Техническое обеспечение овд

Статья 36. Материально-техническое обеспечение милиции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 36 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 36. Материально-техническое обеспечение милиции

Материально-техническое обеспечение милиции осуществляется за счет средств, выделяемых на финансирование подразделений милиции.

Нормы обеспечения милиции оружием, боеприпасами, продовольствием и вещевым имуществом устанавливаются Правительством Российской Федерации, а нормы иных видов материально-технического обеспечения — министром внутренних дел Российской Федерации.

См. Порядок выплаты денежной компенсации вместо предметов вещевого имущества личного пользования лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, имеющим специальные звания милиции или юстиции, и ее размеры, утвержденные приказом МВД РФ от 6 марта 2007 г. N 218

Милиция вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации принимать во владение и пользование от организаций транспортные средства и другую технику, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей.

Соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления предоставляют милиции служебные помещения, а участковым уполномоченным милиции — помещения для работы на обслуживаемых административных участках, оборудованные мебелью, оргтехникой и средствами связи.

Предоставление подразделениям милиции, осуществляющим охрану имущества юридических, физических лиц и предоставляющим иные услуги, связанные с обеспечением охраны и безопасности граждан, служебных помещений и инженерно-технических средств охраны, их капитальный ремонт, реконструкция и обеспечение технической эксплуатации, в том числе отопление и освещение, осуществляются за счет средств охраняемых организаций.

Милиции на железнодорожном, водном и воздушном транспорте служебные помещения, оборудование, средства связи (в том числе каналы связи), информацию, необходимую для борьбы с преступностью, предоставляют соответствующие транспортные организации за счет средств этих организаций.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации обеспечивают техническую эксплуатацию, в том числе отопление и освещение, предоставляемых милиции служебных помещений и их капитальный ремонт.

Снабжение милиции форменной одеждой, оружием, боеприпасами, специальными средствами и техникой осуществляется через Министерство внутренних дел Российской Федерации по установленным нормам.

См. комментарии к статье 36 настоящего Закона

Материально-техническое обеспечение органов внутренних дел как фактор повышения экономической безопасности России : организационно-экономический аспект Абиркин, Вячеслав Викторович

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — 240 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Абиркин, Вячеслав Викторович. Материально-техническое обеспечение органов внутренних дел как фактор повышения экономической безопасности России : организационно-экономический аспект : диссертация . кандидата экономических наук : 08.00.05 / Абиркин Вячеслав Викторович; [Место защиты: Акад. эконом. безопасности МВД РФ].- Москва, 2010.- 204 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-8/1092

Содержание к диссертации

Глава I. Теоретические основы, повышения экономической безопасности России подразделениями; материально-технического обеспечения органоввнутренних дел Российской Федерации

1.1. Сущность экономической безопасности России в современных условиях 15

1.2. Особенности обеспечения экономической безопасности органами: внутренних дел Российской Федерации 40

1.3. Экономические угрозы в сфере материально-технического обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации 48

Глава II. Современное состояние материально-технического обеспечения органов внутренних дел в системе экономической безопасности России

2.1. Формирование государственного оборонного заказа материально-технического обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации 65

2.2. Материально-техническое обеспечение органов внутренних дел в системе экономической безопасности России 88

2.3. Особенности материально-технического обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации; в чрезвычайных и кризисных ситуациях 112

Глава III. Основные направления совершенствования материально-технического обеспечения органов внутренних дел в системе обеспечения экономической безопасности России

3.1. Стратегическая концепция; развития материально-технического обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации: 138

3.2. Меры по повышению эффективности материально-технического обеспечения органов внутренних дел в системе обеспечения экономической безопасности России 148

3.3. Моделирование системы материально-технического обеспечения органов внутренних дел в системе обеспечения экономической безопасности России 159

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблема обеспечения экономической безопасности России является производной от задач экономического роста на каждой ступени развития государства, а ее конкретное содержание определяется в зависимости от динамики изменений, происходящих в стране и мире, возникновения новых вызовов и угроз, связанных с активизацией транснациональной преступности, террористических и экстремистских проявлений. Все это предопределяет необходимость совершенствования системы распределения ресурсов и услуг, предоставляемых подразделениям органов внутренних дел (далее — ОВД). Как показал анализ, без ‘внимания исследователей остались вопросы, связанные с организационно-экономическими аспектами материально-технического обеспечения ОВД в сфере обеспечения экономической безопасности России.

Критическая оценка Министром внутренних дел Российской Федерации, Коллегией МВД России и руководства Департамента тыла МВД России, а также исследования фактического положения дел показали, что меры, предпринимаемые МВД России по обеспечению подразделений ОВД материально-техническими и финансовыми ресурсами, не соответствуют современным требованиям. Необходимо совершенствование нормативной правовой базы по направлениям тыловой деятельности, изменение количественных и качественных показателей поставляемых ресурсов, рациональное использование финансовых и материально-технических средств в условиях ограниченного финансирования.

Основные отрицательные тенденции в тыловом обеспечении связаны со снижением обеспеченности подразделений ОВД материально-техническими средствами до предельно допустимого уровня — 70-75% от норм положенное, при этом доля эксплуатируемой техники, подлежащей списанию, составляет от 15 до 40%.

Ключевым фактором негативного влияния на материально-техническое снабжение ОВД является недостаточное финансирование Государственной программы вооружения на 2007-2015 годы (далее — ГПВ). С 2007 года финансирование ГПВ осуществлялось на уровне 66,4%, а в 2009 и в 2010 годах в связи с финансовым кризисом оно было сокращено против заданий соответственно на 20,7% и на 15,7%. В ряде российских регионов существенно снизилось финансирование подразделений милиции, содержащейся за счет средств субъектов Российской Федерации.

Занимая особое положение в системе функционирования ОВД, тыловые структуры не могут не влиять на объем и качество выполняемых оперативно-служебных и служебно-боевых задач. Поэтому всестороннее и надежное материально-техническое обеспечение рассматривается как непременный компонент требуемого уровня готовности ОВД к выполнению поставленных задач, включая и обеспечение экономической безопасности России.

Исследование проблем организации деятельности материально-

технического обеспечения ОВД в сфере обеспечения экономической безопасности России выявило, что их актуальность обусловлена необходимостью:

во-первых, в переосмыслении организационно-экономических основ организации и функционирования подразделений материально-технического обеспечения ОВД;

во-вторых, в определении прогрессивных и эффективных подходов деятельности тыловых подразделений МВД России, смысл которых заключается в обеспечении и осуществлении функции Министерства по выработке и реализации государственной политики в области материально-технического обеспечения деятельности ОВД с учетом качественно нового подхода — современное обеспечение экономической безопасности страны ОВД. Это означает, что необходимо совершить кардинальный поворот в материально-техническом обеспечении ОВД от обезличенного обеспечения в целом, к материально-техническому обеспечению подразделений с учетом эффективного обеспечения экономической безопасности России. Все вышесказанное предопределило выбор темы и ее актуальность.

Состояние изученности проблемы. В настоящее время предпринимаются попытки исследования материально-технического обеспечения ОВД, а также обеспечение экономической безопасности России с различных сторон общественной жизни: экономической, политической, социальной, правовой.

Общетеоретическим вопросам изучения экономической безопасности
посвящены работы Л.И.Абалкина, В.А.Александрова, В.Н.Анищенко, Б.В.
Архипова, В.Э.Бойкова, В.М. Есипова, А.В. Возженикова, В.Ф.Гапоненко,
С.Ю.Глазьева, А.Е.Городецкого, А.И.Гурова, Р.В.Илюхиной,

В.О.Исправникова, И.Д.Ковалева, Т.И.Корягиной, В.М.Крашенинникова, А.А.Крылова, В.В. Куликова, И.И.Кучерова, Д.С.Львова, А.В.Молчанова, В.В.Наумова, Е.А.Олейникова, Б.Н.Порфирьева, А.А.Прохожева, В.К.Сенчагова, В.Л.Смирнова, К.В.Сомика, С.В.Степашина, А.А.Степанова, В.Л.Тамбовцева, А.Г.Хабибулина, А.В.Шестакова и др.

Выявлению, анализу и характеристике факторов дестабилизации и угроз экономической безопасности посвящены работы А.К.Большакова, Е.М.Бухвальда, Н.Г.Гловацкой, А.Н.Нестеренко и др.

Оценка экономической безопасности Российской Федерации осуществлена в исследованиях Л.И.Абалкина, С.Ю.Глазьева, А.И. Илларионова, В.А.Медведева, В.К.Сенчагова и др.

Проблема совершенствования материально-технического обеспечения
ОВД в сфере обеспечения экономической безопасности России в различной
степени исследована в работах таких ученых, как Ю.И.Аболенцева,
В.П.Акимова, А.Ф.Богомолова, Д.В.Булгакова, А.Ф.Воробъева, А.А.Воронина,
С.Н.Воронина, В.Ф.Гапоненко, А.Е.Городецкого, А.П.Голыгунова,
ПЛ.Журило, Г.М.Казиахмедова, А.П.Козловой, Ю.П.Космина, А.А.Крылова,
Р.В.Кандаурова, А.Н.Малолетко, П.В.Нелезина, В.В.Новикова,

А.ПОпальского, Н.Н.Потрубача, В.Г.Сикерина, В.М.Тесленко, Ю.М.Федорова, Е.Г.Федотова, Е.Г.Яковенко, С.И.Янаева и др.

Существенный вклад в развитие теории материально-технического и тылового обеспечения МВД России внесли такие ученые-экономисты, как: Ю.И.Аболенцев, И.Я.Богданов, В.Ф.Гапоненко, Р.В.Дронов, Л.А.Жуков, А.А.Крылов, А.П.Козлова, Р.Н.Марченко, Ю.Г.Наумов, В.В.Новиков, А.П.Опальский, Ю.И.Попов, Н.Н. Потрубач, Е.Г.Яковенко, Е.Ф. Яськов и др.

Влияние отдельных служб органов внутренних дел и МВД России в целом на обеспечение экономической безопасности в своих работах рассматривали: С.Л.Барышев, О.С.Белов, А.Ф.Богомолов, В.Н.Болдырев, И.В.Глинский, П.П.Журило, СВ. Наливайко, Ю.И.Попов и др.

Однако, несмотря на большое количество источников, касающихся проблем тыла МВД России, проблема материально-технического обеспечения ОВД в сфере экономической безопасности России не получала концептуального освещения.

В российской экономической литературе и работах по материально-техническому обеспечению ОВД, как правило, освещаются отдельные актуальные вопросы тыловой деятельности. Отсутствуют работы, в которых комплексно исследовались бы проблемы материально-технического обеспечения ОВД, обеспечения правопорядка и борьбы с коррупцией в МВД России в сфере обеспечения экономической безопасности России.

Таким образом, актуальность, практическая значимость и недостаточная теоретическая разработка проблем формирования материально-технического обеспечения ОВД в сфере обеспечения экономической безопасности России, предопределили выбор предмета, объекта, цели и задач диссертационного исследования.

Объектом исследования является система обеспечения экономической безопасности России подразделениями материально-технического обеспечения МВД России, ее способность адекватно реагировать на угрозы и нарушения стабильности, возможность эффективно использовать упреждающие и эффективные защитные механизмы деятельности обеспечивающих подразделений и служб.

Предмет исследования — организационно-экономические отношения, возникающие в системе материально-технического обеспечения, от стабильности которых зависит выполнение оперативно-служебных задач подразделениями ОВД, а следовательно и уровень экономической безопасности России в современных условиях.

Цель данного диссертационного исследования состоит в разработке теоретических основ, практических предложений и методических рекомендаций по совершенствованию деятельности по материально-техническому обеспечению ОВД в сфере обеспечения экономической безопасности России. Задачи исследования:

— сформулировать исходные теоретические положения, связанные с описанием работы организационно-экономического механизма материально-

технического обеспечения ОВД, в сфере обеспечения экономической безопасности России, как системы организационно-экономических отношений;

— обосновать сущность, содержание понятия «обеспечение экономической
безопасности России подразделениями материально-технического обеспечения
ОВД» через выяснения различных взглядов на организацию материально-
технического обеспечения в сфере экономической безопасности России;

исследовать организацию обеспечения экономической безопасности России подразделениями материально-технического обеспечения МВД России с целью определения стратегических направлений ее совершенствования;

обобщить опыт подразделений материально-технического обеспечения МВД России в сфере обеспечения экономической безопасности России;

установить особенности материально-технического обеспечения ОВД с учетом специфики: обеспечения экономической безопасности России, в том числе и коррупции в стране;

сформулировать и предложить современные инновационные требования к организации обеспечения экономической безопасности России подразделениями материально-технического обеспечения ОВД;

— разработать стратегическую концепцию развития подразделений
материально-технического обеспечения ОВД и рекомендации, направленные на
повышение эффективности материально-технического обеспечения ОВД, в
сфере экономической безопасности России.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых (экономистов, юристов, социологов и других специалистов), обосновавших теорию и методологию экономической безопасности России, а также труды научных работников ОВД, ученых и специалистов-практиков в области теории экономической безопасности России; ведомственные документы; материалы экономических и специальных исследований процессов тылового и социального обеспечения сотрудников ОВД; выводы из личных контактов с работниками различных подразделений материально-технического обеспечения ОВД; структурно-функциональный и институциональный подходы к рассматриваемой проблеме с использованием экономико-математических и статистических методов, а также в работе применялись общенаучные и специальные методы исследования: системный подход, сравнительный анализ, метод экспертных оценок, нормативный анализ.

В процессе исследования изучалась фундаментальная и специальная научная литература, использовалась система принятых в экономической науке методов познания реальности в историческом развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности с точки зрения теории, практики, истории снабженческой и материально-технической деятельности в ОВД.

Информационно-эмпирическую базу исследования составили: нормативный массив информации, регламентирующий отношения в области экономической безопасности России подразделениями материально-технического обеспечения ОВД, данные статистической отчетности, электронных информационно-справочных систем «Консультант Плюс»,

«Гарант» и других систем, аналитические и справочные документы Департамента тыла МВД России.

В исследовании использовались данные информационно-статистического характера ГИАЦ МВД России, материалы Минэкономразвития России, Минфина России, материалы монографических исследований, обзорно-аналитические сведения, опубликованные в периодической печати и глобальной сети «Internet», авторские обобщения. В качестве нормативной базы используются: Конституция Российской Федерации, действующее законодательство Российской Федерации, подзаконные акты, действовавшие раннее, а также во .время проведения исследования, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые акты, содержащие правовые нормы, регламентирующие материально-техническое обеспечения ОВД.

В исследовании представлен значительный фактический материал, собранный в ходе исследования деятельности Департамента тыла МВД России и его подразделений, который использовался в обобщенном виде, приведены различные количественные значения финансово-экономических показателей, влияющих на материально-техническое обеспечения ОВД в сфере обеспечения экономической безопасности России.

В основу выводов исследования положены данные анализа служебной документации МВД России управленческого характера, практики организации обеспечения экономической безопасности России и ее субъектов; результаты экспертного опроса руководителей ОВД, многолетний практический опыт работы диссертанта в подразделениях тыла МВД России.

Научная новизна исследования заключается в том, что в рамках теории экономической безопасности России рассмотрены и системно исследованы теоретико-прикладные аспекты организационно-экономических проблем материально-технического обеспечения ОВД, применительно к сфере обеспечения экономической безопасности России.

Новизна полученных результатов заключается в следующем:

— дано авторское определение понятия: «обеспечение экономической
безопасности России подразделениями материально-технического обеспечения
ОВД»;

выявлены особенности организации материально-технического обеспечения деятельности ОВД, в сфере обеспечения экономической безопасности России;

дано обоснование организационно-экономического механизма, отражающего особенности и специфику деятельности подразделений материально-технического обеспечения ОВД;

выявлены и классифицированы современные угрозы обеспечения экономической безопасности России подразделениями материально-технического обеспечения ОВД и разработаны необходимые меры противодействия им;

— разработана и предложена экономико-математическая модель,
отражающая пути оптимизации экономических отношений в процессе

материально-технического обеспечения ОВД, а так же имитационная модель обеспечения экономической безопасности России подразделениями материально-технического обеспечения ОВД. Положения, выносимые на защиту:

1. Авторское определение понятия «обеспечение экономической
безопасности России подразделениями материально-технического обеспечения
ОВД», под которым понимается состояние защищенности и динамической
устойчивости экономических интересов личности, хозяйствующих субъектов,
общества, государства в следствии материально-технического обеспечения
ОВД, которое определяет способность органов обеспечивать реализацию и
защиту их интересов в условиях воздействия внутренних и внешних угроз.
Экономическая безопасность материально-технического обеспечения ОВД
заключается в экономической возможности реализации его целей и задач в
полном объеме. Выражается в обеспечении необходимых условий
повседневной жизнедеятельности (функционирования) подразделений ОВД и
возможности реализации своей основной функции.

2. Механизмы, отражающие особенности и специфику деятельности
подразделений материально-технического обеспечения ОВД, на работу
которых отрицательно сказывается недостаточная организация взаимодействия
с федеральными органами исполнительной власти и администрации субъектов
Российской Федерации; вертикали управления материально-техническим
обеспечением (центральный аппарат — управления материально-технического
снабжения — МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации);
оперативного получения информации от тыловых подразделений с
использованием современных информационных технологий; нормативно-
правового регулирования вопросов материально-технического обеспечения;
профессиональной подготовки специалистов по направлениям деятельности.

3. Стратегическая концепция развития материально-технического
обеспечения ОВД, представляющая собой совокупность генеральных целей и
средств их достижения, определяющих направления действий на долгосрочную
перспективу, на основе которых вырабатывается программа действий,
выявляющая приоритеты проблем и ресурсов для достижения стратегических
целей и способствующая адекватно реагировать на угрозы и нарушения
стабильности их деятельности, противопоставлять этим угрозам упреждающую
и эффективную работу.

4. Экономико-математическая модель материально-технического
обеспечения органов внутренних дел по конкретным поставкам с
определенным объемом материально-технических и денежных средств в сфере
обеспечения экономической безопасности России.

5. Имитационная модель обеспечения экономической безопасности
России подразделениями материально-технического обеспечения ОВД в
соответствии со структурным подходом, который обеспечивает как анализ, так
и визуальное представление альтернативных вариантов управленческого
поведения в сфере обеспечения экономической безопасности России.

6. Методические рекомендации по оценке уровня обеспечения экономической безопасности России подразделениями материально-технического обеспечения ОВД.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что на основе обобщения и критического анализа теории экономической безопасности России, научной литературы и правоохранительной практики ставится и исследуется в теоретико-экономическом и организационном аспектах проблема развития и совершенствования обеспечения экономической безопасности России подразделениями материально-технического обеспечения ОВД.

Сформулированные в диссертации положения и выводы дополняют и развивают теоретические разработанные ранее другими исследователями представления об организационных и экономических основах деятельности тыла МВД России в сфере обеспечения экономической безопасности России.

Практическая значимость исследования заключается в том, что с учетом потребностей практики деятельности подразделений материально-технического обеспечения ОВД рассмотрены вопросы, которые имеют актуальное значение на современном этапе функционирования, реформирования и развития МВД России.

Содержащиеся в диссертационной работе научные положения и выводы могут быть использованы: при разработке комплексных целевых программ, направленных на формирование обеспечения экономической безопасности России подразделениями материально-технического обеспечения ОВД, затрагивающих все области правоохранительной деятельности в стране; в деятельности ОВД: при подготовке планов производственно-хозяйственной деятельности МВД России, планов мероприятий по увеличению финансового обеспечения ОВД, по осуществлению комплекса мер по улучшению социальной защищенности личного состава, повышению уровня денежного довольствия сотрудников ОВД, а также технической оснащенности ОВД, что позволяет выполнять стоящие перед подразделениями задачи по борьбе с преступностью, охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности, защите прав, свобод и законных интересов граждан; подготовке учебных программ и учебно-методической литературы в высших образовательных учреждениях профессионального образования МВД России соответствующего профиля.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивается методологией проведенного исследования, базирующейся на системном и комплексном подходах к предмету исследования, а также использованием официальных, в том числе статистических источников, федеральных и ведомственных нормативных правовых актов и результатов научных исследований по проблемам организации материально-технического обеспечения ОВД в сфере обеспечения экономической безопасности России.

Эмпирическая база данной работы состоит из статистических источников, характеризующих практическую работу, по обеспечению экономической безопасности России подразделениями материально-технического обеспечения ОВД. Все это позволяет сделать вывод, что в основе

работы лежат вполне объективные данные, а выводы и предложения обоснованы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения, выводы и предложения диссертационного исследования апробированы в выступлениях на: XVII Международной научной конференции «Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов» в Академии управления МВД России (Москва, 20-21 мая 2008 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Механизм экономико-правового обеспечения национальной безопасности: опыт, проблемы, перспективы» в Краснодарском университете МВД России (Краснодар, 21-22 мая 2008 г.), Международной научно-практической конференции «Роль образовательных учебных учреждений ФСИН России» во Владимирском юридическом институте ФСИН России (Владимир, 19-20 ноября 2008 г.), Межвузовском научно-практическом семинаре «Экономические, тыловые и гражданско-правовые проблемы совершенствования деятельности органов внутренних дел» в Академии управления МВД России (Москва, 24 декабря 2008 г.), Международной научно-практической конференции «Механизм экономико-правового обеспечения национальной безопасности: опыт, проблемы, перспективы» в Краснодарском университете МВД России (Краснодар, 21-23 мая 2009 г.). Предложения автора были изучены и внедрены в практическую деятельность органов внутренних дел Республики Калмыкия, использованы в практической деятельности Управления организации материально-технического обеспечения Департамента тыла МВД России при разработке нормативных правовых актов, касающихся материального обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, при разработке плана основных организационных мероприятий, дополнительных мероприятий МВД России на 2008 и 2009 год. Ряд теоретических положений и практических рекомендаций, получивших развитие в диссертационном исследовании, был использован при чтении курсов «Экономическая безопасность», «Экономическое и тыловое обеспечение органов внутренних дел» в Академии управления МВД России, в научном исследовании на тему «Внедрение научных принципов логистики в процессах планирования, организации и контроля за движением материальных и информационных потоков в системе тылового обеспечения МВД России» для СК УВДТ МВД России и в практической деятельности подразделений тыла МВД России.

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 10 печатных работ, общим объемом 6,01 п.л., в том числе 2 в журналах рекомендованных ВАК Минобрнауки России.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения, библиографии, приложения.

Особенности обеспечения экономической безопасности органами: внутренних дел Российской Федерации

Повышение экономической безопасности — это гарантия независимости, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов. Здесь недопустимы легкомыслие и попытки преуменьшить, грозящие опасности. Весьма велика и ответственна роль науки в разработке концепции экономической безопасности. Причем речь идет не просто о словесных упражнениях и не о поиске красивых формул, различного рода классификаций опасностей — внешних и внутренних, долговременных и текущих. Принципиально важно раскрыть саму суть проблемы, выявить реальные угрозы, предложить надежные и эффективные методы их отражения. Разумеется, экономическая безопасность органически включена в систему государственной безопасности, вместе с такими её слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий. Здесь все взаимосвязано, и одно направление дополняет другое: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Но, рассматривая те или иные стороны безопасности, нельзя обойти их экономические аспекты. Экономическая безопасность традиционно рассматривается как качественная важнейшая характеристика экономической системы, которая определяет её способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов. Сама экономическая, безопасность имеет сложную внутреннюю структуру, в которой можно выделить три её важнейших элемента:

Экономическая независимость не носит абсолютного- характера потому, что международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая, независимость означает возможность контроля над национальными ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает её конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями. 2. Стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех её формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать, ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясениями т. д.). 3. Способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном, динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная, модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями- устойчивости и самосохранения национальной экономики. Таким образом, экономическая безопасность — это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимости национальной экономики, её стабильности и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию. Рассматривая обеспечение экономической безопасности ОВД, можно отметить, что без решения проблемы улучшения материальной обеспеченности и социальной защищенности сотрудников ОВД сегодня невозможно обеспечить достаточно высокий уровень профессионализма личного состава ОВД. Однако принятая схема реформирования денежного довольствия, к сожалению, не приведет к его радикальному повышению. Более того, как показали расчеты, для некоторых должностных категорий суммарные выплаты по денежному довольствию могут даже уменьшиться. Поэтому МВД России в целях предотвращения оттока квалифицированных кадров из системы уже сейчас принимает дополнительные меры по компенсации возможных потерь. Важнейшей составной частью-достижения высоких результатов оперативной деятельности всей системы МВД России всегда было и остается обеспечение высокого уровня технического и материального оснащения ОВД; удовлетворение социально-экономических потребностей сотрудников милиции (полиции), юстиции, внутренней службы. Управление безопасностью материально-технического обеспечения ОВД осуществляется на основе упреждающего выявления возможных и реальных угроз, их оценки по степени важности, времени наступления, определения уровня ожидаемых потерь (ущерба), выработки возможных альтернативных способов устранения и нейтрализации опасностей, оценки уровня и структуры стоимостных затрат при использовании тех или иных способов устранения опасностей. В отличии от других сфер экономики, ОВД выполняют задачи правоохранительной деятельности на разных уровнях исполнительной власти страны и имеют широкие, устойчивые и сильные обратные связи со своей макросредой.

Материально-техническое обеспечение органов внутренних дел в системе экономической безопасности России

Удовлетворение потребностей общества, населения; государственных организаций, предпринимателей и бизнеса в правоохранительных услугах — это постоянная задача удовлетворения экономических потребностей членов общества. Властные структуры, и среди них ОВД, при этом рассматриваются как инструмент, предназначенный для обеспечения необходимого количества и качества этих потребностей в рамках имеющихся возможностей на данном этапе социально-экономического развития страны. Департамент тыла МВД России, его структурные подразделения, органы материально-технического обеспечения, другие подчиненные и подведомственные подразделения тылового обеспечения ОВД, являясь относительно самостоятельными системами, в то же время выступают в качестве составных элементов системы более высокого уровня — материально-технического обеспечения системы МВД России, как единой системы обеспечения материальными средствами подразделений ОВД. Обеспечение финансовыми и материальными ресурсами осуществляется в пределах определенных МВД России лимитов. Устанавливаются нормы, расхода ресурсов, порядок их приобретения, хранения, учета и выбытия.41 Департамент тыла МВД1 России организует работу в интересах обеспечения- деятельности непосредственно самого учреждения.

Изучение научных публикаций и практического опыта приводит к выводу, что финансовая, хозяйственно-организаторская, снабженческая» и другие вспомогательные виды деятельности в ОВД имеет исключительно важное значение, играя по отношению к таким функциям, как охрана правопорядка и обеспечение общественной безопасности, подчинённую роль. Правда ни в российской, ни в зарубежной науке управления на сегодняшний день нет исследований, которые однозначно подтвердили бы, что вспомогательная деятельность обязательно существенно влияет на результаты основной деятельности организаций.42

Однако, как показали результаты проведенного мной исследования, есть некоторые исследователи, которые утверждают, что вспомогательная (обеспечивающая) деятельность, если она осуществляется ненадлежащим образом, способна поставить под угрозу реализацию- основных задач, для решения которых и создаются те или иные организации. Дело в том, что любая сложная деятельность (а правоохранительная деятельность несомненно таковой является) требует материальных и денежных затрат. В этом смысле материально-техническое обеспечение МВД России играет большую и неоднозначную роль по формированию необходимого и достаточного потенциала. От уровня и масштабов материально-технического обеспечение зависит качество и характер основной деятельности. Из научных и литературных источников установлено, что во многих странах службы, занимающиеся материально-техническим обеспечением, часто называют службами качества. Вместе с тем обеспечивающая деятельность всегда ведет к тому, что часть средств и сил организации отвлекается от основной деятельности. В экономической науке эта проблема известна как проблема соотношения основного и вспомогательного производства или как проблема соотношения производства продукции и продвижения продукции и т.п.

Исследование этих проблем показало, что обслуживание многочисленных потребителей и само продвижение продукции от производителя к потребителю требуют специальных затрат живого и овеществленного труда. Теоретическая сторона этих проблем подробна была исследована западной экономической» наукой еще во второй половине XX века, а также советскими экономистами в 70-е и 80-е годы. Позже, на этапе подготовки рыночных реформ в России появилось немало работ, освещающих цели и содержание обеспечивающей деятельности в условиях рыночных отношений. Напомним, что в дореформенный период управление материально-техническим обеспечением, как сегодня принято называть в силовых ведомствах, носило характер административной деятельности с очень высокой, степенью централизации.45 От четкой и своевременной работы обеспечивающих служб зависело выполнение поставленных задач ведомств и плановых заданий предприятий. Управление движением материальных ресурсов осуществляли специальные органы. На народнохозяйственном уровне это были Госплан и Госснаб страны. На уровне министерств и ведомств — самостоятельные специальные подразделения — управления и отделы. На уровне предприятия — службы материально-технического снабжения, сбыта и качества.

Принимая во внимание важность вопросов наиболее полного материально-технического обеспечения ОВД, в условиях ограниченного финансирования крайне важно наиболее эффективно расходовать денежные средства, направляемые на закупку материально-технических ресурсов.

В соответствии с концепцией развития ОВД, органы материально-технического обеспечения- решают задачу по созданию централизованной системы материально-технического обеспечения подразделений ОВД в качественно новых для нашей страны социально-экономических и политических условиях рыночной экономики.

Особенности материально-технического обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации; в чрезвычайных и кризисных ситуациях

Кризисные явления, отмечаемые практически во всех регионах нашей страны, в последнее десятилетие сопровождались возникновением различного рода вредными для общества и окружающей среды эксцессами, ростом их количества и общественной опасности. К наиболее острым из них можно отнести: увеличение числа аварий и катастроф на промышленных объектах и транспорте; крупные природные катастрофы; на фоне охвативших большинство регионов страны финансово-экономического и социально-политического кризисов отмечается бурный рост протестных проявлений, нередко приобретающих формы политического экстремизма.

В этой связи возрастает роль ОВД как субъекта государственного управления, призванного обеспечить общественный порядок и общественную безопасность. На передний план выдвигаются задачи организации качественной подготовки и обеспечения полной готовности сил и средств ОВД к действиям в особых условиях.

Материально-техническое обеспечение в системе МВД России по своей сущности и формам является организационно-экономической деятельностью. Оно очень близко к материально-техническому снабжению в производственной сфере. Bi этой связи, исследуя проблему организации материально-технического обеспечения в различных условиях действий ОВД, вполне естественно опираться на методологию и достижения общей теории социального управления и экономической науки и, в частности, на раздел -теория управления материальными ресурсами.

Материально-техническое обеспечение в ОВД непосредственно зависит от социально-экономических отношений, доминирующих в данный конкретный момент в стране. Развитие рыночных экономических отношений неизбежно привело к более широкому использованию в системе министерства внутренних дел товарно-денежных отношений и экономических методов управления. Это, в свою очередь, принципиально повлияло на работу обеспечивающих служб министерства. Существуют определенные диспропорции в нормах положенности, по качеству и количеству материальных и денежных средств, выделяемых на подготовку подразделений ОВД к действиям в особых условиях.

Инновационный- характер экономических реформ; их масштабность и темпы осуществления, а также сложные социально-экономические- процессы и часто возникающие чрезвычайные обстоятельства криминального характера и чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера принципиально изменили среду, в которой сегодня приходится действовать ОВД. Всё чаще в стране возникают ситуации, причем в самых различных регионах, когда ОВД вынуждены обеспечивать общественный порядок в необычных для себя условиях. Это могут быть массовые беспорядки, связанные с политическими и экономическими причинами, сепаратистскими настроениями, процессами, происходящими в соседних странах, различного рода чрезвычайные ситуации, связанные с авариями, стихийными бедствиями и другими явлениями подобного рода. Специальные комплексные профилактические операции, проводимые на Северном Кавказе, в первоначальный период ярко продемонстрировали слабые места материально-технического обеспечения специальных подразделений ОВД, что негативно сказалось на выполнении поставленных задач.

События развиваются таким образом, что в обозримом будущем вполне вероятно углубление негативных тенденций повышения уровня преступности, нарастание напряженности в сфере общественной безопасности, в том числе и в плане возникновения чрезвычайных обстоятельств и ситуаций техногенного, природного и социально-экономического характера. При этом, следует констатировать, что ОВД ещё не смогли в полной мере адаптироваться к новым экономическим и социальным условиям рыночной экономики, не показали того сочетания силы и гибкости, порядка и справедливости, которые необходимы для поддержания стабильности в сфере правопорядка в чрезвычайно быстро меняющейся политической, экономической и социальной ситуации, особенно в части адекватного и оперативного реагирования, на новые формы индивидуального и группового противоправного поведения.

ОВД должны находиться, в постоянной готовности к действиям в особых условиях, в том числе в отрыве от мест своей постоянной дислокации. Решение этой задачи, в первую очередь, предопределяет проблему целенаправленной подготовки всех сил и средств для успешной работы, в особых условиях. Такая подготовка должна включать в себя организационное, экономическое, правовое и материально-техническое обеспечение.

В последние годы было проведено- немало научных исследований, посвященных управлению силами и средствами; ОВД в условиях ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, т.е. в условиях, которые принято называть особыми. Предметом их исследования были проблемы управления подразделениями ОВД, действующих в условиях социальных конфликтов, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ряде регионов России и стран Содружества независимых государств66. В этих работах вопросы организации материально-технического обеспечения специально, т.е. отдельно, не рассматривались. В то же время, на современном этапе материально-техническое обеспечение ОВД, выполняющих задачи в особых условиях, играет важную роль, поскольку от его полноты, своевременности и качества напрямую зависит выполнение служебно-боевых задач.

Экономическая теория может рассматривать ОВД, их тыл и конкретные подразделения тыла как объекты своего научного интереса, а в них находить тот или иной предмет для исследования. Такая аналитическая работа позволяет наиболее точно определить любому исследователю свою научную задачу или проблему, умелое разрешение которой даст возможность сформировать комплекс научных выводов, положений и рекомендаций.

Использование в работе органов, управления ОВД объективных экономических законов и методов управления способствует не только повышению боевой готовности органов, но и более эффективному использованию материальных и финансовых ресурсов, выделяемых федеральными и местными органами власти для решения задач при чрезвычайных обстоятельствах.

Потеря стабильности и плановости в экономике страны в период рыночного реформирования привела к ослаблению материальной базы как общества в целом, так и ОВД в частности.

Исторический опыт показывает, что труднее всего чувствуют себя экономика, ее производительные силы и производственные отношения именно в переломные периоды жизни общества. В эти периоды немалые лишения испытывают тыловые подразделения ОВД.

Меры по повышению эффективности материально-технического обеспечения органов внутренних дел в системе обеспечения экономической безопасности России

В предыдущих главах нами предпринята попытка сформировать механизм повышения экономической безопасности России подразделениями материально-технического обеспечения ОВД, сформулированы условия, его обеспечения, а также рассмотрены методические основы управления материально-техническим обеспечением МВД России. Перечисленные условия повышения экономической безопасности по нашему мнению являются начальными и могут дополняться различными мерами, но эти меры непременно должны сопровождаться критериальными оценками. Настоящий параграф посвящен разработке некоторых таких мер, которые могут быть подразделены на: — меры, предпринятые на этапе проектирования системы повышения экономической безопасности подразделениями материально-технического обеспечения ОВД (далее — система); — меры, способствующие росту уровня обеспечения экономической безопасности системы в процессе ее эксплуатации. Такое разделение является в достаточной степени условным и служит лишь для того, чтобы на начальном этапе проектирования «не упустить» из виду те меры, которые в процессе эксплуатации применять поздно. Гораздо более реалистичной является структура, основанная на группировке мероприятий: организационно-методические, концептуально-технологические, финансово-экономические. Заметим, что любая структура в достаточной степени условна и служит цели понимания и упорядочения информации; поэтому и в данной структуре мероприятия могут относиться одновременно к нескольким группам. Постоянно развивающиеся предложения потенциальных производителей, активная деятельность по формированию спроса и стимулирования закупок, усиливающиеся темпы научно-технического прогресса вынуждают ОВД постоянно обновлять потребляемые материально-технические средства, в результате чего усиливается тенденция снижения степени обеспечения общности, под которой понимается соответствие положенных МВД России материально-технических средств по основным нормам-снабжения и фактически поступающих на снабжение. Эта тенденция проявляется в увеличении числа приходящихся в среднем на одно подразделение различных видов материальных средств разной степени обеспечиваемого разнообразия. Обеспечиваемое разнообразие — это ассортимент одного наименования материального средства, предложенный рынком товаров или довольствующими органами. Происходит это, главным образом, потому, что в процессе обеспечения одновременно оказываются материальные средства, находящиеся на разных этапах жизненного цикла, а также поступающие по разным каналам. В современных экономических условиях формируются предпосылки для постепенного нарастания степени разнообразия способов обеспечения ОВД материально-техническими средствами. Для выживаемости в новых условиях, обнаружения сигналов о возникновении явлений кризисного состояния материально-технического обеспечения необходимо постоянное наблюдение за деловыми и финансовыми ее показателями. Анализ деловых и финансовых показателей дает возможность количественно оценить явления. К финансовым показателям материально-технического обеспечения ОВД относятся показатели финансового состояния; к показателям, деловой активности — показатели степени обеспечиваемого разнообразия поставок, обеспечения гибкости. Показателями финансового состояния являются: затраты на создание системы материально-технического обеспечения МВД России; затраты на функционирование системы материально-технического обеспечения МВД России; трансакционные издержки; затраты на приобретение материальных средств. Тогда степень обеспечиваемого разнообразия поставок материально-технических средств можно определить как величину 1 — S, а темпы ее изменения будут определяться индексом изменения этого показателя за рассматриваемый период. где — VH K ) — соответственно год начала и год конца периода. К показателям обеспеченности относится показатель Q, характеризующий поступающие на склады материально-технические средства по каналам централизованных поставок и закупленных на рынке товаров. Показатель гибкости материально-технического обеспечения ОВД, то есть способность системы изменить широту своего действия без существенного увеличения затрат, обеспечивающих ее эффективное функционирование, можно выразить так: адаптивная при Показатели деловой и экономической активности могут быть представлены несколькими группами по признаку их отслеживаемости и изменяемости как по этапам развития материально-технического обеспечения МВД России, так и по времени.