Земельное право предмет и метод правового регулирования

1. Понятие предмета регулирования земельного права

Российское право имеет сложную структуру. Оно подразделяется на отрасли, институты, юридические нормы, дефиниции и иные структурные элементы.

Отрасль — наиболее крупное структурное подразделение российского права.

Конечно, термин «земля» может рассматриваться в различных смыслах. Он может обозначать земной шар как нашу планету, космический объект и часть мирового пространства. В этой смысле земля выступает объектом правового регулирования международного права. ‘Земля может рассматриваться в качестве среды обитания человека, которая охватывает земную и воздушную оболочку земного шара, его недра, поверхность и ландшафт, животный и растительный мир. В этом значении земля является объектом правового регулирования экологического и природо- ресурсного права. Третий смысл термину «земля» придается, когда она рассматривается в качестве объекта правового регулирования земельного права. Тогда под словом «земля» понимается часть земной коры, ее поверхностный слой, расположенный над недрами, в пределах территории, на которую распространяется суверенитет российского государства. Наиболее ценную часть этого поверхностного слоя составляют почвы. Под ними биологи понимают поверхностный слой земли, обладающий плодородием, насыщенный органоминеральным составом и особым, только ему присущим, профильным типом строения. В земельном законодательстве эта часть земной поверхности, как правило, составляет ее лучшую часть и относится к категории «земель сельскохозяйственного назначения».

Земельное законодательство регулирует отношения ,по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Эти отношения ЗК РФ именует земельными (п. 1 ст. 3). В этом понимании объектом использования и охраны выступают земли всех категорий и назначения, относящиеся к территории, на которой Российское государство вправе устанавливать свой земельный правопорядок. Ее пределы определены в Конституции РФ, в которой сказано, что территория Российской Федерации включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (ст. 67). Поверхностный слой земной коры в пределах этой территории, за исключением воздушного пространства, признается объектом, по поводу которого в российском обществе складываются общественные отношения, именуемые земельными. Они выступают предметом регулирования земельного права.

Общественные отношения, регулируемые российским законодательством, зачастую не имеют четкой отраслевой однородности, их не всегда возможно «расселить» по однородным отраслевым группам, как студентов по учебным аудиториям. Существует большое число «пограничных» земельных отношений, которые в равной мере иногда считаются предметом регулирования другой смежной отрасли. Речь идет, например, о формах земельной собственности, праве собственности и иных вещных правах на землю граждан и юридических лиц, о сделках’ по поводу земельных участков.

Этот наш подход, представляется, соответствует предписаниям нового ЗК РФ. В нем сказано, что «имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, водным законодательством, специальными федеральными законами» (п. 3 ст. 3 ЗК РФ).

Основу предмета регулирования земельного права традиционно составляли те отношения, которые характеризуют статус обладателей земельных участков, их взаимоотношения друг с другом либо с государством и его компетентными органами; отношения, характеризующие правовой режим различных категорий земель, правила ответственности за нарушение земельного законодательства; полномочия государственных органов по перераспределению земельных участков между пользователями, по разрешению земельных споров, по контролю и надзору за правильным и рациональным использованием земельных ресурсов.

В условиях формирования рыночной экономики сделана настойчивая попытка изменить предмет регулирования земельного права, исключив из него отношения по поводу земельной собственности и других вещных прав на землю. Первым шагом к тому были предписания Указа Президента РФ от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», в котором сказано, что совершение сделок с земельными участками регулируется гражданским законодательством с учетом земельного, лесного, природоохранительного, иного специального законодательства и настоящего Указа (ст. 1). Как видим, земельное и природоохранительное законодательство были здесь поставлены в зависимость от гражданского законодательства. Впоследствии был принят и введен в действие ГК РФ (часть первая). В нем к объектам гражданских прав отнесены вещи, а в составе недвижимых вещей указаны земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей.

Гражданское законодательство, как известно, определяет правовое положение участников гражданского оборота (ст. 1 ГК РФ). Оно основывается на признании равенст- ва участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора. Эти принципы важны и необходимы при осуществлении гражданского оборота имуществом, товарами, продукцией, и не в полной мере приемлемы при определении земельной правоспособности субъектов гражданского общества. Правовой режим земель и правоспособность собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков должны преимущественно определяться с учетом природной, экологической и социальной сущности земли. Эти факторы способно учесть только земельное законодательство. Гражданское законодательство должно регулировать лишь общие правила совершения сделок с земельными участками, когда они детально не раскрываются в земельном законодательстве либо специальных федеральных законах о правовом статусе некоторых природных объектов.

Земельное право

Понятие, предмет и принципы земельного права

Земельное право — отрасль российского права, регулирующая отношения в сфере использования и охраны земли как природного объекта, природного ресурса и объекта недвижимости в целях обеспечения устойчивого развития России и оптимального сочетания интересов общества, граждан и правообладателей земельных участков.

Предметом земельного права являются две группы отношений:

o по использованию земель (включают предоставление земельных участков на различных правах и прекращение прав на них; ответственности за земельные правонарушения; особенности правовых режимов отдельных категорий земель и т.д.);

o охране земель (связаны со специальными экологическими требованиями ко всем правообладателям земельных участков, соблюдение и исполнение которых позволяет обеспечить рациональное использование земель).

Таким образом, этот дуализм предмета показывает, что земельное право относится к группе природоресурсовых отраслей права (наряду с такими отраслями, как водное право, горное право, лесное право) и тесно взаимосвязано с экологическим правом. С первыми ее объединяет «однородность» предмета, в части регулирования отношений по рациональному использованию соответствующего природного ресурса, что проявляется в сходстве целей, задач и принципов отраслей. Нормы экологического права регулируют отношения по охране всех природных объектов, включая и землю.

Конституция РФ определяет основы земельного законодательства. Конституционные основы земельного права строятся на том, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9 Конституции РФ). Данное положение конкретизируется в ст. 36 Конституции РФ, которая закрепляет право граждан и их объединениям иметь в частной собственности землю, владеть, пользоваться и распоряжаться землей и другими природными ресурсами свободно, если это нс нарушает права и законных интересов других лиц и не наносит ущерб окружающей среде.

Современное земельное законодательство состоит из комплекса федеральных законов.

Центральное место среди них занимает ЗК РФ. Данный нормативный акт предусматривает, что земля как объект права существует в трех качествах:

o природный ресурс — компонент природной среды, который может быть использован при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и пространственно-территориального базиса для размещения различных объектов;

o природный объект — часть естественной экологической системы, сохраняющий свои природные свойства. Признание за участком таких качеств и позволяет создавать особо охраняемые природные территории;

o недвижимое имущество, т.е. объект гражданских прав, который может принадлежать субъектам на различных вещных и обязательственных правах и находиться в гражданском обороте.

К принципам земельного законодательства относятся следующие:

o учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав па землю;

o приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающем среды и средства сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

o приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

o участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;

o единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

o приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, запятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;

o платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ;

o деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются па семь категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса;

o разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

o дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

o сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Система земельного права складывается из земельно-правовых институтов и норм в зависимости от их значимости, роли и содержания, обусловленная характером регулируемых общественных отношений.

Институты, содержащие общие положения, действие которых распространяется на все или большинство регулируемых земельных отношений, составляют Общую часть земельного права, куда входят следующие институты: собственности на земельные участки; ограниченных вещных прав на земельные участки; оборота земельных участков; управления земельным фондом; охраны земель; ответственности за земельные правонарушения.

Особенная часть земельного права складывается из институтов, которые определяют правовой режим отдельных категорий земель, выделяемых по основному целевому назначению, а именно: земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности и иного специального назначения (энергетики, транспорта, связи, телевидения, информатики, обороны и иного специального назначения); земель особо охраняемых территорий и объектов (заказников, заповедников, национальных парков и т.д.); земель лесного фонда; земель водного фонда; земель запаса.

Методы правового регулирования земельных отношений

При раскрытии сущности земельного права нужно учитывать не только специфику предмета, но и специфику метода. Если предмет правового регулирования – это то, что регулируется правовыми нормами, то его метод представляет собой способ правового воздействия на общественные отношения, составляющие этот предмет.

Под методом правового регулирования понимают установленный законодательством способ воздействия на поведение и действия физических и юридических лиц, который вправе применять должностное лицо либо орган в определенных ситуациях.

Способ воздействия – это установленное законодательством положение, которое изменяет поведение или действия лиц в сторону ограничения или стимулирования.

Методы регулирования земельных отношений отражают специфику воздействия. В условиях формирования рынка земли и рыночных отношений необходимо выявить методы с учетом особенностей режима правового регулирования общественных отношений, которые составляют предмет отрасли. Методы правового регулирования обусловлены характером регулируемых отношений, для которых подбираются адекватные им приемы и способы правового воздействия.

Структура методов не является точным отражением структуры регулируемых общественных отношений. В отдельных случаях, когда этого требует обстановка, к однородным общественным отношениям могут быть применены различные методы правового регулирования.

Как отмечалось, земельное право – сложное образование, обладающее сложным методом. Его специфика заключается в том, что он сочетает в себе властно-авторитарные черты (власть и подчинение) и автономные (юридическое равенство).

Метод земельного права – это совокупность способов и приемов воздействия на поведение людей, возникновение которых порождено характером и природой земли как уникального природного ресурса, необходимого всем гражданам.

Для земельного права характерны два основных вида методов: императивный и диспозитивный.

Императивный метод правового регулирования земельных отношений. В общем плане императивный метод правового регулирования выражается в установлении обязанностей субъектов земельных правоотношений и запретов, подлежащих исполнению.

Установление обязанностей субъектов земельных правоотношений занимает значительный удельный вес в содержании земельно-правовых норм. Это обязанности соблюдать субординацию органов власти в части регулирования земельных отношений, приоритет земель сельскохозяйственного назначения, порядок предварительного согласования места размещения объекта на земельном участке и т.д. Введенная законом обязанность для субъектов земельно-правовых отношений исключает какие-либо отклонения в ее использовании. Например, если нарушается обязанность по целевому использованию земель, то может быть прекращено не только такое использование, но и само право на землю (ст. 44, 45 ЗК РФ).

Установление запретов в земельном праве – это определение границ как возможного, так и должного поведения участников земельных правоотношений.

Границы должного поведения определяются для того, чтобы способы, которыми субъекты земельных правоотношений выполняют свои обязанности и достигают своих целей, не противоречили государственным и общественным интересам и не наносили им вреда. Например, осуществляя строительство на земельном участке, всякий землепользователь обязан руководствоваться градостроительными нормами и правилами, согласовывать это строительство с землеустроительными, пожарными, санитарными, природоохранительными и иными органами, осуществляющими государственный земельный надзор за этой сферой хозяйственной деятельности. Термин «государственный земельный надзор» введен Федеральным законом от 18.07.2011 № 242-ФЗ, заменив термин «государственный земельный контроль».

Соблюдение установленных требований также жестко регламентируются и обеспечиваются действующим земельным законодательством. Например, за самовольное строительство, к которому относится нарушение строительных норм и несогласование строительства с соответствующими органами, установлена административная ответственность для граждан и юридических лиц (ст. 9.4, 9.5 КоАП РФ).

Императивный метод правового регулирования земельных отношений исключает юридическое равенство сторон, автономию воли субъектов, предполагая отношения власти и подчинения.

Диспозитивный метод правового регулирования земельных отношений. Как таковой диспозитивный метод правового регулирования означает такой способ правового воздействия, при котором субъектам земельных правоотношений предоставляется свобода (собственное усмотрение) в реализации ими своих целей и задач.

Существует три основных вида диспозитивного метода правового регулирования земельных отношений.

1. Рекомендательный метод правового регулирования выражается в предоставлении возможностей альтернативного поведения субъекта земельных правоотношений, когда субъекту предоставляется возможность самому выбирать способ своего поведения для достижения поставленной цели. Рекомендации, исходящие от государственного органа, облегчают ему выбор того или иного решения. Например, экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель предусматривает выделение средств местного бюджета для восстановления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли. Однако вопрос о том, в каких размерах, в какие сроки и кому выделять такие средства, решается местными органами.

2. Санкционирующий метод выражается в том, что решение о реализации своих земельных полномочий субъект земельных правоотношений принимает самостоятельно, но это решение приобретает юридическую силу лишь после утверждения его соответствующим компетентным органом. Так, материалы предварительного согласования места размещения объекта готовятся заинтересованными лицами, однако юридически значимыми они становятся лишь после утверждения соответствующими органами местного самоуправления.

3. Делегирующий метод правового регулирования выражается в предоставлении прав и свобод субъектам земельных правоотношений по тому или иному кругу правомочий. Например, исключительно от воли гражданина – собственника земельного участка зависит передача земельного участка по наследству. Государство вправе вмешаться лишь в случае, если гражданином не было составлено завещание и отсутствуют наследники по закону.

Метод договорного регулирования земельных отношений, роль которого в условиях рыночных отношений значительно возрастает, должен проявляться в допустимости только законодательного разрешения земельных сделок при обязательной их государственной регистрации, в отличие от установления подлинной свободы в совершении сделок с землей, что характерно для гражданского законодательства.

Метод обязательного надзора и контроля за охраной и рациональным использованием земель путем усиления роли специально уполномоченных на то органов, придания им особых полномочий для усиления их роли в силу того, что земля обладает уникальными, не воспроизводимыми человеком свойствами, ограничена по местоположению.

Особо следует отметить, что в нынешних условиях четко прослеживается тенденция на усиление государственного вмешательства в регулирование земельных отношений, в преобладании императивного метода над диспозитивным, ориентированности его на исполнение основной функции правового регулирования земельных отношений – обеспечения рационального использования земельных и других природных ресурсов.

Метод науки земельного права заключается в способе изучения не только системы земельно-правового регулирования, но и самих методов регулирования, способствуя тем самым их совершенствованию. Так, изучение земельных ресурсов как объекта экологического права позволило экологизировать методы земельно-правового регулирования введением всеобщей обязанности применять такие способы хозяйственной эксплуатации земель, которые не нарушают экологической обстановки на данной территории.

Наука в своей деятельности применяет общенаучные (диалектический, исторический) и специальные (сравнительного правоведения, социологических исследований, системный и др.) методы.

Метод земельного права как учебной дисциплины имеет иное целевое назначение, поскольку направлен на усвоение обучаемыми знаний, которые необходимы им для будущей специализации или квалификации. Метод земельного права как учебной дисциплины использует закономерности психологического восприятия человеческим сознанием получаемой информации. Познание проходит как минимум три этапа – восприятие, усвоение и практическое закрепление, т.е. собственно получение знаний из учебников, пособий, от преподавателей, из специализированных научных изданий, других источников интересующей информации; тщательное осмысление полученного, отбор и систематизация знаний с учетом будущей специальности, практическое закрепление путем применения тех или иных положений земельного законодательства на учебных занятиях, при прохождении практики, участии в научных исследованиях.

Земельное право: понятие, предмет и метод правового регулирования

Рубрика: Государство и право

Статья просмотрена: 49781 раз

Библиографическое описание:

Дамдын О. С. Земельное право: понятие, предмет и метод правового регулирования // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 211-213. — URL https://moluch.ru/archive/60/4369/ (дата обращения: 03.10.2018).

Земельное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения в области реализации права собственности и иных вещных прав на землю, а также её межевания, особенностей гражданского оборота земли, ограничения по пользованию землей как уникальным природным объектом, а также деятельность государственных органов по обеспечению рационального использования земли и ее охраны.

Земля Российской Федерации – это вся территория (поверхностный слой земной коры в пределах территории субъектов РФ, внутренних вод и территориального моря), на которой установлен свой земельный порядок.

Основу земельного права составляют: гражданское, административное и экологическое право. Земельное право рассматривается как самостоятельная отрасль системы российского права, которая имеет свой собственный предмет и специфические методы урегулирования общественных отношений.

Предмет земельного права — совокупность имущественных и неимущественных общественных отношений, возникающих в области управления, использования и охраны земель, урегулированных нормами земельного права.

Земельные правоотношения – общественные отношения, складывающиеся между органами власти, организациями и частными лицами в отношении распределения, использования и охраны земель, которые регулируются нормами земельного права.

Метод земельного права — это совокупность юридических приемов и способов воздействия на участников земельных отношений. Методы земельного права, с помощью которых регулируются земельные правоотношения в Российской Федерации, представлены двумя вариантами – это административно-правовой метод и гражданско-правовой метод (метод дозволения):

· административно-правового (организационного) воздействия – посредством обязательных к исполнению предписаний и запретов. Характерными чертами этого метода регулирования является проявление отношений в системе «власти и подчинения»;

· гражданско-правовой (деспозитивный) – определяет пределы поведения участников земельных отношений, предоставляя им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках этих пределов.

Для административно-правового метода регулирования общественных отношений характерно, как мы уже говорили, проявление «власти и подчинения». Участники таких отношений не равноправны, так как один дает обязательные для исполнения предписания, а другой обязан их точно и вовремя исполнять. Административно-правовым методом регулируется предоставление и изъятие (выкуп) земли для целей обороны, охраны природы, прокладки коммуникаций, а также некоторые другие отношения (например в области государственного контроля за правильным использованием земель); при регулировании отношений первичного и вторичного землепользования – в той части этих отношений, в которых присутствует общегосударственный интерес; при межхозяйственном и внутрихозяйственном землеустройстве – опять-таки в той части, в какой органы землеустройства правомочны давать обязательные предписания землепользователям, при разрешении земельных споров и т.п.

Административно-правовой метод регулирования земельных отношений особенно сильно проявляется в случаях обнаружения нарушений земельного законодательства и при необходимости их предупреждения.

В основе административно-правового метода регулирования земельных отношений всегда присутствуют экономические расчеты и прогнозы (государственный план, проект, согласованный в надлежащем порядке и утвержденный компетентным государственным органом, экономические нормативы, обосновывающие принятие тех или иных решений).

Однако, следует иметь в виду, что административно-правовой метод распространяется не на все виды земельных отношений. Так, на стадии предоставления государственной земли в пользование может применяться административный метод, но уже на следующей стадии – при внутрихозяйственном планировании использования земли – применение этого метода значительно ограничено, что видно на примере сельского хозяйства. С одной стороны, контроль за правильным использованием земли в сельскохозяйственных организациях, колхозах, совхозах, арендных коллективах не может осуществляться при отсутствии у землеустроительной службы властных полномочий, с другой – эта служба не может руководствоваться в своей деятельности только методом администрирования, в том числе в области организации внутрихозяйственного использования земли. Землепользователи самостоятельно, без чьего-либо принуждения и администрирования вправе решать вопросы культуры и технологии земледелия, севооборотов, агромелиоративных мероприятий.

Новое законодательство расширяет права всех землепользователей, запрещая вмешательство в их хозяйственную деятельность. В отличие от административно-правового метода здесь применяется метод дозволения (гражданско-правовой). Земельное право дает правомочие землепользователю свободно действовать, тогда как орган государственного управления обязан воздерживаться от каких-либо решений, ограничивающих хозяйственную свободу землепользователя. И если закон допускает административно-правовое вмешательство во внутрихозяйственные дела землепользователей, то это возможно лишь в строго указанных в законе случаях, например при угрозе порчи земли, при непринятии мер по борьбе с сорной растительностью, эрозией почв и т.п.

Чаще всего, в практике земельного права, используется смешанный метод, – в основном свободное дозволение и в ограниченных законом случаях – администрирование. Примером сложного содержания метода земельных отношений является предоставление государственной земли на условиях аренды. То есть, земля в этих случаях предоставляется на основании хозяйственного решения компетентного органа управления, затем заключается договор, который устанавливает права и обязанности участников арендных (договорных) отношений. При этом если арендатор нарушает земельное законодательство, к нему применяется метод гражданско-правового воздействия, который не исключает судебного рассмотрения возникшего конфликта.

Итак, земельное право занимает самостоятельное место в общей системе права, так как оно направлено на регулирование конкретного по своей сущности вида общественных отношений.

1. Иконицкая И. А., Фомина Л. П.. Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б. Н. Топорнин. — М.: Юристъ, 2001.

2. Земельное право. Учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – 400с.

3. Земельное право России. Ерофеев Б.В. 9-е изд., перераб. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 656 с.

1. Предмет и метод земельного права

Главным критерием для оптимизации правовых норм в самостоятельную отрасль считается наличие предмета правового регулирования. Предметом земельного права являются общественные земельные отношения. В науке нет единства в понимании того, что входит в предмет земельного права.

а) Жариков и его последователи считают, что предмет земельного права составляют отношения по предоставлению (приобретению) земельных участков, совершению сделок с ними, по организации управления в сфере использования и охраны земель различных форм собственности, реализации прав и исполнении обязанностей участниками земельных отношений, другие вопросы обеспечения эффективного использования земель.

б) Краснова и её последователи определяют предмет как волевые общественные отношения, возникающие по поводу земли, которые возможно и нужно урегулировать нормами права.

в) Третья группа учёных ссылается на легальное определение земельных отношений. В соответствии со ст. 3 ЗК РФ предмет земельного права – это общественные отношения, возникающие в сфере использования и охраны земель. *Это узкий подход к определению предмета земельного права. Сторонники широкого подхода говорят, что это неполное определение, они включают сюда, например, отношения но ведению мониторинга земель, кадастров и др.

г) Ерофеев и его последователи определяют предмет как отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками и управлению земельной сферой. Земельная сфера — все иные земельные отношения по поводу земельных участков.

Таким образом, предмет земельного права — это совокупность имущественных и неимущественных общественных отношений, возникающих в сфере использования управления и охраны земель, урегулированные нормами земельного права.

Земельные отношения можно разделить на следующие виды:

1 Отношения по предоставлению и перераспределению земельных участков. Предоставление — это деятельность, носящая характер реализации государственной земельной политики. Перераспределение земель — это функция рыночной экономики, т.е. вовлечение земли в оборот.

2. Отношения по использованию земельных участков.

3. Отношения по охране земельных участков, которые предполагают их защиту от негативного антропогенного и природного воздействия.

В целом земельные отношения как предмет земельного права являются комплексными (и в этом их особенность), поэтому их регулирование осуществляется нормами земельного, гражданского, административного, экологического и других отраслей права.

Другими словами все отношения, которые складываются между субъектами по поводу земель и земельных участков считают земельными отношениями.

Под методом правового регулирования понимают совокупность способов и приемов юридического воздействия на участников общественных отношений. Метод земельного права соответствует предмету, т.е. имеет комплексный характер.

Основными способами воздействия являются: дозволение, обязывание, запрещение. Их сочетание и образует два метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.

В земельном праве имеет место сочетание императивного и диспозитивного метода правового регулирования.

1. Императивный метод проявляется в том, что на субъектов земельных отношений можно воздействовать путем обязательных предписаний и запретов. Он применяется в сфере государственного управления земельным фондом, перераспределение земельных участков, контроля за их использованием и охраной, мониторинга, землеустройства, кадастрового учета.

2. Диспозитивный метод предполагает установление предела поведения субъектов земельных отношений, которые могут самостоятельно реализовывать свои права, предусмотренные законом. Этот метод применяется в регулировании земельно-правовых сделок, в которых участники равны между собой.

Существует три основных вида диспозитивного метода земельных отношений: рекомендательный, санкционирующий и делегирующий.

а) Рекомендательный метод правового регулирования выражается в предоставлении возможностей альтернативного поведения субъекта земельных правоотношений, когда субъект может выбирать способ своего поведения для достижения поставленной цели.

б) Санкционирующий метод выражается в том, что решение о реализации своих земельных полномочий субъект земельных правоотношений принимает самостоятельно, но это решение приобретает юридическую силу лишь после утверждения его соответствующим компетентным органом.

в) Делегирующий метод правового регулирования выражается в предоставлении прав и свобод субъектам земельных правоотношений по тому или иному кругу правомочий.

Специфика метода правового регулирования земельного права проявляется в том, что в нем сочетаются императивный и диспозитивный методы, которые нельзя «разорвать», не нарушая единство земельно-правового метода. Сочетание в земельном праве императивного и диспозитивного методов объясняется необходимостью обеспечения разумного соотношения частных и общественных интересов при регулировании земельных отношений.

Соотношение публичного и частного в публичном праве неразделимо. Например, если земельный участок у гражданина в собственности, есть законодательная возможность изъять его для общественных нужд.

Также для земельного права характерным стал метод экологизации, выражающийся в закреплении требований по улучшению экологической обстановки, стимулированию природоохранных технологий, а также в провозглашении экологических принципов использования земель, их защиты от негативных последствий антропогенной, техногенной и иной деятельности

В настоящее время проявляется тенденция смещения акцентов в сторону диспозитивного метода, т.к. для регулирования земельных имущественных отношений используются нормы, в первую очередь, гражданского права, однако императивный метод не утратил своего значения.

Земельное право предмет и метод правового регулирования

1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

Анализ земельно-правовых норм позволяет определить предмет земельного права как совокупность имущественных и неимущественных общественных отношений, возникающих в области управления, использования и охраны земель, урегулированных нормами земельного права.

Имущественный характер имеют те отношения, в которых земля, земельный участок выступает прежде всего как материальное благо, недвижимость. В частности, имущественные – это отношения собственности (как в статике, так и в динамике) либо производные от них.

Роль и значение земельных отношений предопределяют заинтересованность государства в их самостоятельном правовом регулировании. Особый характер земельных отношений обусловлен специфической особенностью земли. Земля является таким признаком, который объединяет отношения имущественного и неимущественного характера в единый комплекс, придает им внутреннюю взаимосвязь и взаимообусловленность и выделяет эти отношения в особую группу.

Земля, представляя собой важнейший природный ресурс, уникальный дар природы, одновременно выполняет экологическую, социальную, экономическую и политическую функции, а комплексный подход к такому многогранному объекту призвано обеспечить земельное законодательство.

Метод – это совокупность юридических способов воздействия на участников общественных отношений. Необходимость учета многоаспектности земли (с одной стороны, природного объекта, а с другой – объекта собственности) предопределило особое сочетание способов, присущих как частному, так и публичному праву. Поэтому земельным правоотношениям свойственна такая взаимосвязь между их участниками, которая характеризуется равным («партнерские» отношения) или зависимым (отношения власти и подчинения) положением сторон. Основными способами воздействия являются: дозволение, обязывание, запрещение. Их сочетание и образует два существующих метода правового регулирования: императивный и диспозитивный. В земельном праве находят применение оба эти метода.

Императивный метод характеризуется тем, что участники регулируемых им отношений неравны, в этих отношениях один вправе воздействовать на другого путем установления обязательных для исполнения предписаний и запретов. Императивным методом регулируются отношения, возникающие при осуществлении государственного управления земельным фондом, привлечении виновных лиц к ответственности.

Диспозитивный метод, напротив, воздействует на отношения, в которых субъекты равны и вправе в рамках закона самостоятельно определять модель своего поведения. Отношения, возникающие между собственниками, владельцами, пользователями и третьими лицами, в области использования земель регулируются, как правило, диспозитивным методом.