Земли крестьянско фермерского хозяйства

Земли крестьянско фермерского хозяйства

Прежде чем приступить к описанию достоинств и недостатков данного вида хозяйственной деятельности, необходимо отметить значение и некоторые особенности двух следующих терминов — самого КФХ и земельного участка, предназначенного для ведения деятельности КФХ.
КФХ — форма организационно правовой коммерческой деятельности объединения граждан, либо одного лица.
Регистрируется КФХ в налоговой инспекции по месту регистрации (место жительства) главы КФХ.
Членов КФХ, не связанных родством, может быть не более 5 человек. Нанятых работников — не более 15 чел.
Имущество для создания или расширения КФХ юридически приобретается (и регистрируется) на имя физ. лиц. При внесении имущества в КФХ создается общая долевая собственность (доли определяются соглашением всех членов КФХ, либо признаются равными по умолчанию). В случае если КФХ создает один гражданин — заключение соглашения не требуется.
Члены хозяйства, желающие выйти из него в праве получить только денежную компенсацию (земельный участок и другое внесенное имущество остается в КФХ).
В КФХ может вноситься и часть имущества физ. лиц. Например, один из двух участков, принадлежащих члену КФХ.
С момента регистрации КФХ вступают в силу налоговые льготы с доходов физ.лиц и действуют в течение 5 лет. Отчетность о ведении деятельности КФХ необходимо сдавать ежегодно в налоговые органы в установленные сроки (на практике же сдача деклараций часто игнорируется фермерами, и налоговые органы их совершенно не контролируют в силу многих причин).
Распоряжение имуществом, внесенным в КФХ, осуществляется главой КФХ, признаваемым и.п.

Участок, для ведения деятельности КФХ:

В большинстве случаев земельные участки выбираются из земель с/х назначения (могут быть предоставлены или приобретены из других категорий — поселения, лесфонд, земли промышленности и т.д.).
Целевое использование (в случае отсутствия разрешения на строительство)- сельскохозяйственное использование (либо сельскохозяйственное производство, что по сути одно и то же).
Участки могут быть зарегистрированы только на имя физ. лица.
На земельном участке возможно получение разрешения на ИЖС с правом регистрации ПМЖ.
Площадь участков практически не ограничена (от 6-ти соток до тысяч га в зависимости от видов деятельности КФХ и общей площади земель района).

Остановимся на одном из важнейших нюансов КФХ, а именно — не связанности возникновения права собственности на участок и создании самого КФХ!
Согласно существующему законодательству, не наблюдается никаких нормативных актов и статей, обязывающих собственника земельного участка, приобретенного для ведения деятельности КФХ, осуществлять регистрацию самого КФХ в соответствующих (налоговых) органах (в отличие от участка для ведения ЛПХ, превышающего максимально разрешенный размер (в каждом СФ — свой)). Следующий фундаментальный вывод: Собственник участка под КФХ еще не является фермером! Согласно существующему порядку на сегодняшние день регистрация КФХ осуществляется по свободной воле собственника независимо от наличия или отсутствия каких-либо прав на земельные участки! Т.е. эти два понятия теперь не связаны друг с другом.
Если не планируется продажа продукции с участка и соответственно, официальное подтверждение права продавать выращенную продукцию, то рекомендуем вообще не регистрировать в налоговой инспекции свое КФХ! Таким образом, избегается необходимость подачи ежегодной налоговой декларации о доходах физических лиц и участок становится подобным дачному, — требуется только получение разрешения на строительство (достаточно стандартная, хотя трудоемкая процедура), также не стоит забывать об уплате ежегодного земельного налога, (который во много раз меньше «дачного», в нашем случае — в 5 раз).
Теперь коснемся темы строительства на участке.

Право возведения зданий, строений, сооружений на земельном участке, приобретенном для ведения КФХ.

Для начала процитируем некоторые фундаментальные основы частей федеральных законов, касающихся строительства на КФХ.

Закон о КФХ, глава 4, п.2: Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.

ЗК РФ: Статья 7. Состав земель в Российской Федерации 1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли поселений; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. 2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
ЗК РФ Статья 85. п.3. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
4. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Запрет на использование земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости до приведения их в соответствие с градостроительным регламентом или срок приведения видов использования земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости в соответствие с градостроительным регламентом устанавливается органом местного самоуправления.

11. Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях — земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, — используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами поселений и правилами землепользования и застройки.

В соответствии со ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Сооружения (типа «лисья нора», баня, сарай, гараж, колодец, теплица, туалет и т.д.), не имеющие капитального фундамента регистрации не подлежат, но требуется получение разрешения на их возведение.
Сооружения можно возводить не только на участке, приобретенном для ведения КФХ, но и на участке, для ведения ЛПХ. Более подробно, читайте, соответственно, в комментарии к закону об ЛПХ.
После получения разрешения на строительство, необходимо в течение трех лет приступить к возведению построек. Часто владельцы участков приступают к возведению строительства не дожидаясь получения необходимой градостроительной документации, касающейся самого здания или сооружения, а также их конструктивных особенностей (СНиП). Лишь после возведения («задним числом») формируется проект застройки и согласование в инстанциях. Таким образом, избегается несоответствие реальной постройки с предварительными требованиями ее возведения. Это возможно только в случае, если застройщик заранее учел и соблюл все необходимые СНиПы самостоятельно! Иначе возможны существенные проблемы при проверке построенного здания и сдаче его в эксплуатацию. Данный путь более рискованный, но бывает, менее затратный. Т.е. главное при возведении постройки соблюсти требования СНиП.
Обязанность собственников земельных участков соблюдать определенные нормы изложена в ЗК РФ:
Статья 42. Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами;
своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
своевременно производить платежи за землю;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;
выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Участок не может быть изъят в случае его неиспользования в течение первых трех лет после возникновения прав.
Требования по обработке участка аналогичны требованиям к другим видам целевого использования. Желательно не допускать естественного залесения на значительной части его территории.
В судебной практике не встречается изъятия земельных участков в случае их неиспользования. Изымают или предъявляют санкции только в случае иных видов нецелевого использования, т.е. использования не по назначению.
Исходя из практики, сегодняшнего дня, огромное количество участков залесено, но государство не заинтересовано в их изъятии, поскольку данная процедура очень сложна и затратна.
В стране происходит массовое залесение заброшенных садоводческих и полевых участков фермерских и подсобных хозяйств! Особенно в не престижных для земледелия зонах. Сотни тысяч гектар фактически выходят из оборота землепользования!
Согласно существующему законодательству даже отказаться от заброшенного участка (если например, вам он уже не нужен) в пользу государства не представляется возможным! Это реальная проблема многих садоводов и некоторых фермеров, ибо они вынужденно обязаны продолжать платить ежегодный земельный налог (который постепенно повышается, как и все остальное) и нести иные виды ответственности за свой земельный участок.
Отказ от участка — является двухсторонней сделкой, требующей согласия администрации.
Насильно изъять неиспользуемый участок — еще более сложная процедура.

При регистрации КФХ в налоговых органах, в качестве основного вида деятельности рекомендуем выбрать ОКВЭД 01.12.2 — «Декоративное садоводство и производство продукции питомников» — данная форма прекрасно подходит под нужды РП.

Что нужно знать владельцу участка для ведения КФХ касательно его застройки:
1. Для получения права строительства и возведения зданий, строений и сооружений необходимо осуществить действия по формированию, утверждению и согласованию проекта застройки территории. Соответственно, изменению его целевого использования согласно градостроительных регламентов, указанных в проекте застройки.
2. Необходимо учитывать нормы санитарных, противопожарных и других СНиПов и норм, например, по соблюдению выдержанных расстояний посаженных деревьев от границы участка до соседнего (4м) и до физической границы леса (15м). А также требуется соблюдение градостроительных регламентов при возведении построек.
3. Возведенные ранее здания, строения, сооружения без необходимой для этого документации
3. Следует не забывать, что при отсутствии постановки КФХ на налоговый учет — законно продавать выращенную продукцию нельзя.
4. После регистрации КФХ в установленном порядке, вступает в силу 5-ти летние льготы по уплате земельного налога и других налогов, связанных с ведением коммерческой деятельности. Поэтому рекомендуется (в случае с коммерческим подходом к выпуску продукции) не спешить с созданием и регистрацией КФХ, а произвести ее в наиболее выгодный для вашей деятельности момент, например, подготовив средства производства или, вырастив необходимую продукцию. Также, для более длительного пребывания в необлагаемом «коридоре», возможно каждые 5 лет ликвидировать и вновь создавать КФХ.
5. При добровольной ликвидации КФХ (выход всех членов хозяйства) право собственности на участок остается (если вносил в КФХ участок один собственник) или делится в соответствии с соглашением, среди внесших в КФХ свои имущественные доли согласно ГК РФ (кратно внесенному имуществу).

Выводы:
КФХ практически по всем юридическим и градостроительным параметрам подходит для всех необходимых целей при создании и развитии Родового Поместья!
В первую очередь, данная форма организационно правовой деятельности и целевого использования земельного участка дает возможность получения разрешения на строительство и регистрации постоянного места жительства, а следовательно, подведения инженерных сетей (ЛЭП, вода, газ и т.д.).
Собственник участка, приобретенного для ведения КФХ, вопреки разошедшемуся мнению — не является фермером, соответственно необходимость в регулярных отчетах, выращивании и продажи продукции отсутствует!

Желаем всем владельцам участков для ведения крестьянско (фермерского) хозяйства воспользоваться замечательными достоинствами и успешно производить развитие своего хозяйства!

C уважением,
Бахарев Владимир.
11.03.2005 г.

Последний раз редактировалось 11.03.2005г.

§ 3. Правовой режим земель крестьянских (фермерских) хозяйств

Крестьянское хозяйство — форма ведения коммерческого сельскохозяйственного производства, основанного на индивидуальном предпринимательстве.

Субъектами права ведения крестьянского хозяйства могут быть только граждане.

Субъектный состав крестьянского хозяйства неоднороден. Выделяются глава и члены крестьянского хозяйства, которые обладают различными правами. Глава крестьянского хозяйства после регистрации крестьянского хозяйства приобретает статус предпринимателя без образования юридического лица. В порядке регистрации крестьянского хозяйства регистрируются и члены крестьянского хозяйства. Крестьянские хозяйства имеют право добровольно объединяться, вступать в кооперативы, ассоциации, союзы, учреждать несельскохозяйственные предприятия, в том числе банки, страховые организации, покупать и продавать ценные бумаги.

Гражданам, ведущим крестьянское хозяйство, земельные участки предоставляются на праве частной либо общей совместной собственности. Крестьянское хозяйство может использовать дополнительные земли на праве аренды. На праве частной собственности земельный участок предоставляется только в случае, если крестьянское хозяйство представлено одним гражданином.

Если крестьянское хозяйство представлено семьей или коллективом, то земельный участок предоставляется в общую совместную собственность крестьянского хозяйства, а его собственниками являются глава и все члены хозяйства (ст. 257 ГК). При выходе кого-либо из состава крестьянского хозяйства раздел земельного участка не допускается. Выходящие из состава хозяйства члены либо его глава пользуются правом получения денежной либо иной компенсации стоимости своей земельной доли. Доля каждого определяется в договоре, а при отсутствии такового доли признаются равными на основании ст. 258 ГК. 196 Глава 12. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

Земельные участки предоставляются местными администрациями при реорганизации колхозов и совхозов, подсобных сельских хозяйств в соответствии со ст. 8 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и выделении земельных долей, либо на основании поступивших ходатайств от заинтересованных лиц в соответствии со ст. 10 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В первом случае право на получение земельного участка имеют лишь граждане, являющиеся постоянными членами или работниками колхозов, совхозов и подсобных хозяйств.

Размер земельного участка определяется в каждом случае с учетом численного состава крестьянского хозяйства, его специализации и норм предоставления земельных участков. Право собственности удостоверяется свидетельством, выдаваемым главе крестьянского хозяйства в случае владения участком на праве частной собственности, либо каждому члену хозяйства, если участок находится в общей собственности.

Право частной (общей) собственности и право аренды земель, предоставляемых для ведения крестьянского хозяйства, может быть передано по наследству на общих основаниях, т. е. по завещанию или по закону, но с учетом особенностей правового режима земель крестьянских (фермерских) хозяйств. В частности, учитывая ценность этих земель и необходимость поддержания условий стабильного развития фермерских хозяйств, предусмотрено, что наследник, не являющийся членом крестьянского хозяйства, имеет право только на получение компенсации доли в наследуемом имуществе, включая земельный участок. Размер компенсации и сроки ее выплаты определяются соглашением между членами хозяйства и наследником, а при его отсутствии — судом. Указание на доли в общей совместной собственности на землю, в целях определения наследуемого имущества, содержится в соглашении членов крестьянского хозяйства по этому вопросу; при отсутствии соглашения доли являются равными. По закону право наследования земельного участка принадлежит родственникам и другим предусмотренным ГК лицам. Члены крестьянского хозяйства, не относящиеся к таким лицам, теряют право наследования на долю умершего в случае отсутствия завещания на их имя.

§ 4. Правовой режим земель сельскохозяйственных организаций 197

Земли, предоставленные для ведения крестьянского хозяйства, используются для целей сельскохозяйственного производства — выращивания сельскохозяйственных культур, выпаса, сенокоса, размещения объектов сельскохозяйственной инфраструктуры, жилых строений. Землепользование является платным. Граждане, впервые организующие крестьянское хозяйство, освобождаются от уплаты земельного налога в течение пяти лет с момента предоставления им впервые земельного участка (ст. 12 Закона «О плате за землю»).

Как получить землю под фермерское хозяйство

На территории Российской Федерации, по действующему закону, получить земельные участки с целью ведения КФХ может абсолютно любой гражданин. Земля оформляется как в срочное, так и бессрочное пользование. Из этой статьи вы узнаете, как получить землю под фермерское хозяйство, что для этого нужно и каковы нюансы последующей работы.

Земли под крестьянское фермерское хозяйство

Опираясь на установленную государством классификацию, земельные участки, которые предоставляются с целью ведения фермерских и крестьянских хозяйств, причисляются к землям сельхозназначения. Последние могут быть переданы в пользование как физических, так и юридических лиц с различными формами организации.

По Земельному кодексу, фермерская земля должна находиться за пределами населенного пункта и иметь сельскохозяйственное назначение. Такие земли можно приобрести в личное пользование либо взять в аренду. Предоставленный участок может быть использован исключительно по своему прямому назначению. Однако на нем же, если это не противоречит закону, можно выстроить дом.

Заявление на получение земель

Чтобы взять землю для ведения крестьянского и фермерского хозяйства, нужно написать заявление в местные органы власти, уполномоченные по данному вопросу. В бумаге нужно указать:

  • Для чего именно и как будет использоваться запрашиваемый участок.
  • Объемы правомочности лица относительно предоставляемых земель.
  • Условия, на которых земля будет передана в собственность (бесплатно или платно).
  • Аргументы, подтверждающие необходимость выделения запрашиваемой площади земли (количество участников КФХ, объемы производимой продукции).
  • Предположительное местонахождение будущих участков.
  • Соглашение по организации КФХ.

Если земля берется на срочное оформление, в заявлении нужно указать конкретные сроки аренды. Время рассмотрения запроса регламентировано законом, а именно:

  • При подаче заявления на получение участка в арендное или собственное владение – не дольше 14 дней.
  • Рассмотрение проекта по установлению границ участка – не более месяца.
  • На заключение договора о передачи земельного участка в аренду или собственность отводится неделя.

В каждом субъекте РФ диапазоны размера допустимых для передачи земель регламентируются законодательными актами. Исключениями являются земли нескольких назначений:

  • Рыбоводческие.
  • Овощеводческие.
  • Цветоводческие.
  • Пчеловодческие.
  • Птицеводческие.
  • Виноградарские.
  • Садоводческие.

Если вам отказали в передаче земли для фермерского хозяйства, вы можете оспорить решение компетентных органов в суде.

Бесплатные земли под фермерское хозяйство

Земля под фермерское хозяйство бесплатно от государства – миф или реальность? Самая что ни на есть реальность! Согласно ст. 39.10 ЗК РФ, в которую в 2016 году были внесены изменения, выделение участка может происходить на безвозмездной основе в арендное владение с последующим переходом в собственность при выполнении определенных условий. В данном случае – использовать земли по прямому назначению.

Вообще, существует 2 варианта, которые подразумевают бесплатное предоставление участка для КФХ и передачу земли буквально за копейки.

Вариант № 1. Аренда с последующим переходом в собственность

Если вы планируете ведение крестьянского хозяйства, следует знать, что 1 марта 2015 года Земельный кодекс обновился двумя статьями: 39.5 и 39.10. Каждая из них подразумевает бесплатное пользование государственными и муниципальными земельными участками. Последние берутся в аренду под ведение фермерского хозяйства сроком на пять лет. Если земля использовалась по прямому назначению, то по истечении установленного срока она может быть оформлена в собственность.

Вариант № 2. Аукционные торги

Этот метод подразумевает выкуп земли у государства практически за бесценок. Все происходит следующим образом:

  1. Потенциальный покупатель находит землю, которая отсутствует на кадастровой карте и является бесхозной.
  2. Найденный участок ставится на кадастровый учет.
  3. Полученные кадастровые документы отправляются в департамент, где земля проходит проверку на возможность застройки и юридическую чистоту.
  4. Подготовленный участок выставляется на аукцион.

Если по истечении месяца с начала аукциона, желающих приобрести землю не нашлось, то находка оформляется в шестилетнюю аренду, после которой может перейти в собственность.

У представленной методики есть много минусов, которые ставят под сомнение ее выгоду. Во-первых, сама идея найти ненужную никому землю – словно из мира фантастики. Конечно, во многом все зависит от региона. Так, например, в Москве и области это практически невозможно. Куда больше шансов у жителей Дальнего Востока.

Во-вторых, в 90% случаев потенциальные покупатели находятся после выставления объекта на торги, и тогда стоимость соток значительно возрастает.

В-третьих, если муниципальные службы откажут в оформлении, то все затраты, которые понес фермер, не возмещаются.

К подводным камням можно отнести непредвиденные обстоятельства, которые попросту развалят весь проект. Например, известен случай, когда человек выиграл торги на аукционе, успешно прошел через оформление бумаг, а потом стало известно, что газ подвести к участку не представляется возможным, а обогрев электричеством обходится очень дорого. Поэтому будьте бдительны, чтобы избежать такого рода ситуаций.

Основания для отказа

Рассмотрим основные причины, по которым государственные инстанции могут отклонить заявление на оформление земель для крестьянского и фермерского хозяйства:

  • Площадь участка больше границ, которые установило государство.
  • Представлен неполный пакет документов для оформления.
  • В представленных документах были выявлены неточности и противоречия.
  • Земельный участок обременен третьими лицами.

Стоит также отметить, что каждый субъект РФ может устанавливать дополнительные ограничения и предъявлять дополнительные требования к оформлению документов. Всегда уточняйте нюансы и порядок оформления в местных органах власти.

Что означает земли сельхоз назначения?

Проверено ЦИАН

Участник программы «‎Работаю честно»

ИЖС – индивидуальное жилищное строительство
ДНП – дачное некоммерческое партнерство
ЛПХ – личное подсобное хозяйство
СНТ – садовое некоммерческое товарищество
Так участки ДНП и СНТ могут располагаться на землях сельхозназначения, ИЖС – только на землях поселений, а ЛПХ – и там и там. ИЖС-самый “понятный” и престижный тип участков.

Спасибо большое. А вот человек продает участок и пишет, что у него статус земли сельхоз назначения, а сам участок на краю деревни и рядом никаких участков нет. Можно рассматривать такой участок?

Проверено ЦИАН

Участник программы «‎Работаю честно»

если участок со статусом ЛПХ находится за чертой поселений. В таком случае возведение строения, будь то дом или, например, баня, будет незаконным.

Проверено ЦИАН

Участник программы «‎Работаю честно»

Плюсы ИЖС: — полностью законный способ строить жилище — более дорогая оценка при выкупе, залоге и т.п. — возможность продать дом дороже — государство обязано строить дороги, проводить свет, водоснабжение, уличное освещение и прочие элементы благоустройства — наличие официального почтового адреса и почтового обслуживания

Здравствуйте Татьяна все зависит от того, что Вы собираетесь на этой земле делать, если просто на лето как дачу, тогда можно рассмотреть разрежённое использование под дачное строительство. Если постоянно жить тогда земли населенных пунктов под ИЖС и тд. А лучше нанять грамотного специалиста для покупки участка и проверки юридической стороны вопроса.

Спасибо Роман, нанимать специалиста пока не под чего. Участок то не нашла пока. А как найду, тогда конечно риелтор будет все оформлять и проверять.

Выдержка:
огласно статьи 77 Земельного Кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой населенных пунктов, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Согласно статей 81, 82 Земельного Кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут быть предоставлены гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства; гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства; хозяйственнным обществам и товариществам, производственнным кооперативнам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим оргпанизациям, религионым организациям, казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, общеобразовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам кореннных малочисленнных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Согласно статей 12, 13 земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земелми быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. В целях предотвращения деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности, так же в целях обеспечения улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.

Под строительство лучше брать с обозначением ИЖС и ЛПХ, ИЖС — наиболее востребованный тип земель под строительство

Особенности предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства

Дата публикации: 29.03.2016 2016-03-29

Статья просмотрена: 1112 раз

Библиографическое описание:

Баянова Н. С. Особенности предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства // Молодой ученый. — 2016. — №6.6. — С. 2-3. — URL https://moluch.ru/archive/110/27564/ (дата обращения: 02.10.2018).

Статья посвящена анализу законодательства о порядке приобретения прав на земельные участки для целей ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и выявлению правовых проблем его применения.

Ключевые слова: земельный участок, крестьянское (фермерское) хозяйство, права на земельные участки, аренда земельных участков.

В соответствии с действующим законодательством крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющим производственную и иную хозяйственную деятельность, основанную на их личном участии. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.

Фермерские хозяйства в основном осуществляют свою деятельность, используя земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Поэтому правовой режим земель крестьянского (фермерского) хозяйства тесно связан с правовым режимом земель сельскохозяйственного назначения и определяется как Земельным кодексом Российской Федерации [2], так и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, разработка которых была обусловлена вступлением в силу отдельных федеральных законов [1, с.14] и, в частности, принятием Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» [3].

Законодательное установление оснований и порядка приобретения прав на земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства является особенностью правового режима земель данной категории.

Так, граждане, заинтересованные в предоставлении им земельных участков, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления соответствующее заявление.

Орган местного самоуправления на основании заявления главы крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, рассматривает данное заявление в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из вышеуказанных заявлений, совершают целый ряд действий.

Во-первых, это опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей, в данном извещении указывается информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей предоставления – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Так же в извещении указывается информация о праве крестьянского (фермерского) хозяйства заинтересованного в предоставлении земельного участка для указанных целей.

В течение тридцати дней со дня опубликования и размещения извещения о предоставлении земельного участка, глава крестьянского (фермерского) хозяйства должен подать заявление о намерении участвовать в аукционе на право приобретения испрашиваемого земельного участкам на праве аренды или на праве собственности.

Во-вторых, если по истечении тридцати дневного срока опубликования извещения, не поступило в уполномоченный орган иных заявлений от глав крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе, уполномоченный орган принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в установленных границах на кадастровом плане территории и производит подготовку договора купли-продажи земельного участка или договора аренды земельного участка в трех экземплярах после подписания вышеуказанных договор производится государственная регистрация возникшего права на земельный участок согласно заключенного договора.

Однако на практике часто происходит, что уполномоченный орган отказывает в предоставлении земельного участка крестьянским (фермерским) хозяйствам на торгах (аукционе) в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ по следующим основаниям:

– схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, определенным земельным законодательством;

– земельный участок, который предстоит образовать или границы которого подлежат уточнению, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным земельным законодательством.

Если органом местного самоуправления будет принято решение об отказе в предоставлении земельного участка, обжаловать его можно в судебном порядке путем подачи заявления о признании постановления или распоряжения недействительным и обязании уполномоченного органа принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду или в собственность.

Однако при реализации законодательно установленных норм о порядке приобретения прав на земельный участок для рассматриваемого вида деятельности, возникают правовые проблемы. К их числу можно отнести тот факт, что по новым правилам предоставления земельных участков на торгах, в большой вероятности победителем торгов могут признаваться те крестьянские (фермерские) хозяйства, которые смогут в силу своей платежеспособности конкурировать и по размеру арендной платы или выкупной цены за земельный участок. При этом на практике очевидной является тенденция к передаче в дальнейшем победителем торгов земельных участков в субаренду другим субъектам земельных правоотношений.

Представляется, что выходом из сложившейся ситуации может быть законодательное установление запрета на передачу земельных участков, предоставляемых в аренду из состава государственных или муниципальных земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства третьим лицам.

1. Гряда Э.А. К вопросу о проблемах правового регулирования земельных отношений в субъектах Российской Федерации // Экологическое право. 2006. № 5. С.14-16.

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ с изм. и доп. от 13 июля 2015 года // СЗ РФ. 200. № 44. Ст. 4147; 2015. №29 (часть I). Ст. 4359 (далее – ЗК РФ).

3. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения: Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ с изм. и доп. от 23 июня 2014 года // СЗ РФ. 2002. №30. Ст. 3018; 2014. №26. (часть I). Ст. 3377.

Покупка участка с/х назначения с ВРИ крестьянско-фермерское хозяйство чем грозит, каковы риски

Семен , а вы не слышали об изъятии земель, которые имеют нецелевое использование?Если собственник предлагает вам долю на этих землях, бегите оттуда, если не хотите потратить деньги просто так. Ни света, ни дороги, ничего не будет в лучшем случае, если не изымут за нецелевое.

Долю вы имеете в виду какую именно?

к кадастровому инженеру сходите он всё знает.

Семен , а что вы собрались приобретать( у вас же написано,» свой не рамежеванный участок»)что это по вашему. Если объяснять проще,один или несколько человек, взяли в аренду, а потом выкупили поле, а теперь решили продать»типа под дачи»думаю пообещали размежевать и тогда вы будите счастливым обладателем своего участка. Вы Семен, не пожалейте денег на проверку, и сопровождение, а то будите здесь спрашивать через год, что делать и кому продать!

Семен, во-первых, немежованный участок с/х назначения Вам могут и не зарегистрировать, поэтому во избежание первых крупных неприятных неожиданностей его перед покупкой все равно придётся межевать, а это не такие маленькие деньги. Далее: КФХ может быть разным, участок может быть предназначен как для разведения пчёлок, так и для выращивания пшеницы, и т.п. Вы можете попросить продавца получить у землеустроителя муниципального образования выписку из ПЗЗ (для него это бесплатно) и увидеть заодно, какие дополнительные «подвиды» разрешенного использования КФХ могут быть реализованы на участке.

Вопрос 1 не совсем корректен: строить можно и землянку в лесу, а вот зарегистрировать как свою собственность. В общем случае до 20% земель с/х назначения можно отводить под постройки. Если у Вас, например, есть задумка заниматься эко-туризмом, то застроить гостевыми домиками, курятниками и коровниками можно хоть получастка (на остальной половине этих коровок пасти в бирушах, чтобы самолетов не пугались :-)), но эти постройки не могут быть зарегистрированы как жилые дома.

По вопросу 3: тоже важна не только принципиальная возможность провести электричество, а цена вопроса, она может быть запредельной даже официально. Опять же можно потребовать у продавца, чтобы подал заявку в энергетическую компанию на подключение и посмотреть на вердикт.