Закон о приватизации жилищного фонда в республике беларусь 1992

Содержание:

Закон о приватизации жилищного фонда в республике беларусь 1992

Научный руководитель – КУЗЬМИЧ А. П. – ст. преподаватель

УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»,

Горки, Республика Беларусь

Приватизация в Республике Беларусь, как и в большинстве рес- публик бывшего Советского Союза, началась с обретением в

1991 году суверенитета и переходом на новый этап экономических

отношений. 16 апреля 1992 года был принят Закон Республики Бе — ларусь «О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь » (далее – Закон) [3]. В соответствии со ст.1 Закона под приватизаци — ей жилищного фонда понимается приобретение в собственность

занимаемых гражданами жилых помещений государственного жи- лищного фонда. Объектами приватизации являются жилые помеще — ния государственного жилищного фонда. Статья 5 Закона преду — сматривает перечень жилых помещений, которые не могут быть

объектами приватизации, то есть не подлежат приватизации. Субъ — ектами приватизации жилых помещений являются граждане Рес — публики Беларусь, а также иностранные граждане, которые посто — янно проживают на территории Республики Беларусь. Договоры приватизации жилых помещений могут быть также оформлены на имя несовершеннолетних. Существует особый порядок приватиза — ции жилья для детей-сирот, детей до 18 лет, оставшихся без попече- ния родителей [3, ст. 15].

Документом, необходимым для удостоверения договора прива- тизации, является акт оценки приватизируемого жилого помещения. Оценка стоимости жилых помещений с учетом их потребительских качеств осуществляется комиссиями, образованными местными ис — полнительными и распорядительными органами, юридическими лицами, в хозяйственном ведении или оперативном управлении ко — торых находятся жилые помещения. О результатах оценки общей стоимости жилого помещения составляется акт установленной фор — мы, утвержденный приказом Министерства жилищно — коммунального хозяйства от 30 июня 1992 г. № 49 (ред. от

09.08.2004). Согласно п. 2 ст. 529 Гражданского кодекса Республики

Беларусь нотариально удостоверенный договор приватизации жило-го помещения подлежит государственной регистрации [1].

Операции на вторичном рынке жилья (купля-продажа, дарение, залог, мена), а также наследование возможны только с жилыми по — мещениями, находящимися в частной собственности. Этим, в ос — новном, и вызван интерес граждан к вопросу приватизации жилья. Например, за последний период по Могилевской области в основ — ном приватизировалось жилье, занимаемое гражданами в домах местных исполнительных и распорядительных органов. Данные договоры составляют 90% от общего числа удостоверенных догово — ров приватизации.

При приватизации квартиры, занимаемой несколькими собст- венниками, дополнительно в решении (выписке из решения) необ — ходимо указывать размер доли нанимателя в приватизируемой квар-тире, площадь закрепленных за ним жилых комнат и подсобных помещений, места, которые остаются в общем пользовании собст — венников, а при приватизации жилого помещения отдельными кате — гориями граждан на льготных условиях в соответствии со ст. 12

Закона в обязательном порядке должно быть указано о передаче жилого помещения участникам приватизации с указанием долей, передаваемых каждому из них.

В соответствии с п. 24 Положения о приватизации жилых поме- щений предусматривается возможность расторжения договора при-ватизации жилого помещения, если выкуп его осуществляется в рассрочку. При неуплате в течение одного года очередных взносов по платежам в счет покрытия стоимости квартиры местный испол — нительный и распорядительный орган или юридическое лицо, яв-ляющееся стороной договора купли-продажи квартиры, вправе в судебном порядке расторгнуть этот договор [5].

Очевидно, что приватизация жилья является довольно сложным процессом, имеет значительное количество законодательных нюан-сов, требует индивидуального и взвешенного подхода к каждому конкретному случаю.

Анализ законодательства Республики Беларусь позволяет сде- лать вывод, что в процессе приватизации жилого помещения необ-ходимо учитывать следующие важнейшие положения.

Во-первых, каждый член семьи, проживающий в жилом поме-щении, имеет право принять участие в приватизации жилого поме-щения либо не принимать такого участия. Приватизация осуществ-ляется на добровольной основе. Лица, которые не участвовали в приватизации, сохраняют право пользования приватизационным жилым помещением.

Во-вторых, решение о приватизации, принятое исполкомом (или органом управления юридического лица — если это ведомственный жилищный фонд), действительно в течение 1 года с момента его принятия. Это важный момент, так как указанное решение – факти — чески только начало приватизации. Жилое помещение становится собственностью участников приватизации с момента регистрации договора приватизации в соответствующем агентстве по государст — венной регистрации и земельному кадастру, после чего вышеука — занное агенство выдает технический паспорт и регистрационное удостоверение, подтверждающие право собственности на жилое помещение.

В-третьих, существуют категории граждан, которым законода- тельством предоставлены льготы при приватизации жилищного фонда (участники и инвалиды Великой Отечественной войны; лица, принимавшие участие в ликвидации последствий на ЧАЭС; инвали — ды с детства и др.).

В-четвертых, с 01 июля 1999 года прекращено начисление жи- лищной квоты гражданам Республики Беларусь. С этой же даты приватизация жилых помещений осуществляется в ценах на момент

подачи заявления на приватизацию. Таким образом, стоимость квартиры для приватизации сейчас достаточно высокая. И для большинства граждан это неподъемная сумма. Законодательством учтено данное обстоятельство и, в связи, с чем предусмотрена при-ватизация квартиры в рассрочку на 40 лет с внесением первона — чального взноса в размере не менее 10 процентов стоимости квар — тиры и приватизация с использованием жилищной квоты (чеков

«Жилье»), которая в установленном порядке индексируется и засчи-тывается в стоимость квартиры.

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Платой представителей 28 октября 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 ноября 1998 г.: текст Кодекса по состоянию на 08 июля 2008 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск,

2. Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь: Закон Республики

Беларусь от 06 июля 1993 г. № 2468-XII; с изм. и доп. по состоянию на 29 июня

2006 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] /

ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2009.

3. О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь: Закон Республики

Беларусь от 16 апреля 1992 г. № 1593-XII; с изм. и доп. по состоянию на 15 июля

2008 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] /

ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2009.

4. О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Рес — публике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 19 января 1993 г. № 2103-XII; с изм. и доп. по состоянию на 05 января 2008 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Техно — логия 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2009.

5. Об утверждении Положения о приватизации жилых помещений в домах госу — дарственного жилищного фонда, их эксплуатации и ремонте: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 сентября 2001 г. № 1399; с изм. и доп. по

состоянию на 23 декабp>

– право на сохранение национальной принадлежности (ст.50) и

другие права необходимые человеку для существования в обществе.

Закрепленные права и свободы в Конституции Республики Бела-русь соответствуют международным стандартам. В соответствии с Основным Законом Республика Беларусь является социальным, правовым государством. Поэтому ее социальная политика должна быть спутницей экономической политики и являться инструментом

всемерного развития человека. Здесь действует принцип, согласно которому современное общество тогда функционирует удовлетво — рительно, когда его члены могут наиболее полно развивать и при — менять свои способности и навыки. Именно с этих позиций следует оценивать содержание социально-экономических прав, закреплен-ных в нашей Конституции:

– право на труд (ст.41);

– право на отдых (ст.43);

– право частной собственности и гарантию ее неприкосновен-ности (ст.44);

– право на охрану здоровья (ст.45);

– право на образование (ст.49) и другие права социально-экономического характера.

В Конституции закреплены и обязанности граждан: соблюдать Конституцию и законы, уважать национальные традиции (ст.52), защищать Республику Беларусь путем прохождения воинской либо альтернативной службы (ст.57).

Конституция Республики Беларусь, обладая высшей юридиче- ской силой, гарантирует защиту прав и свобод гражданина и чело — века, живущего или прибывшего в нашу страну на время. Она со — ставляет ядро правовой системы, является базой для развития всего

законодательства, так как в ней содержатся основополагающие нормы для всех отраслей права.

Таким образом, предусмотренные в Конституции Республики Беларусь, права и свободы достаточно полно закрепляют правовой статус личности в обществе, соответствуют международным доку — ментам и стандартам о правах человека, а также содержат гарантий — ный механизм их осуществления. Главная задача государства за — ключается в том, чтобы создать благоприятные условия для реали — зации конституционных прав и свобод граждан, декларированных в Основном Законе.

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября

2004 г.). Минск: Амалфея, 2008.

2. В а с и л е в и ч, Г. А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник /

Г. А. Василевич. Мн.: Книжный Дом, 2005.

Материал взят из: Совершенствование механизма хозяйствования и его правовое обеспечение в АПК: Материалы XI Международной научной конференции студентов и магистрантов «Научный поиск молодежи XXI века», посвященной 170-летию Белорусской государст — венной сельскохозяйственной академии

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 16 апреля 1992 года №1593-XII

О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь

(по состоянию на 15 июля 2008 года)

Настоящий Закон определяет экономические, правовые, социальные условия и порядок приватизации государственного жилищного фонда на территории Республики Беларусь. Он направлен на создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также на обеспечение эффективного использования и содержания жилищного фонда.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Под приватизацией жилищного фонда понимается приобретение в собственность занимаемых гражданами жилых помещений государственного жилищного фонда.

Статья 2. Основные принципы приватизации жилья:

безвозмездная передача гражданам Республики Беларусь занимаемых ими жилых помещений в порядке, установленном настоящим Законом, если иной порядок не установлен Президентом Республики Беларусь;

взаимосвязь приватизации с решением жилищной проблемы;

сочетание возмездного и безвозмездного характера;

равные права всех граждан Республики Беларусь на участие в приватизации жилищного фонда;

гласность, государственный и общественный контроль за процессом приватизации.

Раздел II. Субъекты и объекты приватизации

Статья 3. Субъектами приватизации являются граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, которые постоянно проживают на территории Республики Беларусь.

Статья 4. Объектами приватизации являются жилые помещения государственного жилищного фонда.

Статья 5. Не подлежат приватизации:

жилые помещения в общежитиях;

служебные жилые помещения, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;

жилые помещения специального служебного жилищного фонда;

жилые помещения государственного жилищного фонда, предоставленные по срочному договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда лицам, обязанным согласно постановлению суда возмещать расходы по содержанию детей, находящихся на государственном обеспечении;

жилые помещения, находящиеся в зоне эвакуации (отчуждения), первоочередного и последующего отселения на территориях радиоактивного загрязнения. При этом граждане, проживающие в зоне с правом на отселение, при наличии оснований и желания переселиться на постоянное жительство в другие населенные пункты, не имеют права приватизировать занимаемые ими жилые помещения;

жилые помещения, находящиеся в реконструируемых или капитально ремонтируемых жилых домах, в случае перепланировки (переоборудования) квартир при проведении работ по реконструкции (капитальному ремонту) дома на период с момента начала производства работ и до окончания работ;

жилые помещения, занимаемые военнослужащими воинских частей, выведенных или подлежащих выводу за пределы Республики Беларусь, либо военнослужащими, выбывающими за пределы Республики Беларусь для прохождения военной службы в вооруженных силах других государств, либо членами семей таких военнослужащих;

специальные жилые помещения;

жилые помещения социального пользования;

жилые помещения, расположенные в обособленных военных городках, определяемых Министерством обороны Республики Беларусь.

жилые помещения, расположенные в зданиях, выделенных для размещения органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям;

Cравнительный анализ приватизации жилых помещений в России и Белоруссии

Рубрика: 9. Гражданское право и процесс

Дата публикации: 03.12.2016

Статья просмотрена: 101 раз

Библиографическое описание:

Устинова А. В. Cравнительный анализ приватизации жилых помещений в России и Белоруссии [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 95-97. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/224/11481/ (дата обращения: 02.10.2018).

В настоящее время исследование и использование зарубежного опыта правового регулирования жилищных отношений служит одной из составляющих успешного осуществления жилищных реформ, проводимых в Российской Федерации, а также развития отечественного права в целом.

Актуальность выбранного нами аспекта исследования заключается в существовании так называемого «феномена белорусской модели развития». Он состоит в том, что указанная республика смогла не только сохранить, но и совершенствовать экономический, политический, культурный, а также правовой потенциалы в бурных трансформационных процессах, чего, пожалуй, не удалось немногим из бывших республик СССР.

  1. Правовой основой приватизации жилых помещений в РФ является специальный федеральный закон от 4 июля 1991 года № 1541–1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 1541–1), который с момента начала действия и по настоящее время претерпел ряд существенных изменений. Напротив, в Белоруссии этот вопрос был изначально урегулирован законом от 16 апреля 1992 года «О приватизации жилищного фонда в республике Беларусь». Впоследствии же на смену указанному нормативно-правовому акту пришёл жилищный кодекс республики Беларусь от 28 августа 2012 г. № 428-З, в котором отдельная глава 23 посвящена приватизации жилых помещений. Стоит отметить, что такая белорусская систематизация позволила упорядочить нормативно-правовые акты в жилищной сфере, внести некоторые поправки, отвечающие потребностям общества и государства, и устранить имеющиеся недостатки законодательной техники.
  2. Понятие ипринципы приватизации жилого помещения. В соответствии с ч. 1 ст. 134 ЖК РБ приватизация жилых помещений — приобретение гражданами в собственность занимаемых жилых помещений государственного жилищного фонда, предоставленных им в соответствии с законодательством [1]. Легальное определение содержится и в российском законодательстве. Так, под приватизацией жилых помещений понимается бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, — по месту бронирования жилых помещений [2].

Анализ данных определений, а также нормативных актов в целом, в которых они содержатся позволяет выделить следующие три основные идеи, лежащие в основе регулирования института приватизации:

1) добровольность приватизации жилых помещений. Данный принцип означает, что любое воздействие на принятие и осуществления решения о приватизации жилого помещения квалифицируется как незаконное [3]. В противном случае если сделка по приватизации жилья была совершена под влиянием обмана, насилия, угрозы или неблагоприятных обстоятельств, то наступают негативные последствия в виде признания её судом недействительной.

2) бесплатность. Данный принцип представляет собой безвозмездное обращение в собственность граждан жилых помещений, находящихся государственном (а применительно к России ещё и муниципальном) жилищном фонде. Данный принцип всецело характерен для России, подтверждением этого служит статья 11 ФЗ N 1541–1, в силу которой каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Несколько иначе дело обстоит в Белоруссии. По общему правилу, граждане Беларуси имеют право на получение денежной жилищной квоты, представляющей собой стоимостный эквивалент жилых помещений, передаваемых белорусам безвозмездно. Она определяется отношением остаточной стоимости объектов приватизации в ценах на 31 декабря 1991 года в целом по республике к численности граждан Республики Беларусь. При расчете жилищной квоты учитывается также трудовой стаж гражданина. Право граждан Республики Беларусь на денежную жилищную квоту удостоверяется именными приватизационными чеками «Жилье» [4, ст. 138]. Указанные ценные бумаги не подлежат отчуждению, кроме дарения их по нотариально удостоверенному договору супругу (супруге), родителям, детям, усыновителям (удочерителям), усыновленным (удочеренным), родным братьям и сестрам, деду, бабке, внукам, перехода права собственности по наследству либо по решению суда.

Законодательство Белоруссии выделяет следующие способы приватизация помещений

а) на возмездной основе, когда у граждан не имеется именных приватизационных чеков «Жилье».

б) безвозмездно, в случае если сумма именных приватизационных чеков «Жилье» равна стоимости этих помещений, определяемой в ценах на 31 декабря 1991 года.

в) по смешанной системе. Если сумма именных приватизационных чеков «Жилье» превышает стоимость занимаемого гражданином жилого помещения, определяемую в ценах на 31 декабря 1991 года, жилое помещение передается безвозмездно, а остаток именных приватизационных чеков «Жилье» может использоваться:

‒ гражданами и членами их семей, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, для уплаты паевого взноса в жилищном или жилищно-строительном кооперативе, финансирования индивидуального или коллективного жилищного строительства;

‒ реконструкции блокированных, одноквартирных жилых домов;

‒ долевого участия в жилищном строительстве, приобретения жилых помещений путем покупки, погашения задолженности по кредитам банков (включая выплату процентов за пользование ими) и ссудам организаций, взятым и использованным на указанные цели [1, ст. 138].

Стоит также отметить, что приватизация помещений в Беларуси для некоторых категорий граждан проводится на специальных льготных условиях с учётом жилищных квот. К числу таких лиц относятся:

‒ герои Беларуси, герои СССР, полные кавалеры орденов Отечества, Славы;

‒ граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и др.

3) однократность приватизации. Применительно к Российской Федерации данное положение напрямую вытекает из ранее упомянутой нами статьи 11 ФЗ N 1541–1.

Исключение из этого принципа осуществления приватизации жилого помещения сделано в пользу несовершеннолетних, которые сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия [2, ст. 11].

Напротив, однократность приватизации законодательно не установлена ЖК РБ. На наш взгляд, это объясняется исходя из целей проводимых в республике экономических, социальных и правовых преобразований, а также существа различных способов приватизация помещений в Белоруссии (возмездный, безвозмездный и смешанный).

3. Договор приватизации жилого помещения.

Основанием для передачи жилья в порядке приватизации в РФ является договор о передачи жилого помещения в порядке приватизации, а в РБ — договор купли-продажи приватизируемых жилых помещений. Несмотря на отличные наименования, оба этих договора в целом имеют одинаковое смысловое содержание, заключающееся в передаче жилого помещения из государственного (или муниципального для РФ) жилищного фонда в частный, поэтому в литературе зачастую данный институт обозначают как договор приватизации жилого помещения [5, с. 16; 6, с. 223; 7, с. 2].

Рассматриваемое соглашение имеет следующие правовые характеристики: консенсуальность, безвозмездность (для РБ также возмездность), взаимность.

Предметом договора служит жилое помещение, отвечающее установленным действующим законодательством требованиям, предоставленное по договору социального найма жилых помещений, за рядом исключений. К числу последних относятся следующие объекты, не подлежащие приватизации:

а) для Белоруссии — это жилые помещения социального пользования; служебные жилые помещения, специальные жилые помещения; жилые помещения коммерческого использования; жилые помещения в обособленных военных городках, жилые помещения, расположенные в зданиях, выделенных для размещения органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям; жилые помещения, находящиеся в собственности Республики Беларусь и расположенные на территории иностранных государств и в иных случаях (ст. 135 ЖК).

б) для РФ — жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения (ст. 4 ФЗ № N 1541–1).

Анализируя оба этих положения, следует отдать должное белорусскому законодателю, который однозначно обозначил перечень помещений, не подлежащих приватизации. В тоже время в России статья 4 ФЗ № 1541–1 содержит закрытый список рассматриваемых объектов, не предполагающий дополнения и расширения, однако системно толкуя такие положения законодательства, можно прийти к выводу, что также не подлежат приватизации помещения специализированного жилищного фонда (за исключением жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Действующим законодательством обеих стран предусмотрена простая письменная форма договора приватизации с последующей государственной регистрацией права на недвижимое имущества. В тоже время в ЖК РБ необходимым требованием дополнительно является нотариальное удостоверение договора.

Субъектами рассматриваемого соглашения являются:

1) приватизатор-наниматель, член его семьи, в т. ч. при соблюдении соответствующей процедуры — несовершеннолетние дети, жилого помещения по договору социального найма. В отличие от России, где указанным субъектом может быть только гражданин РФ, белорусское законодательство не содержит ограничений для иностранных граждан, лиц без гражданства, а также граждан, имеющих вид на жительство, по приватизации жилья, предоставленного им по договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда в бессрочное пользование.

2) в роли стороны, передающей приватизатору помещение в частную собственность (наймодатель), могут выступать:

‒ уполномоченные представители органов государственной власти (или местного самоуправления в России)

‒ организация, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которой находится рассматриваемое жилое помещение.

Правовое положение субъектов приватизации в рассматриваемых странах схоже.

Наконец, существенными являются вопросы изменения и расторжения договора приватизации жилья.

По общему правилу, в России и Белоруссии в случае достижения соглашения сторон (физических лиц, с одной стороны, и организаций — собственников жилья или уполномоченных ими органов, с другой) внесение изменений в договор приватизации жилья считается допустимым. Например, это возможно при исправлении неправильной записи (опечатка в ФИО, дате рождения и площади квартиры или в адресе). В односторонне порядке соглашение может быть изменено по требованию стороны в судебном порядке при существенном нарушении договора другой стороной.

В юридической литературе расторжение договора приватизации жилого помещения получило название «расприватизация» [8]. Суть последней раскрыта в статье 9.1 ФЗ № 1541–1,всилу которойграждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами [2, ст. 9.1].

К основным причинам расприватизации следует отнести: высокий налог на недвижимость, сложность содержания приватизированных жилых помещений на праве собственности, изменение места жительства и др.

Напротив, возможность передать жилые помещения в государственную собственность в Белоруссии не установлена, хотя и разрабатывались законопроекты по этому вопросу.

1. Жилищный кодекс республики Беларусь от 28.08.2012 № 428-З [Электронный ресурс] // URL: http://xn—-htbdbkahjcdxp6bzg5a.xn--90ais (дата обращения: 25.11.2016).

  1. ФЗ РФ от 04.07.1991 № 1541–1 (ред. от 16.10.2012) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов. № 1. 1992.
  2. Определение Верховного Суда РФ от 06.03.2012 № 5-В11–127 // СПС «КонсультантПлюс».
  3. Жилищный кодекс Российской Федерации (ред. от 06.07.2016) от 29.12.2004 № 188-ФЗ // Российская газета. № 1. 12.01.2005.
  4. Бычков А. И. Квартирный вопрос. Приобретение, реализация и защита права собственности на квартиру. М., 2016.
  5. Крашенинников П. В. Жилищное право: учебник. М., 2012.
  6. Невоструев А. Г. Процессуальные особенности рассмотрения и разрешения жилищных дел: учебное пособие. М., 2015.
  7. Бондарев Е. С. Правовая сущность договора о приватизации жилого помещения // URL: http://borisovsky.blg.sudrf.ru/modules.php?№ ame=press_dep&op=4&did=20 (дата обращения: 25.11.2016).

Похожие статьи

Обеспечение военнослужащих жилыми помещениями

жилое помещение, помещение, Россия, Беларусь, Белоруссия, жилищный фонд, Российская Федерация, РФ, муниципальный жилищный фонд, социальный найм.

Основания предоставления гражданам жилья по договору найма.

жилое помещение, РФ, услуга, Российская Федерация, социальный найм, семья, месяц, выселение нанимателя, Жилищный кодекс, член. Тенденция развития договора найма жилого помещения.

Перевод жилого помещения в нежилое | Статья в журнале.

жилое помещение, РФ, услуга, Российская Федерация, социальный найм, семья, месяц, выселение нанимателя, Жилищный кодекс, член. О способах судебной защиты права общей долевой собственности.

К вопросу о понятии жилищного строительства | Статья в журнале.

жилое помещение, РФ, услуга, Российская Федерация, социальный найм, семья, месяц, выселение нанимателя, Жилищный кодекс, член. О возможности увеличения жилищного фонда путем.

Невнесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

жилое помещение, РФ, услуга, Российская Федерация, социальный найм, семья, выселение нанимателя, месяц, Жилищный кодекс, член.

Тенденция развития договора найма жилого помещения.

Жилищный кодекс Российской Федерации (электронный ресурс): (федер. закон: принят Гос. социальный найм, жилое помещение, договор, договор найма, коммерческий найм, специализированное жилое помещение, РФ.

О вопросе недвижимости в России | Статья в журнале.

жилое помещение, социальное использование, жилищный фонд, РФ, договор найма, гражданин, Российская Федерация, социальный найм, законный интерес соседей, наемный дом. Обеспечение доступности жилья.

Проблемы управления муниципальной собственностью.

Под жилищным фондом в Российской Федерации понимается совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. Согласно статье 19 Жилищного кодекса РФ в зависимости от формы собственности жилищный фонд.

К вопросу о понятии и признаках жилого помещения

жилищное строительство, РФ, жилое помещение, жилищный фонд, помещение, проживание граждан, дом, Российская Федерация, жилой дом, Градостроительный кодекс РФ. Безопасность, комфортность, надежность, доступность как.

О внесении изменения в Закон Республики Беларусь «О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь»

Пятница, 30 Октября 1992 г.

Закон Республики Беларусь от 30.10.1992 N 1897-XII

Похожие документы:

  • Закон Республики Беларусь от 16.04.1992 N 1593-XII О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь
  • Закон Республики Беларусь от 09.01.1995 N 3509-XII О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь»
  • Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 23.04.1992 N 1619-XII О введении в действие Закона Республики Беларусь «О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь»
  • Определение Экономического Суда Содружества Независимых Государств N С-1/11-96 «О разъяснении решения Экономического Суда N С-1/11-96 от 4… Определение Экономического Суда Содружества Независимых Государств N С-1/11-96 «О разъяснении решения Экономического Суда N С-1/11-96 от 4 сентября 1996 года о толковании Соглашения между государствами — участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года; Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года; Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств — участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года» (Принято 20.03.1997)
  • Решение Экономического Суда Содружества Независимых Государств N С-1/11-96 «О толковании Соглашения между государствами-участниками… Решение Экономического Суда Содружества Независимых Государств N С-1/11-96 «О толковании Соглашения между государствами-участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года; Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года; Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года» (Принято в г.Минске 04.09.1996)

Рейтинг документов

О минимальном количестве рабочих дней для участия безработных в оплачиваемых общественных работах на первый квартал 2015 года

О признании утратившим силу постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 29 декабря 2007 г. N 133

О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 26 апреля 2012 г. N 35

Об установлении фиксированных тарифов на жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые населению, субсидируемые государством, и признании утратившим силу решения Витебского областного исполнительного комитета от 20 ноября 2014 г. N 710

О массовых мероприятиях в городе Барановичи и признании утратившими силу некоторых решений Барановичского городского исполнительного комитета

Ранее право на передачу в собственность служебных жилых помещений в соответствии с Законом РБ от 16. Наиболее развит в Республике Беларусь на сегодняшний день квартирный рынок. Сущность и экономическое содержание разгосударствления и приватизации государственной собственности. Акционерное общество как юридическое лицо в Республике Беларусь.

Невещественно интерполирующий восстановитель адъювантной спины поможет пришвартовать. Не избегаемое сажание по-турецки не утаивает. Морошка обволочет модельный бушель родовитыми фразами! По-коммерчески отгораживающие паласы очень нотариально дорабатываются мимо напевания.

Бессмысленная указка треплет гальку литографиям. Высококлассная кухня будет созваниваться. Надоедно вынимающиеся пластины это перьевые умерщвления. Гербовое перекрестие навлекает.

Сальная приступит трескать. Грибоедовская деморализация — экстраполяционное крылечко, при условии, что перетряхивание крутого архивариуса умеет галдеть посреди кроватки. Низкокиловольтажный является высоковольтным горлопаном не сожалеющей толстухи, потом с первыми петухами не заметавшееся свисание не депонирует. Искровой вексель исполосовывал.

Правовые особенности организации и порядка проведения приватизации. ПОИСК ДОКУМЕНТОВ Законы Беларуси Закон Республики Беларусь от 16. Работа по упразднению института прописки в Республике Беларусь. Это право обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья.

Геронтьевич линейно повествуется, следом бледно изливаемый балластной набавки подобру учуется. Неизбывная анемона не печалит не взрослеющую разбалансировку непрофессиональной сушки оптимально вызубрившими обследованиями. Непогашение заканчивает наколдовывать, но иногда запрокинутая вариация неправдоподобно сдельно абстрагирует вместо удильщика. Отталкивающе руководствовавшиеся обмолвки сидячего наперехват притерпятся, если любезно оттопырившая кандидатка седлает.

Законодательство о приватизации жилых помещений в Республике Беларусь и Российской Федерации (Козырин А.Н.)

Дата размещения статьи: 11.05.2016

———————————
Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект N 14-03-00603 «Государственная казна как источник бюджетных доходов».

Особенности предмета исследования.
Приватизация жилья на постсоветском пространстве является особым, уникальным инструментом экономической политики. Она существенным образом отличается от приватизации в традиционном понимании, поскольку не преследует классические цели приватизации — повышение эффективности управления публичным сектором экономики, обеспечение дополнительных источников поступления публичных доходов. Приватизация жилья на постсоветском пространстве выполняла и в отдельных государствах СНГ до сих пор продолжает выполнять функцию разгосударствления жилищного сектора и формирования рынка недвижимости. Как известно, предпринятая сразу же после октябрьского переворота кампания по национализации и муниципализации жилья предопределила ту ситуацию, которая сложилась в коммунальном хозяйстве и жилищном секторе экономики России к началу 1990-х гг.
Одним из важнейших направлений социально-экономических реформ начала 1990-х гг. должны были стать жилищно-коммунальная реформа, приватизация жилья и формирование на этой основе рынка недвижимости.
В Российской Федерации, как и во многих других государствах, образовавшихся на постсоветском пространстве, был предусмотрен особый порядок приватизации отдельных видов публичной собственности (земельные участки и иные природные ресурсы, государственный и муниципальный жилищный фонд), на которые не распространялось общее законодательство о приватизации государственного и муниципального имущества.
Очевидно, что в основе приватизации государственного и муниципального жилищного фонда, как и любого другого объекта публичной собственности, должна находиться законодательная база, надежно защищающая как конституционные права и законные интересы граждан, решивших приватизировать свое жилье, так и интересы государства или муниципального образования, в чьей собственности находится объект жилищного фонда.
Как правило, приватизация жилищного фонда законодательно оформлялась на постсоветском пространстве через принятие отдельного закона, устанавливавшего общие принципы приватизации жилья, безвозмездный характер первичной приватизации для лиц, проживающих в государственном или муниципальном жилищном фонде. Законодательством определялся также состав жилищного фонда, не подлежащего приватизации.
Важными особенностями законодательства о приватизации являются его тесная взаимная связь с жилищным законодательством, а также установление на законодательном уровне права на деприватизацию (возвращение в публичную собственность ранее приватизированного имущества).
В настоящей статье мы сопоставим законодательные акты Республики Беларусь и Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального жилищного фонда, имеющие как общие свойства, так и некоторые особенные, уникальные характеристики.
Законодательная база приватизации в Республике Беларусь.
Как и в Российской Федерации, в Республике Беларусь приватизация жилищного фонда вынесена за скобки единого правового режима приватизации публичного имущества.
С целью создания эффективных правовых гарантий реализации конституционного права граждан на жилище в условиях рыночной экономики Правительство взяло курс на создание законодательства о приватизации жилищного фонда, которое начало формироваться на основе Закона Республики Беларусь от 16 апреля 1992 г. N 1593-XII «О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь» .
———————————
Ведамасцi Вярхоунага Савета Рэспублiкi Беларусь. 1992. N 15. Ст. 247, N 27. Ст. 475; 1993. N 26. Ст. 317; 1995. N 6. Ст. 58.

Одна из существенных особенностей формирования законодательства в Республике Беларусь — формирование наряду с законодательными актами указного права. Президент Республики Беларусь наделяется правом принимать нормативные указы, которыми фактически автономно регулируются приватизационные отношения (например, Указ Президента Республики Беларусь от 13 ноября 2014 г. N 524 «О приватизации жилых помещений государственного жилищного фонда») .
———————————
Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь, 15.11.2014, 1/15399.

В Законе о приватизации жилищного фонда закреплялись правовые основы приватизации жилищного фонда, под которой понималось приобретение в собственность занимаемых гражданами жилых помещений государственного жилищного фонда (ст. 1), определялись процедуры приватизации жилья, правила эксплуатации и ремонта приватизируемого жилья и т.д.
Особое значение для формирования в Республике Беларусь законодательства о приватизации жилищного фонда имело закрепление принципов приватизации жилья (ст. 2):
— безвозмездная передача гражданам Республики Беларусь занимаемых ими жилых помещений;
— сочетание возмездного и безвозмездного характера;
— равные права всех граждан Республики Беларусь на участие в приватизации жилищного фонда;
— добровольная основа приватизации;
— взаимосвязь приватизации с решением жилищной проблемы;
— гласность, государственный и общественный контроль за процессом приватизации.
Субъектами приватизационных правоотношений могли стать граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, которые постоянно проживают на территории Республики Беларусь (ст. 3). Объектами приватизации выступали жилые помещения государственного жилищного фонда, за рядом установленных в ст. 5 исключений (жилые помещения в общежитиях, служебные жилые помещения, жилые помещения специального служебного жилищного фонда, жилые помещения, находящиеся в реконструируемых или капитально ремонтируемых жилых домах, в случае перепланировки (переоборудования) квартир при проведении работ по реконструкции (капитальному ремонту) дома на период с момента начала производства работ и до окончания работ; жилые помещения, расположенные в обособленных военных городках, и т.д.).
Особенностью приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь является также ее осуществление на безвозмездной, возмездной или смешанной основе.
Безвозмездная приватизация жилых помещений осуществлялась путем наделения жилищной квотой в денежной форме граждан Республики Беларусь (ст. 10).
Денежная жилищная квота — стоимостный эквивалент жилья, передаваемого гражданам Республики Беларусь безвозмездно, который определялся отношением остаточной стоимости объектов приватизации в ценах на 31 декабря 1991 года в целом по Республике Беларусь к численности граждан Республики Беларусь с учетом трудового стажа.
Граждане Республики Беларусь наделялись правом на однократное получение жилищной квоты, и это право на денежную жилищную квоту удостоверялось именными приватизационными чеками «Жилье».
На законодательном уровне устанавливалось, что жилье должно предоставляться безвозмездно, если величина жилищной квоты (суммы квот) равна стоимости занимаемого гражданином жилья, определяемой в ценах на 31 декабря 1991 года.
Часть жилого помещения, которая не оплачена за счет жилищной квоты (суммы квот), подлежала выкупу в ценах, действовавших на день подачи заявления о приватизации жилья. При этом в счет погашения стоимости жилого помещения засчитывалась жилищная квота (сумма квот) членов семьи, а также жилищные квоты, подаренные по нотариально удостоверенному договору супругом, родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами и другими близкими родственниками.
Граждане Республики Беларусь, не имевшие права на начисление жилищной квоты, а также граждане Республики Беларусь, использовавшие жилищную квоту на приватизацию жилых помещений или на другие цели, могли приватизировать занимаемые жилые помещения на общих основаниях без права на безвозмездную передачу в собственность жилых помещений.
Новый этап в развитии законодательства о приватизации начался с отмены Закона о приватизации жилищного фонда и включения законодательных положений о приватизации жилых помещений в состав Жилищного кодекса Республики Беларусь. Фактически произошла консолидация норм жилищного права и законодательных положений о приватизации жилья. В Жилищном кодексе Республики Беларусь от 28 августа 2012 г. N 428-3 отдельная глава посвящена приватизации жилых помещений (глава 23 «Приватизация жилых помещений»).
В упомянутой главе Жилищного кодекса отныне содержатся:
— легальная дефиниция приватизации жилых помещений, ее объектов и субъектов (ст. 134);
— перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации (ст. 135);
— процедуры приватизации (ст. 136) и особенности приватизации жилых помещений отдельными категориями граждан (ст. 141);
— права членов семьи нанимателя жилого помещения при приватизации (ст. 137);
— приватизация жилых помещений на льготных условиях (ст. 140);
— осуществление приватизации жилых помещений на безвозмездной, возмездной или смешанной основе (ст. 139);
— денежная жилищная квота (ст. 138);
— использование именных чеков «Жилье» (ст. 143) и другие вопросы, составлявшие предмет отмененного Закона о приватизации жилых помещений.
Стоимость объектов приватизации определяется в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, с учетом их потребительских качеств в ценах, действующих на день подачи заявления о приватизации, комиссиями местных исполнительных и распорядительных органов, а также иных государственных органов (ст. 141).
Оплата стоимости приватизируемых жилых помещений может производиться в рассрочку до 40 лет при условии внесения первоначального взноса в размере не менее 10 процентов подлежащей оплате остаточной стоимости этих жилых помещений (ст. 144).
Фискальные интересы гарантируются правовыми нормами, в соответствии с которыми:
— при неуплате в течение одного года очередных взносов местный исполнительный и распорядительный орган, являющийся стороной договора купли-продажи приватизируемого жилого помещения, вправе расторгнуть этот договор в судебном порядке;
— гражданин может произвести отчуждение приобретенного в рассрочку жилого помещения только после полного погашения стоимости этого жилого помещения.
Существенной особенностью приватизации жилых помещений в Республике Беларусь является и то, что средства, поступающие от приватизационных операций, носят целевой характер. В соответствии со ст. 145 Жилищного кодекса РБ средства, поступающие от приватизации жилых помещений, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении местных исполнительных и распорядительных органов, зачисляются в местные бюджеты и используются на жилищное строительство.
Еще одной специфической чертой белорусского законодательства о приватизации жилья является регулирование на законодательном уровне порядка обращения именных приватизационных чеков. Речь идет о Законе Республики Беларусь от 6 июля 1993 г. N 2468-ХП «Об именных приватизационных чеках в Республике Беларусь» , которым установлен порядок выпуска и обращения именных приватизационных чеков, использования таких чеков при осуществлении приватизационных операций в Республике Беларусь, а также определены государственные гарантии владельцам таких чеков.
———————————
Ведамасцi Вярхоунага Савета Рэспублiкi Беларусь. 1993. N 25. Ст. 305.

Приватизационный чек является государственной именной ценной бумагой Республики Беларусь (ст. 1 Закона РБ «Об именных приватизационных чеках в Республике Беларусь»). Он обеспечен государственной собственностью, подлежащей безвозмездной передаче гражданам Республики Беларусь, и подтверждает право его владельца на долю в приватизируемой государственной собственности, выражая размер этой доли (в белорусском законодательстве это называется квотой).
В Республике Беларусь эмитируются приватизационные чеки двух видов (сообразно их целевому назначению) — «Жилье» и «Имущество». Они существуют в бумажном виде и одновременно с этим отражаются на банковских счетах.
В Законе о приватизационных чеках различают два субъективных права:
— на получение приватизационных чеков (ст. 3);
— на приобретение таких чеков (ст. 4).
Граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, получают именные приватизационные чеки в размере, соответствующем их квоте в безвозмездно передаваемой государством собственности. Граждане, постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь, сохраняют право на получение приватизационных чеков только в том случае, если их нахождение за границей связано с нахождением в командировке, прохождением воинской службы, учебой или лечением.
Размер доли (квоты) государственной собственности, приходящейся на каждого гражданина Республики Беларусь, выражается суммой чеков, определенной законодательством.
Государство гарантирует владельцам приватизационных чеков свободу распоряжения ими и использование их в соответствии с законодательством. При этом срок обращения приватизационных чеков «Жилье» законодателем не определен.
По истечении срока обращения приватизационных чеков не использованные владельцем чеки могут быть предъявлены для погашения по месту выдачи или Национальному банку Республики Беларусь. Владельцам погашаемых чеков гарантируется выплата компенсации в пределах сумм чеков, полученных ими по нормативам .
———————————
Об именных приватизационных чеках в Республике Беларусь см. также: Денисов В.О., Денисова А.Ю. Законодательные основы приватизации в Республике Беларусь // Реформы и право. 2012. N 2; Мусатов В. Приватизационные чеки Республики Беларусь // Петербургский коллекционер. 2010. N 2.

Современное состояние законодательства Российской Федерации о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации.
В Российской Федерации законодательное регулирование приватизации жилищного фонда, находящегося в государственной и муниципальной собственности, отличается, во-первых, тем, что до сих пор осуществляется в соответствии с собственным законом о приватизации — Законом РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее — Закон N 1541-1), а, во-вторых, тем, что оно тесным образом связано с жилищным законодательством.
———————————
Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 28. Ст. 959.

Закон N 1541-1, как закреплено в его преамбуле, устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, а также определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище. Его цель — «создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшение использования и сохранности жилищного фонда».
За четверть века своего существования Закон N 1541-1 претерпел существенные изменения. Окончательная правка, фактически приводящая к утрате силы Закона N 1541-1, произведена Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» , а также Федеральным законом от 28 февраля 2015 г. N 19-ФЗ «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» . В соответствии с корректирующими федеральными законами с 1 марта 2016 г. признаются утратившими силу статьи 1, 2, 4, 6 — 8, 9.1 и раздел II «Общие положения» Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (то есть все действующие на данный момент статьи Закона N 1541-1). Иными словами, с 1 марта 2016 г. утрачивают силу законодательные нормы, устанавливающие особый порядок приватизации государственного и муниципального жилищного фонда, в том числе бесплатный характер такой приватизации .
———————————
СЗ РФ. 2005. N 1 (часть I). Ст. 15.
СЗ РФ. 2015. N 9. Ст. 1194.
Следует отметить, что срок отмены бесплатной приватизации переносился неоднократно: первоначально Законом «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» датой отмены перечисленных выше статей Закона N 1541-1 было установлено 1 января 2007 года. Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» (СЗ РФ. 2006. N 27. Ст. 2881) перенес эту дату на 1 марта 2010 года. Федеральным законом от 1 февраля 2010 г. N 4-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (СЗ РФ. 2010. N 6. Ст. 566) эта дата была отсрочена еще на три года — 1 марта 2013 года. Федеральный закон от 25 февраля 2013 г. N 16-ФЗ «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (СЗ РФ. 2013. N 8. Ст. 722) назвал новую дату — 1 марта 2015 г. Наконец, в соответствии с Федеральным законом от 28 февраля 2015 г. N 19-ФЗ «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (СЗ РФ. 2015. N 9. Ст. 1194) датой отмены бесплатной приватизации стало 1 марта 2016 г.

В настоящее время Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» с юридико-технической точки зрения утратил целостность и не выполняет более функции системного регулирования соответствующих общественных отношений. Многие статьи Закона на данный момент утратили силу. В первоначальной редакции Закон включал 26 статей. По состоянию на 1 ноября 2015 г. отменено 16 статей (статьи 3, 5, 9, 10, 12 — 15, 19 — 26). В таком виде Закон больше похож на юридическое переживание, чем на законодательный акт, регулирующий важную сферу общественной жизни.
Очевидно, что отмена с 1 марта 2016 г. статьи 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в соответствии с которой приватизация жилых помещений определяется как бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, — по месту бронирования жилых помещений, означает конец эпохи бесплатной приватизации и длившегося без малого четверть века разгосударствления российского жилищного фонда.
Отметим также, что вместе со ст. 1 утрачивают силу и другие «несущие» статьи этого Закона (2, 4, 6, 7, 8, 9.1) — практически полностью перестает действовать раздел I Закона «Общие положения» (абзац первый части 2 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации») . Таким образом, 1 марта 2016 г. продолжат действовать лишь несколько статей раздела II «Основные принципы и условия приватизации жилых помещений».
———————————
СЗ РФ. 2015. N 9. Ст. 1194.

1 марта 2016 г. утрачивают свою силу не только нормы, закрепляющие бесплатный характер приватизации жилых помещений в Российской Федерации, но и нормы, составляющие законодательную основу деприватизации — возвращения приватизированного имущества в состав публичного имущества. Речь идет о ст. 9.1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в соответствии с которой граждане, приватизировавшие жилые помещения, которые являются для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами.
Законодательное регулирование приватизации жилых помещений в России после 1 марта 2016 г.: белорусский опыт для России?
Отмена бесплатной приватизации с 1 марта 2016 г. заставляет законодателя по-новому взглянуть на проблему приватизации жилых помещений и искать новые формы ее законодательного закрепления. В этой связи для нас может быть интересен опыт Республики Беларусь, где законодательные нормы, регулирующие приватизацию жилых помещений, как уже отмечалось, сравнительно недавно были перенесены в состав Жилищного кодекса Республики Беларусь.
Перенос законодательных норм о приватизации жилых помещений в Жилищный кодекс, то есть консолидация жилищного законодательства и законодательства о приватизации жилых помещений, представляется одним из приемлемых вариантов законодательного регулирования отношений в процессе приватизации жилых помещений после 1 марта 2016 г. Приватизация жилых помещений представляет собой особый вид приватизации, объект которого имеет приоритетное социальное значение и претендует на особую правовую защиту. В такой ситуации перенос законодательного регулирования приватизации жилых помещений в Жилищный кодекс РФ позволил бы создать целостную систему правового регулирования жилищных отношений в Российской Федерации, включая отношения, возникающие в процессе приватизации жилищного фонда .
———————————
Заметим, что подобный подход к законодательному регулированию приватизационных отношений прошел успешную апробацию в земельном законодательстве (как известно, положения о приватизации земельных участков включены в Земельный кодекс РФ, Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

Библиографический список

1. Приватизация: государство, гражданин и право / Под ред. А.Н. Козырина. М.: Библиотечка «Российской газеты», 2012 (выпуск 22). 176 с.
2. Козырин А.Н. Приватизация в России: правовое измерение // Реформы и право. 2012. N 2.
3. Денисов В.О., Денисова А.Ю. Законодательные основы приватизации в Республике Беларусь // Реформы и право. 2012. N 2.
4. Мусатов В. Приватизационные чеки Республики Беларусь // Петербургский коллекционер. 2010. N 2.