Применение огнестрельного оружия статья 23

Статья 23. Применение огнестрельного оружия

Статья 23. Применение огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;

7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

2. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части 1 настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

3. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:

1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;

3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона;

4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

4. Сотрудник полиции имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, предусмотренных частями 1 и 3 настоящей статьи, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 7 и 8 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона.

5. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

6. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

Статья 23 закона «О полиции»

По закону, «полиция» представляет собой государственный орган, который является составной частью единой централизованной системы Министерства Внутренних дел России. Частью МВД Российской Федерации она была признана в 2011 году. Всю деятельность данного органа регламентирует Федеральный Закон «О Полиции».

Статья 23: применение огнестрельного оружия

По закону, полиция создана для осуществления:

  • защиты граждан от умышленных и не умышленных действий третьих лиц;
  • для обеспечения охраны здоровья населения;
  • охраны прав и свободы граждан Российской Федерации, иностранных персон, лиц без гражданства;
  • охраны общественного порядка;
  • для сохранения общественной безопасности.

Для выполнения своих функций, сотрудникам полиции разрешается пользоваться оружием.

23 статья раскрывает положения об использовании и применении огнестрельного оружия. Состоит 23 статья ФЗ «О полиции» из 6 пунктов:

1-ый пункт содержит информацию о правах сотрудника полиции применять огнестрельное оружие:

  • сотрудник полиции вправе воспользоваться им для осуществления защиты себя от неправомерных действий третьих лиц;
  • сотрудник полиции вправе применять огнестрельное оружие с целью защиты другого лица от посягательства на его здоровье или жизнь;
  • при возникновении ситуации, когда третье лицо пытается завладеть имуществом полиции (специальной техникой, боевой техникой, транспортным средством полиции, оружием), работник полицейского участка обязан применять в действие огнестрельное оружие;
  • оружие используется при захвате заложников;
  • применяется оружие при задержании третьего лица, которого застали при совершении преступления. При условии, что преступление соответствует критериям — особо тяжкое против жизни, тяжкое, угрожающее здоровью и безопасности. Также если преступник пытается скрыться и иными способами его не задержать;
  • по закону, полиция использует оружие для проведения задержания лица, которое отказывается выполнять требования полиции. Например, отказывается сдать имеющееся при себе оружие, боеприпасы, взрывные устройства, ядовитые и опасные для здоровья вещества;
  • полиция применяет оружие, чтобы отразить нападение на охраняемый объект одного или группы преступников.

2-ой пункт обуславливает значение «вооруженного сопротивления». Данный термин означает совершение нападения с применением какого-либо оружия.

3-ий пункт указывает на ситуации, при которых работнику полицейского участка разрешено использовать огнестрельное оружие:

  • чтобы обезвредить животное, угрожающее здоровью или жизни человека;
  • при обоснованном проникновении в здание (основания указаны в 15 ст. ФЗ №3) разрешается применять оружие для разрушения замков и других деталей конструкций, которые преграждают путь;
  • сотрудник полиции применяет оружие для выстрела вверх, означающего сигнал тревоги или вызова подкрепления (выстрел может быть произведен и в ином направлении, при условии — не нанести вред кому-либо).

4-ый пункт обозначает на основании каких положений настоящего закона «О полиции» работник полиции может использовать огнестрельное оружие.

5-ый пункт характеризует категорию лиц, в отношении которых запрещено производить выстрелы. К указанной категории граждан относятся:

  • женщины;
  • люди с явными признаками инвалидности;
  • несовершеннолетние дети.

По закону, работникам полиции разрешено использовать огнестрельное оружие в отношении несовершеннолетних, когда те оказывают вооруженное нападение (сопротивление), угрожающее жизни или здоровью полицейского (гражданских лиц).

6-ой пункт — работникам полиции законом запрещается применять огнестрельное оружие в месте, где находится большое скопление людей, т.к. при совершении подобных действий могут пострадать невинные люди.

Изучите также положения статьи 13 ФЗ о полиции и последние изменения, внесенные в ФЗ 144 об ОРД.

Последние изменения ст 23 ФЗ «О полиции»

Федеральный Закон «О полиции» был принят членами Государственной Думы 28 января 2011 года. В законную силу вступил закон 7 февраля того же года. Последние изменения были внесены в закон 18 июня 2016 года. Изменения коснулись 8 главы статьи 45.

Ст 45 Федерального Закона «О полиции»

Данная статья содержит положения, касающиеся прав сотрудника полиции и всех членов его семьи на медицинское обеспечение. Положения о медицинском обеспечении указаны в 5 пунктах. Данные пункты гласят, что мед. обеспечение работника полицейского участка проводится в специализированных медицинских учреждениях федерального органа исполнительной власти в области МВД. Полицейский имеет право на получение бесплатной медицинской помощи. Бесплатная помощь также распространяется на изготовление и ремонт зубных протезов. Бесплатная медицинская поддержка касается и получения лекарственных препаратов, по назначенному врачом рецепту.

Часть 3 ст 45 ФЗ №3 претерпела изменения 18 июня 2017 года

3-ий пункт рассматриваемой статьи указывает на права членов семьи пользоваться медицинскими услугами в мед. организациях федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел. К членам семьи относятся:

  • супруг (супруга);
  • несовершеннолетние дети;
  • дети-инвалиды от 18 лет и более;
  • 23-летние дети, обучающиеся в высшем учебном заведении на дневном отделении;
  • граждане, которые находятся на иждивении у сотрудника полиции (в новой редакции данный пункт был дополнен фразой «и проживающие совместно с ним»).

Ст 23 закона «О полиции»

Данная статья закона раскрывает положения о применении огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов. Написана она была при издании настоящего закона. В последней редакции изменения не вносились.

Наказание по ст 23

По закону Российской Федерации, сотрудник правоохранительных органов вправе применять:

  • физическую силу (ст. 18-20);
  • специальные средства (ст. 21-22);
  • огнестрельное оружие (ст. 23).

По закону, в случае применения вышеуказанных действий свыше своих полномочий — сотруднику полиции грозит привлечение к ответственности. Согласно закону, за неправомерное применение оружия наступает ответственность:

  • дисциплинарная;
  • материальная;
  • уголовная.

При неправомерном использовании оружия, в следствии чего произошло убийство — ответственность наступает по 105 статье УК РФ.

П 1 ст 105 УК России

Умышленное причинение смерти иному человеку карается в виде лишения свободы, срок составляет от 6-15 лет.

П 2 ст 105 Уголовного Кодекса

Данный пункт предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком от 8-20 лет, либо пожизненное лишение свободы, либо смертная казнь. Мера наказания зависит от тяжести совершенного преступления.

Применение оружия по ст 112 УК

Положения данной статьи указывают на меры наказания за совершенное преступление с причинением средней тяжести вреда здоровью. Мера наказания за применение огнестрельного оружия зависит от причиненного вреда:

  • лишение свободы на срок до 3-х лет;
  • принудительные работы на срок до 3-х лет;
  • арест на срок до 6 месяцев;
  • лишение свободы на срок до 5-и лет.

Применение оружия по закону — ст 107 УК РФ

Данная статься содержит положения о совершенном убийстве в состоянии аффекта. Согласно закону, следует наказание:

  • по п 1, убийца наказывается двумя годами исправительных работ, либо попадает в тюрьму на период — 3 года;
  • по п 2 за убийство двух и более человек, убийцу приговаривают к тюремному заключению на период более 5 лет, либо наказывают принудительными пятилетними работами.

Ст 115 Уголовного Кодекса

Она обуславливает положения о причинении легкого вреда здоровью, содержит следующие меры ответственности:

  • за совершенное деяние по п 1 — предусматривается штраф (размер до 40 000 руб.), либо размер заработной платы за последние 3 месяца;
  • за содеянное по п 2 настоящей статьи — обязательные работы сроком до 360 часов, либо исправительные работы на период до 1 года.

В соответствии с положениями Уголовного Кодекса, сотрудника полиции при неправомерном применении огнестрельного оружия, ожидает наказание по 286 ст. Данная статья раскрывает положения о превышении должностных полномочий.

По закону, наказание за применение огнестрельного оружия, применяется в виде:

  • Наложения штрафных санкций. Штраф взимается в размере до 80 000 руб. или в размере 6-и заработных плат;
  • Лишения права занимать определенные должности или осуществлять определенный вид деятельности на срок до 5-и лет;
  • Ареста на период 4-6 месяцев;
  • Ограничения свободы до 4-х лет.

Согласно закону, полицейский, нарушивший положения ст. 23 закона «О полиции» ждет наказание:

  • Штраф — от 100 000 до 300 000 руб.;
  • Принудительные работы на период 5 лет, с лишением права занимать определенные должности и заниматься некоторыми видами деятельности сроком на 3 года;
  • Ограничение свободы — до 7 лет.

Согласно данному пункту настоящего закона, полицейский привлекается к ответственности за:

  • насилие и угрозы;
  • применение огнестрельного оружия;
  • причинение тяжких последствий.

За содеянное по вышеуказанным пунктам предусматривается наказание — тюремное заключение на срок до 10 лет.

Все аспекты применения огнестрельного оружия полицейскими указаны в законе «О полиции». Чтобы знать в каких ситуациях разрешено применять пистолеты, ружья, винтовки и прочее, необходимо изучить статью 23 настоящего закона. В случае несоблюдения правил настоящего закона, следует обращаться к правовым нормам Уголовного Кодекса Российской Федерации. Скачать последнюю редакцию УК РФ можно по ссылке.

В законе «О полиции» содержатся не только критерии пользования огнестрельным оружием, но также и правила применения физической силы, специальных средств и так далее. Чтобы ознакомиться со всеми положениями настоящего закона, необходимо его детальное рассмотрение. Скачать последнюю редакцию закона можно здесь.

Статья 23. Применение огнестрельного оружия

Ст. 23 Закон о полиции в последней действующей редакции от 1 марта 2011 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 23. Применение огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

  • 1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
  • 2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;
  • 3) для освобождения заложников;
  • 4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;
  • 5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
  • 6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;
  • 7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

2. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части 1 настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

3. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:

  • 1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;
  • 2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;
  • 3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьёй 15 настоящего Федерального закона;
  • 4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

4. Сотрудник полиции имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, предусмотренных частями 1 и 3 настоящей статьи, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 7 и 8 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона.

5. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

6. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

Применение огнестрельного оружия статья 23

1. Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.

3. В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие.

4. Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

5. Содержание программ специальной подготовки сотрудников полиции определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

6. Право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск.

7. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

8. Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

9. Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

1. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

2. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.

3. Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина.

6. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.

7. Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

8. О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.

9. В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

2. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

2) для пресечения преступления или административного правонарушения;

3)для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:

1) палки специальные — в случаях, предусмотренных пунктами 1-5 , 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

2) специальные газовые средства — в случаях, предусмотренных пунктами 1-5 , 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

3) средства ограничения подвижности — в случаях, предусмотренных пунктами 3 , 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;

4) специальные окрашивающие и маркирующие средства — в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

5) электрошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1-5 , 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

6) светошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1-5 , 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

7) служебных животных — в случаях, предусмотренных пунктами 1-7 , 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

8) световые и акустические специальные средства — в случаях, предусмотренных пунктами 5 , 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

9) средства принудительной остановки транспорта — в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;

10) средства сковывания движения — в случаях, предусмотренных пунктами 1-5 части 1 настоящей статьи;

11) водометы — в случаях, предусмотренных пунктами 7 , 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

12) бронемашины — в случаях, предусмотренных пунктами 5 , 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, — в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;

14) средства разрушения преград — в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи.

3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.

1. Сотруднику полиции запрещается применять специальные средства:

1) в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции;

2) при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.

2. Специальные средства применяются с учетом следующих ограничений:

1) не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца;

2) не допускается применение водометов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия;

3) не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях;

4) установка специальных окрашивающих средств на объекте осуществляется с согласия собственника объекта или уполномоченного им лица, при этом сотрудником полиции принимаются меры, исключающие применение указанных средств против случайных лиц.

3. Применение водометов и бронемашин осуществляется по решению руководителя территориального органа с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов.

4. Иные ограничения, связанные с применением сотрудником полиции специальных средств, могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

5. Допускается отступление от запретов и ограничений, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи, если специальные средства применяются по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;

7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

2. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части 1 настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

3. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:

1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;

3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона;

4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

4. Сотрудник полиции имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, предусмотренных частями 1 и 3 настоящей статьи, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 7 и 8 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона.

5. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

6. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

1. Сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона.

2. При попытке лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Правомерность применения оружия сотрудниками полиции: анализ новых оснований (Филиппов О.Ю.)

Дата размещения статьи: 27.03.2017

Ученые неоднократно обращали и продолжают обращать свое внимание на проблемы применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел, как в период действия Закона Российской Федерации «О милиции», так и с начала действия Федерального закона «О полиции», однако недостаточно изученными являются положения, которые впервые были закреплены в Федеральном законе «О полиции». Речь идет об основаниях применения огнестрельного оружия, закрепленных в ст. 23 названного Закона, которые явились новеллами правового регулирования. Их наличие, как представляется, обусловлено активизацией деятельности подразделений полиции при проведении специальных операций по обезвреживанию организованных вооруженных преступных групп и бандформирований, возникновении иных экстраординарных обстоятельств. Довольно часто сотрудники полиции были вынуждены применять огнестрельное оружие вне правового поля в отношении членов указанных вооруженных формирований, отказывающихся выдать оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества, а также для освобождения захваченной специальной и боевой техники. Не подвергая сомнению необходимость нормативного закрепления такого рода оснований для применения оружия, отметим наличие, на наш взгляд, существенных условий применения оружия в указанных случаях в повседневной деятельности полиции, характеризующейся отсутствием каких-либо экстраординарных обстоятельств. В рамках статьи рассматриваются проблемы применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия для пресечения попытки завладения транспортным средством полиции, специальной и боевой техники, состоящей на вооружении (обеспечении) полиции, а также для задержания лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящегося при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых либо радиоактивных веществ.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О полиции» сотрудники полиции имеют право применять огнестрельное оружие для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящей на вооружении (обеспечении) полиции. Такое основание для применения огнестрельного оружия, как пресечение попытки завладения оружием сотрудника полиции, не является новеллой Федерального закона «О полиции» и было закреплено в ч. 2 ст. 15 действовавшего Закона Российской Федерации «О милиции», положения которого неоднократно подвергалось научному анализу. Применение же полицией огнестрельного оружия для пресечения попытки завладения транспортными средствами, состоящими на обеспечении полиции, вызывает у правоприменителей отдельные вопросы.
Под попыткой завладения оружием сотрудника полиции, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, по мнению авторов комментария к Федеральному закону «О полиции», следует понимать незаконные действия какого-либо лица (группы лиц), осуществляемые против воли сотрудника полиции и направленные на тайное или открытое изъятие находящегося при нем огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, находящихся в ведении полиции транспортных средств и техники .
———————————
Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный) / Ю.Е. Аврутин, С.П. Булавин, Ю.П. Соловей и др. М.: Проспект, 2012. С. 408.

Соглашаясь с данным мнением, отметим наличие двух моментов, не отраженных в определении, но вызывающих некоторые вопросы.
Во-первых, необходимо ли сотруднику полиции при решении вопроса о применении оружия в такой ситуации учитывать цель завладения транспортным средством, если она ему известна либо очевидна?
Закон не детализирует цели завладения транспортным средством, как и не определяет цель пресечения попытки его завладения со стороны сотрудника полиции. Целями завладения могут выступать использование транспортного средства для поездки до конкретного места либо по конкретному или предполагаемому маршруту, хищение транспортного средства или его части, попытка скрыться от преследования, использование в преступных целях и т.п. При этом цель завладения транспортным средством полиции может быть известна сотруднику полиции либо очевидна исходя из предшествующих действий виновного либо характеристики личности. Объектом посягательства на транспортные средства полиции выступают в первую очередь общественные отношения, возникающие в связи с обеспечением общественной безопасности, защитой жизни и здоровья граждан, а значит, действия сотрудника полиции должны быть направлены на недопущение использования транспортного средства, другой перечисленной в законе техники в преступных целях. В связи с этим у сотрудника полиции могут возникнуть сомнения в правомерности применения оружия в случае, когда ему стало известно, что виновный, пытаясь завладеть транспортным средством, не имеет намерений использовать его в преступных целях.
Анкетирование сотрудников полиции показало, что 65,1% респондентов считают, что при решении вопроса о применении огнестрельного оружия в обязательном порядке необходимо учитывать цель завладения транспортным средством, если она ему известна или очевидна, т.к. применять оружие по данному основанию сотрудник вправе только для устранения угрозы общественной безопасности и недопущения совершения преступления с использованием транспортного средства полиции. 34,9% опрошенных сотрудников полиции указали, что цель завладения значения не имеет .
———————————
Автором опрошено 108 сотрудников среднего и старшего начальствующего состава оперативных подразделений полиции и подразделений полиции по охране общественного порядка Омской, Томской областей, Алтайского края в период с февраля по апрель 2015 г.

Соглашаясь с мнением большинства респондентов, отметим, что по рассматриваемому основанию применение оружия может иметь место лишь тогда, когда противоправное завладение транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой в сложившейся ситуации сопряжено с реальной угрозой жизни и здоровью граждан и (или) сотрудников полиции . Однако при решении вопроса о применении оружия сотрудник полиции в подобной ситуации может и должен предполагать, что в ходе дальнейших действий виновного возможно изменение целей и мотивов совершения противоправного деяния, даже если первоначальная обстановка не предполагает использование транспортного средства полиции в целях посягательства на общественную безопасность, жизнь и здоровье граждан.
———————————
Комментарий к Федеральному закону «О полиции» / Ю.Е. Аврутин, С.П. Булавин, Ю.П. Соловей и др. М.: Проспект, 2011. С. 231.

В связи с изложенным полагаем, что на первоначальном этапе развития событий у сотрудника полиции отсутствует обязанность четко осознавать цели и мотивы лица, посягающего на транспортное средство. Однако в любом случае необходимо, чтобы сотрудник полиции, решаясь применить оружие, был уверен, что действия такого лица направлены именно на завладение транспортным средством.
В связи с этим возникает второй вопрос: какие действия виновных будут считаться направленными на завладение транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящей на вооружении (обеспечении) полиции?
Законом также не определены конкретные действия виновного лица, направленные на изъятие находящихся в ведении полиции транспортных средств и техники, позволяющие сотруднику применить огнестрельное оружие, как и отсутствует легальное определение попытки совершения каких-либо действий. Вместе с тем в уголовном законодательстве существует близкое по содержанию понятие — «покушение на преступление», под которым понимаются умышленные действия (бездействие) лица, непосредственно направленные на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам . Применительно к рассматриваемой ситуации ориентирующее значение, как представляется, может иметь разъяснение Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения», п. 22 которого гласит, что покушением на угон транспортного средства без цели хищения следует считать действия лица, пытавшегося взломать замки и системы охранной сигнализации, завести двигатель либо с целью угона начать движение. .
———————————
См.: ч. 3 ст. 30 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. N 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2009. N 2.

Данное решение высшего судебного органа хотя и имеет ориентирующее значение, но на возникающие вопросы в полном объеме не отвечает. Как видно, понятие покушения на угон транспортного средства в судебной практике сформулировано достаточно широко, противоправное деяние включает в себя различные действия виновного, достаточные для квалификации преступления, причем данные действия разделены во времени: попытка взломать замки и системы охранной сигнализации, попытка завести двигатель, приведение в движение автомобиля.
Примечательно, что только 17,2% респондентов считают возможным применение огнестрельного оружия при попытке виновного взломать замки и системы охранной сигнализации транспортного средства, 11,8% уверены, что применять оружие допустимо при нахождении постороннего лица на водительском сидении и воздействии на систему управления транспортным средством, 6,5% — с начала работы двигателя транспортного средства и большинство сотрудников (64,5%) будут применять оружие по данному основанию только с начала движения транспортного средства. Мнение большинства сотрудников представляется вполне справедливым. Только в этом случае, после осуществления закрепленного в ст. 19 Федерального закона «О полиции» порядка применения оружия — требования прекратить противоправные действия, предупреждения о применении огнестрельного оружия и предоставления достаточного времени для выполнения требования (за исключением случаев, если промедление может повлечь тяжкие последствия), сотрудник полиции может быть уверен, что виновный имеет твердые намерения завладеть транспортным средством.
Таким образом, применение сотрудником полиции огнестрельного оружия для пресечения попытки завладения транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящей на вооружении (обеспечении) полиции, возможно, по нашему мнению, в случае проникновения постороннего лица в салон и только после начала движения транспортного средства. Цель завладения транспортным средством, даже если она известна сотруднику полиции либо очевидна, значения не имеет. На ранних этапах развития ситуации сотрудники полиции обязаны принять меры по недопущению завладения транспортными средствами полиции с использованием иных методов, включая применение физической силы и специальных средств.
На практике имеют место случаи, когда задерживаемое лицо имеет при себе оружие и отказывается выполнить законное требование сотрудника полиции о его сдаче. В соответствии с ч. 4 ст. 23 Федерального закона «О полиции» указанное обстоятельство является основанием для применения огнестрельного оружия в отношении данного лица. При этом Закон не оговаривает форму требования сотрудника о сдаче находящегося у лица оружия, боеприпасов иных предусмотренных нормой предметов (требование голосом или жестами сдать оружие, выдать его, бросить на землю, неоднократность требования и т д.). Полагаем, что конкретная форма требования в данном случае значения не имеет, главным условием является достижение цели — обезоруживание лица, лишение возможности использовать предметы, названные в статье, и если цель достигнута и лицо уже не представляет опасности, даже при формальном неисполнении указанных требований, оружие сотрудникам полиции применять нельзя (например, лицо выполнило требование о сдаче оружия, но оставило при себе боеприпасы, либо отказывается выполнить требование отойти от брошенного оружия; лицо оружие не сдало и пытается скрыться с ним, при этом оружие не заряжено и т.д.). Большинство опрошенных сотрудников полиции (71,6%) согласны с данным утверждением и полагают, что применение оружия правомерно в том случае, когда лицо отказывается выдать либо бросить оружие и представляет потенциальную угрозу сотруднику полиции или гражданам, однако 24,1% респондентов заявили, что намерены применять огнестрельное оружие, когда лицо отказывается выдать либо бросить оружие, даже если оно не представляет угрозы, и только 4,2% сотрудников полиции не собираются применять оружие по рассматриваемому основанию в повседневной оперативно-служебной деятельности, полагая, что применение оружия возможно только при проведении специальных операций по задержанию опасных вооруженных преступников.
Кроме того, неясно значение термина «оружие», по смыслу ч. 4 ст. 23 Федерального закона «О полиции», предоставляющей право сотрудникам применять огнестрельное оружие в отношении лица, отказывающего выполнить требования о его сдаче. Только 5% респондентов относит к данной категории огнестрельное оружие, 24,5% считает, что данное понятие включает в себя любой вид оружия (в т.ч. холодное, метательное, газовое и т.п.) и 70,9% опрошенных сотрудников полиции в данном случае готовы руководствоваться положением, закрепленным в ч. 2 ст. 23 Федерального закона «О полиции» и понимают под оружием, которое необходимо сдать (выдать) сотруднику полиции, «любой вид оружия, а также предметы, вещества и механизмы, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть». В правоприменительной практике нередко возникают ситуации, когда гражданин, вооруженный топором, вилами и т.п., не предпринимает активных действий, связанных с посягательством, сопряженным с насилием, опасным для жизни и здоровья в отношении сотрудника полиции, занимает оборонительную позицию, отказываясь бросить данные предметы, препятствуя выполнению возложенных на сотрудника обязанностей. В данном случае наличествует «скрытая, пассивная» угроза жизни и здоровью сотрудника полиции, готовая в любой момент перерасти в посягательство, более опасное, чем в случае отказа выдать боеприпасы либо ядовитые вещества. Неудивительно, что большинство опрошенных сотрудников полиции считают вполне возможным применение оружия в таких условиях с целью обезопасить себя на данном этапе развития события, не дожидаясь активных действий со стороны виновного.
Считаем, что применение оружия при такой трактовке данного основания будет являться неправомерным. Отсутствие в статье законодательного толкования понятия «оружие» позволяет обратиться к легальному его определению, закрепленному в ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии», под которым понимаются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. В настоящем определении на первый план выведено целевое назначение того или иного предмета как оружия, при этом ученые ставят под сомнение предназначенность оружия для подачи сигналов . Не вторгаясь в полемику по данному вопросу, отметим, что сигнальный патрон, хотя и не предназначен для поражения живой или иной цели, представляет собой устройство, объединяющее средства инициирования, метательный заряд и метаемое снаряжение для подачи светового, дымового или звукового сигнала, и при выстреле из огнестрельного оружия в сторону человека вполне может причинить ему телесные повреждения. Соответственно, к оружию, применительно к ч. 4 ст. 23 Федерального закона «О полиции», отнесем любой вид оружия, закрепленного в Федеральном законе «Об оружии».
———————————
См., напр.: Шарапов Р.Д. Понятие оружия как орудия преступления // Журнал российского права. 2005. N 11; Сургутсков В.И., Зайцева Е.В. Комментарий к Федеральному закону от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс». 2014.

Таким образом, применение сотрудником полиции огнестрельного оружия для задержания лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящегося при нем оружия, правомерно, по нашему мнению, в случае, когда лицо не выполняет законное требование сдать, выдать, бросить либо иным способом лишиться возможности использовать любой вид оружия, оборот которого урегулирован нормами Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» и представляет потенциальную угрозу жизни и здоровью сотрудника полиции или граждан.
Наличие указанных проблем требует, на наш взгляд, незамедлительного судебного толкования двусмысленных и неоднозначно толкуемых положений на уровне решения Пленума Верховного Суда Российской Федерации. К сожалению, такая деятельность высшего судебного органа основывается на результатах «негативной» судебной практики по рассмотрению конкретных дел, связанных с применением сотрудниками полиции огнестрельного оружия, повлекшим причинение вреда жизни и здоровью лиц, в отношении которых применялось оружие, сотрудников полиции, либо граждан, пострадавших из-за преступного бездействия полиции. Считаем, что в данном случае разрешение названных проблем должно носить упреждающий характер с целью недопущения нарушения законности, неправомерного причинения вреда и эффективной защиты жизни и здоровья граждан.

Литература

1. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» / Ю.Е. Аврутин, С.П. Булавин, Ю.П. Соловей и др. М.: Проспект, 2011. 352 с.
2. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный) / Ю.Е. Аврутин, С.П. Булавин, Ю.П. Соловей и др. М.: Проспект, 2012. 552 с.
3. Сургутсков В.И. Комментарий к Федеральному закону от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» (постатейный) / В.И. Сургутсков, Е.В. Зайцева // СПС «КонсультантПлюс». 2014.
4. Шарапов Р.Д. Понятие оружия как орудия преступления // Журнал российского права. 2005. N 11.