Право-это норма должного поведения человека неисполнение которой влечет

Теория юридического позитивизма Г.Ф.Шершеневича

Теоретику права и государства Габриэлю Феликсовичу Шершене- вичу (1863—1912) принадлежат такие крупные произведения, как «История философии права», «Наука гражданского права в России», «Курс торгового права», «Общая теория права», «Общее учение о праве и государстве» и др.

Одной из центральных тем науки о праве в тот период было создание философии права и ее отграничение от общей теории права.

Философия права, по Шсршсневичу, изучает право в двух аспектах: право, как оно есть, и право, каким оно должно быть. Теоретическая часть философии права должна исследовать догму права, т.е. основные понятия юридических наук: источники права, нормы права, правоотношения, применение права, юридическую ответственность, государство и обшество. Изучая положительное право государства, писал он, можно узнать тенденции развития права того или иного государства, однако невозможно и нет необходимости постигать вечную идею права. Научная философия права, считал Шсршсневич, строит свои понятия только но позитивном (действующем) праве: лишь таким способом возможно исследование проблем государства и права с позиций историко-сравнительного правоведения.

Понятие права, утверждал Шершеневич, включает в себя только положительное, действующее право. Объективное право — совокупность правовых норм, субъективное право — «возможность осушествления своих интересов субъектом права».

Ученый доказывал, что объективное и субъективное право — это не две стороны одного понятия, а самостоятельные и совершенно различные понятия. Если субъективному праву всегда соответствует объективное право, то последнее может вполне cy- шествовать без субъективного права. По Шершеневичу, объективное право — основное понятие права, субъективное право — производное.

K сущностным чертам права он относил следующие:

(1) право предполагает поведение лица;

(2) право обладает принудительным характером;

(3) право всегда связано с государственной властью.

Эти неотъемлемые элементы права образуют представление о его понятии. Право — это норма должного поведения человека, неисполнение которой влечет за собой принуждение со стороны государственных органов.

Понятие права Шершеневич строго отграничивал от понятия нравственности. Нормы нравственности всегда имеют социальный характер, поскольку они определяют требования общества к человеку.

Шершеневич полагал, что принудительный характер права не позволяет относить к нормам права конституционное, каноническое и международное право.

Нормы права выражают требования, обращенные государственной властью к подчиненным ей лицам, поэтому, отмечал ученый, правила, определяющие устройство и деятельность самой государственной власти, т.е. конституция, не могуг иметь правового характера. Ученый утверждал, что государственная власть не может быть подчинена праву, потому что «требование, обращенное к самому себе под угрозою, не имеет никакого значения». Действия государственной власти находятся всецело под санкцией общественного мнения, т.е. в сфере морали.

Шершеневич писал, что государство является источником права. Согласно его концепции, государство есть явление первичное, а право — вторичное. Ha этом основании он выступал с критикой идеи правовой связанности государства им же самим созданным правом. Теория правового государства, утверждал он, не имеет теоретического обоснования и практического значения.

Ученый призывал исследовать социальную направленность деятельности современного ему государства. Государство, по его мнению, само заинтересовано в благосостоянии своих граждан, а следовательно, в стабильности государственной власти. Вместе с тем государство «стремится развить в іражданах свободную инициативу», которая предполагает чувство свободы, законность и доверие к общественным и государственным силам. Для этого, утверждал он, государство должно пойти по пути оказания помощи слабейшему посредством социального законодательства и демократизации государства.

B основе деятельности любого государства, говорил Г.Ф. Шершеневич. лежит инстинкт политического самосохранении. Политика государства должна быть достаточно гибкой, чтобы умело приспосабливаться к новым общественным условиям.

Г.Ф. Шершеневич выступал против отождествления понятий правового и конституционного государства. По его мнению, правовое государство — это теоретическая конструкция, а конституционное государство — это средство для осуществления политики реформ в цивилизованном обществе.

Понятие и сущность права

Автор: Ирина Нестерова

Нестерова И.А. Понятие и сущность права [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Право как научное понятие обладает рядом особенностей, которые позволяют адекватно обрисовать его сущность и перспективы. Несмотря на богатую историю, само по себе право не достигло апогеи своей эволюции и продолжает привлекать внимание юристов и правоведов.

Понятие права

Право как научное понятие существует уже очень давно. Прежде чем обратиться к проблемам и этапам эволюции права как термина, следует определиться с трактовкой понятия и базовым понятийным аппаратом.

Прежде всего, обратимся к пониманию права как многостороннему понятию, включающему в себя широкий список лексических значений различной коннотации.

Итак, Н.И. Матузов и А.В. Малько [1] обращаются к многоплановости в трактовке термина право и приводят определение, состоящее из трех частей. Прежде всего, они рассматривают право в общесоциальном контексте, а именно, моральное право, право народов и т.п., в рамках которого речь идет о нравственных, политических, культурных и иных возможностях в поведении субъектов. Во вторую очередь право трактуется как термин, с помощью которого обозначается определенная правовая возможность конкретного субъекта. В данном случае такое право называется субъективным, принадлежащим личности и зависящим от его воли и желания. В-третьих, под правом понимают юридический инструмент, связанный с государством и состоящий из целой системы норм, институтов и отраслей. Это так называемое объективное право (конституция, законы, подзаконные акты, правовые обычаи, нормативные договоры).

Если сфокусироваться на третьем варианте трактовки термина «право», то становится очевидно следующее:

Право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих консолидированную волю общества, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

В современной науке распространены следующие трактовки термина права, базирующиеся на его сущности о которой будет написано отдельно. Прежде всего, под правом принято понимать один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения [2].

Ряд авторов понимают право, как определенную степень свободы личности. Исходя из этого сложно согласиться с теми, кто не воспринимает право как инструмент гражданского общества и ставит под сомнение право как часть свободы. По мнению ряда ученых, понимание права как инструмента ограничения свободы личности. При этом прослеживается несоответствие восприятия свободы и права на свободу. Создается впечатление, что в данном контексте забывается о том, что зачастую свобода одной личности ограничивает свободу другой личности и только право позволяет создать разумный баланс свобод.

Сущность права

Сущность права основана на его определении и признаках. Будучи социальным институтом, право обладает особой природой, основанной на ключевых принципах права.

Принципы права – основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе права, выражающие его сущность и определяющие его функционирование [3].

Принципы права подразделяются на виды в зависимости от того, на какую область правовых норм они распространяются. Существует три основные группы принципов права:

Специфика права проявляется в его признаках, которые содержатся в приведенном выше определении. Эти признаки заключаются в следующем:

  • право носило волевой характер, ибо оно есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства членов общества;
  • общеобязательность, в чем воплощается суверенитет государства, означающий, что выше официальной, публичной власти в обществе никого нет и быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех либо большой круг субъектов;
  • нормативность права заключается в том, что оно прежде всего состоит из норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих значительный круг общественных отношений;
  • связь с государством состоит в том, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью;
  • формальная определенность права заключается в том, что нормы права имеют внешне выраженную письменную форму, должны быть четко объективированы, точно определены, воплощены вовне;
  • системность права проявляется в том, что оно представляет собой не механическую совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль, где юридические предписания взаимосвязаны, расположены определенным.

Эволюция понимания права

Право как понятие берет свои корни в истории становления и развития цивилизаций и государств. По вопросу о времени и причинах появления права в правоведении считалось и преимущественно считается до сих пор, что оно дано людям богом, государством или иной волей. На этом основываются религиозная, патриархальная, договорная, марксистская, психологическая теории и теория насилия [5].

Эволюция трактовки права можно проследить по формулировкам от Аристотеля до наших дней.

Аристотель: право – это справедливость, справедливость – это совокупность добродетелей. Право – это норма политического общения людей. Право – это равенство, но не абсолютное, а относительное, поскольку люди не равны по своим добродетелям, по свои достоинствам [6].

Фома Аквинский создает многоярусную систему права, на вершине которой стоит вечный закон – это божественная мудрость, управляемая миром, это божественное провидение. Право происходит от понятия правда, справедливость. Правда – добродетель, исходит от человеческой воли, касается поступков и отношений с другими людьми.

Иммануил Кант: право – совокупность условий, при которых произвол одного совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. Совокупность условий – гарантия прав личности, частной собственности, наличие законов и гарантии их принудительного исполнения, равенство всех перед законом.

Фридрих Гегель отождествляет право со свободой, право реализуется через свободную волю человека.

К сущностным чертам права Габриэль Феликсович Шершеневич относил следующие:

  • право предполагает поведение лица;
  • право обладает принудительным характером;
  • право всегда связано с государственной властью.

Эти неотъемлемые элементы права образуют представление о его понятии. Право, утверждал Шершеневич, – это норма должного поведения человека, неисполнение которой влечет за собой принуждение со стороны государственных органов.

  • Матузов Н.И., Малько А.В.Теория государства и права – М.:Юристъ, 2004
  • Диаконов В. В. Учебное пособие по теории государства и права. – М.: Норма, 2010.
  • Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права. М.: Спарк. 2000.
  • Петражицкий Л.И. Теория государства и права в связи с теорией нравственности // История русской правовой мысли – М.: Остожье, 1998. С.224-316.
  • Витушко В.А. Эволюция права // Научные труды РАЮН. Выпуск 6. Том 1.
  • Аристотель. Политика. – М.: Изд-во АСТ. – 2002.

Соотношение философии права и отраслевых юридических наук.

Отношение философии права к специальным юридическим наукам выражается в том, что она должна исследовать все те понятия, которые лежат в основании последних, и выработать при помощи этих понятий и на почве исторического опыта общий идеал правового порядка. Отдельные юридические науки будут пользоваться в своей систематической работе установленными философией теоретическими понятиями, а в политике займутся вопросом об осуществлении, каждая в своей области, идеала, начертанного общими штрихами той же философией права. Тогда восстановится общее представление о правовом порядке как о чем-то цельном, ныне совершенно ускользающее от внимания, благодаря изучению права лишь по частям. На обязанности специальных юридических наук лежит доставление философии права материала, по возможности обработанного и готового для высших обобщений. Только тогда установится правильная связь как между отдельными юридическими науками, так и между правоведением вообще и философией права. Отношение философии права к общей философии — это прежде всего отношение части к целому, от которого она не может отличаться по существу. Проблемы философии права для своего выяснения требуют твердой теоретической почвы, какую способна дать только философия. С другой стороны философия, занятая выработкой общего мировоззрения на основании выводов отдельных наук, не в состоянии, при современном развитии знания, вступать в непосредственное сношение с каждой специальной наукой. Философия права является в данном случае в роли посредницы.

•Этические и социологические предпосылки правовой теории Г.Ф. Шершеневича.

• Личность и общество. Понятие и виды социальных норм.

Отправной точкой для Шершеневича была антропологическая гипотеза, исходной «клеточкой» которой выступает изолированный от общества человек, «имеющий и отстаивающий свое особое бытие». Основой его деятельности служит биологическая организация, инстинкт самосохранения, поскольку при ослабевающем воздействии общественной среды именно природное, первобытное начало теснит культурное. Вместе с тем общество формирует у индивида социальные потребности (общение с другими людьми), которые наряду с физическими (одежда, пища, жилище) и психическими (познание, творчество) способствуют общественному проявлению инстинкта самосохранения.

Хотя, как полагает Шершеневич, реально существует лишь личность, а общество есть форма ее жизнедеятельности, общественные отношения объективны. На протяжении истории человек все более обобществляется, у него образуется наследственная зависимость от общества, социальное существование становится его второй природой. Однако точка равновесия между индивидуальным и социальным никогда не может быть найдена.

Поскольку человеческая деятельность, по Шершеневичу, обусловлена целесообразностью, общество должно быть нормативно организовано.

Понятие и виды социальных норм.

Имея сознательно-волевой характер, т. е. возникая, видоизменяясь и прекращая свое существование по воле и желанию людей, социальные нормы, или правила поведения, регулируют отношения между отдельными индивидами, между индивидами и социальными группами, между индивидами и обществом. Одной из разновидностей социальных норм являются правовые нормы. Кроме социальных существуют технические нормы. Они определяют отношение людей к различным средствам производства, орудиям труда, к природе, животному миру. Это, например, нормы выработки на производстве, правила эксплуатации сельскохозяйственных машин или любой иной техники, всевозможные технические и технологические стандарты. Разумеется, технические нормы, как и сама сфера их приложения, не могут существовать изолированно, в отрыве от социальных норм и сфер их непосредственного применения. Все нормы взаимосвязаны, взаимодействуют, оказывают влияние друг на друга. Опосредованно воздействуют технические нормы и на общество, а также на возникающие в нем между людьми и образуемыми ими группами и ассоциациями отношения. В этом смысле данные нормы имеют социальный характер. Однако социальность технических норм весьма условна по сравнению с собственно социальными нормами, ограничена и проявляется как в специальных нормативно-правовых актах, в которых излагается содержание различных технических норм (например, касающихся охраны труда или техники безопасности), так и в актах, имеющих отсылочный характер, т. е. содержащих отсылки к техническим нормам. Наряду с нормами права к числу социальных норм относятся также нормы морали, обычаи, нормы, содержащиеся в актах, издаваемых партийными органами и общественными организациями, религиозные и другие нормы.

•Понятие и признаки права. Факторы, определяющие отношение личности к праву.

Право – это норма должного поведения человека, неисполнение которой влечет за собой принуждение со стороны государственных органов. (право отождествляется с законом)

Шершеневич называет следующие признаки права: право в объективном смысле есть a) норма, б) определяющая отношение человека к человеку, в) с угрозой на случай ее нарушения страданием, г) причиняемым органами государства.

Субъект права – это тот, кому объективное право присваивает в юридическом отношении субъективное право. Субъект права иначе называется лицом. Присвоение права субъекту, связывание права с субъектом заключается в том, что только ему дано осуществление интереса, обеспеченного нормами права, только от его воли зависит привести в движение социальный аппарат, обеспечивающий его интересы.

Факторы, определяющие отношение личности к праву.

Личность – это понятие юридическое, тогда как объект права есть то жизненное благо, пользование которым обеспечивается с помощью права. Своими личными силами человек пользуется без помощи права. «Волевая власть человека направляется не только на лежащее вне его, но и на его собственное лицо. Поэтому признание правовой власти над самим собой не содержит в себе противоречия». Если субъективное право есть власть, приобретаемая, независимо от фактической возможности, содействием правового порядка, воздействующего на других лиц, то признание субъективного права на свое лицо несомненно противоречит понятию о субъективном праве. Допущение субъективных прав на самого себя стоит в противоречии с представлением о субъекте и объекте: если объектом мы называем нечто, находящееся вне воспринимаемого субъекта, как можно признать объектом субъективного права умственные силы самого субъекта? Конечно, интересы, связанные с жизнью, здоровьем, честью, именем человека, охраняются нормами объективного права, но только не предоставлением субъективных прав,- здесь мы имеем дело исключительно с публичным правом.

•Понятие государства. Признаки государственной власти. Критика теории разделения властей Г.Ф. Шершеневичем.

Методологическая задача при определении понятия о государстве состоит в том, чтобы дать признаки того исторического явления, которое носит название государства. В области явлений, называемых нами в своей совокупности государством, мы наблюдаем отношения между людьми определенной группы, из которых одни повелевают, а другие повинуются. В соответствии с этим наблюдаемым фактом характерными признаками понятия о государстве, по общему признанию, можно признать следующие три элемента: а) соединение людей, b) господствующая над ним власть, с) территория, как предел, действия этой власти. В сочетании эти признаки дают понятие о государстве, как соединении людей под одной властью в пределах определенной территории.

Признаки государственной власти. Прежде всего мы имеем перед собой личное соединение, как некоторую совокупность людей, находящихся во взаимном отношении властвования и подчинения. Вторым характерным признаком государства является территория, т.е. то пространство, на которое простирается действие государственной власти. третьим признаком, определяющим понятие о государстве, является власть. Власть есть возможность навязывать свою волю другому или другим, подчинять своей воле волю других, заставлять других сообразовать свое поведение с волей властвующего, вводить свою волю одним из существенных мотивов, определяющих поведение другого.

Критика теории разделения властей Шершеневичем.

В работах Г.Ф. Шершеневича глубоко исследованы проблемы сущности и содержания политической власти, прежде всего государственной. Он следующим образом истолковывает ее основные признаки: она независима по отношению к другим государствам, в чем проявляется ее внешнеполитический суверенитет; она является высшей или верховной властью внутри страны; она не ограничена, т.е. нет иной власти, которая бы ограничивала государственную власть; она неделима, ибо двух высших властей не может быть.С этих позиций Шершеневич отвергает теорию разделения властей, аргументируя так: «Трех равных по силе властей существовать не может. Та, которая в действительности окажется более сильной, и будет настоящей властью, а остальные подчинятся ей поневоле… Законодательство, управление и суд – это не три власти, это только три формы проявления одной неделимой государственной власти, или, как выражаются, три функции власти. Из всех известных форм государственного правления Шершеневич выделяет монархию – абсолютную и ограниченную, а также республику. Он указывает на такие формы республики, как: непосредственная демократия, при которой весь народ принимает участие в законодательстве; представительная демократия, когда в законодательстве участвуют лишь выбранные народом представители; аристократическая республика, когда у власти стоят особо привилегированные слои, выдающиеся своим происхождением или богатством; конституционная монархия, которая, по словам Шершеневича, больше напоминает республику, ибо законодательная власть – у парламента, а исполнительная – у правительства.

•Критика теории правового государства Г.Ф. Шершеневичем. Проблема пределов власти государства.

Теоретик права и государства Г.Ф. Шершеневич считал, что государство является источником права. Согласно его концепции государство есть явление первичное, а право – вторичное, ибо государство предшествует праву и исторически и логически. На этом основании он выступал с критикой идеи правовой связанности государства им же самим созданным правом. Теория правового государства, по его мнению, не имеет теоретического обоснования и практического значения. В.Г. Шершеневич, мотивировал свою теорию следующим: «В разное время и у разных народов правом признаётся не одно и то же, — даже прямо противоположное». «Право есть норма, т.е. общее правило, определяющее поведение человека в отношении других людей, составляющих с ними вместе политическое единство, государство. Однако эта задача выполняется не одними юридическими правилами, но и иными нормами, ближе нормами нравственности.

Среди других социальных норм, юридическая должна отличаться каким-либо видовым признаком, который был бы только им свойственен и чужд другим нормам. Этот характерный признак заключается в том, что за каждой юридической нормой стоит принудительная власть государства.

Отказ от существования естественного права приводит Шершеневича вслед за Р. Иерингом к выводу, что право возникает и существует благодаря государству. «Право есть продукт государственной власти. Государственная власть устанавливает право, исходя из принципа общеполезности».

Проблема пределов власти государства.

Г.Ф.Шершеневич, исходя из теоретико-методологических оснований позитивизма, рассматривает формальные аспекты государства и приходит к заключению, что государственная власть, будучи суверенной, не может быть ничем ограничена. Вместе с тем верховенство и независимость государственной власти не являются безусловными. Данные качества государственной власти, определяемые в рамках формально-юридического подхода, обусловливаются целью и ценностью государственного образования, определение которых возможно с точки зрения условий общественного бытия. Основу ограничения произвола государственной власти Г.Ф. Шершеневич видит в условиях общественной жизни, т.е. за рамками государственного образования.

Она формируется в обществе под воздействием индивидуальных интересов и характера их взаимодействия в рамках общественных отношений. Несоответствие власти характеру общественных отношений и реализации индивидуальных интересов приводит к потере данной властью своей легитимности, она перестает признаваться обществом, теряет свою ценностную характеристику, а значит, не соответствует цели существования.

Український юридичний портал

Теоретик права и государства Габриэль Феликсович Шерше-невич (1863—1912) был профессором Казанского университета, а с 1906 по 1911 г. преподавал гражданское право в Московском уни­верситете. Ему принадлежит ряд крупных произведений: «История философии права», «Общая теория права» (1910—1912 гг.) в 4-х выпусках, «Общее учение о праве и государстве» и др. Ряд работ Шершеневич посвятил науке гражданского и торгового права.

Одной из центральных тем науки о праве в тот период было построение философии права и ее отграничение от общей теории права.

Шершеневич признавал, что право как явление общественное есть понятие социологическое и потому уяснение сущности права невозможно без понимания его проявлений в других областях. Однако это не должно быть делом юристов, а должно исследоваться другими общественными науками. Любой «дуализм права», т. е. противопоставление действующему праву «идеального права», Шершеневич последовательно отвергал. Понятие естественного права, замечал он, на протяжении всей истории имело самые раз­ные толкования. Особо жесткой критике Шершеневич подвергал возникшую в те годы концепцию естественного права с изменяю­щимся содержанием. Он считал, что эта концепция не только науч­но несостоятельна, но и социально вредна, поскольку стремится подменить действующее право меняющимся идеалом. Шершеневич доказывал опасность дуализма — «исторически сложившегося права и умопостигаемого». Противопоставление действующего права и права «идеального» ведет, по его мнению, к удвоению правового порядка, смешению права с другими социальными нормами.

Понятие права, утверждал Шершеневич, включает в себя толь­ко положительное, действующее право. Объективное право — со­вокупность правовых норм, субъективное право — «возможность осуществления своих интересов субъектом права». Шершеневич доказывал, что объективное и субъективное право — это не две стороны одного понятия, как утверждали Иеринг и другие предста­вители социологической юриспруденции, а самостоятельные и со­вершенно различные понятия. Если субъективному праву всегда соответствует объективное право, то последнее может вполне су­ществовать без субъективного права. Объективное право, по Шер-шеневичу, — основное понятие права, субъективное право — произ­водное.

К сущностным чертам права ученый относил следующие: 1) право предполагает поведение лица; 2) право обладает при­нудительным характером; 3) право всегда связано с государствен­ной властью. Эти неотъемлемые элементы права образуют пред­ставление о его понятии. Право, утверждал Шершеневич, — это норма должного поведения человека, неисполнение которой влечет за собой принуждение со стороны государственных органов.

Шершеневич полагал, что принудительный характер права не позволяет относить к нормам права конституционное, каноническое и международное право.

Шершеневич писал, что государство является источником пра­ва. Согласно его концепции государство есть явление первичное, а право — вторичное. На этом основании он выступал с критикой идеи правовой связанности государства им же самим созданным правом, которой придерживались Еллинек, Дюги, Штаммлер и дру­гие теоретики. Теория правового государства, утверждал Шерше-невич, не имеет теоретического обоснования и практического зна­чения.

«Дело не в том, чтобы связать государство правовыми нитками подобно тому, как лилипуты связали Гулливера. Вопрос в том, как организовать власть так, чтобы невозможен был или был доведен до минимума конфликт между правом, исходящим от властвую­щих, и нравственными убеждениями подвластных». Государство, согласно Шершеневичу, предшествует праву и исторически и логи­чески. «Для признания за нормами правового характера необходи­мо организованное принуждение, которое только и способно отли­чить нормы права от всех иных социальных норм и которое может исходить только от государства». Однако, размышлял ученый, не санкционируется ли таким образом произвол властей?

Подобно Иерингу Шершеневич рассуждал о политике факти­ческого самоограничения государственной власти, которая в своих же собственных интересах устанавливает границы возможному про­изволу со стороны должностных лиц и государственных органов. Право представляет собой, по его учению, «равнодействующую двух сил, из которых одна имеет своим источником интересы вла­ствующих, а другая — интересы подвластных».

Граница между правом и произволом заключается в том, от­мечал Шершеневич, что «право есть правило поведения и должно быть соблюдаемо самой властью, его устанавливающей». Если же государственная власть, установившая правило, не считает нуж­ным его соблюдать, а действует в каждом конкретном случае по своему усмотрению, то право сменяется произволом. В отличие от шайки разбойников государство проявляет свою волю в нормах, которые оно соблюдает, пока они не заменены новыми. Кроме того, различие между государством и шайкой разбойников заключается в том, что последняя пользуется силой для разрушительных целей, а государство обращает свою силу на созидательные цели.

Шершеневич призывал исследовать социальную направленность деятельности современного ему государства. Государство, по его мнению, само заинтересовано в благосостоянии своих граждан и, как результат, в стабильности государственной власти, поэтому оно должно пойти по пути оказания помощи слабейшему посредством социального законодательства и демократизации государственного строя.

В основе деятельности любого государства, утверждал Шер-шеневич, лежит инстинкт политического самосохранения. Поли­тика государства должна быть достаточно гибкой, чтобы умело при­спосабливаться к новым общественным условиям. «Прогрессивность того или другого государства обнаруживается именно в том, что оно сумело раньше и лучше уловить требования времени и приспо­собиться к ним, вызывая в других, по необходимости, подража­ние», — писал Шершеневич. А потому, выступая с требованием реорганизации общественной жизни в России, он считал путь ре­форм единственно приемлемым как для существования и развития общества, так и для сохранения политической власти государства.

Шершеневич считал безусловно необходимым исследование тех явлений и отношений, которые влияют на содержание правовых норм и на их применение к правовым отношениям. Однако он воз­ражал против замены правовой догматики социологическим право­ведением либо естественно-правовыми воззрениями. Изучать дог­му и технику права, подчеркивал Шершеневич, особенно важно для юриста-практика, который стоит вне идеологии государства и политики права.

Разработанная им теория права и государства на основе фор­мально-догматического метода имеет большое значение и в настоя­щее время. «Общая теория права» Шершеневича, переизданная в 1995 г., во многом не утратила значения для преподавания теории государства и права, истории политических и правовых учений.

6.1. Норма права: понятие, признаки, структура

Жизнь человека в обществе достаточно регламентирована, упорядочена. Она протекает в соответствии с представлениями в общественном сознании о том, что благоприятно или неблагоприятно, что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя.

В своей жизни человек стремится к удовлетворению собственных потребностей, реализация которых заставляет вступать во взаимоотношения с другими людьми, также обладающими различными потребностями. В интересах конструктивного развития общества необходимо, чтобы удовлетворение разнообразных человеческих потребностей осуществлялось по общепринятым правилам. Их называют нормами. В обществе существует много норм, и они различаются по своему содержанию и строгости. Одни нормы отличаются своей неопределенностью и допускают возможность выбора варианта поведения (например, могу уступить место в трамвае пожилому человеку, а могу и «не заметить» его). Соблюдение одних норм контролируется теми или иными группами, к которым принадлежит человек. Плохо или хорошо вы поступили, пропустив уроки в школе, определяет семья, в которой вы живете. Однако существуют нормы, содержание которых вполне конкретно, и нарушение их влечет за собой определенное наказание. За их соблюдением осуществляют контроль правоохранительные органы государства (полиция, суд, прокуратура, органы безопасности и т.п.). В этом случае речь идет о норме права.

Норма права, как и любая другая разновидность социальной нормы (норма морали, традиции, обычая, религиозная норма и т.п.), представляет собой правило поведения, которое определяет границы возможного, дозволенного и должного поведения индивида, организаций, государства.

Однако норма права обладает рядом признаков, которые отличают ее от других видов социальных норм.

Во-первых, норма права является общеобязательным правилом поведения людей в обществе. Общеобязательность выражается в том, что она является государственно-властным предписанием, созданным для всех людей. Правовая норма определяет общеобязательные границы возможного и должного поведения и указывает, каким образом, в каком направлении, в течение какого времени необходимо действовать человеку. Она выступает в качестве одинакового масштаба, равной меры свободы для всех и каждого, кто оказался в сфере ее действия. Общеобязательность нормы права выражается и в том, что она охватывает наиболее типичные, часто повторяющиеся, а не единичные социальные процессы, образцы поведения.

Во-вторых, норма права является правилом поведения, гарантированным возможностью государственного принуждения. Это отличает правовую норму от всех иных социальных норм и обеспечивает ее действенность, эффективность.

В-третьих, норму права отличает неперсонифицированность, т.е. обращенность не к конкретному лицу, а к каждому гражданину.

В-четвертых, правовая норма характеризуется формальной определенностью — она закрепляется в нормативно-правовом акте (официальном документе государства). В отличие от норм морали, которые, как правило, не фиксируются в документах государства, правовая норма представляет собой детализированное и четко выраженное в письменной форме правило поведения. Формальная определенность правовой нормы позволяет не только вычленить ее внутреннюю структуру, но и не допускает двусмысленности, возможной подмены буквы закона субъективно истолкованным духом закона. Древние римляне говорили: «Пусть торжествует закон (юстиция), если даже погибнет мир».

Формально закрепленное правило поведения позволяет оперировать правом в целях упорядочения и целенаправленного воздействия на развитие общества.

В-пятых, норма права носит представительно-обязывающий характер. Она регулирует взаимоотношения между людьми через наделение одних правами и возложение на других обязанностей. Правовая норма предоставляет, например, собственнику свободу действий по удовлетворению своих законных прав: право собственника распоряжаться принадлежащей ему собственностью, как он пожелает, — он может ее продать, подарить, отдать в пользование, проиграть в карты, никто не может покушаться на права собственника.

Если, например, земельный собственник выращивает на своем участке наркотики, а затем продает их, то права собственника в этом случае ограничиваются, поскольку своими действиями он наносит ущерб здоровью других людей.

Таким образом, правовая норма предоставляет свободу действий, направленных на удовлетворение законных прав и интересов одних, одновременно обязывает других совершать определенные действия, ограничивая их произвол.

В-шестых, правовая норма характеризуется многократностью действия. Она создается для постоянного применения, и ее действие не завершается после ее использования.

Следовательно, норма права есть установленное или признанное государством общеобязательное правило поведения, обеспеченное возможностью государственного принуждения, закрепленное и опубликованное в официальных актах государства.

Появление нормы права отражало возросший уровень индивидуального сознания и культурного развития человека, его способность соизмерять условия и результаты своего поведения. Нельзя было требовать от человека что-либо сделать в духе «пойди туда, не знаю куда», если условий для этого не было, и притом наказывать его за неисполнение властного предписания. Правило поведения бессмысленно, если нет условий для его реализации. Это не способствует упорядочению взаимоотношений между людьми, не делает их взаимодействия предсказуемыми и стабильными. Такая ситуация порождала произвол сильного над слабым.

Правовая норма, будучи четко выраженным детализированным правилом поведения, связывает в единое целое условия для соответствующего поведения или действия, само действие, т.е. правило поведения, и последствия, наступающие за нарушение данного правила.

Именно эти три фактора обусловили наличие внутри нормы права трех элементов: 1)

Взаимосвязь этих трех частей правовой нормы осуществляется по правилу «если —> то -» иначе», где «если» — условия действия нормы права, «то» — содержание правила поведения, «иначе» — неблагоприятные последствия, которые наступают за нарушение правила.

Гипотеза — часть правовой нормы, которая указывает на конкретные условия (жизненные обстоятельства), наличие которых позволяет осуществить правило поведения. Гипотеза придает этим жизненным обстоятельствам юридическое значение.

Диспозиция — часть правовой нормы, которая содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. Обычно диспозиция содержит права и обязанности тех, кто вступает в правоотношения.

Санкция — часть правовой нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия, наступающие у нарушителя правила поведения (диспозиции). Ответственность наступает за нарушение определенной нормы права.

В качестве примера рассмотрим установленную ст. 20 Конституции Российской Федерации норму «каждый имеет право на жизнь». Она означает, что никто не может быть произвольно лишен жизни. Право на жизнь предполагает проведение государством миролюбивой внешней политики, исключающей войны и конфликты, в которых гибнут люди. Государство обязано организовать эффективную борьбу с преступностью и особенно с террористическими актами. Кроме того, гарантиями права на жизнь является борьба с детской смертностью, развитие системы здравоохранения, обеспечение техники безопасности и предупреждение несчастных случаев на производстве, дорожно-транспортных происшествий и т.п.

Данная норма содержит три компонента. Если право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека и это право охраняется законом (гипотеза), то никто не может быть произвольно лишен жизни (диспозиция), иначе за особо тяжкие преступления против жизни устанавливается смертная казнь (санкция).

Понятие и сущность права

Само слово «право» — многозначно, имеет богатое разностороннее содержание. •

его употребляют в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.), в рамках которого речь идет о нравственных, политических, культурных и иных возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом; поступить по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения и т.п.). •

с помощью этого термина обозначается определенная правовая возможность конкретного субъекта. В данном случае такое право называется субъективным, принадлежащим личности и зависящим от его воли и желания (право на образование, на труд, на пользование культурными ценностями, на судебную защиту и т.д.). •

под правом понимают юридический инструмент, связанный с государством и состоящий из целой системы норм, институтов и отраслей. Это так называемое объективное право (конституция, законы, подзаконные акты, правовые обычаи, нормативные договоры).

В рамках последнего понимания право есть система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих консолидированную волю общества (конкретные интересы различных классов, социальных групп, слоев), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Право — социальный институт, имеющий свою собственную природу. Специфика права проявляется в его признаках, которые содержатся в приведенном выше определении. Эти признаки заключаются в следующем:

1) право носило волевой характер, ибо оно есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства членов общества;

2) общеобязательность, в чем воплощается суверенитет государства, означающий, что выше официальной, публичной власти в обществе никого нет и быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех либо большой круг субъектов;

3) нормативность права заключается в том, что оно прежде всего состоит из норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих значительный круг общественных отношений;

4) связь с государством состоит в том, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью. Государство для того и функционирует, чтобы гарантировать соблюдение исполнения юридических норм;

5) формальная определенность права заключается в том, что нормы права имеют внешне выраженную письменную форму, должны быть четко объективированы, точно определены, воплощены вовне;

6) системность права проявляется в том, что оно представляет собой не механическую совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль, где юридические предписания взаимосвязаны, расположены определенным иерархическим образом, группируются по отраслям и институтам.

Можно выделить подходы к сущности права. Хронологически первым является классовый подход, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса. Здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов правящей группы.

Существует также общесоциальный подход, который рассматривает право как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества. Здесь право применяется в более широких целях — как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии, политического плюрализма и т.п.

Наряду с этими основными выделяют и другие — религиозный, этнический, расовый и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответствующие интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях, судебной практике.

Иначе говоря, сущность права многопланова. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в ней в зависимости от исторических условий на первый план может выступать любое из вышеперечисленных начал.

Раскрыть значение права для общества и конкретизировать его сущность призвана категория «ценность права», под которой понимается способность права служить средством для удовлетворения справедливых, прогрессивных интересов общества и отдельной личности.

Ценность права выражается в том, что оно прежде всего выступает средством: ?

регулирования общественных отношений (придает действиям людей согласованность, упорядоченность, уверенность); ?

защиты существующего общественного строя (устанавливает меры юридической ответственности за общественно опасные и вредные деяния); ?

обновления общества, фактором его прогресса (содействует развитию тех социальных связей, в которых заинтересовано общество); ?

решения глобальных проблем современности (оборонных, экологических и т.п.); ?

определения меры свободы личности в обществе (фиксирует масштабы, границы свободы); ?

утверждения нравственных начал в общественной жизни, инструментом воспитания населения и формирования цивилизованной правовой культуры (В.В. Лазарев, С.В. Липень).

Суммируя изложенное и учитывая существующие в современной отечественной и зарубежной научной литературе мнения, можно предложить следующее определение права, разделяемое с небольшими расхождениями большинством правоведов, как ученых, так и практиков.

Право есть совокупность исходящих от государства общеобязательных, формально определенных норм, выражающих идеи свободы, справедливости, гуманизма, нравственности, прав человека и призванных регулировать поведение людей и их коллективов в целях стабильного функционирования и развития общества.

Немного из истории

Аристотель: право – это справедливость, справедливость – это совокупность добродетелей.

Фома Аквинский создает многоярусную систему права, на вершине которой стоит вечный закон – это божественная мудрость, управляемая миром, это божественное провидение. Право происходит от понятия правда, справедливость. Правда – добродетель, исходит от человеческой воли, касается поступков и отношений с другими людьми.

Иммануил Кант: право – совокупность условий, при которых произвол одного совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. Совокупность условий – гарантия прав личности, частной собственности, наличие законов и гарантии их принудительного исполнения, равенство всех перед законом.

Фридрих Гегель отождествляет право со свободой, право реализуется через свободную волю человека.

Понятие права в концепции Максима Максимовича Ковалевского имеет двоякое значение: 1) право есть отражение требований солидарности и обусловленной ею идеи долга, заставляющей индивидов брать на себя обязанности, чтобы сохранить интерес группы; это право предшествует государству и порождает позитивное право; 2) позитивное право содержит правила, призванные либо расширить, либо ограничить свободу индивида (зависит от того, в какой степени государство берет на себя функции, ранее исполняемые общественными союзами).

К сущностным чертам права Габриэль Феликсович Шершеневич относил следующие: 1) право предполагает поведение лица; 2) право обладает принудительным характером; 3) право всегда связано с государственной властью. Эти неотъемлемые элементы права образуют представление о его понятии. Право, утверждал Шершеневич, — это норма должного поведения человека, неисполнение которой влечет за собой принуждение со стороны государственных органов.

Богдан Александрович Кистяковский в своем основном произведении «Социальные науки и право: Очерки по методологии социальных наук и общей теории права» (1916 г.) глубоко исследовал понятие права как социального явления и как части духовной жизни человека, методологию изучения права, вопросы государственной власти, проблемы прав человека и гражданина, идеи правового государства и возможности перехода к социально-справедливому государству. Гуманитарные науки, в том числе наука о праве, подобно естественным наукам, должны строиться, по учению Кистяковского, на основе множественности понятий. Коль скоро «право входит в различные сферы человеческой жизни и деятельности, которые могут составлять предмет различных отраслей гуманитарных наук», то понятие права сводится к четырем основным определениям: государственно-организационному, социологическому, психологическому, нормативному. Все эти понимания права, отмечал Кистяковский, равноценны, а потому подлежат самостоятельному изучению и разработке.

Государственно-организационное, или государственно-повелительное, понятие права состоит в «совокупности норм, исполнение которых вынуждается, защищается и гарантируется государством». Право, согласно этому подходу, «есть то, что государство приказывает считать правом». Большое значение этого понимания права несомненно, отмечал Кистяковский, так как оно содержит «государственно-организационный элемент в праве», но и крайне ограниченно в силу того, что за рамками права остаются обычное право, часть государственного права и международное право.

Социологическое понятие права обращает внимание на право как на совокупность осуществляющихся в ж:изни правовых отношений. Право, согласно этому подходу, отмечал Кистяковский, представляет собой социальное явление, заключающее в себе широкий круг национальных, бытовых, экономических и других отношений. Во взаимодействии с ними право вырабатывается, изменяется, развивается. Такое правопонимание, считал ученый, безусловно, шире государственно-повелительного, поскольку обнимает и обычное, и государственное, и международное право во всем их объеме. К недостаткам этого правопонимания Кистяковский относил отсутствие

четких границ между правовыми и неправовыми отношениями. В силу неясности критерия — что именно считать правом — социологи права, отмечал ученый, любят обращаться к словесным определениям типа «социальная солидарность», «замиренная среда» и т. п. Однако подобное правопонимание содержит в себе «чисто этическое

Нормативное понятие права признает право как «совокупность норм, заключающих в себе идеи о должном, которые определяют внешние отношения людей между собой». Это понятие права обладает большой познавательной ценностью, считал Кистяковский, поскольку указывает на устойчивый характер права (долженствование), который не определяется исчерпывающим образом ни одним другим правопониманием. Недостаток нормативного правопонимания заключается в том, писал он, что оно не всегда определяет реальное, действующее право, поскольку характер долженствования распространяется на то право, которое было бы желательно с точки зрения современного правосознания. Кроме этих трех «теоретических понятий» права Кистяковский определил «технические понятия», к которым относил юридико-догматическое и юридико-политическое понятия. Назначение этих понятий, по его мнению, заключается в определении и систематизации правовых явлений для решения чисто практических задач догматической юриспруденции.

Психологическое понятие права, выдвинутое Львом Иосифовичем Петражицким, представляет собой «совокупность тех психических переживаний долга или обязанности, которые обладают императивно-атрибутивным характером».