Земельный кодекс 83 статья

Статья 83. Понятие земель населенных пунктов и понятие границ населенных пунктов

1. Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

2. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Комментарий к статье 83 Земельного Кодекса РФ

1. До 1 января 2007 г. в комментируемой статье землями поселений признавались земли, используемые или предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. В целях устранения противоречий между нормами ФЗ о местном самоуправлении, которыми были определены подходы к формированию территорий муниципальных образований, в том числе были четко установлены критерии установления территорий поселений и территорий населенных пунктов, и ЗК в последний были включены изменения. Категория земель поселений поменяла свое название на «земли населенных пунктов».

Территория поселений в соответствии с указанным Законом шире территории населенного пункта. В состав поселений могут входить несколько населенных пунктов. Согласно ст. 11 названного Закона территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. Соответственно, в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. Территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения.

Земли населенных пунктов являются пространственным базисом размещения промышленных объектов, жилых и нежилых строений, сооружений, культурно-бытовых и иных объектов. Правовой режим земель населенных пунктов устанавливается различными нормативными актами как федерального уровня, (главное место среди них занимают ЗК и ГрК), так и уровня субъекта РФ.

2. Земли городских, сельских населенных пунктов характеризуются таким признаком, как наличие внешней границы, которая отделяет земли населенных пунктов от земель иных категорий. В п. 2 комментируемой статьи определено правовое значение границ населенного пункта. Нахождение земель в пределах границ населенных пунктов распространяет на них правовой режим земель населенных пунктов и исключает их отнесение к иным категориям. Как было указано при рассмотрении одного из дел, значение факта установления границы населенных пунктов (ранее — черты поселений) заключается в том, что результатом установления границ является определение сферы применения правового режима земель населенных пунктов на всю территорию, которая находится внутри границ (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.12.2007 N Ф08-8332/07 ).

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов. Установление или изменение границ населенных пунктов регулируется ЗК и законодательством о градостроительной деятельности.

Статья 83. Понятие земель населенных пунктов и понятие границ населенных пунктов

1. Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

2. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Комментарий к Ст. 83 ЗК РФ

1. Земли населенных пунктов — одна из семи категорий земель, предусмотренных ст. 7 ЗК. Несмотря на то что данная категория занимает наименьшую по сравнению с иными категориями земель площадь, она является самой густонаселенной — на ней проживает подавляющее большинство населения России. Особенностью данного вида земель является то, что он представляет собой ценность прежде всего в качестве территориального пространства, земельной основы, которая может быть использована для создания на ней различных по назначению объектов недвижимости и иных необходимых для комфортного проживания населения объектов селитебной, транспортной, инженерной и других видов инфраструктуры. Именно на этих землях наиболее активны инвестиционно-строительные процессы, осуществление различных форм градостроительной деятельности, в связи с чем важнейшее значение в регулировании вопросов использования и охраны данных земель имеет также и градостроительное законодательство.

Исторически появление в законодательстве России категории земель населенных пунктов связано с принятием Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 г. и Земельного кодекса РСФСР 1970 г. В предшествовавшем данным актам Земельном кодексе РСФСР 1922 г. подобное современному разделение земель на категории по целевому назначению отсутствовало, а наиболее близкими к землям населенных пунктов являлись городские земли — они отделялись от иных земель городской чертой, внутри которой земельные распорядки определялись особыми узаконениями (ст. 147 названного Кодекса). Все иные земли, расположенные за пределами городской черты, признавались ст. 148 этого Кодекса входящими в территории волостей и состояли в общем ведении земельных органов.

Земельный кодекс РСФСР 1970 г., разделив земли России на шесть категорий, предусмотрел в их числе земли населенных пунктов (городов, рабочих, курортных, дачных поселков и сельских населенных пунктов) и, по сути, разделил их на два подвида: земли городов и земли сельских населенных пунктов (разд. III, гл. XIX — XXI названного Кодекса). Земельный кодекс РСФСР 1991 г., подразделяя земли России уже на семь категорий, сохранил данную категорию земель, именуя ее «земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов)» (разд. IV, гл. XIII — XIV ЗК РСФСР).

С принятием в 2001 г. нового ЗК наименование данной категории земель изменилось — она впервые стала именоваться «земли поселений», и именно это название стало привычным в последние годы. Однако с 1 января 2007 г. оно было изменено — теперь данная категория снова именуется «земли населенных пунктов», что нашло отражение в ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс.

Что повлекло необходимость в изменении наименования категории земель и внесении соответствующих изменений в ряд законодательных актов в условиях, когда десятки тысяч субъектов прав на землю оформили свои права на земельные участки с целевым назначением «земли поселений»? Дело в том, что на момент принятия ЗК градостроительное законодательство и законодательство о местном самоуправлении называли населенные пункты Российской Федерации поселениями. Так, статья 5 Градостроительного кодекса РФ 1998 г. относила все виды населенных пунктов либо к городским (города и поселки), либо к сельским поселениям (села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и иные), подразделяя их в зависимости от численности на десять групп (сверхкрупные города, крупнейшие города и т.д.). Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяя понятие муниципального образования, относил к нему городские, сельские поселения, несколько поселений, объединенных общей территорией, части поселений, иные населенные территории. Термин «населенные пункты» использовался в указанных законах скорее лишь во вспомогательных целях. В связи с этим при принятии ЗК оснований выделять категорию земель населенных пунктов не усматривалось.

С принятием в 2003 г. нового ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления понятийный аппарат, посвященный определению населенных мест, изменился. Данный Закон сохранил понятие поселения и разделение его на городские и сельские поселения. Однако при этом под городскими поселениями понимается город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно либо через органы местного самоуправления; сельские же поселения Закон определил как один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно либо через органы местного самоуправления (ч. 1 ст. 2). Таким образом, теперь в состав поселения могут входить одновременно несколько населенных пунктов.

Кроме того, значимыми новеллами стали положения Закона о том, что территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения, рекреационные земли, земли для развития поселения (п. 3 ч. 1 ст. 11); в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения (п. 4 ч. 1 ст. 11). Это вступало в явное противоречие с положениями ЗК о землях поселений, свидетельствовавших о том, что в пределах территорий поселений иные категории земель находиться не могут.

По нашему мнению, именно эти обстоятельства послужили в дальнейшем основой внесения изменений в земельное и градостроительное законодательство в целях приведения положений данных отраслей в соответствие с новыми реалиями муниципального устройства России. Иными словами, те земли, которые согласно ЗК сначала именовались землями поселений (т.е. земли, отделенные от иных категорий земель чертой поселения), теперь, исходя из нового муниципального законодательства, соответствуют землям населенных пунктов.

В целях сохранения преемственности прав на землю при изменении наименования категории земель, в ФЗ о введении в действие ЗК включено вступившее в силу с 1 января 2007 г. положение о том, что не требуется замена или внесение изменений в ранее выданные документы, содержащие наименование категории «земли поселений» (п. 16 ст. 3 указанного Закона). Речь идет о свидетельствах о государственной регистрации права, выписках из государственного земельного кадастра, договорах аренды, купли-продажи земельных участков, любых иных документах, выданных до 1 января 2007 г.

Изменения, внесенные ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс, коснулись не только смены наименования категории земель, но также и самого их понятия. Теперь землями населенных пунктов признаются «земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов», о чем свидетельствует комментируемый пункт. Данное определение представляется недостаточно полным, поскольку указывает лишь на цель использования этих земель, но не позволяет идентифицировать их, т.е. четко разграничить с землями иных категорий. В прежней редакции соответствующее определение продолжалось словами «и отделенные их чертой от земель других категорий», что существенно дополняло его. В новой редакции ст. 83 ЗК подобный идентифицирующий признак все же сохранен, однако оторван от определения и помещен в следующий пункт статьи, что труднообъяснимо с точки зрения законодательной техники.

2. Данный пункт является новым, он введен в действие с 1 января 2007 г. на основании ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс. И здесь прежде всего следует обратить внимание на изменение терминологии. Вместо понятия черты городских, сельских поселений, которой была посвящена прежняя редакция ст. 84 ЗК, указанным Законом в Кодекс введено понятие границы городских, сельских населенных пунктов.

Отметим, что понятие «городская черта» имело место уже в Земельном кодексе РСФСР 1922 г. Земельному кодексу РСФСР 1970 г. были известны понятия городской черты и черты сельских населенных пунктов, а ЗК РСФСР 1991 г. — еще и понятие поселковой черты. Термин «граница» использовался разве что для определения указанных понятий. В настоящее время категория «черта поселения» исключена и из Земельного, и из Градостроительного кодексов.

Комментируемый пункт начинается с того идентифицирующего признака, который мы упоминали при рассмотрении п. 1, а именно с указания на то, что границы населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Это очень важное положение, которое, во-первых, позволяет четко и практически без затруднений отграничивать земли населенных пунктов от других земель и, во-вторых, в силу своей императивности абсолютно исключает возможность нахождения в пределах границ населенных пунктов земель иных шести категорий (равно как и нахождение земель населенных пунктов за пределами утвержденных границ населенных пунктов). Последнее особенно важно для правильного понимания правового режима земельных участков, расположенных в границах населенного пункта, но используемых для целей, сходных с целями использования земель некоторых иных категорий: например, ведение сельскохозяйственного производства, организация особо охраняемых территорий. Независимо от текущей цели использования на такие земельные участки будет распространяться режим, установленный для земель населенных пунктов, а не земель сельскохозяйственного назначения или земель особо охраняемых территорий и объектов (см. также комментарий к ст. 85 ЗК).

Требование комментируемого пункта о том, что границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, перекликается с положением, закрепленным в п. 12 ч. 1 ст. 11 ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления, о том, что территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения. Следуя принципу единства правового режима земельного участка, комментируемый пункт вводит также запрет на пересечение границами населенных пунктов границ земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам. Однако исходя из данной формулировки можно сделать вывод, что если земельный участок сформирован и имеет удостоверенные в установленном порядке границы, но не предоставлен указанным лицам, то фактическое отнесение разных его частей к различным категориям земель (благодаря пересечению данного участка границами населенного пункта) допустимо (не запрещено). По нашему мнению, это весьма существенное упущение законодателя, фактически допускающее действие двух правовых режимов и, соответственно, двух различных целей использования в отношении одного и того же земельного участка. При введении данной редакции Закона следовало опустить слова «предоставленных гражданам или юридическим лицам».

Статья 83 Земельного кодекса. Понятие земель населенных пунктов и понятие границ населенных пунктов

1. Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

2. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Комментарии к ст. 83 ЗК РФ

1. Комментируемая статья открывает гл. XV Земельного кодекса, посвященную землям населенных пунктов. В настоящее время земли этой категории занимают относительно небольшую часть территории страны. По данным Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, общая площадь земель населенных пунктов составляет около 1,1% площади всех земель Российской Федерации (или около 19,1 млн. га) . При этом земли названной категории играют важную роль в социально-экономическом развитии государства. Для земель населенных пунктов характерны высокий уровень антропогенного воздействия, интенсивность использования, сочетание различных видов функционального назначения земель и земельных участков (см. комментарий к ст. 85). С перечисленными факторами связан ряд специфических, присущих исключительно землям данной категории проблем, отсутствие адекватного решения которых, в первую очередь правовыми и градостроительными средствами, способно привести к существенному ухудшению качества жизни людей.

Подр. см., напр.: Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2004 году. М., 2005.

Увеличение численности и плотности населения, размещение на ограниченной территории объектов промышленной, жилой, общественно-деловой и иной застройки, увеличение количества транспорта (главным образом, автомобильного) не могут не вызывать конфликта различных по своей природе интересов (экономических, экологических, социальных, эстетических), что предполагает необходимость их гармоничного сочетания, следовательно, требует установления особых правил организации использования земельных ресурсов. В этом контексте нормы земельного законодательства, посвященные использованию и охране земель населенных пунктов, тесно взаимосвязаны с законодательством о градостроительной деятельности. По этой причине анализ правового режима земель населенных пунктов, основы которого заложены в Земельном кодексе, невозможен без учета норм градостроительного законодательства, конкретизирующих общие положения ЗК РФ, в том числе применительно к вопросам использования земель населенных пунктов.

Статья 83 ЗК РФ содержит определение, позволяющее выделить базовые критерии, в соответствии с которыми объекты земельных отношений (земли и земельные участки) могут быть отнесены к категории земель населенных пунктов. Указанные критерии затрагивают не только существо целевого назначения земель данной категории, но и его формально-юридическую составляющую, характеризуя тем самым как основные параметры правового режима земель населенных пунктов, так и порядок его установления.

Как следует из п. 1 ст. 83 Кодекса, земли и (или) земельные участки могут быть отнесены к землям рассматриваемой категории при наличии соответствующего фактического использования. Статья 83 непосредственно называет два вида такого использования — застройка и развитие населенных пунктов. В то же время фактическое использование само по себе не может служить основанием для отнесения объектов земельных отношений к той или иной категории земель. По смыслу ч. 3 ст. 36 Конституции РФ, подп. 8, 10 п. 1 ст. 1 ЗК РФ правовой режим земель и земельных участков устанавливается исходя из их целевого назначения, с учетом природных, социальных, экономических и иных факторов. Иными словами, отнесение земель или земельных участков к землям определенной категории возможно при условии определения для них в предусмотренном законом порядке соответствующего целевого назначения. Применительно к землям населенных пунктов такой порядок заключается в установлении или изменении границ населенных пунктов, включении земельных участков в границы населенных пунктов (см. комментарий к ст. 84). Тем самым фактическое использование земельных участков должно следовать за юридическим оформлением их статуса и соответствовать категории земель. В противном случае правообладатель может быть привлечен к ответственности за использование земель не по целевому назначению (ст. 8.8 КоАП РФ).

В свою очередь, застройка и развитие, названные в п. 1 комментируемой статьи как основные цели использования земель населенных пунктов, дают лишь общее представление о назначении земель данной категории. Так, строительство (застройка) служит далеко не единственным видом землепользования в населенных пунктах. В границах населенных пунктов находятся территории, которые не подлежат застройке или застройка которых имеет факультативное значение: рекреационные зоны, зоны сельскохозяйственного использования, зоны особо охраняемых территорий, — что также отвечает целям развития населенного пункта. Вместе с тем содержание понятия «развитие», охватывающее разноплановые процессы и явления, ни в Земельном кодексе, ни в иных федеральных законах не раскрывается. Как видно из ст. 85 ЗК РФ, категория земель населенных пунктов является универсальной. Практически все виды землепользования, осуществляемые на землях других категорий, возможны в населенных пунктах.

Таким образом, решающее значение для отнесения земель и земельных участков к землям населенных пунктов приобретает формальный порядок установления соответствующего целевого назначения. Следует отметить, что п. 1 ст. 83 ЗК РФ (в ред., действовавшей до 1 января 2007 г.), наряду с целевым назначением, прямо предусматривал необходимость отграничения земель и земельных участков от земель иных категорий границами (чертой) населенных пунктов.

Выделение земель населенных пунктов в самостоятельную категорию традиционно для отечественного земельного права. Однако в отличие от ранее действовавшего законодательства ЗК РФ не дифференцирует правовой режим земель рассматриваемой категории для городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов. В настоящее время федеральное законодательство не содержит и четкой классификации населенных пунктов, хотя ЗК РФ различает городские и сельские населенные пункты, устанавливает специальные правила в отношении пригородных зон городов (см. комментарий к ст. 86).

Раздел IV Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 г. // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. N 22. Ст. 768; раздел III Земельного кодекса РСФСР от 1 июля 1970 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1970. N 28. Ст. 581; раздел I части второй Земельного кодекса РСФСР от 30 октября 1922 г. // СУ РСФСР. 1922. N 68. Ст. 901.

Отсутствие четкой классификации населенных пунктов порождает вполне конкретные проблемы при определении параметров использования их земель. Так, исходя из ст. ст. 2, 11 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к сельским населенным пунктам, наряду с селами, станицами, деревнями, хуторами, кишлаками, аулами и пр., относятся поселки. Согласно другому положению ст. 2 названного Федерального закона, поселки могут составлять основу городских поселений. В последнем случае поселки, очевидно, не должны рассматриваться в качестве сельских населенных пунктов. В то же время критерии отнесения населенных пунктов одного типа к городским или сельским не определены.

СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

Терминологические расхождения между земельным, градостроительным законодательством, с одной стороны, и законодательством о местном самоуправлении — с другой, возникли с принятием Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В последнем «поселение» понимается исключительно как муниципальное образование, в границах которого могут находиться один или несколько населенных пунктов, территории между ними, включая земли разных категорий. Между тем в прежней редакции Земельного кодекса, как и в Градостроительном кодексе 1998 г. , понятие «поселение» употреблялось в значении «населенный пункт». Категория земель населенных пунктов носила наименование «земли поселений».

СЗ РФ. 1998. N 19. Ст. 2069. Утратил силу с 1 июля 2006 г.

Расхождения в терминологии в некоторой степени были устранены Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» . Однако полностью решить все возникшие в результате их появления проблемы тем самым не удалось.

СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. I). Ст. 5498.

Иллюстрацией могут служить вопросы, возникающие при применении Строительных норм и правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. СНиП 2.07.01-89» (утв. Постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. N 78) , сохраняющих свое действие в силу ст. ст. 6, 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» . Согласно п. 2.17 Правил на территории сельских поселений допускается строительство жилых зданий высотой до четырех этажей. Ограничение, учитывая нормы Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, должно распространяться на все населенные пункты, расположенные в границах сельского поселения, в том числе на поселки. В отношении же поселков, а также иных сельских населенных пунктов, находящихся в пределах городских поселений, указанное правило формально не должно применяться, что создает противоречия в правовом режиме использования территорий населенных пунктов одного типа.

М.: Госстрой России, ГУП ЦПП, 1994.

СЗ РФ. 2005. N 1. Ч. I. Ст. 17.

Разрешить данное противоречие возможно только посредством толкования положений различных нормативных актов земельного и градостроительного законодательства, законодательства о местном самоуправлении, что само по себе нельзя признать удовлетворительным с позиции ясности и недвусмысленности нормативной базы.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ термин «поселение» в значении муниципального образования употребляется в целях указанного Федерального закона, а именно при определении общих правовых, территориальных, организационных и экономических принципов организации местного самоуправления. Следовательно, положения ранее принятых правовых актов, рассматривающих поселение в качестве населенного пункта, распространяются исключительно на населенные пункты, независимо от статуса муниципального образования, в границах которого они находятся.

Тем самым требования к предельной этажности зданий должны применяться с учетом содержания преамбулы СНиП 2.07.01-89, согласно которой поселки городского типа (городские, рабочие, курортные) следует проектировать по нормам, установленным для малых городов с такой же расчетной численностью населения. Поселки при находящихся вне городов предприятиях и объектах, не имеющие статуса поселков городского типа, следует проектировать по ведомственным нормативным документам, а при их отсутствии — по нормам, установленным для сельских населенных пунктов, независимо от статуса муниципального образования.

Возвращаясь к критериям отнесения земель и (или) земельных участков к категории земель населенных пунктов, необходимо обратить внимание на следующее. Если, как уже отмечалось, в прежней редакции п. 1 ст. 83 ЗК РФ отнесение земель и земельных участков к землям данной категории было возможно при наличии определенного целевого назначения и нахождении в границах (черте) населенного пункта, действующая редакция ст. 83 единства подобных критериев не предусматривает.

Подобный подход создает юридические предпосылки для отнесения земельных участков к землям названной категории при отсутствии утвержденных в установленном порядке границ населенных пунктов. В частности, в тех случаях, когда границы определены по фактической застройке (например, при инвентаризации земель), а также при переводе земельных участков из состава земель других категорий путем включения в границы населенного пункта без выполнения необходимых землеустроительных действий и правовых процедур по изменению границ .

Статья 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

До утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2010 г. включение земельных участков в границы населенных пунктов (исключение их из границ населенных пунктов) осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации. При этом принимается решение о включении земельного участка в границы населенного пункта (либо об исключении из границ населенного пункта), но не об установлении или изменении этих границ (ч. 18 ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»).

2. Пункт 2 ст. 83 посвящен основной функции границ населенных пунктов и требованиям к их установлению. Строго говоря, данные требования следовало бы включить в другую статью Кодекса (ст. 84), регламентирующую порядок установления и изменения таких границ. Однако их сохранение в ст. 83 свидетельствует об определяющем значении границ населенных пунктов для отнесения земель и земельных участков к землям рассматриваемой категории. Согласно п. 2 ст. 83 ЗК РФ границы населенных пунктов отделяют земли указанной категории от земель и земельных участков иных категорий. В прежней редакции Кодекса границы населенных пунктов обозначались термином «черта поселения».

Обращает внимание двойственный статус границ населенных пунктов. С одной стороны, о чем упоминалось выше, границы населенных пунктов разграничивают земли данной категории и земли иных категорий, с другой — определяют границы административно-территориальных единиц.

Согласно Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления ОК 019-95 (утв. Постановлением Госстандарта России от 31 июля 1995 г. N 413), к числу административно-территориальных единиц относятся города, поселки городского типа, сельские населенные пункты. Основной целью выделения административно-территориальных единиц служит организация государственного управления на определенной территории. Границы административно-территориальных единиц определяют территориальные пределы юрисдикции органов государственной власти, а в тех случаях, когда такие границы совпадают с границами муниципальных образований, — пространственные пределы полномочий органов местного самоуправления.

В этой связи в п. 2 комментируемой статьи закреплено правило о недопустимости пересечения границами населенных пунктов границ муниципальных образований. Иными словами, населенный пункт не может находиться в составе нескольких муниципальных образований одного уровня (например, нескольких поселений или муниципальных районов).

Так, признавая недействительными положения закона субъекта Федерации, устанавливающие границы муниципальных образований, Верховный Суд РФ указал, что в силу п. п. 12, 13 и 16 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения. Территория поселения не может входить в состав территории другого поселения и должна полностью входить в границы муниципального района. Если территория поселения включает лишь часть территории населенного пункта, положения закона субъекта Федерации, устанавливающие границы муниципальных образований подобным образом, противоречат федеральному законодательству и нарушают права жителей поселения на местное самоуправление. Довод о том, что при картографическом описании границ территории сельского поселения произошла техническая ошибка, которая в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства может быть устранена в срок до 1 января 2007 г., признан необоснованным. Исправление допущенной при установлении границ муниципальных образований ошибки не должно зависеть от чьего-либо усмотрения и должно быть произведено именно в силу признания нормы, установившей такие границы, противоречащей федеральному закону, недействующей и не подлежащей в связи с этим применению.

Другим требованием к границам населенных пунктов является невозможность пересечения ими границ земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам. В основе данного требования находится принцип принадлежности земельного участка только к одной категории, что вытекает из подп. 8 п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 7 ЗК РФ.

Согласно п. 1 ст. 8 Земельного кодекса, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо их исключение из указанных границ является переводом земель (земельных участков) в категорию земель населенных пунктов или соответственно в земли иной категории. В свою очередь, образования земельных участков, отдельные части которых находятся в составе земель разных категорий, ЗК РФ не предусматривается. Этот же вывод следует и из п. 3 ст. 11.9 ЗК РФ, согласно которому границы земельных участков не должны пересекать границы населенных пунктов.

СЗ РФ. 2004. N 52. Ч. I. Ст. 5276.

В отличие от действующего, Земельный кодекс 1991 г. допускал нахождение земельных участков одновременно в составе земель разных категорий. Согласно ст. 64 ЗК РСФСР 1991 г. при осуществлении компактной застройки населенных пунктов в соответствии с их генеральными планами и проектами планировки и застройки земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства около дома (квартиры) могли предоставляться в меньшем размере с выделением остальной части участка за пределами жилой зоны населенного пункта. В настоящее время формирование участков подобным образом не представляется возможным.

При буквальном прочтении п. 2 ст. 83 ЗК РФ можно сделать вывод, что сформулированное в нем правило не распространяется на прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки, но не предоставленные гражданам или юридическим лицам и не отнесенные к категории земель запаса, а также на земельные участки, находящиеся в частной собственности и приобретенные по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Однако в этом случае норма п. 2 ст. 83 ЗК РФ, очевидно, должна применяться с учетом п. 3 ст. 11.9 Кодекса и подлежит расширительному толкованию, т.е. распространяется на все земельные участки.

Статья 83 ЗК РФ. Понятие земель населенных пунктов и понятие границ населенных пунктов

Новая редакция Ст. 83 ЗК РФ

1. Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

2. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Комментарий к Статье 83 ЗК РФ

Согласно п. 1 комментируемой статьи землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Любое развитие населенного пункта, включая его территориальное расширение, предполагает возникновение земельных отношений, связанных с процедурой изъятия земельных участков и связанных с ней юридически значимых действий.

В соответствии с п. 2 комментируемой статьи границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Таким образом, из данного положения ЗК вытекает, что критерием установления земель поселений является факт установления границы земельного участка, которая отделяет участок земель поселения от земель иных категорий.

Основное целевое назначение земель поселений состоит в том, что они служат территорией размещения различных, преимущественно жилых, строений, а также сооружений и объектов, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности постоянно проживающего населения. По сравнению с землями иных категорий эта территория мала, для ее увеличения необходимо изменение черты поселения, что представляет собой трудоемкий, длительный и затратный процесс. Поэтому на землях многих городов происходит так называемая уплотнительная застройка .
———————————
Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / Под ред. С.А. Боголюбова.

Земли населенных пунктов составляют около 1,2% земельного фонда страны. К данной категории относятся земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. В муниципальной собственности находится 165,7 тыс. га таких земель, в федеральной — 535 тыс. га) .
———————————
Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Сотникова М.С. Право муниципальной собственности на земельные участки в Российской Федерации: вопросы теории и практики. М., 2010; .

Необходимо отметить, что появление в российском законодательстве понятия «земли населенных пунктов» связано с принятием Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле от 28 февраля 1990 года N 1251-1 и Земельного кодекса РСФСР от 1 июля 1970 года.

В предшествовавшем данным актам Земельном кодексе РСФСР от 1922 года подобное современному разделение земель на категории по целевому назначению отсутствовало, а наиболее близкими к землям населенных пунктов являлись городские земли — в соответствии со ст. 147 Земельного кодекса РСФСР от 1922 года они отделялись от иных земель городской чертой, внутри которой земельные распорядки определялись особыми узаконениями. Все иные земли, расположенные за пределами городской черты, признавались законодательством входящими в территории волостей и состояли в общем ведении земельных органов .
———————————
Сухова Е.А. Указ. соч.

Земельным кодексом РСФСР от 1970 года земли были разделены на шесть категорий, в том числе земли населенных пунктов (городов, рабочих, курортных, дачных поселков и сельских населенных пунктов).

В Земельном кодексе РСФСР от 25 апреля 1991 года N 1103-1 категория «земли населенных пунктов» также была сохранена.
———————————
Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 22. Ст. 768.

Впоследствии наименование данной категории земель было изменено. В соответствии с принятым в 2001 году ЗК стала использоваться формулировка «земли поселений», которая также была изменена.

С 1 января 2007 года и до сих пор данная категория земель именуется «земли населенных пунктов» .
———————————
Федеральный закон от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ «О внесении изменений в ГрК и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. N 51 (ч. I). Ст. 5498.

Необходимость изменения наименования категории земель возникла в связи с тем, что существовавшие на тот момент нормативные правовые акты оперировали разными понятиями.

На момент принятия ГК градостроительное законодательство называло населенные пункты Российской Федерации поселениями. Так, в соответствии со ст. 5 ГрК все виды населенных пунктов относились либо к городским (города и поселки), либо к сельским поселениям (села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и иные), подразделяя их в зависимости от численности на десять групп (сверхкрупные города, крупнейшие города и т.д.). В то же самое время действовавший тогда Федеральный закон от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» , определяя понятие муниципального образования, относил к нему городские, сельские поселения, несколько поселений, объединенных общей территорией, части поселений, иные населенные территории. Термин «населенные пункты» использовался в указанных законах скорее во вспомогательных целях. В связи с этим при принятии ЗК оснований выделять категорию земель населенных пунктов не усматривалось .
———————————
СЗ РФ. 1995. N 35. Ст. 3506.

Сухова Е.А. Указ. соч.

В 2003 году был принят Закон N 131-ФЗ, в связи с чем понятийно-категориальный аппарат вновь претерпел изменения.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона N 131-ФЗ под городскими поселениями понимается город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно либо через органы местного самоуправления; сельские же поселения в настоящее время определяются как один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно либо через органы местного самоуправления. Следовательно, в состав поселения могут входить одновременно несколько населенных пунктов.

В п. 2 комментируемой статьи закреплено важное требование о том, что границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Как отмечает О.И. Крассов, границы населенных пунктов определяют не только территориально-пространственную сферу действия правовых норм, регламентирующих правовой режим земель соответствующей категории земель, но и пространственную сферу населенного пункта как географического объекта, служат средством индивидуализации данной категории земель .
———————————
Крассов О.И. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. М., 2009; .

Порядок присвоения географическим объектам собственных наименований предусмотрен Федеральным законом от 18 декабря 1997 года N 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» . Процедура рассмотрения Федеральной службой геодезии и картографии России предложений о присвоении наименований географическим объектам и переименовании географических объектов утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1999 года N 554 .
———————————
СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5718.

СЗ РФ. 1999. N 22. Ст. 2770.

Необходимо отметить, что комментируемое положение коррелирует с нормой, нашедшей отражение в подп. 12 п. 1 ст. 11 Закона N 131-ФЗ, согласно которой территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения.

Следуя принципу единства правового режима земельного участка, комментируемое положение вводит также запрет на пересечение границами населенных пунктов границ земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам. Однако, исходя из данной формулировки, можно сделать вывод, что если земельный участок сформирован и имеет удостоверенные в установленном порядке границы, но не предоставлен указанным лицам, то фактическое отнесение разных его частей к различным категориям земель (благодаря пересечению данного участка границами населенного пункта) допустимо (не запрещено) .
———————————
Сухова Е.А. Указ. соч.

Другой комментарий к Ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации

1. В отличие от земель сельскохозяйственного назначения земли населенных пунктов выполняют функцию территориально-пространственного базиса. ЗК РФ выделяет эти земли в качестве самостоятельной категории земель. Землями населенных пунктов являются земли, функциональным назначением которых является использование их для застройки и иных целей развития городов, поселков и сельских поселений. Главным критерием, на основании которого земли населенных пунктов выделяются в качестве категории земель, является их функциональное, а не целевое назначение, поскольку эти земли используются для самых разнообразных целей. Признаком, с помощью которого эти земли отграничиваются от иных категорий земель, является граница населенного пункта.

Понятие «земли населенных пунктов» непосредственно связано с понятием «поселение». В ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» приводятся понятия сельского и городского поселений. Городское поселение — это город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Закреплено также понятие «административный центр сельского поселения, муниципального района». Это — населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта РФ находится представительный орган соответствующего муниципального образования.

В ст. 11 названного Закона сформулировано понятие «территория поселения». Территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. Все это означает, что понятие «территория поселения» не совпадает с понятием «земли населенных пунктов».

Понятие «земли населенных пунктов» используется в законодательстве для того, чтобы очертить пространственную и территориальную сферы, на которые распространяются полномочия органов местного самоуправления по управлению использованием земель и регулированию градостроительства. Законодательное закрепление пространственной и территориальной сфер городских и сельских поселений обусловлено спецификой градостроительства. Сферой градостроительства является не только поверхность земли как определенная территория, на которой могут возводиться здания, строения и различные сооружения. Градостроительство осуществляется также в воздушном и подземном пространстве, что учитывается в праве. Это сферы, в пределах которых действуют правила землепользования и застройки, проекты планировки и другие документы, определяющие правовой режим земель данной категории.

Правовой режим земель населенных пунктов определяется в земельном законодательстве, которое устанавливает общие принципы регулирования использования данной категории земель. В градостроительном законодательстве эти нормы получают свое развитие и в нем отражаются особенности регулирования отношений, складывающихся по поводу использования земель населенных пунктов, создания и эксплуатации объектов недвижимости (зданий, строений и сооружений) на них.

Правовой режим данной категории земель имеет ряд особенностей. В состав земель населенных пунктов включаются земли, а точнее говоря, территориальные зоны, которые используются в самых разнообразных целях: для застройки, размещения промышленных, транспортных и иных объектов. На них могут находиться особо охраняемые территории. Земли населенных пунктов могут использоваться для ведения сельского хозяйства и др. Правовой режим таких территориальных зон аналогичен режиму соответствующих категорий земель. Однако эти зоны (земли) имеют особое функциональное назначение — они используются для обеспечения развития поселений и в отношении них действует правовой режим земель населенных пунктов.

Основой правового режима земель населенных пунктов является правовое регулирование использования земель и объектов недвижимости на них как единого комплекса, определение условий строительства и эксплуатации зданий, строений и сооружений и их эксплуатации.

Для того чтобы обеспечить благоприятные условия проживания населения, развития инфраструктуры поселений, эти земли должны использоваться в соответствии с документами территориального планирования, в частности генеральными планами и схемами территориального планирования муниципального района. Территориальное планирование использования земель данной категории — отличительная черта их правового режима.

Специфика правового режима земель населенных пунктов выражается в том, что именно на этих землях в первую очередь должно осуществляться зонирование территорий (градостроительное зонирование), в результате которого определяется разрешенное использование земельных участков и объектов недвижимости на них.

Существуют некоторые особенности правового режима застроенных и незастроенных земельных участков, обусловленные тем, что незастроенные участки могут быть предназначены для застройки и предоставлены для строительства.

Правовой режим земель населенных пунктов, особенно крупных городов, оказывает влияние на режим прилегающих к ним земель других категорий. Прилегающие к городам земли должны использоваться таким образом, чтобы обеспечить благоприятное состояние окружающей среды городов, служить своего рода «легкими» городов. Поэтому устанавливаются пригородные зоны городов, на территории которых действуют разного рода ограничения хозяйственной деятельности в интересах охраны окружающей среды.

2. В п. 2 комментируемой статьи закреплено важное требование о том, что границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам. В связи с этим в п. 3 ст. 11.9 ЗК РФ, которая определяет требования к образуемым и измененным земельным участкам, предусмотрено, что границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

3. Границы населенных пунктов определяют не только территориально-пространственную сферу действия правовых норм, регламентирующих правовой режим земель соответствующей категории земель, но и пространственную сферу населенного пункта как географического объекта, служат средством индивидуализации данной категории земель.

Так, в Федеральном законе от 18 декабря 1997 г. N 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» в ст. 1 дано определение понятия «географический объект». Географические объекты — существующие или существовавшие относительно устойчивые, характеризующиеся определенным местоположением целостные образования Земли: материки, океаны, моря, заливы, проливы, острова, горы, реки, озера, ледники, пустыни и иные природные объекты; республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа; города и другие поселения, районы, волости, железнодорожные станции, морские порты, аэропорты и подобные им объекты. Наименования географических объектов — географические названия, которые присваиваются географическим объектам и служат для их отличия и распознавания.

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области наименований географических объектов рассматривает предложения о присвоении наименований географическим объектам и о переименовании географических объектов в порядке, установленном Правительством РФ. Порядок рассмотрения Федеральной службой геодезии и картографии России предложений о присвоении наименований географическим объектам и переименовании географических объектов утвержден постановлением Правительства РФ от 20 мая 1999 г. N 554.

Переименование городов федерального значения, городов РФ осуществляется федеральными законами по представлениям субъектов РФ. Присвоение наименований столицам и административным центрам субъектов РФ или переименование указанных географических объектов осуществляется федеральными законами по представлениям субъектов РФ. Присвоение наименований географическим объектам РФ, за исключением городов федерального значения, столиц и административных центров субъектов РФ, осуществляется Правительством РФ по представлениям субъектов РФ. Переименование географических объектов РФ, за исключением городов федерального значения, столиц и административных центров субъектов РФ и городов РФ, осуществляется Правительством РФ по представлениям субъектов РФ.