведомление о планируемом увольнении руководителя общества» (в соответствии по статьей 35 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

О проведении собрания участники ООО должны быть заблаговременно извещены по почте, при этом извещения следует отправить на все известные адреса участников.

2. В случае успешного созыва собрания и наличия на нем кворума — созыв через один месяц по инициативе директора общего собрания участников с повесткой дня «Передача дел».

В случае, если к моменту проведения второго собрания новый руководитель ООО еще не будет избран, собрание может поручить кому-либо из участников ООО принять документы и печать ООО у увольняющегося директора (по акту приема-передачи) . После передачи дел на о

В соответствии с п. 1 ст. 35 Федерального закона Об акционерных обществах в акционерном обществе должен быть создан резервный фонд в размере, предусмотренном уставом общества, но не менее 5 процентов от его уставного капитала

Вопрос-ответ по теме

В соответствии с п. 1 ст. 35 Федерального закона «Об акционерных обществах» в акционерном обществе должен быть создан резервный фонд в размере, предусмотренном уставом общества, но не менее 5 процентов от его уставного капитала. Резервный фонд общества формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им размера, установленного уставом общества. Размер ежегодных отчислений предусматривается уставом общества, но не может быть менее 5 процентов от чистой прибыли до достижения размера, установленного уставом общества. Резервный фонд общества предназначен для покрытия его убытков, а также для погашения облигаций общества и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств. Резервный фонд не может быть использован для иных целей. По смыслу указанной нормы для ежегодных отчислений в резервный фонд не требуется решения общего собрания акционеров, т.к. эта обязанность предусмотрена законом и закреплена в уставе АО с указанием размера отчислений. Однако на практике возникают сомнения в отсутствии необходимости принимать ежегодно решение общего собрания акционеров об отчислении суммы в резервный фонд. Также возникает вопрос, если в уставе установлен размер ежегодных отчислений (см. ниже, каким образом сформулировано в уставе), необходимо ли закреплять сам факт отчисления в резервный фонд и его размер в составе вопроса о распределении прибыли и убытков общества. Например: По четвертому вопросу повестки дня: «4.1. Утвердить следующее распределение прибыли по итогам 2007 года: № Наименование показателя Сумма, тыс. руб. 1 Чистую прибыль 2007 года в сумме 100 000 распределить следующим образом: 2 Резервный фонд 5 000 3 Дивиденды … 4 Благотворительная деятельность … 5 Годовое вознаграждение СД и РК … 6 Прочее (покрытие убытков прошлых лет) … 7 Оставить нераспределенной до принятия решения о распределении прибыли на следующем собрании акционеров чистую прибыль 2007 года в сумме … В Уставе закрытого акционерного общества указано: «В Обществе создается резервный фонд в размере 5 (пять) процентов уставного капитала Общества. Величина ежегодных отчислений в резервный фонд Общества составляет 5 (пять) процентов от чистой прибыли Общества. Указанные отчисления производятся до достижения размера резервного фонда, предусмотренного уставом.» Еще один вопрос, связанный с резервным фондом АО: какие конкретно риски (административная, гражданская, уголовная ответственность) могут возникнуть у АО, если отчисления в резервный фонд не будут производится.

Для проведения отчислений в резервный фонд необходимо утверждение данного действия и суммы решением общего собрания акционеров общества. КоАП РФ не предусматривает административной ответственности конкретно за отсутствие отчислений в резервный фонд АО. Отсутствие отчислений в резервный фонд АО может послужить поводом для иска акционера общества к единоличному исполнительному органу — директору АО.

Пункт 1 статьи 35 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ предусматривает, что резервный фонд общества формируется путем обязательных ежегодных отчислений.

Постановлением ФАС МО от 09.10.2000 № КА-А40/4669-00 определено, что резервный фонд формируется только путем обязательных ежегодных отчислений, которые могут образоваться за счет прибыли общества.

Подп. 11 пункта 1 статьи 48 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ относит к исключительной компетенции общего собрания акционеров распределение прибыли по результатам финансового года.

Таким образом, не смотря на формулировку устава АО, для проведения отчислений в резервный фонд необходимо утверждение данного действия и суммы решением общего собрания акционеров общества.

КоАП РФ не предусматривает административной ответственности конкретно за отсутствие отчислений в резервный фонд АО.

Но нарушение формирования резервного фонда может повлечь негативные последствия в случае проверки деятельности АО налоговыми органами.

Подп.3 пункта 1 статьи 48 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ определяет, что резервный фонд общества предназначен для покрытия его убытков, а также для погашения облигаций общества и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств.

Директор несет ответственность перед обществом за убытки, причиненные обществу виновными действиями или бездействием (пункт 2 статьи 71 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ).

Отсутствие отчислений в резервный фонд АО может послужить поводом для иска акционера общества к единоличному исполнительному органу — директору АО в порядке пункта 5 статьи 71 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

«Статья 35. Фонды и чистые активы общества

1. В обществе создается резервный фонд в размере, предусмотренном уставом общества, но не менее 5 процентов от его уставного капитала.

Резервный фонд общества формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им размера, установленного уставом общества. Размер ежегодных отчислений предусматривается уставом общества, но не может быть менее 5 процентов от чистой прибыли до достижения размера, установленного уставом общества.

Резервный фонд общества предназначен для покрытия его убытков, а также для погашения облигаций общества и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств.

Резервный фонд не может быть использован для иных целей*.

Статья 48. Компетенция общего собрания акционеров

1. К компетенции общего собрания акционеров относятся:

1) внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции;

2) реорганизация общества;

3) ликвидация общества, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

4) определение количественного состава совета директоров (наблюдательного совета) общества, избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий;

5) определение количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;

6) увеличение уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акций или путем размещения дополнительных акций, если уставом общества в соответствии с настоящим Федеральным законом увеличение уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества;

7) уменьшение уставного капитала общества путем уменьшения номинальной стоимости акций, путем приобретения обществом части акций в целях сокращения их общего количества, а также путем погашения приобретенных или выкупленных обществом акций;

8) образование исполнительного органа общества, досрочное прекращение его полномочий, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также случаи, предусмотренные пунктами 6 и 7 статьи 69 настоящего Федерального закона;

9) избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) общества и досрочное прекращение их полномочий;

10) утверждение аудитора общества;

10_1) выплата (объявление) дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года;

11) утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов о прибылях и об убытках (счетов прибылей и убытков) общества, а также распределение прибыли (в том числе выплата (объявление) дивидендов, за исключением прибыли, распределенной в качестве дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года) и убытков общества по результатам финансового года*;

12) определение порядка ведения общего собрания акционеров;

13) избрание членов счетной комиссии и досрочное прекращение их полномочий;

14) дробление и консолидация акций;

15) принятие решений об одобрении сделок в случаях, предусмотренных статьей 83 настоящего Федерального закона;

16) принятие решений об одобрении крупных сделок в случаях, предусмотренных статьей 79 настоящего Федерального закона;

17) приобретение обществом размещенных акций в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

18) принятие решения об участии в финансово-промышленных группах, ассоциациях и иных объединениях коммерческих организаций;

19) утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность органов общества;

19_1) принятие решения об обращении с заявлением о листинге акций общества и (или) эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции общества, если уставом общества решение указанного вопроса не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества;

19_2) принятие решения об обращении с заявлением о делистинге акций общества и (или) эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в его акции;

20) решение иных вопросов, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы на решение исполнительному органу общества.

Вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы на решение совету директоров (наблюдательному совету) общества, за исключением вопросов, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

3. Общее собрание акционеров не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом.

Статья 71. Ответственность членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) и (или) членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), управляющей организации или управляющего

1. Члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор), временный единоличный исполнительный орган, члены коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), а равно управляющая организация или управляющий при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должны действовать в интересах общества, осуществлять свои права и исполнять обязанности в отношении общества добросовестно и разумно.

2. Члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор), временный единоличный исполнительный орган, члены коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), равно как и управляющая организация или управляющий, несут ответственность перед обществом за убытки, причиненные обществу их виновными действиями (бездействием), если иные основания ответственности не установлены федеральными законами.

Члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор), временный единоличный исполнительный орган, члены коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), равно как и управляющая организация или управляющий, несут ответственность перед обществом или акционерами за убытки, причиненные их виновными действиями (бездействием), нарушающими порядок приобретения акций открытого общества, предусмотренный главой XI_1 настоящего Федерального закона*.

При этом в совете директоров (наблюдательном совете) общества, коллегиальном исполнительном органе общества (правлении, дирекции) не несут ответственность члены, голосовавшие против решения, которое повлекло причинение обществу или акционеру убытков, или не принимавшие участия в голосовании.

3. При определении оснований и размера ответственности членов совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) и(или) членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), а равно управляющей организации или управляющего должны быть приняты во внимание обычные условия делового оборота и иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

4. В случае, если в соответствии с положениями настоящей статьи ответственность несут несколько лиц, их ответственность перед обществом, а в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 2 настоящей статьи, перед акционером является солидарной.

5. Общество или акционер (акционеры), владеющие в совокупности не менее чем 1 процентом размещенных обыкновенных акций общества, вправе обратиться в суд с иском к члену совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличному исполнительному органу общества (директору, генеральному директору), временному единоличному исполнительному органу общества (директору, генеральному директору), члену коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), равно как и к управляющей организации (управляющему) о возмещении причиненных обществу убытков в случае, предусмотренном абзацем первым пункта 2 настоящей статьи.

Общество или акционер вправе обратиться в суд с иском к члену совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличному исполнительному органу общества (директору, генеральному директору), временному единоличному исполнительному органу общества (директору, генеральному директору), члену коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), равно как и к управляющей организации (управляющему) о возмещении причиненных ему убытков в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 2 настоящей статьи*.

6. Представители государства или муниципального образования в совете директоров (наблюдательном совете) открытого общества несут предусмотренную настоящей статьей ответственность наряду с другими членами совета директоров (наблюдательного совета) открытого общества.».